Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 22:16, контрольная работа
Центростремительные тенденции: рост хозяйственных связей между землями; начало складывания, на основе дальнейшего языкового и культурно - бытового сближения, относительно устойчивой этнической общности - «русской народности»; церковное единство; общая историческая традиция.
Центробежные тенденции: господство натурального хозяйства; сохраняющиеся региональные языковые и культурно - бытовые различия; княжеские усобицы; политический контроль Орды.
Общая характеристика периода 3
Возникновение поместной системы 14
Преобразования в области финансов и налогообложения 17
Список используемой литературы 22
Отношение покупательной силы рубля к покупательной силе рубля конца XIX века
Быстрое падение цены рубля в начале XVII века и начале XVIII века объясняется как порчей монеты, так и вздорожанием всех цен вследствие Смутного времени и мероприятий Петра. Кредит в России почти отсутствовал; процент равнялся 20% в древней Руси, и ещё в начале XIX века приходилось платить 10%. Только с середины XVIII столетия появляются первые кредитные учреждения, созданные правительством и имеющие сословный характер. Частные же банки начинают возникать только в конце XIX века. При слабом экономическом развитии правительство вынуждено было, особенно в течение XVII-XIX веков, напрягать все платёжные средства страны, чтобы покрывать расходы на оборону страны и на расширение её территории. Какое значение имел военный расход в общем составе государственных нужд, видно из таблицы, представляющей возрастание государственного расхода с конца XVII по конец XIX века:
В таблице рубли прежнего времени не приведены к покупательной силе рубля конца XIX века; но шесть последних строк показывают расход в рублях серебром, переведённых из рублей кредитных по курсам тех лет - 71, 70, 37, 99, 77 и 74 копейки серебряной за рубль ассигнациями и кредитный. Платежи по государственному долгу присоединены к военному расходу, так как займы делались почти исключительно на покрытие чрезвычайных издержек. Таким образом, от 1/2 до 3/5, а при Петре даже от 2/3 до 3/4 бюджета поглощали военные расходы. В допетровское время важнейший расход государства был также военный. Об этом можно судить потому, что все важнейшие прямые налоги древней России прямо предназначались на покрытие военных расходов. Ряд этих налогов начинается с татарской "дани". При Иоанне III к ним присоединяется "ямская подать" (на содержание сообщений). Иоанн IV создаёт в 1550-х годах целую систему военных налогов: "засечные деньги" (на постройку засек), "емчужные" (на селитроварение для производства пороха), "пищальные" (на содержание "пищальников" - отряда регулярной пехоты, вооружённой огнестрельным оружием), "полоняничные" (на выкуп пленников). После Смутного времени к этим военным налогам присоединяются новые, в несравненно больших размерах: рядом с прежними "ямскими деньгами", которые теперь получают название "малых", - "большие ямские"; рядом с "пищальными" - гораздо более значительная "стрелецкая подать" деньгами и хлебом. Перед воцарением Петра все эти налоги сливаются в один. Пётр, помимо них, вводит целый ряд новых налогов на специальные военные нужды своего времени, и кончается тем, что сливает все прямые подати, старые и новые, в один прямой налог значительно больших размеров, чем все прежние -подушную подать, прямо назначенную на содержание войска. Помимо введения новых налогов и увеличения их размеров, правительство старается увеличить доходность налогов путём привлечения всё большего количества плательщиков. Для этой цели оно изменяет несколько раз форму взимания податей. Со времени татарских переписей XIII века прямые подати взимаются с земледельческого орудия, выражающего известное количество рабочей силы - сохи. Затем сохой начинает называться распаханный участок земли определённых размеров. С 1550-х годов, одновременно с введением новых налогов, величина этого участка окончательно определяется; начинают различать качество облагаемой земли ("доброй", "средней" или "худой"), а также её принадлежность к привилегированному сословию. Для определения количества таких сох производится в 1550-80 гг. описание их во всём государстве (писцовые книги). С конца XVI и начала XVII века для владельческих земель вводится новый способ уплаты налогов с "сохи": подати взимаются только с "живущей", т.е. не пустой, а распаханной части пашни, и каждая "четверть" (1/2 десятины) этой пашни начинает приравниваться известному количеству дворов. Указами 1630-31 годов устанавливается норма 8-16 крестьянских дворов на "живущую четверть". Одновременно производится второе генеральное описание "сошной пашни" и крестьянских дворов (писцовые книги 1620-30 гг.). Наконец, в течение XVII века правительство переходит к третьей системе обложения: с каждого двора отдельно. Для этой цели в первые годы царствования Алексея Михайловича (1646-48 гг.) и вторично в начале царствования Фёдора Алексеевича (1678 г.) составляются общие переписи дворов во всём государстве (так называемые переписные книги). После составления второй из них (1679-81 гг.) все прямые налоги перелагаются на двор; "соха" и "живущая четверть" окончательно отменяются. При Петре и подворное обложение заменяется подушным; для проверки числа душ от времени до времени предпринимались ревизии. Для населения, впрочем, все эти перемены в способах обложения имели очень мало значения, так как правительство требовало уплаты налога не от каждого плательщика особо, а от целых групп их вместе. На тяглую общину падала общая сумма платежей, приходившихся со всех её членов. Эта общая сумма раскладывалась уже самими плательщиками между собой по их "животам и промыслам", т.е. пропорционально их платёжным силам. При такой раскладке было совершенно всё равно, взимался ли налог с "сохи", "живущей четверти", "двора" или "души", - все эти единицы сохраняли только счётное значение для определения общей суммы налога. Таким образом, все прямые налоги древней Руси были раскладочными или "репартиционными". Отдельные попытки правительства в XVII веке взять налог прямо с имущества или с дохода отдельного плательщика ("пятая", "десятая", "пятнадцатая", "двадцатая" деньга) были бессильны против установившегося способа раскладки. Самый прогрессивный и справедливый из прямых налогов - подоходный налог - не был введен к концу XIX века из европейских стран только во Франции и России. Напротив, налоги с промыслов удалось установить уже в древней Руси, но они имели характер "оброка" или арендной платы за пользование казёнными имуществами (лавками и угодьями). Очень большое значение имели с древних времён косвенные налоги, особенно на вино и, с Петра Великого, на соль. Правительство поэтому часто делало винную и соляную продажу государственной монополией. Не меньший доход давали таможенные пошлины. С учетом обесценивания рубля, на деньги конца XIX века в 1680 году приходилось на человека 1 руб. 80 коп. государственных платежей, в 1724 году цифра эта увеличилась до 6 руб. 25 коп., в конце XIX века она доходит до 8 руб. на человека. Средний годовой доход рабочего составлял при этом около 150 рублей. Общая сумма доходов государства выросла с 1,5 млн. рублей в 1680 году до 332 млн. рублей в 1870 год. При этом сравнительное значение главных статей государственного дохода видно из следующей диаграммы:
Доля (в%) главных статей дохода
О
положении государственного финансового
хозяйства России и бюджете.
Список
используемой литературы
Информация о работе Экономические реформы в русском централизованном государстве (XIV-XVII)