Экономические связи России с одной из стран Восточной Европы

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2011 в 11:18, курсовая работа

Описание работы

Страны Восточной Европы (Польша: Венгрия: Чехия: Словакия: Болгария и Румыния) всегда входили в область внешнеэкономических интересов России. На протяжении более чем 40 лет экономики данных стран развивались в тесном взаимодействии с экономикой Советского Союза, неотъемлемой частью которого была Россия.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
1. Страны Восточной Европы, их состав и происхождение................................5
1.1 Внешнеэкономические связи как фактор развития стран Восточной Европы......................................................................................................................5
1.2 Состав Восточной Европы, особенности развития........................................8
1.3 Особенности экономических связей России со странами Центральной и Восточной Европы................................................................................................12
2. Анализ экономических связей России и Польши..........................................18
2.1 Ретроспектива взаимоотношений России и Польши...................................18
2.2 Россия и Польша: характеристика социальных особенностей Польши....21
2.3 Особенности взаимоотношений России и Польши......................................30
3. Перспектива развития экономического сотрудничества России и Польши...................................................................................................................35
Заключение.............................................................................................................40
Список литературы................................................................................................42
Приложения...........................................................................................................44

Работа содержит 1 файл

Экономические связи России с одной из стран Восточной Европы - Абрамовских 23.06.doc

— 1.12 Мб (Скачать)

       В химической промышленности развивается нефтехимия, пришедшая на смену углехимии. Это привело к сдвигу в размещении отрасли к востоку и северу (Плоцк, Пулавы). Легкая промышленность представлена текстильной (Лодзь).

       Сельское  хозяйство интенсивное, доля животноводческой продукции превышает долю земледельческой. Растениеводство: рожь и картофель, пшеница, садоводство и овощеводство. Животноводство: молочное и мясомолочное скотоводство, свиноводство. Развито морское рыболовство в водах Балтийского, Северного морей, в Атлантике. Основной вид транспорта — железные дороги. Во внешнеторговых связях велико значение морского транспорта. Региональная политика направлена на развитие северной и восточной частей Польши.

       По  данным переписи 2001 г. на территории Республики Польша проживает 38 миллионов 644 тысячи человек. По численности населения Польша занимает 29-е место в мире и 8-е в Европе.

       Население Польши составляет 5,3% населения Европы и 0,65% населения земного шара.

       В 2001 г. женщины составляли 51,4% общей  численности польского населения, а мужчины - 48,6%. Эти показатели означают, что на сотню мужчин приходилось 106 женщин.

       В городах проживает 61,8% граждан, а  в сельской местности 38,2%. Соотношение  городского и сельского населения  выглядит таким образом: на сотню  сельских жителей - 162 горожанина. 94% польского населения исповедует католицизм.

       В течение последних лет в Польше наблюдается рост показателя продолжительности  жизни, а долгосрочные прогнозы дают основания для оптимизма. Показатель продолжительности жизни мужчин, составляющий на данный момент 69 лет, к 2025 г. должен возрасти до 74 лет, а женщин - с 78 лет до 81 года (для сравнения: в 1950 г. мужчины жили в среднем 56 лет, а женщины - 61,6 года). Польское общество трудно однозначно назвать молодым, но его также нельзя назвать старым. Среднестатистический житель Польши находится в возрасте 35 лет (женщина - 37 лет, мужчина - 33 года).

       56,2% поляков не преодолело возрастной  порог в 40 лет. Показатель рождаемости  постоянно снижается. В 1996 г.  он составил 428,2 тысячи, а в 2000 г. - только 378 тысяч (для сравнения: в 1983 г. на свет появились 723 тысячи детей). В настоящее время польские женщины становятся матерями в возрасте от 25 до 29 лет (в начале 90-х гг. - в возрасте от 20 до 24 лет). Чем выше уровень образования женщины, тем позже наступает срок её материнства. Растет также количество женщин, которые вообще не выходят замуж. Незамужние женщины составляют 20% населения (в начале 90-х гг. этот показатель не превышал 5%). В этом аспекте Польша приближается к Швейцарии и Швеции.

       Самой распространенной моделью семьи  в Польше является 2+2, хотя супружеские  пары всё чаще решают произвести на свет только одного ребенка. В 2000 г. было заключено 211,1 тысячи браков.

       Число желающих вступить в брак убывает, зато растет количество разводов. По сравнению с послевоенным периодом в 80-90-х гг. распалось гораздо большее число семейных союзов. В 1946 г. отмечено 8 тысяч разводов, в 1960 г. - 14,8 тысяч, в 1970 г. - 34,6 тысяч, 1980 - 42,4 тысячи, а в 2000 г. было расторгнуто 42,7 тысяч браков.

       Польская  экономика на удивление хорошо функционирует в условиях мирового экономического кризиса, несмотря на то, что, как и другие страны, испытывает сильное влияние кризисных явлений на отдельные процессы. В течение всего 2008 года в Польше были зафиксированы высокие темпы экономического роста, хотя в первом полугодии 2008-го это не было уникальным явлением среди стран — членов Евросоюза: более высокий, чем в Польше (6,4%), рост в первом квартале 2008 года наблюдался также в Румынии (8,9%), Словакии (8,2%) и Литве (7,0%).

       Однако  в последующие месяцы ситуация начала меняться, и уже в четвертом квартале 2008-го Польша вышла на ведущие позиции по показателям экономического роста, хоть и ее результат был значительно ниже, чем в предыдущие периоды.

       В 2009 году Польша получила совокупные 2,6% роста ВВП, что обусловлено и обострением мирового кризиса, и ослаблением конъюнктуры среди главных торговых партнеров.

       Однако следует подчеркнуть, что в 19 странах — членах Европейского Союза в последнем квартале 2008 года был зафиксирован экономический спад. В первой половине 2009 года масштабы кризиса и число охваченных им государств ЕС росли, и во втором квартале 2009-го выяснилось, что Польша осталась единственной среди европейских стран, где наблюдался прирост ВВП.

       Польский  показатель экономического роста достиг 1,2% (по данным Евростата; в то же время, согласно польской статистике, рост ВНП Польши в первом квартале 2009-го составлял 0,8, a во втором — 1,1%).

       Это был один из немногих положительных результатов развития в мире. Динамика ВВП в странах ЕС во втором квартале 2009 года представлена в приложении 1.

       Согласно  опубликованному в начале ноября 2009 года экономическому прогнозу для государств ЕС, Европейская комиссия предполагает, что Польша станет единственной страной Евросоюза, где в 2009 году будет наблюдаться экономический рост, что свидетельствует о невиданном до сих пор масштабе кризисных процессов в мире. Европейская комиссия подчеркнула, что прочный фундамент польской экономики позволил ей лучше, чем другим государствам Центрально-Восточной Европы, пережить мировой кризис.

       В конце 2008-го казалось, что хотя Польша легче, чем многие другие страны, переносит глобальные экономические кризисные явления, но и ей не удастся избежать падения ВВП. Сегодня будущее выглядит намного оптимистичнее: большинство экономистов сходятся на том, что Польша завершает 2009 год с плюсом, хотя и небольшим (около 1%). Это подтверждает также Европейская комиссия, которая в прогнозе на 2009 год повысила для Польши размер ВВП с 1 до 1,2%, при этом для всего ЕС прогнозируя совокупное падение ВВП на уровне 4,1%.

       По  мнению Европейской комиссии, в 2010 году польская экономика должна развиваться быстрее, чем весь Евросоюз. На 2010-й для Польши прогнозируется рост ВВП на уровне 1,8%, а для ЕС — 0,7%.

       Существует  несколько факторов такого несомненного успеха. Один из них эксперты усматривают в относительно незначительной зависимости Польши от иностранных рынков (экспорт составляет менее 40% польского ВВП) при одновременно достаточно большом потреблении на внутреннем рынке.

       Значительный  внутренний спрос, и в особенности — индивидуальное потребление, усиленное сокращением налогов и индексацией пенсий и социальных выплат, смогли в достаточной степени компенсировать падение внешнего спроса. В результате часть продукции, не нашедшей своих покупателей за границей, была продана внутри страны. В первой половине 2009 года польский экспорт снизился на 22,5% по сравнению с первым полугодием 2008-го и составил 45,7 млрд. евро.

       На фоне других стран это достаточно хороший показатель, что в значительной степени объясняется ощутимым падением стоимости национальной денежной единицы — злотого, благодаря чему польские товары стали более конкурентоспособными.

       Наилучшим примером здесь остается группа продовольственных товаров, продажа которых за границей, несмотря на глобальный кризис, будет, вероятно, еще выше, чем год назад. Польские продукты питания хорошо продаются даже в Украине, где польский экспорт в целом уменьшился почти вдвое, в то же время стоимость продовольственной продукции остается примерно на том же уровне, что и в 2008 году.

       Импорт  в Польшу в первом полугодии 2009 года сократился более чем на 30% и составил 49,4 млрд. евро. В результате весьма ощутимо, до 3,7 млрд., уменьшилось отрицательное сальдо товарооборота — с 11,5 млрд. евро в первой половине 2008-го, и улучшился платежный баланс страны, что особенно важно в период снижения капитальных поступлений в виде инвестиций и кредитов.

       Другим  фактором стабилизации польской экономики  является хорошо действующая банковско-финансовая система страны. Польские банки в незначительной мере ощутили последствия финансового кризиса, начавшегося в Соединенных Штатах.

       Несмотря  на то, что иностранные инвесторы владеют большой долей в этом секторе экономики (более 71% капитала), на американских инвесторов приходится только 7% объема.

       Благодаря надлежащему надзору государства, с одной стороны, и разумному хозяйствованию самих банкиров — с другой, удалось избежать трудностей, которые привели к распространению мирового кризиса и стали серьезной проблемой для соседних с Польшей стран, в том числе и для Украины. Польские банкиры значительно меньше, чем их коллеги в других государствах, использовали рискованные методы финансирования и ведения банковской деятельности (в частности, на основе деривативов), опираясь чаще всего на депозиты. [19]

       Польские  банки намного осторожнее подходили  к кредитованию, особенно ипотечному, благодаря чему избежали проблем, характерных для многих иностранных банков.

       Кроме того, польское правительство подготовило и претворило в жизнь ряд юридических документов (среди прочего — так называемый регулятивный пакет), дополнительно поддержавших и усиливших финансовую систему государства. Соответствующие меры по обеспечению стабильности финансового сектора принял также Национальный банк Польши. На развитие польской экономики положительно влияют также инвестиции в инфраструктурную сферу, финансируемые в основном из средств Евросоюза. Говорят, что европейские структурные фонды являются сегодня для Польши тем рычагом, которым в других странах становятся многомиллиардные программы в поддержку национальных экономик, как, например, программа доплат при покупке новых автомобилей в Германии и т.п.

       Польша  также опосредованно выиграла от реализации этой немецкой программы, поскольку некоторую часть «дофинансированных» автомобилей граждане Германии приобрели именно здесь.

       Но  основным фактором, действительно эффективно защитившим Польшу от последствий мирового кризиса, является солидный фундамент экономики, сформированный в течение последних двадцати лет государственных преобразований в стране.

       Последовательное  реформирование, в значительной степени связанное с подготовкой страны к членству в Европейском Союзе, принесло государству сегодня стабильную, сбалансированную структуру польской экономики, слабозависящую от изменений мировой конъюнктуры.

       По-видимому, нельзя утверждать, что у польской экономики нет проблем и что для нее не существует угроз. Испытанием для Польши по-прежнему является высокая по сравнению со стандартами ЕС инфляция, достигающая 4% в год.

       Инфляция  в Польше и Европейском союзе 2008-2009 гг. представлена в приложении 2.

       Интересно, что у большинства государств ЕС замедление экономического роста дает существенное торможение роста цен или даже их снижение, но в Польше высокий уровень цен сохраняется, несмотря на ослабление конъюнктуры. К счастью, в ближайшие месяцы эксперты прогнозируют уменьшение темпов инфляции до 2,5% годовых.

       Другая  важная проблема — высокий уровень безработицы. Уровень безработицы в Польше и Европейском союзе в 2008-2010 гг. представлен в приложении 3.

       И хотя Польша уже не является печальным лидером по безработице в статистических отчетах Евросоюза, как еще несколько лет назад (польский показатель находится посередине и даже несколько ниже средней величины, выведенной для всех государств ЕС), 8,2% безработных граждан — явно нежелаемый уровень.

       Тем более что, по прогнозу многих экономистов, в ближайшее время безработица будет расти и, не исключено, в очередной раз преодолеет в Польше двузначную отметку. Европейская комиссия, применяющая несколько иную методологию, более оптимистично прогнозирует, что к концу 2009 года безработица в Польше увеличится до уровня 8,4%, a в 2010-м достигнет отметки 9,9%.

       Ахиллесовой пятой польской экономики остается система государственного бюджета, которая не дождалась, к сожалению, ранее запланированной, серьезной реформы. Экономистов в наибольшей степени беспокоит быстрый рост дефицита государственного бюджета, который по итогам 2009 года может достичь 5,5% ВВП.

       Уже в 2008-м загорелся предупредительный свет, когда государственные расходы превысили доходы на 3,6% ВВП, из-за чего в июле 2009 года Европейская комиссия начала по отношению к Польше процедуру так называемого чрезмерного бюджетного дефицита, давая до 2012 года время на урегулирование проблемы. Ведь согласно критериям Маастрихтского договора, бюджетный дефицит в странах Евросоюза не должен превышать 3% ВВП. Впрочем, на фоне других стран ЕС ситуация в Польше не слишком негативна, поскольку средний показатель дефицита бюджета в странах ЕС за 2009 год должен составить 7%, a в 2010-м — 7,5% ВВП. В 2010 году единственным государством — членом ЕС, которое сможет выполнить требование бюджетного дефицита в 3%, будет Болгария.

Информация о работе Экономические связи России с одной из стран Восточной Европы