Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 22:16, контрольная работа
Центростремительные тенденции: рост хозяйственных связей между землями; начало складывания, на основе дальнейшего языкового и культурно - бытового сближения, относительно устойчивой этнической общности - «русской народности»; церковное единство; общая историческая традиция.
Центробежные тенденции: господство натурального хозяйства; сохраняющиеся региональные языковые и культурно - бытовые различия; княжеские усобицы; политический контроль Орды.
Общая характеристика периода 3
Возникновение поместной системы 14
Преобразования в области финансов и налогообложения 17
Список используемой литературы 22
Для России «бунташное» семнадцатое столетие - время накапливания предпосылок модернизационного рывка первой четверти XYIII в.
«Смута».
На рубеже XYI - XYII вв. Россия пережила период,
в ходе которого встал вопрос о существовании
государства. Верховная власть принадлежала
Лжедмитрию I (1605 - 1606 гг.), Василию Шуйскому
(1606 - 1610 гг.), центрами власти были подмосковный
«тушинский лагерь» Лжедмитрия II (1607 -
1610 гг.), олигархическое правление - «семибоярщина»
(1610), на престол приглашался польскому
королевичу Владиславу I (1610-1613). В 1613 г.
- Земский Собор избрал царем Михаила Федоровича
Романова.
Причины «смуты»:
- династический кризис. Со смертью Федора Иоанновича (1584 - 1598 гг.) закончилось правление московских Рюриковичей (младший сын Ивана Грозного малолетний Дмитрий погиб при невыясненных обстоятельствах в 1591 г). На трон был избран представитель родовитого боярства Борис Федорович Годунов (1598 - 1605 гг.). После смерти Бориса и убийства его преемника династия Годуновых пресеклась;
-
последствия «опричнины» и
-
феномен «самозванства», питаемый
традиционной верой
-
польское и шведское
Характер «смуты» - как и любого крупного исторического акта, определяется составом и целями активных участников событий. «Смута» была комбинацией элементов гражданской войны (внутреннего конфликта, в котором общественные слои вооруженном путем отстаивают свои интересы) и иностранного вмешательства.
Последствия «смуты» - людские и материальные потери; ухудшение геополитического положения страны (потеря территорий на западе); закрепление форм деспотического самодержавия, соответствующего интересам дворянства, внесшего решающий вклад в преодоление «смуты».
Избрание на трон представителя родовитого московского боярства Михаила Романова означало сохранение государственного суверенитета страны - «месторазвития» российской истории.
Россия в правление первых Романовых. Общественная эволюция основывалась на том типе феодализма, который оформился в XY - XYI вв. (самодержавие, крепостничество, этатизм).
Усилия
правительства Михаила
Экономика: - экономические последствия «смуты» были устранены к середине века;
- рост аграрного сектора за счет экстенсивного (урожайность вдвое уступала европейской) освоения новых земель;
-
появление центров товарного
(ориентированного на продажу
излишков) земледелия - Среднее Поволжье,
Черноземье; региональной торгово-
При сохранении доминирующей роли феодально-натурального хозяйства зарождаются элементы всероссийского рынка.
Социальные отношения: - завершается юридическое оформление крепостного права. Соборное Уложение 1649 г. вводит вечный государственный сыск беглых. Крепостное право в России, в отличие от Европы, складывавшегося по мере роста доходности барщинной (отрабатываемой на барской запашке) повинности, укоренялось по мере нарастания государственных нужд, что усиливало роль внеэкономического перераспределения продуктов производства;
-упрощается
социальная структура путем
Социальные движения. Оформление крепостничеств вызывало всплески активности низов - стихийных бунтов (городские восстания второй половины 40 - х гг. «медный бунт» - следствие роста цен; «крестьянская война» - с элементами организованности - под руководством донского атамана С.Т. Разина в 1670 - 1671 гг.). Историческая продуктивность народных движений спорна: «пугая» правящий слой, бунты сдерживали его социальный эгоизм, но побуждали усиливать властный деспотизм.
Церковный раскол. Пришедшая из Византии русская церковная традиция основывалась на «симфонии» (согласии) между светской и церковной властями (при доминирующей роли первой).
В середине века в ходе церковной реформы патриарха Никона (связанной с видоизменением обрядовой стороны православия) происходит раскол русского православия на сторонников патриарха («никониан») и «старообрядцев» (главный идеолог - выдающийся писатель и проповедник протопоп Аввакум), приведший к жестоким гонениям последних.
Последствия раскола: - отстранив Никона и возглавив реформу, светская власть усилила контроль над церковью;
-
формируется противостояние
Власть. С воцарением Алексея Михайловича нарастает процесс централизации управления и дальнейшей концентрации властных прерогатив в руках монарха:
-
падает значение Земских
-уменьшается роль Боярской Думы;
-
завершается складывание
-
кормления заменяются
-
начинается процесс
-закладываются
основы вооруженных сил
Происходит формирование элементов абсолютизма в России.
Российский абсолютизм - в отличие от европейского, оформившегося в условиях перехода от феодальных к буржуазным отношениям - складывался на основе господства феодально-крепостнической системы. Российский абсолютизм - самодержавие с бюрократией, создающей механизм реализации неограниченной власти государя в центре и на местах.
Культура средневековой Руси - России. Нашествие ордынцев оказало разрушающее воздействие на древнерусскую культуру. Подъем связан с началом объединительных процессов:
-
возобновляется общерусское
-
событием в развитии русской
духовной культуры стала «
- всемирного значения расцвет переживает иконопись (Ф.Грек, А. Рублев);
-
развивается каменное
В
эпоху оформления самодержавного строя
(XYI в.) обогащаются сложившиеся
-
создаются летописные своды
-
начало книгопечатания (в 1564 г.
Иван Федоров и Петр
-
в архитектуре прослеживаются
национальные мотивы, ведется строительство
мощных оборонительных
XYII в. ознаменован крупными сдвигами в духовно - культурной сфере. Прежнее религиозно - идеологическое единство общества уходит в прошлое.
Зарождается
авторское начало, разрушающее каноны:
складываются литературные жанры; формируются
русское барокко в архитектуре,
светская живопись (Симон Ушаков). Новые
явления проникают в быт знати (европейские
заимствования). Культурная эволюция русских
земель отражала процесс формирования
великорусской народности, перерастающей
в более прочную этническую общность -
русскую нацию.
Поместная система, широко развившийся в Московском государстве вид землевладения, связанного с ратной службой, напоминающий этой своей основной чертой средневековые феодальные отношения в Западной Европе. Сам термин "поместье" заключает в себе указание на обязательную службу по месту землевладения. В отличие от вотчины, часто наследственной собственности, поместье есть земля, принадлежащая государству, отдаваемая первоначально лишь в пожизненное владение в виде награды за службу и как средство к отбыванию последней; по смерти владельца вновь переходящая государству.
Первые
примеры поместного владения, известные
по юридическим актам, относятся ко второй
половине XV века и касаются церковных
земель, отдаваемых во владение находившимся
при святителях служилым людям; при этом
впервые появляется слово "поместье".
Понятно, что именно в церковной сфере,
при неотчуждаемости церковных земель,
приписанных к сану митрополита или епископа,
всего легче могло развиться именно поместное,
а не вотчинное владение. Но и государственная
власть начинает раздавать земли в поместья.
Уже в XIV веке Иоанн
Калита
в своём завещании называет одного боярина, которому он дал село,
подлежащее отнятию, если владелец не
будет служить детям князя; на таком же
условии даёт земли великий князь Дмитрий Донской некоторым низшим дворцовым
служителям, не-боярам, - бобровникам, бортникам,
псарям и прочим. Возможно, именно к этому
разряду служилых лиц первоначально и
прилагалась поместная раздача, с течением
времени распространившаяся и на высшее
служилое сословие. Но, по мере того, как
запас свободных государственных земель
уменьшался, затруднялась и дальнейшая
бесплатная раздача вотчин; скудость денежных
средств заставляла обеспечивать служилых
людей землёй, чего требовала и тогдашняя
организация военной службы.
Полного развития поместная система достигла
в эпоху XV-XVII веков, когда испомещения,
т.е. наделения поместьями совершались
в громадных размерах в тех областях государства,
которые особенно нуждались в военной
защите, т.е. по направлению к границам:
степной (татарской), литовской и шведской.
По этой причине поместная система не
развилась на севере России и в Сибири.
Помещики обязаны были нести территориальную службу, являться по призыву правительства в указанный срок на назначенное место "конны, людны и оружны", причём степень боевой готовности определялась размерами и зажиточностью поместья. Дети служилого человека, недоросли, с достижением 15-16 летнего возраста (новики) поспевали на службу и верстались новичными поместьями. Вдовы и незамужние дочери помещика получали прожиточные поместья до смерти или до выхода замуж. В некоторых случаях поместья давались лицам и не служилого сословия - привилегированному купечеству, а также духовным учреждениям, монастырям.
Поместная система, вытесняя вотчинное владение, в то же время постепенно сливалась с последним, причём слияние совершалось с обеих сторон: вотчины также несли обязательную службу, право полновластного распоряжения ими ограничивалось государством (родовые и жалованные вотчины), а поместья, в свою очередь, становились наследственными. По смерти помещика его поместье передавалось его сыновьям, шло в раздел между ними; при отсутствии сыновей закреплялось за зятьями, племянниками или приёмными детьми покойного. Такой порядок, установившийся путем обычая, в 1684 году был закреплён приговором боярской думы, в силу которого поместье не должно выходить из рода. Продажа поместий, однако, не дозволялась; но разрешённые по закону сделки по сдаче и мене поместий к концу XVII века всё более принимают характер замаскированной купли-продажи.
Указ
Петра Великого о единонаследии, изданный
в 1714 году, окончательно смешал поместья
с вотчинами, установив одинаковый для
тех и других способ наследования, и отмена
этого указа императрицей Анной в 1731 году
не восстановила различия между ними.
В то же время коренное преобразование
военной службы, устройство постоянной
регулярной армии совершенно изменило
прежний характер поместного владения,
придав ему характер не служилый, а только
хозяйственный. Результатом развития
поместной системы стало дробление поместий
и, вследствие этого, возникновение нового
общественного класса - однодворцев, мелких
помещиков, владеющих деревней - однодворкой,
сливающихся со временем с государственными
крестьянами.
Деньги в России долго оставались редким и дорогим товаром. Цена их стала падать только после усиления торговых сношений с Западом. Но зато нигде на Западе падение цены денег не шло так быстро, как в России. По весьма вероятному расчёту рубль в древней Руси по своей покупательной силе был сильнее рубля конца XIX века, как это видно из диаграммы:
Информация о работе Экономические реформы в русском централизованном государстве (XIV-XVII)