Одним
из основных условий экономического
прогресса стало юридическое
равноправие наёмного работника
и предпринимателя как участников
рыночных отношений. Появилась свобода
перемещения рабочей силы в пределах
рынка труда, наемный работник обладал
свободой выбора предметов и способов
удовлетворения потребностей. Обратной
стороной свободы выбора стала личная
ответственность за поддержание
рабочей силы в нормальном состоянии,
за правильность принятого решения, за
соблюдение условий трудового соглашения.
Фундаментальные
задачи экономического развития в данной
системе решаются опосредованно, через
цены и рынок. Колебания цен служат
индикатором общественных потребностей,
ориентируясь на них, товаропроизводитель
сам решает проблему производства и
распределения пользующихся спросом
товаров.
Стремление
получения максимальной прибыли
при предельно экономном использовании
ресурсов служит мощным стимулом для
развития производства, раскрывает созидательные
возможности частной собственности.
Сторонники
чистого капитализма утверждают,
что именно такая экономическая
система благоприятствует эффективному
использованию ресурсов, стабильности
производства и быстрому экономическому
росту. Здесь очень мала или вовсе
отсутствует необходимость в
правительственном планировании, в
правительственном контроле и вмешательстве
государства в экономический
процесс, которое будет только подрывать
эффективность функционирования рыночной
системы. Роль правительства, поэтому
ограничивается защитой частной
собственности и установлением
надлежащей правовой структуры, облегчающей
функционирование свободных рынков.
Проблема
координации в рыночных условиях
анализируется с помощью модели
кругооборота и модели спроса и предложения.
В рыночной экономике домашние
хозяйства составляют планы закупок,
а предприятия – свои производственные
планы самостоятельно и независимо
одно от другого. Обе стороны стремятся
реализовать свои планы. Предприятия
хотят, например, продавать как можно
дороже, а домашние хозяйства –
покупать как можно дешевле. Через
механизм рыночных цен происходит выравнивание
цены спроса и предложения. Цена в
условиях равновесия рынка информирует
продавца и покупателя о дефиците
или избытке соответственно товара.
Экономическая
деятельность государства ограничивается
тем, чтобы удовлетворять коллективные
потребности (например, здравоохранение,
образование, судопроизводство), в остальном
государство призвано гарантировать
основные права свободной рыночной
экономики.
Свобода
заключения контрактов гарантирует
производителям и потребителям право
покупать и продавать по своему усмотрению,
в соответствии с собственными планами
хозяйственной деятельности.
Каждому
предпринимателю, предоставлена
свобода заняться каким-либо видом
деятельности и беспрепятственно выбирать
предмет своей хозяйственной
деятельности. На рынке преобладает
свободная конкуренция.
Свободный
выбор места работы дает возможность
лицам наемного труда по своему усмотрению
выбирать род и место работы.11
3.3
Административно
командная экономика.
Эта
система господствовала ранее в
СССР, странах Восточной Европы и
ряде азиатских государств.
Характерными чертами
административно-командной системы
являются общественная (а в реальности
государственная) собственность практически
на все экономические ресурсы, сильная
монополизация и бюрократизация
экономики, централизованное, директивное,
экономическое планирование как
основа хозяйственного механизма.
Хозяйственный механизм
административно-командной системы
имеет ряд особенностей. Он предполагает,
во-первых, непосредственное управление
всеми предприятиями из единого
центра – высших эшелонов государственной
власти, что сводит на нет самостоятельность
хозяйственных субъектов. Во-вторых,
государства полностью контролирует
производство и распределение продукции,
в результате чего исключаются свободные
рыночные взаимосвязи между отдельными
предприятиями. В-третьих, государственный
аппарат руководит хозяйственной
деятельностью с помощью преимущественно
административно-командных (директивных)
методов, что подрывает материальную
заинтересованность в результатах
труда.12
При чрезмерной централизации
исполнительной власти развивается
бюрократизация хозяйственного механизма
и экономических связей. По своей
природе бюрократический централизм
не способен обеспечить рост эффективности
хозяйственной деятельности. Дело здесь
прежде всего в том, что полное
огосударствление хозяйства вызывает
невиданную по своим масштабам монополизацию
производства и сбыта продукции.
Гигантские монополии,
утвердившиеся во всех областях народного
хозяйства и поддерживаемые министерствами
и ведомствами, при отсутствии конкуренции
не заботятся о внедрении новинок
техники и технологии. Для порождаемой
монополизмом дефицитной экономики
характерно отсутствие нормальных материальных
и людских резервов на случай нарушения
сбалансированности народного хозяйства.
В странах с
административно-командной системой
решение ключевых экономических
задач имело свои специфические
особенности. В соответствии с
господствовавшими идеологическими
установками задача определения
объема и структуры продукции
считалась слишком серьезной
и ответственной, чтобы передать ее
решение непосредственным производителям
– промышленным предприятиям, колхозам
и совхозам. Поэтому структура общественных
потребностей определялась центральными
плановыми органами. Однако поскольку
детализировать и предвидеть изменение
общественных потребностей в таких масштабах
принципиально невозможно, эти органы
руководствовались преимущественно задачей
удовлетворения минимальных потребностей.
Централизованное
распределение материальных благ, трудовых
и финансовых ресурсов осуществлялось
без участия непосредственных производителей
т потребителей. Оно происходило
в соответствии с заранее выбранными
как «общественные» целями и критериями,
на основе централизованного планирования.
Значительная часть ресурсов в соответствии
с господствовавшими идеологическими
установками направлялась на развитие
военно-промышленного комплекса.
Распределение созданной
продукции между участниками
производства жестко регламентировалось
центральными органами посредством
повсеместно применяемой тарифной
системы, а также централизованно
утверждаемых средств фонда заработной
платы. Это вело к преобладанию уравнительного
подхода к оплате труда.
Нежизнеспособность
этой системы, ее невосприимчивость
к достижениям НТР и неспособность
обеспечить переход к интенсивному
типу экономического развития сделали
неизбежными коренные социально-экономические
преобразования почти во всех социалистических
(коммунистических) странах. Стратегия
экономических реформ в этих странах
определяется законами развития мировой
цивилизации, в результате чего с
большей или меньшей скоростью
там строится современная рыночная
экономика.13
3.4
Смешанная экономика
Термин
«смешанная экономика» нередко используется
не по назначению. К примеру, для
некоторых смешанная экономика -
синоним переходной экономики, а
теперь и транзитивной. Для других
смешанная экономика – это "разнообразие
и взаимодействие форм собственности"'.
Почти все авторы различных концепций
видят в смешанной экономике
внешнюю форму, выражающуюся в "разрешении
общественных и частных интересов",
в "сочетании государственного и
частного начала", в “государственной
и частной собственности". Но что
движет и подвигает к этому? К
сожалению, ответов на этот вопрос у
них нет. Более того, некоторые
авторы считают, что "содержание формирования
рыночной экономики смешанного типа
нацелено... на более эффективную
социально-экономическую систему и связано
с трансформацией плановой экономики
в рыночную". Здесь надо сначала разбираться
в содержании терминов, а затем переходить
к содержательной части цитаты.
-
Во-первых, смешанная экономика -
это не субъект, а объективная
экономическая реальность. Следовательно,
смешанная экономика закономерно
функционирует, не нацеливаясь
на что-то.
-
Во-вторых, она не связана с
трансформацией плановой экономики
в рыночную, ибо как объективное
экономическое явление она имела
место не только в постсоветский,
но и досоветский период, и
не следует связывать ее с
развалом СССР и переходом
от так называемой плановой
к рыночной экономике. Это субъекты
в лице государства и людей,
работающих во властных органах,
которые стремятся сформировать
рыночную экономику, ломая и
уничтожая командно-административную
систему. Здесь законы смешанной
экономики объективно заставляют
людей следовать закономерностям
эволюции общественного производства.
-
В-третьих, переходная экономика
- понятие, присущее экономическим
отношениям, проявляющимся при переходе
от одного способа производства
к другому в рамках одной
формы общественного производства.
Например, от рабовладельческих
к феодальным, в основе которых
находилось натуральное производство.
-
В-четвертых, смешанная экономика
– не поверхностное явление,
и эту сторону отмечают почти
все, кто пишет по этой проблеме
и волей или неволей указывают
на связь ее с собственностью.
Соответственно, смешанная экономика
не есть переходная экономика,
не есть переходной период
и, тем более, не есть транзитивная
экономика, потому что пласты
экономических отношений, связанные
с собственностью, говорят о глубинных
отношениях. Собственность связана
с типами общественного хозяйства
и в зависимости от последнего
проявляются различные формы
собственности. Следовательно, смешанная
экономика характеризует переходные
отношения не между способами
производства, не между формациями,
даже не между цивилизациями.
Она характеризует переходные
отношения между типами общественного
производства.
-
В-пятых, о смешанной экономике
заговорили в конце прошлого
века. То было время, когда одни
писали о монополиях, а другие
(А. Шеффле и А.Вагнер) о смешанной
экономике, и это не случайно.
Названный период характеризовался
переходом к использованию новых
видов энергии, новых видов
передаточных механизмов, новых
орудий воздействия на предметы
труда, что дало повод заговорить
о смешанной экономике, исходя
из переворота в производительных
силах (средствах производства),
поэтому он является порождением
переходных отношений между формами
общественного производства.14
В западном мире –
мире корпораций – в течение всего
ХХ столетия создавалось современное
индустриальное общество. В нем сочетаются
громадная концентрация денежного
капитала, передовая техника и
технология, сложнейшая организационная
структура. С другой стороны, здесь
функционируют тысячи мелких предпринимателей,
заполняющих те ниши в экономике,
которые не представляют особого
интереса из-за недостаточной эффективности
для гигантов индустрии. Весь этот конгломерат
работает сам на себя, дополняя, используя
или подавляя и преследуя определенные
интересы своих собственников. В
результате, экономический мир замкнулся
на смешении товарных и коллективных
форм общественного производства. Экономическому
миру предстал не только частный собственник,
не только отдельный частный предприниматель,
но и ассоциированный или коллективный
собственник, собственность государства
и их различные сочетания. Глубинная
причина появления в экономической
жизни различных форм собственности,
связана с наличием общественного
и мануфактурного разделения труда.
В результате, общественное производство,
базирующееся на машинах, соединяет
в себе две противоположные тенденции
– обособление и взаимозависимость
предприятий и отраслей производства.
Наличие коллективных отношений
в рамках товарного производства
или товарных отношений в коллективном
производстве показывает различное
переходное состояние общественного
производства от одной формы к
другой. Это переходное состояние
общественного производства фиксируется
на новом уровне развития товарных
отношений – смешанной экономике.
Товарное производство, в котором
формируется коллективное производство
и где закономерности первого
преображаются и трансформируются
во второе, называется смешанной экономикой.
В
современных условиях в промышленно
развитых странах смешанная экономика
все более активно вытесняет
рыночную. Главное достоинство смешанной
экономики в том, что она не
имеет крайностей, присущих традиционной,
рыночной и командной моделям . Основными
производителями продукции и
покупателями условий производства
в странах с развитой промышленностью
являются крупные корпорации, поэтому
экономическая власть здесь не рассредоточена,
но при этом она не носит тоталитарный
характер, не осуществляется административно-бюрократическими
методами. При таких условиях распределительные
отношения не подавляют отношения
обмена, а дополняют их; собственность
на материальные ресурсы может быть
общенародная, государственная, частная;
поведение каждого субъекта мотивируется
его личным интересом, но при этом
в обществе определены и приоритетные
цели. Государство выполняет в
экономике активную функцию, имеется
система прогнозирования, планирования
и координации деятельности государственного
и частного секторов.