Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 11:32, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотреть различные экономические системы сложившиеся в обществе, рассмотреть модели смешанной экономике различных стран. Задачи: дать определение экономической системы, изучить подходы к её изучению, рассмотреть современные типы экономических систем и модели смешанной экономической системы, произвести анализ смешанной экономики различных развитых стран.
Средством эволюционного перехода к смешанной системе является реформирование, в ходе которого экономика оказывается в переходном состоянии (переходная экономика). Следует отметить, что переход от одной системы к другой не всегда означает необходимость смены формы собственности.
Таким
образом, форма собственности не
препятствует и более жестким
изменениям экономического курса. Переход
от одной экономической модели к
другой значительно облегчается
наличием у всех современных экономических
систем общей основы – товарного
производства, хотя сами системы различаются
уровнем его развития, а также
типом экономической власти и
формами ее осуществления и тем,
какое место в системе
Смешанная экономика органично соединяет в себе преимущества рыночной, административно-командной и даже традиционной экономики и тем самым в определенной степени устраняет недостатки каждой из них или смягчает их отрицательные последствия.
Смешанная
экономика – тип современной
социально-экономической
На базе разнообразных форм
собственности функционируют
Смешанная экономика – это рыночная система со свойственной ей социальной ориентацией экономики и общества в целом. Интересы личности с ее многосторонними потребностями выдвигаются в центр социально-экономического развития страны.15
В зависимости от регулирующей роли государства и его экономических задач можно выделить несколько моделей смешанной экономики в развитых странах:
Наличие
разных моделей экономики объясняется
различными возможностями, традициями
тех или иных стран.
Структура экономики США отличается ярко выраженной постиндустриальностью. Большая часть американского ВВП (78%) создается в отраслях сферы услуг, куда относятся, прежде всего, образование, здравоохранение, наука, финансы, торговля, различные профессиональные и личные услуги, транспорт и связь, услуга государственных учреждений.
На
долю материального производства (сельское
хозяйство, лесное хозяйство и рыбная
промышленность, добывающая и обрабатывающая
промышленность, строительство), таким
образом, остается 22% ВВП. В сфере сельского
хозяйства создаётся около 2 % ВВП, а промышленность
даёт менее 20 % ВВП.(см. Рис.1)
Рисунок 1
Среди развитых стран мира США практически не имеют конкурентов по своему индустриальному развитию. По доле сферы услуг в структуре производства ВВП США обогнали Нидерланды и Израиль, которые ввиду имеющихся определённых конкурентных преимуществ специализируются на услугах, уступая только Гонконгу (доля сферы услуг — 86 %). Однако Гонконг не является независимым государством, оставаясь всего лишь особым экономическим районом Китая, где доля сферы услуг составляет менее 40 %. Таким образом, США в настоящее время являются наиболее постиндустриальным государством.
Общая
закономерность происходящих отраслевых
сдвигов заключается в заметном
снижении в экономике удельного
веса сырьевых отраслей и сельского
хозяйства. Среди отраслей материальной
сферы промышленность остается важнейшей,
она по-прежнему обеспечивает высокий
уровень технического развития других
сфер хозяйства. Именно в ней сегодня
в первую очередь аккумулируются
новейшие достижения НТР. США располагают
одним из самых высокоэффективных
хозяйств в мире. Отличительной чертой
их экономики является ориентация на
НТР и передовую технику. Она
лидирует в области внедрения
результатов НТР в
Для
США характерно прогнозирование
и стратегическое планирование. Оно
обеспечивает основу для всех управленческих
решений. При разработке стратегического
плана учитывается ряд
Система стратегического планирования рассматривается как совокупность подсистем. Выделяются три уровня прогнозных исследований:
На уровне государственного регулирования выделяют два основных вида государственных подразделений – федеральные, а также штаты, и местные органы власти.
Система государственного регулирования состоит их многих звеньев:
Важнейшим инструментом государственного регулирования экономики США является государственный (федеральный) бюджет.
Бюджетно-налоговое
регулирование применяется
Система
государственных финансов США отражает
трехступенчатую организацию
В
настоящее время в США
В порядке помощи мелким фирмам только в виде поддержки 27 центров распространения технологий тратится в общей сложности 50 млн. долларов в год.
Налоговая система в США включает прямые и косвенные налоги (акцизы). По степени пропорциональности к облагаемой сумме они делятся на прогрессивные и регрессивные. На всех уровнях взимаются: индивидуальные подоходные налоги, налоги с прибыли корпораций, налоги и взносы в фонды социального страхования, налоги на наследство и дарение, акцизы, таможенные пошлины. Штаты и местные органы управления взимают налоги с розничной продажи, налоги на движимую и недвижимую собственность. Применяется льготное налогообложение.
В США развита кредитная система. Ее основным государственным компонентом является Федеральная резервная система (ФРС), выполняющая функции центрального банка США. ФРС осуществляет кредитно-денежную политику государства, воздействуя на экономику через сферу кредита и денежного обращения.
Но кредитная система США
В США целый ряд отраслей именовался «регулируемыми», потому что в отношении их действовал особый правовой режим. Так, в начале 80-х гг. федеральные органы контролировали параметры ценообразования, производства продукции в отраслях на которые приходилось около 24% ВНП (гражданская авиация, железные дороги, автомобильный грузовой транспорт, телефонная связь были национализированы). Но регулирование отраслей все больше оказывалось направленным в пользу производителей, а не потребителей. Поэтому в США стало осуществляться «дерегулирование», т.е. снятие ограничений на предпринимательскую деятельность.17
В последние десятилетия Япония выступает одной из ведущих держав, является второй страной мира по величине основных макропоказателей. Ее экономический потенциал равен трети американского, но превосходит германский. Население Японии составляет 2% общемировой численности, но оно производит 11% ВМП по валютным курсам и 6,4% по покупательной способности йены.
Япония
занимает одно из ведущих мест в
международных экономических
С точки зрения В. К. Ломакина сейчас экономике Японии присущи такие особенности как:
Переход к новой структуре производства опирается на широкомасштабные НИОКР. Аналитиками «Economist Intelegence Unit» полагают что Япония является лидером в удельном весе НИОКР и в ближайшие годы им останется. Доля расходов на НИОКР выросла с 3,4% ВВП в 2005 г. до 3,7% в 2010 г.
В последние
десятилетия развитие японского
хозяйства опирается на высокий
общеобразовательный и
Экономическое
развитие происходило в специфических
условиях. Внутренний спрос находился
на низком уровне — рост 1% в среднем
за 1998— 2009 гг. против 2,8% во всех развитых
странах. В целях стимулирования
спроса процентные ставки по краткосрочным
кредитам держались на нулевом уровне,
государственные расходы
Отличия в структуре частного предпринимательства
Особенность экономического строя— вертикальная интеграция фирм, их группирование, которое пронизывает значительную часть системы деловых отношений в стране.
Одной из характерных черт японской модели экономического механизма является использование национальных традиций и особенностей рабочей силы. В стране длительное время пропагандировался принцип пожизненного найма. Ни в компаниях, ни в законодательстве нет четких правил, устанавливающих гарантии найма на всю жизнь. Т.е. на практике суть проблемы по сравнению с другими странами сводилась просто, к более продолжительным срокам найма. Постоянные рабочие составляют 64% рабочей силы. Их доля в 2000-е годы сократилась, а доля нерегулярно занятых возросла с 19 до 28%.
Особенностью японской экономики является единство государственного аппарата и крупного капитала в решении общих проблем. До сих пор отмечается высокая координация действий промышленных, банковских компаний и правительства.
Государственное
предпринимательство занимает скромное
место. В его сферу входят несколько
банков, ряд инфраструктурных объектов.
Вместе с тем оно оказывает
сильное воздействие на хозяйственные
процессы через бюджетные и денежно-
Информация о работе Экономические системы. Смешанная экономика