Экономические риски и неопределенность в предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 16:25, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявление особенностей экономических рисков и неопределенности в предпринимательской деятельности. Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:
1. охарактеризовать эволюцию взглядов на понятие «риск» в экономической науке;
2. рассмотреть причины возникновения экономического риска;
3. изучить причины и факторы экономических рисков в предпринимательской деятельности РФ;
4. предложить меры по компенсации экономических рисков в предпринимательской деятельности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….….
3
1. Теоретические аспекты проблемы экономических рисков…………….…... 5
1.1. Эволюция взглядов на понятие «риск» в экономической науке……... 5
1.2 Причины возникновения экономического риска………………………. 11
2. Особенности экономических рисков в предпринимательской деятельности в РФ…………………………………………………………………………….….
18
2.1.Причины и факторы экономических рисков в предпринимательской деятельности…………………………………………………………………...
18
2.2. Меры по компенсации экономических рисков в предпринимательской деятельности…………………………………………………………………...
23
Заключение………………………………………………………………………. 29
Список использованной литературы…………………………………………... 32

Работа содержит 1 файл

экономические риски и несправедливость в предпринимательской деятельности.doc

— 455.50 Кб (Скачать)
  1. диверсификация поставок;
  2. расширение состава поставщиков;
  3. создание финансовых резервов или организация «горячих» кредитных линий на случай непредвиденных затрат;
  4. прогнозирование динамики цен;
  5. вовлечение традиционных поставщиков в деятельность предприятия путем заключения договоров участия в прибылях или приобретении акций;
  6. создание страховых запасов исходных материалов;
  7. заблаговременная разработка системы функционирования предприятия в условиях поиска альтернативных поставщиков [27, с.132].

      3. Риск невозвращения  предоплаты поставщиком.  Рекомендуемые методы компенсации:

  1. некоммерческая интеграция;
  2. покупка и обмен акциями с поставщиком;
  3. установление неформальных личных отношений с руководством предприятия-поставщика;
  4. создание региональной системы страхования финансово-хозяйственных сделок и соответствующей системы пересграхования;
  5. привлечение независимых организаций (банков, страховых обществ, фондов) в качестве гарантов сделок; развитие залоговых сделок.

      4. Риск незаключения  договоров на реализацию  производственной продукции (риск нереализации произведенной продукции). Рекомендуемые методы компенсации:

  1. диверсификация производства;
  2. диверсификация структуры сбыта;
  3. создание и актуализация базы данных возможных потребителям продукции, их деятельности, намерениях, тенденциях, социально-экономическом статусе и окружении; активное использование всех форм маркетинга;
  4. вертикальная интеграция «вверх», обмен акциями с традиционными потреби гелями и приобретение их акций;
  5. поиск технологий и методов улучшения качества продукции;
  6. разработка долгосрочной стратегии производства и информирование о ней потенциальных потребителей;
  7. освоение гибких технологий производства, допускающих переключение на другие виды продукции;
  8. освоение гибких технологий маркетинга, позволяющих легко подключаться к новым секторам рынка.

      5. Риск неполучения или несвоевременного получения оплаты за реализованную без предоплаты продукцию. Рекомендуемые методы компенсации: наиболее распространенный - предварительная (до получения товара или услуги) оплата. Этот достаточно примитивный способ снижения риска является, по нашему мнению, вредным как для экономики страны в целом, так и для отдельных товаропроизводителей в частности. Экономике в целом он принес кризис неплатежей, увеличение числа экономических преступлений, разрыв или снижение интенсивности хозяйственных связей, техническое ухудшение системы взаимных платежей, способствовал снижению объемов производства и реализации продукции [20, с.74].

      Для отдельного предприятия необходимость предоплаты существенно ограничивает возможность приобретения необходимых исходных материалов, сужает поле хозяйственного маневра, по существу искажает нормальные пропорции между производственной и финансовой деятельностью предприятия, способствует снижению качества продукции. Поэтому более целесообразным представляется использование в различных сочетаниях и группировках мер некоммерческой вертикальной и диагональной интеграции, перекрестного владения акциями, страхования сделок у третьих лиц, залогов и, наконец, средств систематического информирования общественности о предприятиях, традиционно нарушающих (или, наоборот, соблюдающих) условия договоров. Создание и поддержание системы третейского контроля за выполнением договоров должны стать одной из важных задач городской администрации.

      6. Риск отказа покупателя от полученной и оплаченной им продукции (возврат). Рекомендуемые методы компенсации: в целом те же методы, что и при компенсации риска неоплаты. Дополнительно следует принять меры к созданию барьеров на пути переключения потребителей на другие виды продукции, удовлетворяющие тот же вид потребности и в особенности на других поставщиков. В числе этих мер могут быть применены отдельные виды горизонтальной интеграции, т.е. договоры с конкурентами о своеобразном разделе сфер влияния. Здесь уместно еще раз подчеркнуть необходимость создания и ведения максимально полной базы данных о субъектах и процессах рынка.

      В состав этой базы должны входить данные:

  1. о реальных и возможных потребителях продукции;
  2. о профильных технологиях, используемых на предприятиях-потребителях;
  3. о продукции, производимой на этих предприятиях, и ее потребителях (для товаров конечного потребления - типологию потребителей, структура сегментов рынка, ее динамика и т.д.);
  4. о поставщиках необходимых материалов и оборудования;
  5. об освоенных на предприятиях-поставщиках технологиях;
  6. об остальных видах продукции этих предприятий, потребителях этой продукции, а также о необходимых исходных материалах.

      Таким образом, в базе данных предусматривается анализ информации как на две ступеньки вперед (по вертикали товарных переделов), так и на две ступеньки назад. Для сбора необходимых данных целесообразно либо поддерживать постоянную связь со специализированными в области бизнес-информации фирмами, либо содержать (возможно, на паях с другими предприятиями) сеть информаторов.

      7. Риск срыва собственных  производственных  планов или инновационных  проектов. Рекомендуемые методы компенсации:

  1. развитие технологической базы;
  2. проведение НИОКР в сфере технологии производства;
  3. разработка стратегии технологического развития и технологической безопасности в составе комплексной технико-экономической и социальной стратегий предприятия;
  4. увязка социальной стратегии с целями и возможностями предприятия, региональными условиями;
  5. создание системы технико-экономического резервирования ресурсов [26, с.162].

      8. Риск неверного  прогнозирования  ситуации и получения  не правильных  исходных данных. Рекомендуемые методы компенсации:

  1. резкое повышение внимания к стратегическому и перспективному планированию;
  2. создание сквозной системы сбора и анализа исходной информации, прогнозирования и принятия стратегических решений;
  3. выделение средств на эти цели в составе статей распределения прибыли или кредитных средств;
  4. приглашение профессиональных консультантов по маркетингу и управлению;
  5. повышение квалификации административно-управленческого персонала предприятия.

      9. Риск неполучения  внешних инвестиций  и кредитов. Рекомендуемые методы компенсации: организация целенаправленного маркетинга, в том числе всестороннего информирования потенциальных потребителей и инвесторов о наиболее благоприятных сторонах продукции предприятия и о предприятии в целом. Для акционированных предприятий маркетинг фирмы должен предусматривать программу индивидуальной работы с акционерами, в особенности внешними, в целях поддержания их благоприятного отношения к предприятию. Известно, что 1 руб., вложенный в маркетинг (в пределах разумной сметы затрат), дает 100%-ный прирост прибыли [21, с. 234]. Если потребность и платежеспособный спрос на продукцию предприятия являются достаточно устойчивыми, то потенциальный инвестор в принципе всегда готов к кредитованию данного вида производства. Поэтому для внезапной отмены уже принятых решений о выделении инвестиций нужны серьезные основания, скорее всего связанные с разочарованием в уровне, квалификации и добросовестности (а иногда и недобросовестности) кадров инвестируемого предприятия. 
 
 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

     Подводя итоги изучения данной темы, представляется необходимым сделать следующие  выводы.

      1. В современной экономической теории и практике риск является одной из основополагающих категорий. Это связано с тем, что именно неопределенность экономических явлений и процессов представляется распространенной характеристикой, реализация которой может привести к значительным потерям, чем к выигрышам. В экономической науке основополагающими теориями экономических рисков являются: классическая и неоклассическая.

      Создание  классической теории экономических  рисков связано с такими экономистами, как Дж. С. Милль, Н.У. Сениор, Ф.Х. Найт и др. Они выделяли в структуре предпринимательского дохода две составляющие:

      1) процент как долю на вложенный  капитал (или заработную плату  капиталиста);

      2) плату за риск как возмещение  возможного риска в предпринимательской  деятельности.

      Экономический риск классики рассматривают либо как возмещение возможного дохода вследствие принятого решения, либо как получение убытков (наступления неблагоприятных последствий) вследствие реализации неудачного решения. Они понимали экономический риск только как возможный ущерб вследствие экономического действия. Экономисты определяют риск, как математическое ожидание потерь. Именно ориентация экономистов данной школы на одностороннее понимание экономического риска вызывала критику ее положений и явилась причиной создания иной теории экономических рисков, получившей название неоклассической. Ее разработка связана с именами экономистов А. Маршалла, А.С. Пигу, а также экономистов скандинавской школы (Я. Магнуссен и др.).

      Основные  положения неоклассической теории экономических рисков сводятся к следующему. Экономические агенты, работающие в условиях неопределенности с прибылью как случайно-переменной величиной, должны руководствоваться двумя положениями:

      1) размерами ожидаемой прибыли;

      2) величиной ее возможных колебаний (отклонений от ожидаемой величины).

      2. В экономической литературе часто не делается различий между понятиями «риск» и «неопределенность». На мой взгляд, их следует разграничивать.

      Для понимания природы экономического риска в предпринимательской деятельности фундаментальное значение имеет связь риска и прибыли. Более высокий риск связан с вероятностного извлечения более высокого дохода. Для получения экономической прибыли предприниматель должен осознанно пойти на принятие рискового решения. Неопределенность и риск в предпринимательской деятельности играют очень важную роль, заключая в себе противоречие между планируемым и действительным, то есть источник развития предпринимательской деятельности. Экономический риск в предпринимательской деятельности имеет объективную основу из-за неопределенности внешней среды по отношению к предпринимательской фирме.

      3. Во второй главе данного исследования  были рассмотрены причины и факторы экономических рисков в предпринимательской деятельности РФ, а также предложены меры по компенсации риска в деятельности предприятия по следующим видам экономических рисков в предпринимательской деятельности:

  1. риск нереализации профильной технологии предприятия из-за незаключения договора на поставку исходных продуктов;
  2. риск недополучения исходных материалов из-за срыва заключенных договоров о поставке;
  3. риск невозвращения предоплаты поставщиком;
  4. риск незаключения договоров на реализацию производственной продукции (риск нереализации произведенной продукции);
  5. риск неполучения или несвоевременного получения оплаты за реализованную без предоплаты продукцию;
  6. риск отказа покупателя от полученной и оплаченной им продукции (возврат);
  7. риск срыва собственных производственных планов или инновационных проектов;
  8. риск неверного прогнозирования ситуации и получения не правильных исходных данных;
  9. риск неполучения внешних инвестиций и кредитов.
 
 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 
 

  1. Алексенцева А. Реальная выгода или неоправданный  риск? // Расчет. 2008. № 6.
  2. Альгин А.П. Грани экономического риска. М., 2006.
  3. Бачкаи Т., Месена Д. Хозяйственный риск и методы его измерения. М., 2005.
  4. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М., 2004. С. 41.
  5. Боков В.В. Предпринимательские риски и хеджирование в отечественной и зарубежной экономике. СПб., 2005.
  6. Гамза В.А. Екатеринославский Ю.Ю. Рисковый спектр коммерческих организаций. М.: Экономика, 2006.
  7. Дубров А.М., Лагоша  Б.А., Хрусталев Е.Ю. Моделирование рисковых ситуаций в экономике и бизнесе. – М.: Финансы и статистика, 2005.
  8. Зозулюк А.В. Хозяйственный риск в предпринимательской деятельности. М., 2005.
  9. История экономических учений. Ч. I: Учебное пособие / Под ред. В.А. Жамина, Е.Г. Василевского. М., 2005.
  10. Гробовой П.Г., Петрова С.Н., Полтавцев С.И. Риски в современном бизнесе. М., 2005.
  11. Грядов С.И. Риск и выбор стратегии в предринимательстве. – М., 2008.
  12. Кабышев О. Правомерность предпринимательского риска // Хозяйство и право. 2006. № 3.
  13. Качалов Р.М. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегии, безопасность. М., 2005.
  14. Классика экономической мысли: Сочинения/ В.Петти, А.Смит, Д.Рикардо и др.М., 2006. С.33-34.
  15. Клейнер Г. Б., Тамбовцев В. Л., Качалов Р. М. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегии, безопасность. М., 2006.
  16. Лапуста М. Г., Шаршукова Л.Г. Риски в предпринимательской деятельности. М., 2005.
  17. Маршалл А. Принципы политической экономии: Пер. с англ. М., 2004. Т.2.
  18. Милль Д.С. Основы политической экономии: Пер. с англ. М., 2007. Т.1. С.289-290.
  19. Меньшов В. Риск - дело благородное, но иногда опасное // Консультант. 2008. № 15.
  20. Половинкин П. Д. Риск в предпринимательской деятельности. М., 2005.
  21. Райсберг Б.А. Предпринимательство и риск. М., 2002.
  22. Романов В. Понятие рисков и их классификация как основной элемент теории рисков // Деньги и кредит. 2006. № 3.
  23. Рэдхед К., Хьюс С. Управление финансовыми рисками. – М.: ИНФРА-М, 2004.
  24. Смит А. Исследования о природе и причинах богатства народов. - Т. 1 - Петрозаводск. Петроком, 2003.
  25. Устенко О.Л. Теория экономического риска. Казань, 2007.
  26. Чечеткина О.Н. Факторы и особенности рисков малого предпринимательства в производственной сфере // Управление персоналом. 2008. № 7.
  27. Цветкова Е.В., Арлюкова И.О. Риски в экономической деятельности. СПб. 2006.
  28. Экономика: учебник / Под ред. А. С. Булатова. – М. 2007.
  29. Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. В.И. Видяпина. – М., 2007.
  30. Экономическая теория / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича: Учебник для вузов. – СПб., 2007.
  31. Экономический образ мышления - 10-е изд. /Хейне П., Боуттке П., Причитко Д. М.: Вильямс, 2007.
  32. Ядгаров Я.С. История экономических учений. Учебник для вузов. – М., 2008.

Информация о работе Экономические риски и неопределенность в предпринимательской деятельности