Экономические реформы

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 16:28, реферат

Описание работы

Реформа сословного устройства.
Реформа центрального управления.
Реформы местного и городского управления.

Работа содержит 1 файл

Экономические реформы.docx

— 41.55 Кб (Скачать)
  1. Экономические реформы
 

  Совершенно бесспорно, что успехи армии Петра на полях  сражения  были  бы невозможны  без  серьёзных  преобразований  в  экономике  тогдашней  России. В первой четверти XVIII века в России произошёл  резкий экономический скачок. Промышленное строительство петровской эпохи  проходило в невиданных для того времени темпах: за 1695 – 1725 годы возникло не  менее двухсот мануфактур разного профиля, то есть в десять раз  больше,  чем  было их в конце XVII  века,  и  это  при  ещё  более  впечатляющем  росте  объёма продукции.

   Пётр  I   был   приверженцем   экономической   концепции   меркантилизма, господствовавшей тогда  в  Европе.  Эта  концепция  исходила  из  того,  что основой богатства  государства  и  необходимым  условием  его  существования является  накопление  денег  за  счёт  активного  баланса  торговли,  вывоза товаров на чужие рынки и препятствования ввозу товаров  на  свой.  Уже одно это само по себе предполагало вмешательство государства в сферу экономики.

  Оба пути  развития  государственного   предпринимательства  –  активизация старых  промышленных  районов  и  создание  новых   –   особенно   отчётливо прослеживаются на примере металлургии – основы  военного  могущества.  Казна вложила огромные средства в  расширение  выпуска  железа,  пушек,  оружия  в районах традиционного производства – в Карелии, Воронежско-Тамбовском  крае,

в Центре. Здесь  в сжатые сроки строились новые  заводы,  расширялись  старые, нередко отобранные у тех  предпринимателей,  которые  были  не  в  состоянии оперативно справиться с огромными заказами казны.

  Активно  использовать опыт действовавших   предприятий,  а  лучших  мастеров переселять под ведение местной администрации на новое место – таковы  методы создания  новых  мануфактур  при  Петре  Первом.  Кроме   того,   петровские резиденты  в  Западной  Европе   активно   приглашали   иностранных   горных специалистов и металлургов, охотно ехавших в Россию из  Германии,  Англии  и

других стран.

  Мощная  металлургическая база позволила  расширить  и  металлообрабатывающее производство, точнее – оружейную промышленность. В Туле, славившейся  своими ружейниками, в 1712 году был основан большой  оружейный  завод,  а  в  1721 году появился такой же – Сестрорецкий.

   Пётр  Первый  энергично  взялся  и  за  создание  мануфактур   в   лёгкой промышленности. В 1696-1697 годах была основана мануфактура по  производству парусины, требования на которую с началом строительства флота были  огромны.

  В начале XVIII века в Москве был построен  Канатный двор –  мануфактура   по изготовлению корабельных снастей, а также Кожевенный  и  Портупейный  дворы, обеспечивающие  армию амуницией  и  сёдлами.  В  начале  века   лихорадочно возводились, преимущественно  в  Москве  и  Петербурге,  и  другие  казённые мануфактуры: бумажная, пуговичная, чулочная, суконная, полотняная.

  Предприятия  основывались с оптимальным приближением  к  источникам  сырья, на их строительстве использовали дешёвый труд местного  населения,  из  него же набирали низкооплачиваемых неквалифицированных рабочих.  Для  организации производства  привлекали  опытных  специалистов  –  как   русских,   так   и иностранцев.

  В результате  Петровской политики в экономической  области за  сверхкороткий срок была создана  мощная  промышленность,  способная  полностью  обеспечить военные и государственные нужды и ни в чём не зависящая от импорта.

  Создание  собственной промышленности государство   сочетало  с  организацией собственной торговли – главным  образом  для  получения  прибыли  с  ходовых товаров внутри страны и вывоза за  рубеж  таких  товаров,  которые  бы  дали государству деньги на покупку кораблей, оружия,  сырья  для  промышленности. Государство захватывало торговлю самым  примитивным,  но  очень эффективным

способом  – введение монополии на заготовку  и сбыт определённых  товаров  как внутри страны, так и вне её.

   Самодержавное   государство  стремилось   за   счёт   купечества   и   его профессионального дела – торговли быстро добыть деньги и товары для  решения своих грандиозных проблем.

  Во время  Северной войны также непомерные  повинности несли крестьяне.  1) людские (рекруты); 2) отработочные; 3) подводные; 4) лошадные;  5)постройные; 6) натуральные (провиантом, фуражом и так далее); 7) денежные.

  Денежные налоги  делились  на  постоянные  и экстраординарные.  Размеры постоянных налогов оставались стабильными долгие годы. Они формировались  из нескольких  групп  налогов.  «Приказные»  налоги  –  это  идущие  на   нужды центральных ведомств. В начале 10-х годов XVIII  века  появились  постоянные налоги  на  строительство  новой  столицы. Значительную группу  постоянных  денежных  налогов составляли  сословные  налоги,  то  есть  те,  которые   платили   отдельные

сословия.

  «Приказные»,  петербургские  и  сословные   постоянные  налоги  дополнялись местными платежами,  отличавшимися  в  каждой  губернии,  провинции  и  даже уезде.  Если  объединить  их  по  значению,  то  это  –  сборы  на   местную администрацию, гарнизоны, содержание почты, дорог, мостов и так далее.

   Были проведены две переписи населения – в 1710 и 1718 годах.  По  переписи 1718  года  единицей  обложения становилась «душа»  мужского   пола,   вне зависимости от возраста, с которой взималась подушная подать  в  размере  70 копеек в год (с государственных крестьян – 1 рубль 10  копеек  в  год).  Это упорядочило податную политику и резко подняло доходы  государства  (примерно в 4 раза; к концу правления Петра  они  составляли  12  миллионов  рублей  в год). 

  2. Реформа сословного устройства 

  2.1. Служивое сословие 

  Борьба со шведами  требовала устройства регулярной армии, и Пётр понемногу перевёл на регулярную службу всех дворян и служивых людей. Служба для всех служивых людей стала  одинаковой, они служили поголовно, бессрочно и начинали службу с  низших чинов.

  Все нижние чины (как знатные, так и из "простого люда") одинаково могли дослужиться  до высших чинов. Порядок такой выслуги  был точно определён "Табелем  о рангах" (1722 г.). В "Табели" все  чины были распределены на 14 рангов или "чинов" по их служебному старшинству. Каждый, достигший низшего 14 ранга, мог надеяться высшую должность  и занять высший ранг. "Табель о  рангах" заменил принцип родовитости  принципом выслуги и служебной  пригодности. Но Пётр сделал выходцам из высшего старого дворянства одну уступку. Он позволил знатной молодёжи поступать по преимуществу в его  любимые гвардейские полки Преображенский и Семёновский.

  Пётр требовал, чтобы дворяне обязательно учились  грамоте и математике, а необученных  дворян лишал права жениться и  получить офицерский чин. Пётр ограничил  землевладельческие права дворян. Он перестал давать им поместья из казны  при поступлении на службу, а предоставлял им денежное жалование. Дворянские вотчины  и поместья запретил дробить при  передаче сыновьям (закон "О майорате", 1714). Меры Петра относительно дворянства отягчали положение этого сословия, но не меняли его отношения к государству. Дворянство и прежде и теперь должно было расплачиваться за право землевладения  службой. Но теперь служба стала тяжелее, а землевладение стеснённее. Дворянство роптало и пробовало облегчить  свои тяготы. Пётр же жестоко карал  попытки уклониться от службы. 

  2.2. Городское сословие (посадские и городские люди) 

  До Петра  городское сословие составляло очень  малочисленный и бедный класс. Пётр хотел создать в России городской  экономически сильный и деятельный класс, подобный тому, что он видел  в Западной Европе. Пётр расширил городское  самоуправление. В 1720 г. был создан главный  магистрат, который должен был заботиться о городском сословии. Все города были разделены по числу жителей  на классы. Жители городов делились на "регулярных" и "нерегулярных" ("подлых") граждан. Регулярные граждане составляли две "гильдии": в первую входили представители капитала и интеллигенции, во вторую - мелкие торговцы и ремесленники. Ремесленники делились на "цехи" по ремёслам. Нерегулярными  людьми или "подлыми" назывались чернорабочие. Город управлялся магистратом  из бургомистров, избираемых всеми  регулярными гражданами. Кроме того, городские дела обсуждались на посадских  сходах или советах из регулярных граждан. Каждый город был подчинён главному магистрату, минуя всякое другое местное начальство.

  Несмотря на все преобразования, русские города так и остались в том же жалком положении, в каком были и раньше. Причина этого - далёкий от торгово-промышленного строй русской жизни и тяжелые войны. 

  2.3. Крестьянство 

  В первой четверти века выяснилось, что подворный принцип  налогообложения не принёс ожидаемого увеличения поступления податей.

  В целях повышения  своих доходов помещики сселяли  несколько крестьянских семей на один двор. В результате, во время  переписи в 1710 г. выяснилось, что число  дворов с 1678 г. сократилось на 20%. Поэтому  был введён новый принцип обложения. В 1718 - 1724 гг. осуществляется перепись всего  податного населения мужского пола независимо от возраста и работоспособности. Все лица, внесённые в эти списки ("ревизские сказки"), должны были платить подушную подать. В случае смерти записанного подать продолжали платить до следующей ревизии семья умершего или община, в которую он входил. Кроме того, все податные сословия, за исключением помещечьих крестьян, платили государству по 40 копеек "оброка", что должно было уравновесить их повинности с повинностями помещечьих крестьян.

  Переход к подушному  обложению увеличил цифру прямых налогов с 1.8 до 4.6 млн., составляя  более половины бюджетного прихода (8.5 млн.). Подать была распространена на целый ряд категорий населения, которые её до этого не платили: холопов, "гулящих людей", однодворцев, черносошенное крестьянство Севера и Сибири, нерусских народов Поволжья, Приуралья и др. Все эти категории составляли сословие государственных крестьян, и подушная подать для них была феодальной рентой, которую они платили государству.

  Введение подушной подати увеличило власть помещиков  над крестьянами, так как представление  ревизских сказок и сбор подати был  поручен помещикам.

  Наконец, помимо подушной подати, крестьянин платил огромное количество всевозможных налогов и  сборов, призванных пополнить казну, опустевшую в результате войн, создания громоздкого и дорогостоящего аппарата власти и управления, регулярной армии  и флота, строительства столицы  и других расходов. Кроме этого  государственные крестьяне несли  повинности: дорожную - по строительству  и содержанию дорог, ямскую - по перевозке  почты, казённых грузов и должностных  лиц и т.д. 

3. Реформа центрального управления 

    Последнее  упоминание о последнем заседании   Боярской  думы  относится   к 1704 г. Возникшая в 1699г. Ближняя канцелярия  (учреждение,  осуществлявшее административно-финансовый контроль в государстве) приобрела  первостепенное значение. Реальной властью обладала заседавшая в здании  Ближней канцелярии Консилия министров - совет глав важнейших ведомств  при царе,  управлявший

приказами и  канцеляриями, обеспечивавший  армию  и  флот  всем  необходимым, ведавший  финансами  и  строительством  (после  образования  Сената  Ближняя канцелярия   (1719)   и   Консилия   министров   (1711)   прекращают    свое существование).

    Следующим  этапом в реформе центральных   органов  власти  стало  создание Сената. Формальной причиной послужил отъезд Петра на  войну  с  Турцией.  22 февраля 1711 г. Петр собственноручно написал указ о составе Сената,  который начинался фразой:  "Определили  быть  для  отлучек  Наших  Правительствующий Сенат для управления". Содержание этой фразы дало  повод  историкам  до  сих

пор спорить  о том, каким учреждением представлялся  Петру  Сенат:  временным или постоянным. 2 марта 1711г. царь издал несколько  указов:  о  компетенции Сената и правосудия,  об  устройстве  государственных  доходов,  торговли  и других отраслей государственного хозяйства. Сенату предписывалось:

    •  "Суд иметь нелицемерный, и  неправедных судей наказывать  отнятием чести и всего имения, то ж и ябедникам да последует"

    •  "Смотреть  во  всем  государстве   расходов,  и  ненужные,  а особливо напрасные, оставить".

    • "Денег, как возможно, собирать, понеже деньги суть артерия войны".

    Члены  Сената назначались царем. В  его состав первоначально входило  всего девять человек, которые решали дела  коллективно.  В  основу  комплектования Сената был  положен  не  принцип  знатности,  а  компетентности,  выслуги  и близости к царю.

    С  1718 по 1722 г. Сенат стал собранием  президентов коллегий. В  1722  г. он был реформирован тремя указами  императора.  Изменен  состав,  включающий как президентов коллегий, так  и  сенаторов,  коллегиям  чуждых.  Указом  "О должности Сената" Сенат получил право издавать собственные указы.

    Круг  вопросов, которые находились в  его ведении, был  достаточно  широк: вопросы  правосудия,  расходы  казны  и  налоги,   торговля,   контроль   за администрацией разных уровней. Сразу же вновь созданное учреждение  получило канцелярию с многочисленными отделами - "столами",  где  работали  подьячие. Реформа 1722 г. превратила Сенат в  высший  орган  центрального  управления,

вставший над всем государственным аппаратом.

    Своеобразие  эпохи  петровских  реформ  состояло  в  усилении  органов   и средств  государственного  контроля.  А   для   надзора   за   деятельностью администрации при Сенате была  учреждена  должность  обер-фискала,  которому должны быть подчинены провинциал-фискалы  (1711).  Недостаточная надежность фискалитета привела в свою очередь к возникновению в 1715  г.  при Сенате должности  генерального  ревизора,  или  надзирателя  указов.  Главное  дело

Информация о работе Экономические реформы