Экономические системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 14:06, курсовая работа

Описание работы

Сегодня интерес образованных людей к экономической теории все более возрастает. Объясняется это теми глобальными переменами, которые происходят во всем мире. Макконнелл в известном всему миру учебнике "Экономик-с" писал, что человек, систематически не изучавший экономическую теорию, подобен глухому, пытающемуся оценить музыкальное произведение

Работа содержит 1 файл

готовый.docx

— 55.16 Кб (Скачать)

 Важнейшим  экономическим результатом в  развитии капитализма стало обеспечение  более высокой производительности  труда. Решающим условием экономического  прогресса стала свобода предпринимательской  деятельности тех, кто имел  капитал, а также новый принцип  отношений между работодателями  и работниками. Покупатели и  продавцы рабочей силы  выступали  как юридически равноправные  агенты рыночных отношений. Это  предполагало свободу передвижения  в пределах рынка труда. Наемный  работник, получая вознаграждение  за свой труд, обладал свободой  выбора средств и способов  удовлетворения своих потребностей. Работодатель же имел право  свободного выбора рабочей силы. Обратной стороной такой свободы  стала личная ответственность  за поддержание рабочей силы  в нормальном состоянии, правильность  принимаемых решений и соблюдение  условий трудового соглашения.

 При  капитализме существует рыночный  механизм решения основных экономических  проблем общества. Каждый товар  и каждая услуга имеет свою  цену, т.е. все продается и покупается за определенную стоимость. Даже все виды рабочей силы имеют свою стоимость. Тысячи товаров и услуг производятся миллионами людей, десятками тысяч компаний и заводов без какого-либо централизованного управления или плана. Однако хаоса нет, а есть определенный экономический порядок. Происходит это благодаря так называемому механизму общественной координации. Суть его состоит в том, что люди, действуя в своих собственных интересах, создают возможности выбора для других. Общественная координация выступает как процесс непрерывного приспособления людей к изменениям в чистой выгоде, возникающей в результате их взаимодействия. Изменение рыночных цен в ту или иную сторону служит для производителей сигналом об изменении потребительских предпочтений. Производитель самостоятельно решает проблему распределения редких производственных ресурсов, ориентируясь на рыночную конъюнктуру и уровень цен, и сам определяет, что производить и сколько.

Ресурсы применяются в соответствии с  решениями, сделанными индивидуальными  потребителями на рынке и для  получения прибыли. И в стремлении увеличить ее предприниматель старается  минимизировать затраты на производство, а поэтому очень экономно использует естественные, трудовые и инвестиционные ресурсы. Достижение этого возможно при максимальном использовании  творческого и организаторского потенциала самого предпринимателя, реализации его предпринимательского таланта, что служит мощным стимулом развития и совершенствования производства [2].

 

3.4 Смешанная  экономика

 

Говоря  о плановой или рыночной экономике, не следует забывать, что в чистом виде их можно встретить лишь на бумаге. В реальной жизни экономика большинства стран находится где-то между крайностями чистого капитализма и социализма плюс элементы традиционной экономики. И История развития человечества и его экономических отношений сделала свое дело. Ушел, в прошлое свободный рынок, воспетый А. Смитом, ушла, в отставку командная экономика. Пришла новая — смешанная экономическая система, синтезирующая элементы командной экономики и чистого капитализма.

Например, частная собственность  и опора на рыночные механизмы  не обязательно сопутствуют друг другу, как, впрочем, и государственная  собственность и централизованное планирование. Доказательством тому может служить фашизм гитлеровской Германии, который получил название авторитарного капитализма. Экономика  здесь находилась под жестким  государственным планированием  и управлением, но собственность  оставалась частной. В противоположность  этой картине экономику Югославии 80-х годов можно охарактеризовать как рыночный социализм. Ей были свойственны  государственная собственность  на ресурсы и одновременно опора  на свободный рынок как механизм организации и координации экономической  деятельности.

Смешанные системы существовали в различных  исторических условиях. Например, в  свое время такой системой был  колонат, возникший на основе соединения рабовладельческих и феодальных отношений в Древнем Риме. Применительно к современным условиям смешанная экономика предстает в следующих укрупненных формах:

— смешанная  экономика развивающихся (особенно слаборазвитых) стран, в которых "смешение" вызывается низким уровнем развития и наличием отсталых экономических  форм;

— смешанная  экономика развитых стран (развитая смешанная экономика) [9].

И на сегодняшний  день в большинстве стран мира действует смешанная экономическая  система. При такой системе земля  и капитал могут находиться не только в частной, но и в государственной  собственности. Во многих странах существует значительный государственный сектор. В него входят предприятия, капитал  которых частично или полностью  принадлежит государству, но которые:

  • не получают от государства планов;
  • работают по рыночным законам;
  • вынуждены на равных правах конкурировать с частными фирмами.

Распределение факторов производства осуществляется как рынками, так и при значительном участии государства. Таким образом, государство и рыночная система делят между собой ответственность за решение основных экономических проблем общества.

Вмешательство государства в экономическую  жизнь необходимо из-за ряда причин. Вот основные из них:

  • Потребности общества, удовлетворение которых не приносит денежного дохода (такие, как содержание армии, борьба с эпидемиями и т.д.), государство может удовлетворить лучше, чем рынок.
  • Государство может смягчить негативные последствия действия рыночных механизмов - слишком большие различия в доходах граждан, загрязнения окружающей среды и пр.

К основным функциям государства в смешанной  экономике можно отнести:

  1. Выработка правовой базы и некоторых специфических услуг, например деятельность правоохранительных органов или государственных стандартов качества продукции.
  2. Поддержание конкуренции. Разработка антимонопольного законодательства и жесткий контроль над ценами и качеством в естественных монополиях.
  3. Перераспределение доходов. Программы социального обеспечения и социальный трансферт.
  4. Перераспределение ресурсов. Государство из бюджета оплачивает ресурсы, идущие на производства «общественных благ», таких как постройка автомагистралей, содержание национальной обороны и т.д. [12].

В каждой стране такой способ хозяйствования как  смешанная экономика приобрел свою форму - в зависимости от степени  вмешательства государства в  экономическую жизнь общества.

3.5  Модели  смешанной экономики

 

Реально в разных странах и регионах складываются различные модели смешанной экономики. Они отличаются друг от друга своими "национальными коэффициентами смешения" разных форм собственности, рынка и государственного регулирования, капитала и социальности, экономической и постэкономической сторон. Эта особенность зависит от многих факторов: уровня и характера материально-технической базы, исторических и геополитических условий формирования общественного устройства, национальных и социокультурных особенностей страны, влияния тех или иных социально-политических сил и т.п. Более того, в смешанной экономике, как правило, может доминировать та или иная сторона параметров.

Давайте рассмотрим самые известные модели в рамках смешанной системы:

Американскую  модель характеризует всемерное  поощрение предпринимательской  активности и личного обогащения наиболее активной части населения. Т.е. существует массовая ориентация на достижение личного успеха. Задача социального равенства здесь  вообще не рассматривается. Нуждающимся  группам населения выдаются пособия, для них также существует система  частичных льгот, что создает  им приемлемый уровень жизни. Для  Америки характерна высокая производительность труда. Государство играет важную роль в разработке и соблюдении правил экономической игры, обеспечение  НИОКР, свободы предпринимательства, развитии образования и культуры.

Шведская  модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального  дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Для успешного  проведения такой социальной политики установлен высокий уровень налогообложения, который составляет более 50% национального  производства (ВНП). В результате в  стране до минимума сведена безработица, относительно невелики различия в доходах  различных групп населения, высок  уровень социального обеспечения граждан и экспортная способность шведских компаний. Шведская модель получила название «функциональная социализация». Функции производства ложатся на частные предприятия (государство владеет лишь 4% основных фондов), действующие на конкурентной рыночной основе, а функции обеспечения высокого уровня жизни и многих элементов инфраструктуры (транспорт, НИОКР) возложены на государство. Главным достоинством такой экономики состоит в том, что она сочетает относительно высокие темпы экономического роста с высоким уровнем занятости и благосостояния населения.

Германская  модель. Эта модель формировалась  на основе ликвидации крупных концернов  гитлеровских времен и предоставлении всем формам хозяйственной деятельности возможности устойчивого развития. В результате средний и мелкий бизнес, а также фермерские хозяйства, пользуясь покровительством правительства, добились высокой эффективности своей хозяйственной деятельности. Государство достаточно активно влияет на цены, пошлины и технические нормы. Такая модель получила название «социальное рыночное хозяйство». 

Японская  модель характеризуется развитым планированием  и координацией деятельности правительства  и частного сектора. Планы носят  рекомендательный характер и представляют собой государственные программы, ориентирующие и мобилизующие отдельные  звенья экономики на выполнение общенациональных задач. Препятствий имущественному расслоению не ставится. Такая модель может существовать только в условиях высокоразвитого национального  самосознания. В Японии существует приоритет интересов нации над  личными интересами – население  готово идти на определенные материальные жертвы ради процветания нации. Для  японской экономики характерно также  сохранение национальных традиций при  заимствовании у других стран  всего того, что нужно для развития страны. Это позволяет создавать  такие системы управления и организации  производства, которые дают наибольший успех.

Южнокорейская модель имеет много общего с японской. Это объясняется, прежде всего, схожим психологическим складом населения, его трудолюбием и ответственному отношению к своим обязанностям. Государство здесь также активно участвует в перестройке экономики. Но вследствие относительно  неразвитых рыночных отношений южнокорейское правительство целенаправленно содействовало созданию рыночной экономики в лице крупных корпораций, переросших потом в финансово-промышленные конгломераты. Кроме того, государственные органы оказывали всестороннюю поддержку мелкому и среднему предпринимательству. Еще одной характерной чертой южнокорейской модели стало четкое и сбалансированное разделение функций между центром и провинциями, что тоже способствовало формированию рыночных отношений.

Китайская модель  характеризуется  высокими темпами  развития и преимущественно экстенсивным характером экономического роста.

"Мотором"  экономического роста КНР служат  внутреннее потребление и внутренний  спрос колоссального и быстро  увеличивающегося населения страны. Основными источниками роста  являются: трудовые ресурсы; природные  ресурсы; формирование устойчивого  накопительного инвестиционного  механизма, в основе которого  лежат высокие нормы накопления  и инвестирования.

На экономический  рост оказывает существенное влияние  политика открытости национальной экономики  КНР. На долю Китая приходится почти 40% всех прямых зарубежных инвестиций, сделанных в развивающиеся страны. Значительное воздействие на НТП  оказывает импорт технологий, позволяющий  развивать такие прогрессивные  сектора экономики, как производство программного обеспечения, новых материалов, телекоммуникационную индустрию, биотехнологии, здравоохранение. Несмотря на имеющиеся  проблемы, курс развития КНР направлен  на создание социалистической рыночной экономики, сочетание в ней различных  экономических укладов при сохранении ведущей роли социалистической собственности. Уникальность экономической модели КНР как раз и заключается в развитии рыночной экономики при ведущей роли государственного сектора и идеологическом контроле коммунистической партии  [3,7].

 

3.6 Переходная экономика

 

Там, где  существуют качественные ступени экономического развития общества, наблюдаются и  переходные состояния, которые характеризуют  процесс преобразования экономических  систем. Данный процесс породил переходные экономики различных типов и  видов, которые изучает теория переходной экономики, или теория трансформированных процессов. Содержанием переходной экономики  является качественное преобразование существующей экономической системы, превращение её в новую. При этом меняются отношения собственности, способ взаимосвязи производства и  потребления, распределения ресурсов, механизм хозяйствования, цель и средства экономического развития, мотивы поведения, хозяйственное право, и прочие главные  слагаемые экономической системы. Когда новая система начинает развиваться на собственной основе и обеспечивать условия дальнейшей жизнедеятельности, тогда переходный период можно считать завершённым.

Информация о работе Экономические системы