Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 16:28, реферат
Реформа сословного устройства.
Реформа центрального управления.
Реформы местного и городского управления.
ревизора - "чтобы все исполнено было". В 1720 г. сделан был более сильный нажим на Сенат: предписано было наблюдать, чтобы здесь "все было сделано порядочно, и суетных разговоров, крика и прочего не было". Когда и это не помогло, через год обязанности и генерального прокурора и
обер-секретаря возложили на военных: один из штаб-офицеров армии дежурил в Сенате помесячно для наблюдения за порядком, а "кто из сенаторов бранился или невежливо поступал, того дежурный офицер арестовывал и отводил в крепость, давая, разумеется, знать государю".
Наконец в 1722 г. эти функции возложили на специально назначенного генерал-прокурора, который "должен был накрепко смотреть, дабы Сенат в своем звании праведно и нелицемерно поступал", иметь надзор над прокурорами и фискалами и вообще быть "оком государевым" и "стряпчим в делах государственных".
Таким образом, царь-реформатор вынужден был постоянно расширять созданную им специальную систему организованного недоверия и доносительства, дополняя существующие органы контроля новыми.
Однако
создание Сената не могло
уровень централизации.
Сенат
назначил президентов и вице-
В 1721 г. была создана Вотчинная коллегия, заменившая Поместный приказ, в ведении которой находилось дворянское землевладение. На правах коллегий были Главный магистрат, который управлял городским сословием, и Святейший правительствующий Синод. Его появление свидетельствовало о ликвидации автономии церкви.
В 1699 г. с целью улучшить поступление в казну прямых налогов была учреждена Бурмистерская палата, или Ратуша. К 1708 г. она превратилась в центральное казначейство, заменив Приказ большой казны. В нее вошли двенадцать старых финансовых приказов. В 1722 г. из единой Берг-мануфактур- коллегии выделилась Мануфактур-коллегия, на которую, кроме функций
управления промышленностью, были возложены задачи экономической политики и финансирования. За Берг-коллегией остались функции горнодобычи и монетного дела.
В отличие от приказов, действовавших на основании обычая и прецедента, коллегии должны были руководствоваться четкими правовыми нормами и должностными инструкциями. Наиболее общим законодательным актом в этой области был Генеральный регламент (1720), представлявший собой устав деятельности государственных коллегий, канцелярий и контор и определявший
состав их членов, компетенцию, функции, порядок деятельности. Последующее развитие принципа чиновной, бюрократической выслуги нашло отражение в петровской "Табели о рангах" (1722). Новый закон разделил службу на гражданскую и военную. В нем было определено 14 классов, или рангов, чиновников. Всякий получивший чин 8-го класса становился потомственным
дворянином. Чины с 14-го по 9-й тоже давали дворянство, но только личное.
Принятие "Табели о рангах" свидетельствовало о том, что бюрократическое начало в формировании государственного аппарата, несомненно, победило начало аристократическое.
Положительными
чертами нового бюрократического
аппарата стали профессионализм,
специализация, нормативность,
отрицательными - его сложность,
дороговизна, работа на себя, негибкость.
2.
Военные реформы
Военные реформы занимают особое место среди Петровских преобразований. Сущность военной реформы состояла в ликвидации дворянских ополчений и организации боеспособной постоянной армии с единообразной структурой, вооружением, обмундированием, дисциплиной, уставами.
Задачи создания современной боеспособной армии и флота занимали юного царя еще до того, как он стал полновластным государем. Можно насчитать лишь несколько (по оценкам разных историков - по-разному) мирных лет за 36-летнее царствование Петра. Армия и флот всегда были главным предметом заботы императора. Однако военные реформы важ ны не только сами по себе, но еще и потому, что они оказывали очень большое, часто решающее, влияние на другие стороны жизни государс тва. Ход же самой военной реформы определялся войной.
"Игра в солдатики", которой отдавал все свое время юный Петр, с конца 1680-х гг. становится все более и более серьезной. В 1689 г. Петр строит на Плещеевом озере, около Переславля-Залесского, нес колько небольших кораблей под руководством голландских мастеров. Весной 1690 г. создаются знаменитые "потешные полки" - Семеновс кий и Преображенский. Петр начинает вести настоящие военные манев ры, на Яузе строится "стольный град Прешбург".
Семеновский и Преображенский полки стали ядром будущей постоян ной (регулярной) армии и проявили себя во время Азовских походов 1695 - 1696 гг. Большое внимание Петр I уделяет флоту, первое боевое крещение которого также приходится на это время. В казне не было необходимых средств, и строительство флота поручалось так называе мым "кумпанствам" (компаниям) - объединениям светских и духовных землевладельцев. С началом Северной войны основное внимание перек лючается на Балтику, а с основанием Санкт-Петербурга строительство кораблей ведется почти исключительно там. К концу царствования Пет ра, Россия стала одной из сильнейших морских держав мира, имея 48 линейных и 788 галерных и прочих судов.
Начало Северной
войны стало толчком к
Главные итоги военных реформ Петра Великого заключаются в следующем:
Реформы
местного и городского
управления
Коренное преобразование административно-
В период до 1708 г. в системе местного управления
происходили незначительные изменения
- в 1702-1705г.г. местные дворяне были привлечены
к воеводскому управлению.
Указом от 18 декабря 1708г. вводится новое
административно-
Губернаторы назначались царскими указами
только из числа близких к Петру I дворян
(Меншиков, Апраксин, Стрешнев и т.д.). У
губернаторов были помощники, контролирующие
отрасли управления: обер-комендант - военное
управление, обер-комиссар и обер-провиантмейстер
- губернские и др. сборы, ландрихтер - губернская
юстиция, финансовые межевые и розыскные
дела, обер-инспектор - сборы налогов с
городов и уездов. Губерния делилась на
провинции (во главе - обер-комендант),
провинции - на уезды (во главе - комендант).
Коменданты были подчинены обер-коменданту,
комендант - губернатору, последний Сенату.
В 1713 г. в областное управление было введено
коллегиальное начало: при губернаторах
учреждены коллегии ландратов (советников
от дворян от 8 до 12 человек на губернию),
избираемых местным дворянством.
Смысл реформы состоял в том, чтобы перенести
центр тяжести в управлении на места. При
огромных расстояниях в нашей стране и
средствах сообщения того времени невозможно
было оперативно управлять столь огромной
территорией непосредственно из центра,
как это пытались делать в предшествующий
период. Необходима была разумная децентрализация
власти, однако на первом этапе реформа
не удалась.
Назначая губернаторами крупных государственных
деятелей, Петр I хотел, чтобы эти люди
на месте от имени царя могли оперативно
принимать решения. Однако этот шаг имел
и отрицательные последствия - эти люди
по большей части были обременены многочисленными
обязанностями (например, Меншиков и Апраксин
- президенты «первейших» коллегий, сенаторы)
и практически не могли непрерывно находиться
в своих губерниях, а правившие вместо
них вице-губернаторы не имели таких полномочий
и доверия царя.
Вторая областная реформа проводилась
на основе тех преобразований, которые
уже были сделаны. В 1718 г. Сенат установил
штаты и номенклатуру должностей для губернских
учреждений, а в мае 1719 г. было дано четкое
расписание губерний, провинций и городов
по губерниям и провинциям. С этого периода
деление на провинции вводится на территории
всей страны. Провинция становится основной
единицей областного управления.
Губернии делились на провинции, сначала
на 45, а потом на 50. В пограничные провинции
назначаются также губернаторы, а во внутренние
- воеводы. И хотя губернии продолжали
существовать, но за губернаторами остается
командование войсками, общий надзор за
управлением, а основной единицей местного
управлений становится провинция. В каждой
из них создается аппарат управления и
назначаются чиновники, отвечавшие за
сбор налогов, набор рекрутов и т.д.
Провинциальные воеводы подчинялись губернаторам
только по военным делам, в остальном они
были независимы от губернаторов. Воеводы
занимались розыском беглых крестьян
и солдат, строительством крепостей, сбором
доходов с казенных заводов, заботились
о внешней безопасности провинций, а с
1722 г. осуществляли судебные функции. Воеводы
и администрация провинций назначались
Сенатом и подчинялись непосредственно
коллегиям. Четыре коллегии (Камер, Штатс-контор,
Юстиц и Вотчинная) располагали на местах
собственным аппаратом из камеристов,
комендантов и казначеев.
Провинции в свою очередь были разделены
на дистрикты, управлявшиеся земскими
комиссарами.
Таким образом, на местах была создана
трехзвенная система: губерния, провинция,
дистрикт.
Постепенно количество губерний росло
как за счет присоединения к России новых
земель, так и за счет разукрупнения чрезмерно
больших губерний. В результате к моменту
проведения новой губернской реформы
Екатериной II к 1775 г. в империи насчитывалось
уже 23 губернии, а к концу века их число
достигло полусотни. Рост числа губерний,
и, следовательно, уменьшение их территорий
привели к упразднению в принципе провинций,
созданных в начале века, ставших излишним
промежуточным звеном. Правда, в некоторых
губерниях провинции сохранились.
Началом реформы городского управления
можно считать 1699 год, когда Петр I, желая
предоставить городскому сословию полное
самоуправление по европейскому типу,
приказал учредить Бурмистерскую палату
(Ратушу) с подведомственными земскими
избами. В губернских городах были созданы
магистраты, в уездных - ратуши. В их ведении
находилась торгово-промышленное население
городов по части сбора податей, повинностей
и пошлин. Тем самым посадское население
было временно выведено из ведения воевод
(губернская реформа 1708-1710 г.г. вновь подчинила
земские избы губернаторам и воеводам).
Целью реформы являлось улучшение условий
развития торговли и промышленности. Создание
Ратуши способствовало обособлению городского
управления от органов местной администрации,
в городах стали формироваться органы
самоуправления: посадские сходы, магистраты.
В 1720 г. в Санкт-Петербурге был учрежден
Главный магистрат, которому было поручено
«ведать все городское сословие в России».
По регламенту Главного магистрата, учрежденному
в 1721 г., городское сословие стало делиться
на регулярных граждан и «подлых» людей.
Регулярные граждане, в свою очередь, делились
на две гильдии:
вторая гильдия - ремесленники, столяры,
портные, сапожники, мелкие торговцы.
Гильдии управлялись гильдейскими сходами
и старшинами. Низший слой городского
населения («обретающиеся в наймах, в черных
работах и тем подобные») выбирал своих
старост и десятских, которые могли доносить
магистрату о своих нуждах и просить их
об удовлетворении. По европейскому образцу
создавались цеховые организации, в которых
состояли мастера, подмастерья и ученики,
руководимые старшинами.
Все остальные горожане в гильдии не вошли
и подлежали поголовной проверке с целью
выявления среди них беглых крестьян и
возвращения их на прежние места проживания.
Деление на гильдии оказалась чистейшей
формальностью, так как проводившие его
военные ревизоры, прежде всего заботившиеся
об увеличении числа плательщиков подушной
подати, произвольно включали в члены
гильдий и лиц, не имеющих к ним отношения.
Появление гильдий и цехов означало, что
корпоративные начала противопоставлялись
феодальным принципам хозяйственной организации.
Вместе с тем, деятельность органов городского
управления в значительной степени контролировалась
государственными органами. Магистраты
подчинялись им в вопросах суда и торговли.
Провинциальные магистраты и магистраты
городов, входящих в провинцию, представляли
собой одно из звеньев бюрократического
аппарата с подчинением низших органов
высшим. Выборы в магистраты бурмистров
и ратманов были возложены на губернатора.
Иногда принцип выборности нарушался
и назначение проводились царскими или
сенатскими указами. В обязанности магистратов
входили вопросы полицейской службы, благоустройство
городов, продажа отписного имущества,
окладные и неокладные сборы, обеспечение
мануфактур компанейщиками, учреждение
полиции, контроль за правосудием.