Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2011 в 11:18, курсовая работа
Страны Восточной Европы (Польша: Венгрия: Чехия: Словакия: Болгария и Румыния) всегда входили в область внешнеэкономических интересов России. На протяжении более чем 40 лет экономики данных стран развивались в тесном взаимодействии с экономикой Советского Союза, неотъемлемой частью которого была Россия.
Введение...................................................................................................................3
1. Страны Восточной Европы, их состав и происхождение................................5
1.1 Внешнеэкономические связи как фактор развития стран Восточной Европы......................................................................................................................5
1.2 Состав Восточной Европы, особенности развития........................................8
1.3 Особенности экономических связей России со странами Центральной и Восточной Европы................................................................................................12
2. Анализ экономических связей России и Польши..........................................18
2.1 Ретроспектива взаимоотношений России и Польши...................................18
2.2 Россия и Польша: характеристика социальных особенностей Польши....21
2.3 Особенности взаимоотношений России и Польши......................................30
3. Перспектива развития экономического сотрудничества России и Польши...................................................................................................................35
Заключение.............................................................................................................40
Список литературы................................................................................................42
Приложения...........................................................................................................44
Как известно, чтобы потратить больше, чем удается заработать, деньги нужно где-то одолжить, в связи с чем увеличивается государственный долг. Все указывает на то, что по итогам 2009 года совокупный государственный долг Польши может преодолеть отметку в 50% ВВП, a в 2010-м — вырасти до более 55% ВВП.
Все эти величины находятся в так называемой плоскости осторожности: государственный долг свыше 55% ВВП, согласно польскому законодательству, означает замораживание уровня бюджетного дефицита, не повышение заработных плат для работников бюджетной сферы и приостановку индексации пенсий и социальных выплат.
В свете вышеизложенного понятно, что правительство вынуждено противодействовать дальнейшему увеличению государственного долга, тем более что Конституцией Польши запрещено проводить госзаимствования на сумму, превышающую 60% ВВП.
Однако по сравнению с ситуацией в других странах ЕС состояние польского государственного долга не является чем-то из ряда вон выходящим.
Средний показатель государственного долга стран — членов Европейского Союза в 2009 году вырос до 73% ВВП, а в 2010-м, скорее всего, приблизится к отметке 84%.
Многие считают, что любое реформирование нужно начинать в период благоприятной конъюнктуры, но, как показывает практика, зачастую именно кризисные явления заставляют внедрять необходимые реформы в обществе. В Польше в течение последних лет власти действительно многое сделали для реформирования и улучшения функционирования экономики — ярким примером чего является, собственно, выявленная польской экономикой устойчивость к мировому кризису, — но страна и в дальнейшем требует последовательных реформаторских шагов, которые позволят ей максимально использовать шансы для перспективного динамичного развития экономики.
Такой
шанс просматривается, в частности, с учетом
признаком экономического оживления как
в Европе, так и в мире, и свидетельствует
о скором завершении мирового экономического
кризиса.
2.3
Особенности взаимоотношений
России и Польши
После
некоторого охлаждения российско-польские
экономические отношения в
У наших стран есть традиционный прагматичный интерес друг к другу. Россия и Польша – соседи, и многие актуальные политические и экономические проблемы европейского и мирового масштаба нам предстоит решать вместе.
Совет
Федерации как палата регионов в
своей работе уделяет большое
внимание процессам социально-
Активизируются
механизмы и структуры
Наши страны, как и вся мировая экономика, находятся сейчас в очень непростой ситуации. Кризис продолжается, и прогнозы крайне противоречивы. Не обошел он стороной и российско-польское экономическое сотрудничество. Резкое падение внутреннего спроса в обеих странах уже привело к сокращению объема взаимной торговли.
Польша является одним из основных торговых партнеров России и занимает во внешнеторговом обороте России девятое место (3,2%). Россия занимает второе место среди торговых партнеров Польши - вслед за Германией - с долей 7,2%.
В рамках действующих соглашений в Польшу стабильно поставляются российские углеводороды, экспорт которых бесперебойно осуществляется сюда вот уже более 40 лет. С польской стороны проявлен интерес к строительству второй ветки газопровода «Ямал-Европа», от чего в свое время польская сторона, как известно, отказалась.
Ведутся переговоры о заключении соглашения о так называемом малом приграничном сообщении, которое может оживить обмены вдоль российско-польской границы в районе Калининградской области. Однозначно оценить наше двустороннее экономическое сотрудничество едва ли возможно. За последние несколько лет российско-польский товарооборот увеличился более чем в три раза – это отличный результат. Но наши экономические связи были бы более стабильными, если бы не ограничивались преимущественно традиционной торговлей, для которой, к сожалению, характерна мало диверсифицированная товарная структура, и, соответственно, повышенная зависимость от конъюнктуры мирового рынка.
Основной удельный вес в российском экспорте в Польшу, как известно, занимают энергоресурсы. В то же время, российские регионы готовы поставлять в Польшу самые разные товары: зерноочистительное оборудование (ОАО "Воронежсельмаш"), запчасти для судов (ООО "Интерпромоборудование"), лакокрасочные материалы (ЗАО "Рогнеда"), витаминно-минеральные комплексы (ЗАО "Аквион") и многое другое.
Между странами практически отсутствует производственное и кооперационное сотрудничество, которое существовало в предыдущие десятилетия в рамках Совета экономической взаимопомощи (СЭВ).
Непропорционально малы объемы инвестиционного сотрудничества - как в сопоставлении с товарооборотом между нашими странами, так и с потенциальными возможностями и потребностями экономики РФ и Польши.
Объемы накопленных польских инвестиций в России составляют всего около 0,5 млрд. долларов.
Это явная недооценка нашими партнерами емкого российского рынка, который в советское время гарантировал сбыт широкого ассортимента польских товаров тяжелой и легкой промышленности, сельского хозяйства. Накопленные российские капиталовложения в Польше составляют около 2 млрд. долларов. Основные российские инвесторы в польскую экономику – энергетические компании: ОАО «Газпром» (строительство транзитного газопровода «Ямал-Европа»); ОАО «Лукойл» (сектор углеводородного сырья). Надо признать, что климат для возможного притока российского капитала в Польшу недостаточно благоприятен. В частности, ограничивается участие российского капитала в топливно-энергетическом и металлургическом секторах.
Для достижения большей сбалансированности российско-польских экономических отношений, в том числе с учетом кризиса, необходимо продолжить совершенствование правовой сферы нашего взаимодействия, где выделяется задача заключения нового Соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений.
Представляется, что нашим странам надо сосредоточить усилия на развитии сотрудничества по трем взаимосвязанным направлениям: взаимные и совместные инвестиции, малый и средний бизнес, экономические связи между регионами России и Польши. [10; с. 113]
Межрегиональное сотрудничество объединяет партнерскими связями целый ряд польских воеводств и субъектов Российской Федерации, а также муниципальных образований обеих стран. На сегодня такие связи имеют 9 воеводств Польши и 21 российский регион; около 50 российских муниципальных образований осуществляют связи с местными органами самоуправления Республики Польша. Соглашения предусматривают взаимодействие в сфере экономики и привлечения инвестиций, содействие в установлении контактов между торгово-промышленными палатами, профессиональными объединениями, организациями и предприятиями малого и среднего бизнеса.
Тон
в этом деле задают советы по сотрудничеству
Калининградской области и
Только
в Калининградской области
В
заключение отмечу, что российские
регионы накопили солидный опыт внешнеэкономической
деятельности, имеют надежных партнеров
во многих странах мира. Создана
законодательная и
В целом, большой модернизированный экономический потенциал Польши и ее роль как транзитной территории явятся основными факторами, определяющими интерес России к развитию экономических отношений с Республикой Польшей в первом десятилетии XXI в. [2; с. 3]
В
2010 году, несмотря на кризис, торговый
оборот между Россией и Польшей
по предварительным данным составил 24
миллиарда долларов, что на 40% превышает
показатели 2009 года. Страны согласовали
договор о малом приграничном движении,
который создает перспективы того, что
Калининградская область откроется в
сторону Европы. Возможным стало судоходство
через Балтийский пролив. [15; с. 39]
3.
Перспектива развития
экономического сотрудничества
России и Польши
Министерством регионального развития Российской Федерации ведется планомерная работа по оказанию содействия развитию сотрудничества между регионами Российской Федерации и Республики Польша.
Основу
для осуществления
Анализ межрегиональных связей между Российской Федерацией и Республикой Польша показывает, что более чем в половине субъектах Российской Федерации сотрудничество на этом направлении отсутствует. Соглашения о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве между субъектами Российской Федерации и Республикой Польша заключены Московской областью, Санкт-Петербургом, Брянской областью, Ивановской областью, Пензенской областью, Калининградской областью, Смоленской областью, Республикой Башкортостан и Чувашской Республикой. Благодаря активности этих регионов значительно выросла их доля в российско-польском внешнеторговом обороте.
Рост товарооборота внешней торговли Польши в 2001-2007 гг. (темпы роста объемов экспорта и импорта по отношению к предыдущему году в %) представлен в приложении 4.
Преобладающей формой сотрудничества между регионами Российской Федерации и Республики Польша являются торгово-экономические отношения.
Внешнеторговый
оборот Орловской области с
Внешнеторговый оборот Курганской области с Республикой Польша так же характеризуется положительной динамикой. Так в 2007 г. объем внешнеторгового оборота Курганской области с Польшей составил 130 тыс. долларов США, в 2008 г. – 700 тыс. долларов США.
Информация о работе Экономические связи России с одной из стран Восточной Европы