Экономические реформы

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 16:28, реферат

Описание работы

Реформа сословного устройства.
Реформа центрального управления.
Реформы местного и городского управления.

Работа содержит 1 файл

Экономические реформы.docx

— 41.55 Кб (Скачать)

ревизора - "чтобы  все исполнено было". В 1720 г. сделан  был  более  сильный нажим на Сенат: предписано было наблюдать, чтобы  здесь  "все  было  сделано порядочно, и суетных разговоров, крика и прочего не было". Когда  и  это  не помогло, через год обязанности и генерального прокурора и

обер-секретаря возложили на военных: один из штаб-офицеров армии дежурил в Сенате помесячно для наблюдения за порядком, а "кто  из  сенаторов  бранился или невежливо  поступал,  того  дежурный  офицер  арестовывал  и  отводил  в крепость, давая, разумеется, знать государю".

    Наконец  в 1722 г.  эти  функции  возложили   на  специально  назначенного генерал-прокурора, который "должен  был  накрепко  смотреть,  дабы  Сенат  в своем звании праведно и нелицемерно поступал", иметь надзор над  прокурорами и  фискалами  и  вообще  быть  "оком  государевым"  и  "стряпчим   в   делах государственных".

    Таким   образом,  царь-реформатор  вынужден   был   постоянно   расширять созданную   им   специальную    систему    организованного    недоверия    и доносительства, дополняя существующие органы контроля новыми.

    Однако  создание Сената не могло завершить  реформы  управления,  так   как отсутствовало промежуточное звено между  Сенатом  и  губерниями,  продолжали действовать многие приказы. В 1717-1722 гг. на смену 44 приказам конца  XVII в. пришли коллегии. В отличие от приказов, коллегиальная система  (1717-1719 гг.)   предусматривала   систематическое   разделение    администрации    на определенное количество ведомств, что само по себе создавало  более  высокий

уровень централизации.

    Сенат  назначил президентов и вице-президентов,  определил штаты и порядок работы. Кроме руководителей, в состав  коллегий  входили  четыре  советника, четыре асессора (заседателя), секретарь, актуариус, регистратор,  переводчик и подьячие. Специальным указам предписывалось с 1720 г. начать  производство дел новым порядком.

     В 1721 г. была создана Вотчинная  коллегия, заменившая Поместный  приказ, в ведении которой находилось дворянское землевладение.  На  правах  коллегий были Главный магистрат, который управлял городским  сословием,  и  Святейший правительствующий  Синод.  Его  появление  свидетельствовало  о   ликвидации автономии церкви.

    В  1699 г. с целью улучшить  поступление   в  казну  прямых  налогов   была учреждена Бурмистерская палата, или Ратуша. К 1708  г.  она превратилась  в центральное  казначейство,  заменив  Приказ  большой  казны.  В  нее   вошли двенадцать старых финансовых приказов. В 1722 г. из единой  Берг-мануфактур- коллегии  выделилась  Мануфактур-коллегия,   на   которую,   кроме   функций

управления  промышленностью, были возложены задачи экономической  политики  и финансирования. За Берг-коллегией остались функции горнодобычи  и монетного дела.

    В  отличие от приказов, действовавших  на основании обычая  и  прецедента, коллегии  должны  были  руководствоваться  четкими   правовыми   нормами   и должностными инструкциями.  Наиболее  общим  законодательным  актом  в  этой области  был  Генеральный  регламент  (1720),  представлявший  собой   устав деятельности государственных коллегий, канцелярий и  контор  и  определявший

состав их членов, компетенцию, функции,  порядок  деятельности.  Последующее развитие  принципа  чиновной,  бюрократической  выслуги  нашло  отражение  в петровской  "Табели  о  рангах"  (1722).  Новый  закон  разделил  службу  на гражданскую и военную.  В  нем  было  определено  14  классов,  или  рангов, чиновников. Всякий  получивший  чин  8-го  класса  становился  потомственным

дворянином. Чины с 14-го по 9-й тоже давали дворянство, но только личное.

    Принятие "Табели о рангах" свидетельствовало  о том, что  бюрократическое начало  в  формировании  государственного  аппарата,  несомненно,   победило начало аристократическое.

Положительными  чертами нового  бюрократического  аппарата  стали профессионализм,  специализация,   нормативность,   отрицательными   -   его сложность, дороговизна, работа на себя, негибкость. 

  2. Военные реформы 

  Военные реформы  занимают особое место среди Петровских преобразований. Сущность военной реформы состояла в ликвидации дворянских ополчений и организации боеспособной постоянной армии с единообразной структурой, вооружением, обмундированием, дисциплиной, уставами.

  Задачи создания современной боеспособной армии  и флота занимали юного царя еще  до того, как он стал полновластным  государем. Можно насчитать лишь несколько (по оценкам разных историков - по-разному) мирных лет за 36-летнее царствование Петра. Армия и флот всегда были главным предметом заботы императора. Однако военные реформы важ ны не только сами по себе, но еще и потому, что они оказывали очень большое, часто решающее, влияние на другие стороны жизни государс тва. Ход же самой военной реформы определялся войной.

  "Игра в  солдатики", которой отдавал все  свое время юный Петр, с конца  1680-х гг. становится все более  и более серьезной. В 1689 г.  Петр строит на Плещеевом озере, около Переславля-Залесского, нес колько небольших кораблей под руководством голландских мастеров. Весной 1690 г. создаются знаменитые "потешные полки" - Семеновс кий и Преображенский. Петр начинает вести настоящие военные манев ры, на Яузе строится "стольный град Прешбург".

  Семеновский и  Преображенский полки стали ядром  будущей постоян ной (регулярной) армии и проявили себя во время Азовских походов 1695 - 1696 гг. Большое внимание Петр I уделяет флоту, первое боевое крещение которого также приходится на это время. В казне не было необходимых средств, и строительство флота поручалось так называе мым "кумпанствам" (компаниям) - объединениям светских и духовных землевладельцев. С началом Северной войны основное внимание перек лючается на Балтику, а с основанием Санкт-Петербурга строительство кораблей ведется почти исключительно там. К концу царствования Пет ра, Россия стала одной из сильнейших морских держав мира, имея 48 линейных и 788 галерных и прочих судов.

  Начало Северной войны стало толчком к окончательному созданию регулярной армии. До Петра  армия состояла из двух главных частей - дворянского ополчения и различных  полурегулярных формирований (стрельцы, казаки, полки иноземного строя). Кардинальным изменени ем было то, что Петр ввел новый принцип комплектования армии - пе риодические созывы ополчения были заменены систематическими рек рутскими наборами. В основу рекрутской системы был положен сослов но-крепостнический принцип. Рекрутские наборы распространялись на население, платившее подати и несшее государственные повинности. В 1699 г. был произведен первый рекрутский набор, с 1705 г. наборы узаконены соответствующим указом и стали ежегодными. С 20 дворов брали одного человека, холостого в возрасте от 15 до 20 лет (однако в ходе Северной войны эти сроки постоянно изменялись из-за нехватки солдат и матросов). Более всего от рекрутских наборов пострадала русская деревня. Срок службы рекрута практически не был ограничен. Офицерский состав российской армии пополнялся за счет дворян, обучавшихся в гвардейских дворянских полках или в специально организо ванных школах (пушкарская, артиллерийская, навигационная, фортифи кационная, Морская академия и т.д.). В 1716 г. был принят Воинский, а в 1720 г. - Морской устав, проводилось широкомасштабное перевоо ружение армии. К концу Северной войны Петр имел огромную сильную армию - 200 тыс. человек (не считая 100 тыс. казаков), которая поз волила России одержать победу в изнурительной, растянувшейся почти на четверть века войне.

  Главные итоги  военных реформ Петра Великого заключаются  в следующем:

  • создание боеспособной регулярной армии, одной из сильнейших в мире, которая дала России возможность воевать со своими основными противниками и побеждать их;
  • появление целой плеяды талантливых полководцев (Александр Мен шиков, Борис Шереметев, Федор Апраксин, Яков Брюс и др.);
  • создание мощного военного флота;
  • гигантский рост военных расходов и покрытие их за счет жесточайшего выжимания средств из народа.

 

Реформы местного и городского управления 
 
Коренное преобразование административно-территориального устройства России, произведенное в XVIII в., стало важным явлением в развитии формы государственного единства. В отличие от XVII в. с его дробным управлением, когда уезды, отдельные города, а иной раз волости и отдельные слободы непосредственно подчинялись центру, а уезды по территории и населению отличались друг от друга, петровская реформа установила более четкое административно-территориальное деление. До некоторой степени Россия даже обогнала развитые европейские державы, как, например, Францию, где новое административное деление было введено лишь после буржуазной революции. 
 
В период до 1708 г. в системе местного управления происходили незначительные изменения - в 1702-1705г.г. местные дворяне были привлечены к воеводскому управлению. 
 
Указом от 18 декабря 1708г. вводится новое административно-территориальное деление, по которому необходимо «учинить 8 губерний и к ним расписать города». Вначале было образованы Московская, Ингерманландская, Смоленская, Киевская, Азовская, Казанская, Архангельская и Сибирская губернии. В 1713-1714 г.г. - еще три: из Казанской выделены Нижегородская и Астраханская губернии, из Смоленской - Рижская губерния. Во главе губерний стояли губернаторы, генерал-губернаторы, которые объединяли в своих руках административную, военную и судебную власть.  
 
Губернаторы назначались царскими указами только из числа близких к Петру I дворян (Меншиков, Апраксин, Стрешнев и т.д.). У губернаторов были помощники, контролирующие отрасли управления: обер-комендант - военное управление, обер-комиссар и обер-провиантмейстер - губернские и др. сборы, ландрихтер - губернская юстиция, финансовые межевые и розыскные дела, обер-инспектор - сборы налогов с городов и уездов. Губерния делилась на провинции (во главе - обер-комендант), провинции - на уезды (во главе - комендант). Коменданты были подчинены обер-коменданту, комендант - губернатору, последний Сенату. 
 
В 1713 г. в областное управление было введено коллегиальное начало: при губернаторах учреждены коллегии ландратов (советников от дворян от 8 до 12 человек на губернию), избираемых местным дворянством. 
 
Смысл реформы состоял в том, чтобы перенести центр тяжести в управлении на места. При огромных расстояниях в нашей стране и средствах сообщения того времени невозможно было оперативно управлять столь огромной территорией непосредственно из центра, как это пытались делать в предшествующий период. Необходима была разумная децентрализация власти, однако на первом этапе реформа не удалась.  
 
Назначая губернаторами крупных государственных деятелей, Петр I хотел, чтобы эти люди на месте от имени царя могли оперативно принимать решения. Однако этот шаг имел и отрицательные последствия - эти люди по большей части были обременены многочисленными обязанностями (например, Меншиков и Апраксин - президенты «первейших» коллегий, сенаторы) и практически не могли непрерывно находиться в своих губерниях, а правившие вместо них вице-губернаторы не имели таких полномочий и доверия царя. 
 
Вторая областная реформа проводилась на основе тех преобразований, которые уже были сделаны. В 1718 г. Сенат установил штаты и номенклатуру должностей для губернских учреждений, а в мае 1719 г. было дано четкое расписание губерний, провинций и городов по губерниям и провинциям. С этого периода деление на провинции вводится на территории всей страны. Провинция становится основной единицей областного управления. 
 
Губернии делились на провинции, сначала на 45, а потом на 50. В пограничные провинции назначаются также губернаторы, а во внутренние - воеводы. И хотя губернии продолжали существовать, но за губернаторами остается командование войсками, общий надзор за управлением, а основной единицей местного управлений становится провинция. В каждой из них создается аппарат управления и назначаются чиновники, отвечавшие за сбор налогов, набор рекрутов и т.д. 
 
Провинциальные воеводы подчинялись губернаторам только по военным делам, в остальном они были независимы от губернаторов. Воеводы занимались розыском беглых крестьян и солдат, строительством крепостей, сбором доходов с казенных заводов, заботились о внешней безопасности провинций, а с 1722 г. осуществляли судебные функции. Воеводы и администрация провинций назначались Сенатом и подчинялись непосредственно коллегиям. Четыре коллегии (Камер, Штатс-контор, Юстиц и Вотчинная) располагали на местах собственным аппаратом из камеристов, комендантов и казначеев. 
 
Провинции в свою очередь были разделены на дистрикты, управлявшиеся земскими комиссарами. 
 
Таким образом, на местах была создана трехзвенная система: губерния, провинция, дистрикт. 
 
Постепенно количество губерний росло как за счет присоединения к России новых земель, так и за счет разукрупнения чрезмерно больших губерний. В результате к моменту проведения новой губернской реформы Екатериной II к 1775 г. в империи насчитывалось уже 23 губернии, а к концу века их число достигло полусотни. Рост числа губерний, и, следовательно, уменьшение их территорий привели к упразднению в принципе провинций, созданных в начале века, ставших излишним промежуточным звеном. Правда, в некоторых губерниях провинции сохранились. 
 
Началом реформы городского управления можно считать 1699 год, когда Петр I, желая предоставить городскому сословию полное самоуправление по европейскому типу, приказал учредить Бурмистерскую палату (Ратушу) с подведомственными земскими избами. В губернских городах были созданы магистраты, в уездных - ратуши. В их ведении находилась торгово-промышленное население городов по части сбора податей, повинностей и пошлин. Тем самым посадское население было временно выведено из ведения воевод (губернская реформа 1708-1710 г.г. вновь подчинила земские избы губернаторам и воеводам). 
 
Целью реформы являлось улучшение условий развития торговли и промышленности. Создание Ратуши способствовало обособлению городского управления от органов местной администрации, в городах стали формироваться органы самоуправления: посадские сходы, магистраты. 
 
В 1720 г. в Санкт-Петербурге был учрежден Главный магистрат, которому было поручено «ведать все городское сословие в России». По регламенту Главного магистрата, учрежденному в 1721 г., городское сословие стало делиться на регулярных граждан и «подлых» людей. Регулярные граждане, в свою очередь, делились на две гильдии: 
 
первая гильдия - банкиры, купцы, доктора, аптекари, шкиперы купеческих судов, живописцы, иконописцы и серебряных дел мастера; 
 
вторая гильдия - ремесленники, столяры, портные, сапожники, мелкие торговцы.  
 
Гильдии управлялись гильдейскими сходами и старшинами. Низший слой городского населения («обретающиеся в наймах, в черных работах и тем подобные») выбирал своих старост и десятских, которые могли доносить магистрату о своих нуждах и просить их об удовлетворении. По европейскому образцу создавались цеховые организации, в которых состояли мастера, подмастерья и ученики, руководимые старшинами. 
 
Все остальные горожане в гильдии не вошли и подлежали поголовной проверке с целью выявления среди них беглых крестьян и возвращения их на прежние места проживания. 
 
Деление на гильдии оказалась чистейшей формальностью, так как проводившие его военные ревизоры, прежде всего заботившиеся об увеличении числа плательщиков подушной подати, произвольно включали в члены гильдий и лиц, не имеющих к ним отношения. 
 
Появление гильдий и цехов означало, что корпоративные начала противопоставлялись феодальным принципам хозяйственной организации. 
 
Вместе с тем, деятельность органов городского управления в значительной степени контролировалась государственными органами. Магистраты подчинялись им в вопросах суда и торговли. Провинциальные магистраты и магистраты городов, входящих в провинцию, представляли собой одно из звеньев бюрократического аппарата с подчинением низших органов высшим. Выборы в магистраты бурмистров и ратманов были возложены на губернатора. Иногда принцип выборности нарушался и назначение проводились царскими или сенатскими указами. В обязанности магистратов входили вопросы полицейской службы, благоустройство городов, продажа отписного имущества, окладные и неокладные сборы, обеспечение мануфактур компанейщиками, учреждение полиции, контроль за правосудием.

Информация о работе Экономические реформы