Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 16:25, курсовая работа
Цель исследования: выявление особенностей экономических рисков и неопределенности в предпринимательской деятельности. Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:
1. охарактеризовать эволюцию взглядов на понятие «риск» в экономической науке;
2. рассмотреть причины возникновения экономического риска;
3. изучить причины и факторы экономических рисков в предпринимательской деятельности РФ;
4. предложить меры по компенсации экономических рисков в предпринимательской деятельности.
Введение……………………………………………………………………….….
3
1. Теоретические аспекты проблемы экономических рисков…………….…... 5
1.1. Эволюция взглядов на понятие «риск» в экономической науке……... 5
1.2 Причины возникновения экономического риска………………………. 11
2. Особенности экономических рисков в предпринимательской деятельности в РФ…………………………………………………………………………….….
18
2.1.Причины и факторы экономических рисков в предпринимательской деятельности…………………………………………………………………...
18
2.2. Меры по компенсации экономических рисков в предпринимательской деятельности…………………………………………………………………...
23
Заключение………………………………………………………………………. 29
Список использованной литературы…………………………………………... 32
3. Риск невозвращения предоплаты поставщиком. Рекомендуемые методы компенсации:
4. Риск незаключения договоров на реализацию производственной продукции (риск нереализации произведенной продукции). Рекомендуемые методы компенсации:
5. Риск неполучения или несвоевременного получения оплаты за реализованную без предоплаты продукцию. Рекомендуемые методы компенсации: наиболее распространенный - предварительная (до получения товара или услуги) оплата. Этот достаточно примитивный способ снижения риска является, по нашему мнению, вредным как для экономики страны в целом, так и для отдельных товаропроизводителей в частности. Экономике в целом он принес кризис неплатежей, увеличение числа экономических преступлений, разрыв или снижение интенсивности хозяйственных связей, техническое ухудшение системы взаимных платежей, способствовал снижению объемов производства и реализации продукции [20, с.74].
Для отдельного предприятия необходимость предоплаты существенно ограничивает возможность приобретения необходимых исходных материалов, сужает поле хозяйственного маневра, по существу искажает нормальные пропорции между производственной и финансовой деятельностью предприятия, способствует снижению качества продукции. Поэтому более целесообразным представляется использование в различных сочетаниях и группировках мер некоммерческой вертикальной и диагональной интеграции, перекрестного владения акциями, страхования сделок у третьих лиц, залогов и, наконец, средств систематического информирования общественности о предприятиях, традиционно нарушающих (или, наоборот, соблюдающих) условия договоров. Создание и поддержание системы третейского контроля за выполнением договоров должны стать одной из важных задач городской администрации.
6. Риск отказа покупателя от полученной и оплаченной им продукции (возврат). Рекомендуемые методы компенсации: в целом те же методы, что и при компенсации риска неоплаты. Дополнительно следует принять меры к созданию барьеров на пути переключения потребителей на другие виды продукции, удовлетворяющие тот же вид потребности и в особенности на других поставщиков. В числе этих мер могут быть применены отдельные виды горизонтальной интеграции, т.е. договоры с конкурентами о своеобразном разделе сфер влияния. Здесь уместно еще раз подчеркнуть необходимость создания и ведения максимально полной базы данных о субъектах и процессах рынка.
В состав этой базы должны входить данные:
Таким образом, в базе данных предусматривается анализ информации как на две ступеньки вперед (по вертикали товарных переделов), так и на две ступеньки назад. Для сбора необходимых данных целесообразно либо поддерживать постоянную связь со специализированными в области бизнес-информации фирмами, либо содержать (возможно, на паях с другими предприятиями) сеть информаторов.
7. Риск срыва собственных производственных планов или инновационных проектов. Рекомендуемые методы компенсации:
8. Риск неверного прогнозирования ситуации и получения не правильных исходных данных. Рекомендуемые методы компенсации:
9.
Риск неполучения
внешних инвестиций
и кредитов. Рекомендуемые методы
компенсации: организация целенаправленного
маркетинга, в том числе всестороннего
информирования потенциальных потребителей
и инвесторов о наиболее благоприятных
сторонах продукции предприятия и о предприятии
в целом. Для акционированных предприятий
маркетинг фирмы должен предусматривать
программу индивидуальной работы с акционерами,
в особенности внешними, в целях поддержания
их благоприятного отношения к предприятию.
Известно, что 1 руб., вложенный в маркетинг
(в пределах разумной сметы затрат), дает
100%-ный прирост прибыли [21, с. 234]. Если потребность
и платежеспособный спрос на продукцию
предприятия являются достаточно устойчивыми,
то потенциальный инвестор в принципе
всегда готов к кредитованию данного вида
производства. Поэтому для внезапной отмены
уже принятых решений о выделении инвестиций
нужны серьезные основания, скорее всего
связанные с разочарованием в уровне,
квалификации и добросовестности (а иногда
и недобросовестности) кадров инвестируемого
предприятия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги изучения данной темы, представляется необходимым сделать следующие выводы.
1. В современной экономической теории и практике риск является одной из основополагающих категорий. Это связано с тем, что именно неопределенность экономических явлений и процессов представляется распространенной характеристикой, реализация которой может привести к значительным потерям, чем к выигрышам. В экономической науке основополагающими теориями экономических рисков являются: классическая и неоклассическая.
Создание классической теории экономических рисков связано с такими экономистами, как Дж. С. Милль, Н.У. Сениор, Ф.Х. Найт и др. Они выделяли в структуре предпринимательского дохода две составляющие:
1) процент как долю на вложенный капитал (или заработную плату капиталиста);
2)
плату за риск как возмещение
возможного риска в
Экономический риск классики рассматривают либо как возмещение возможного дохода вследствие принятого решения, либо как получение убытков (наступления неблагоприятных последствий) вследствие реализации неудачного решения. Они понимали экономический риск только как возможный ущерб вследствие экономического действия. Экономисты определяют риск, как математическое ожидание потерь. Именно ориентация экономистов данной школы на одностороннее понимание экономического риска вызывала критику ее положений и явилась причиной создания иной теории экономических рисков, получившей название неоклассической. Ее разработка связана с именами экономистов А. Маршалла, А.С. Пигу, а также экономистов скандинавской школы (Я. Магнуссен и др.).
Основные
положения неоклассической
1) размерами ожидаемой прибыли;
2)
величиной ее возможных
2. В экономической литературе часто не делается различий между понятиями «риск» и «неопределенность». На мой взгляд, их следует разграничивать.
Для
понимания природы
3.
Во второй главе данного
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Экономические риски и неопределенность в предпринимательской деятельности