Экономические связи России с одной из стран Восточной Европы

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2011 в 11:18, курсовая работа

Описание работы

Страны Восточной Европы (Польша: Венгрия: Чехия: Словакия: Болгария и Румыния) всегда входили в область внешнеэкономических интересов России. На протяжении более чем 40 лет экономики данных стран развивались в тесном взаимодействии с экономикой Советского Союза, неотъемлемой частью которого была Россия.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
1. Страны Восточной Европы, их состав и происхождение................................5
1.1 Внешнеэкономические связи как фактор развития стран Восточной Европы......................................................................................................................5
1.2 Состав Восточной Европы, особенности развития........................................8
1.3 Особенности экономических связей России со странами Центральной и Восточной Европы................................................................................................12
2. Анализ экономических связей России и Польши..........................................18
2.1 Ретроспектива взаимоотношений России и Польши...................................18
2.2 Россия и Польша: характеристика социальных особенностей Польши....21
2.3 Особенности взаимоотношений России и Польши......................................30
3. Перспектива развития экономического сотрудничества России и Польши...................................................................................................................35
Заключение.............................................................................................................40
Список литературы................................................................................................42
Приложения...........................................................................................................44

Работа содержит 1 файл

Экономические связи России с одной из стран Восточной Европы - Абрамовских 23.06.doc

— 1.12 Мб (Скачать)

       Как известно, чтобы потратить больше, чем удается заработать, деньги нужно где-то одолжить, в связи с чем увеличивается государственный долг. Все указывает на то, что по итогам 2009 года совокупный государственный долг Польши может преодолеть отметку в 50% ВВП, a в 2010-м — вырасти до более 55% ВВП.

       Все эти величины находятся в так называемой плоскости осторожности: государственный долг свыше 55% ВВП, согласно польскому законодательству, означает замораживание уровня бюджетного дефицита, не повышение заработных плат для работников бюджетной сферы и приостановку индексации пенсий и социальных выплат.

       В свете вышеизложенного понятно, что правительство вынуждено  противодействовать дальнейшему увеличению государственного долга, тем более  что Конституцией Польши запрещено проводить госзаимствования на сумму, превышающую 60% ВВП.

       Однако  по сравнению с ситуацией в других странах ЕС состояние польского государственного долга не является чем-то из ряда вон выходящим.

       Средний показатель государственного долга  стран — членов Европейского Союза в 2009 году вырос до 73% ВВП, а в 2010-м, скорее всего, приблизится к отметке 84%.

       Многие  считают, что любое реформирование нужно начинать в период благоприятной конъюнктуры, но, как показывает практика, зачастую именно кризисные явления заставляют внедрять необходимые реформы в обществе. В Польше в течение последних лет власти действительно многое сделали для реформирования и улучшения функционирования экономики — ярким примером чего является, собственно, выявленная польской экономикой устойчивость к мировому кризису, — но страна и в дальнейшем требует последовательных реформаторских шагов, которые позволят ей максимально использовать шансы для перспективного динамичного развития экономики.

       Такой шанс просматривается, в частности, с учетом признаком экономического оживления как в Европе, так и в мире, и свидетельствует о скором завершении мирового экономического кризиса. 

2.3 Особенности взаимоотношений  России и Польши   

       После некоторого охлаждения российско-польские экономические отношения в последние  годы начали налаживаться. Сегодня тенденции их развития позитивны. В ходе взаимных визитов на высоком уровне восстановлен политический диалог между нашими странами.

       У наших стран есть традиционный прагматичный интерес друг к другу. Россия и Польша – соседи, и многие актуальные политические и экономические проблемы европейского и мирового масштаба нам предстоит решать вместе.

       Совет Федерации как палата регионов в  своей работе уделяет большое  внимание процессам социально-экономического развития российских регионов и проблемам развития их сотрудничества на международном уровне. В реализации стратегических планов социально-экономического развития России работа регионов, конечно же, занимает особую роль.

       Активизируются  механизмы и структуры взаимодействия стран: Российско-польская межправительственная комиссия по экономическому сотрудничеству, постоянный комитет по транспорту и др. Практически полностью закрыта сложная проблема поставок польской сельскохозяйственной продукции на российский рынок, достигнуты договоренности о реализации более ста совместных научных проектов, в том числе в таких областях, как космические исследования, медицина, биохимия и т.д. Российско-польское межрегиональное сотрудничество сегодня объединяет партнерскими связями целый ряд польских воеводств и субъектов Российской Федерации, а также муниципальных образований обеих стран. Но возможности такого сотрудничества гораздо более широкие с обеих сторон, что, несомненно, подтвердят присутствующие в зале представители российских и польских регионов, коммерческих предприятий и организаций сферы бизнеса и услуг, заинтересованные в расширении двусторонних торгово-экономических связей.

       Наши страны, как и вся мировая экономика, находятся сейчас в очень непростой ситуации. Кризис продолжается, и прогнозы крайне противоречивы. Не обошел он стороной и российско-польское экономическое сотрудничество. Резкое падение внутреннего спроса в обеих странах уже привело к сокращению объема взаимной торговли.

       Польша  является одним из основных торговых партнеров России и занимает во внешнеторговом обороте России девятое место (3,2%). Россия занимает второе место среди торговых партнеров Польши - вслед за Германией - с долей 7,2%.

       В рамках действующих соглашений в  Польшу стабильно поставляются российские углеводороды, экспорт которых бесперебойно осуществляется сюда вот уже более 40 лет. С польской стороны проявлен интерес к строительству второй ветки газопровода «Ямал-Европа», от чего в свое время польская сторона, как известно, отказалась.

       Ведутся переговоры о заключении соглашения о так называемом малом приграничном сообщении, которое может оживить обмены вдоль российско-польской границы в районе Калининградской области. Однозначно оценить наше двустороннее экономическое сотрудничество едва ли возможно. За последние несколько лет российско-польский товарооборот увеличился более чем в три раза – это отличный результат. Но наши экономические связи были бы более стабильными, если бы не ограничивались преимущественно традиционной торговлей, для которой, к сожалению, характерна мало диверсифицированная товарная структура, и, соответственно, повышенная зависимость от конъюнктуры мирового рынка.

       Основной  удельный вес в российском экспорте в Польшу, как известно, занимают энергоресурсы. В то же время, российские регионы готовы поставлять в Польшу самые разные товары: зерноочистительное оборудование (ОАО "Воронежсельмаш"), запчасти для судов (ООО "Интерпромоборудование"), лакокрасочные материалы (ЗАО "Рогнеда"), витаминно-минеральные комплексы (ЗАО "Аквион") и многое другое.

       Между странами практически отсутствует производственное и кооперационное сотрудничество, которое существовало в предыдущие десятилетия в рамках Совета экономической взаимопомощи (СЭВ).

       Непропорционально малы объемы инвестиционного сотрудничества - как в сопоставлении с товарооборотом между нашими странами, так и с потенциальными возможностями и потребностями экономики РФ и Польши.

       Объемы  накопленных польских инвестиций в  России составляют всего около 0,5 млрд. долларов.

       Это явная недооценка нашими партнерами емкого российского рынка, который в советское время гарантировал сбыт широкого ассортимента польских товаров тяжелой и легкой промышленности, сельского хозяйства. Накопленные российские капиталовложения в Польше составляют около 2 млрд. долларов. Основные российские инвесторы в польскую экономику – энергетические компании: ОАО «Газпром» (строительство транзитного газопровода «Ямал-Европа»); ОАО «Лукойл» (сектор углеводородного сырья). Надо признать, что климат для возможного притока российского капитала в Польшу недостаточно благоприятен. В частности, ограничивается участие российского капитала в топливно-энергетическом и металлургическом секторах.

       Для достижения большей сбалансированности российско-польских экономических  отношений, в том числе с учетом кризиса, необходимо продолжить совершенствование правовой сферы нашего взаимодействия, где выделяется задача заключения нового Соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений.

       Представляется, что нашим странам надо сосредоточить  усилия на развитии сотрудничества по трем взаимосвязанным направлениям: взаимные и совместные инвестиции, малый и средний бизнес, экономические связи между регионами России и Польши. [10; с. 113]

       Межрегиональное сотрудничество объединяет партнерскими связями целый ряд польских воеводств и субъектов Российской Федерации, а также муниципальных образований обеих стран. На сегодня такие связи имеют 9 воеводств Польши и 21 российский регион; около 50 российских муниципальных образований осуществляют связи с местными органами самоуправления Республики Польша. Соглашения предусматривают взаимодействие в сфере экономики и привлечения инвестиций, содействие в установлении контактов между торгово-промышленными палатами, профессиональными объединениями, организациями и предприятиями малого и среднего бизнеса.

       Тон в этом деле задают советы по сотрудничеству Калининградской области и Санкт-Петербурга с северо-восточными воеводствами Польши, учрежденные на основе соответствующих  межправительственных соглашений.

       Только  в Калининградской области зарегистрировано около 600 предприятий с участием польского капитала. Несмотря на кризис, Россия и ее регионы реализуют тщательно разработанные перспективные стратегии развития. Противодействуя кризису, мы не забываем о наших перспективах. Таким образом, основа для сотрудничества есть и надо продвигаться дальше.

       В заключение отмечу, что российские регионы накопили солидный опыт внешнеэкономической  деятельности, имеют надежных партнеров  во многих странах мира. Создана  законодательная и институциональная  база для международного торгово-экономического сотрудничества. Торгово-экономическое сотрудничество российских регионов и польских воеводств - взаимовыгодный процесс для обеих сторон.

       В целом, большой модернизированный  экономический потенциал Польши и ее роль как транзитной территории явятся основными факторами, определяющими интерес России к развитию экономических отношений с Республикой Польшей в первом десятилетии XXI в. [2; с. 3]

       В 2010 году, несмотря на кризис, торговый оборот между Россией и Польшей  по предварительным данным составил 24 миллиарда долларов, что на 40% превышает показатели 2009 года. Страны согласовали договор о малом приграничном движении, который создает перспективы того, что Калининградская область откроется в сторону Европы. Возможным стало судоходство через Балтийский пролив. [15; с. 39] 
 
 
 
 

3. Перспектива развития  экономического сотрудничества  России и Польши 

       Министерством регионального развития Российской Федерации ведется планомерная  работа по оказанию содействия развитию сотрудничества между регионами Российской Федерации и Республики Польша.

       Основу  для осуществления межрегионального и приграничного российско-польского  сотрудничества составляет Договор между Российской Федерацией и Республикой Польша о дружественном и добрососедском сотрудничестве от 22 мая 1992 г., Договор между Российской Федерацией и Республикой Польша о торговле и экономическом сотрудничестве от 25 августа 1993 г. , а также иные межгосударственные и межправительственные соглашения между Российской Федерацией и Республикой Польша.

       Анализ  межрегиональных связей между Российской Федерацией и Республикой Польша показывает, что более чем в половине субъектах Российской Федерации сотрудничество на этом направлении отсутствует. Соглашения о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве между субъектами Российской Федерации и Республикой Польша заключены Московской областью, Санкт-Петербургом, Брянской областью, Ивановской областью, Пензенской областью, Калининградской областью, Смоленской областью, Республикой Башкортостан и Чувашской Республикой. Благодаря активности этих регионов значительно выросла их доля в российско-польском внешнеторговом обороте.

       Рост  товарооборота внешней торговли Польши в 2001-2007 гг. (темпы роста объемов  экспорта и импорта по отношению  к предыдущему году в %) представлен в приложении 4.

       Преобладающей формой сотрудничества между регионами Российской Федерации и Республики Польша являются торгово-экономические отношения.

       Внешнеторговый  оборот Орловской области с Республикой  Польша в 2008 г. составил 18,9 млн. долларов США (на долю импорта приходится 7,8 млн. долларов США, экспорта – 11,1 млн. долларов США). В I квартале 2009 г. внешнеторговый оборот составил 2,7 млн. долларов США. Сотрудничество Карачаево-Черкесской Республики с Республикой Польша характеризуется следующими показателями. В 2008 г. внешнеторговый оборот Карачаево-Черкессии с Польшей составил 523,0 тыс. долларов США.

       Внешнеторговый  оборот Курганской области с Республикой  Польша так же характеризуется положительной  динамикой. Так в 2007 г. объем внешнеторгового  оборота Курганской области с  Польшей составил 130 тыс. долларов США, в 2008 г. – 700 тыс. долларов США.

Информация о работе Экономические связи России с одной из стран Восточной Европы