Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 11:49, реферат
Экономические реформы в России (1990-е годы) — экономические реформы, реализованные в 1990-е годы в России. К ним, в частности, относятся либерализация цен, либерализация внешней торговли и приватизация.
В 1960-е — 1980-е годы СССР наращивал объёмы добычи и экспорта нефти и газа. Экспорт нефти и нефтепродуктов вырос с 75,7 млн.т. в 1965 г. до 193,5 млн.т. в 1985 г.; экспорт в долларовую зону составил 36,6 и 80,7 млн.т., соответственно.
По мнению
ряда экономистов, либерализация цен
привела к тому, что рост цен
значительно обогнал рост денежной
массы, следствием чего являлось её реальное
сжатие. Так, за 1992—1997 годы индекс-дефлятор
ВВП и индекс потребительских цен выросли
примерно в 2400 раз, в то же время агрегат
денежной массы М2 увеличился примерно
в 280 раз. В результате «реальная» денежная
масса сократилась 8 с лишним раз. При этом
не произошло такого же увеличения скорости
оборачиваемости денег, что могло бы компенсировать
сжатие. Положение усугублялось тем, что
в результате приватизации на денежную
массу легла дополнительная нагрузка
по обслуживанию акций, облигаций и т.
п., которые ранее не являлись объектами
сделок. Вследствие этих процессов к 2000
году денежная масса стала составлять
около 15 % ВВП, при том, что в странах с переходной
экономикой она составляла тогда 25-30 %
ВВП, а в развитых странах — 60-100 % ВВП. При
нехватке денег они стали настолько дорогими,
что реальный сектор экономики оказался
оголён от финансовых ресурсов. Отсутствие
денег в экономике также ускорило развитие
других негативных процессов: падения
экономического роста, восполнения недостающей
денежной массы суррогатами и усиления
натурализации обмена (бартерных операций).
По мнению
экономиста С. Ю. Глазьева, не сопровождавшаяся
созданием сдерживающих механизмов
либерализация цен, привела «не
к созданию механизмов рыночной конкуренции,
а к установлению контроля над рынком
организованных преступных групп, извлекающих
сверхдоходы путем взвинчивания цен»,
к тому же допущенные ошибки «спровоцировали
гиперинфляцию издержек, которая не только
дезорганизовала производство, но и привела
к обесценению доходов и сбережений граждан».
1.3 Приватизация.
Приватизация
в России -- приватизация, которая
осуществлялась в России с начала
1990-х годов (после распада СССР).
Приватизацию обычно связывают с
именами Е. Т. Гайдара и А. Б. Чубайса,
занимавшими в то время ключевые позиции
в правительстве. В результате приватизации
значительная часть гос. имущества России
перешла в частную собственность.
Приватизация
часто подвергается резкой критике.
Утверждается, что новые обладатели
собственности получили её не по заслугам,
а за счёт личных связей и неформальных
отношений с первыми лицами государства
и их родственниками. С приватизацией
связывают появление в России олигархов,
слишком сильное и несправедливое экономическое
расслоение населения России. Значительная
часть населения России воспринимает
приватизацию 90-х как аморальную, преступную.
В народе даже её стали называть «прихватизация».
С другой
стороны, приватизация проводилась
в крайне сложной экономической,
финансовой и политической обстановке:
конфронтация Верховного совета РФ с Президентом
и Правительством затрудняли создание
правовой базы и проведение институциональных
реформ; Правительство испытывало сильное
лоббистское давление со стороны Верховного
совета; на момент начала приватизации
государство было не способно эффективно
контролировать свою собственность, массовым
явлением стала спонтанная приватизация
-- захват контроля над предприятиями их
директорами, настроенными не на развитие
предприятий, а на быстрое получение прибылей.
Главной
экономической задачей приватизации было
повышение эффективности экономики за
счет создания института частной собственности
на средства производства. В то время как
в определенных сферах экономики (обслуживание,
торговля) эта задача была достаточно
быстро решена, в промышленности и сельском
хозяйстве нужный эффект достигался гораздо
медленнее, во многом из-за того, что приватизированные
предприятия переходили в собственность
трудовых коллективов, то есть под контроль
-- а в перспективе и в собственность --
их директоров.
Нормативная
база приватизации
Приватизация
в России началась после принятия
Закона СССР «О государственном предприятии
(объединении)» в 1988 году. На этом этапе
она осуществлялась в отсутствие
необходимой нормативной базы. При
этом реальные ее масштабы оставались
неизвестными. По оценкам ОЭСР к лету 1992
года (начало осуществления программы
приватизации) более 2000 предприятий были
приватизированы «стихийно». Только в
1991 году началась разработка законодательства
о приватизации Законом РФ от 3/7/1991 «О приватизации
государственных и муниципальных предприятий
в РФ» (с изменениями от 5/7/1992).
До середины
1992 года Верховный Совет РФ принял
ряд законов и постановлений,
регламентирующих процессы приватизации
и банкротства хозяйственных субъектов,
в том числе и Законы РФ «Об именных приватизационных
счетах и вкладах в РСФСР» и «О собственности
в РСФСР» от 24/12/1990. Законом о приватизации
организация и проведение единой государственной
политики приватизации, включая ее нормативное
и методическое обеспечение, возлагались
на Государственный Комитет РФ по управлению
государственным имуществом (ГКИ). В качестве
продавца и временного владельца государственного
имущества был определен Российский фонд
федерального имущества (РФФИ). При этом
ГКИ был подотчетен Правительству РФ,
а РФФИ -- Верховному Совету РФ.
В России
к нормативной базе приватизации
относились также Государственные
программы приватизации на 3 года. Они
включали задания на текущий год
и прогноз на два следующих. На
основании этих законов Государственный
комитет России по управлению государственным
имуществом (ГКИ) издавал нормативные
акты, а также давал разъяснения этих актов
и Программы приватизации. При этом за
пределами юрисдикции этих законов оставалась
приватизация земли и жилищного фонда,
социально-культурных учреждений и объектов
культурного и природного наследия. Кроме
указанных законов отдельные аспекты
приватизации попадали под действие и
других законов, например, «О предприятиях
и предпринимательской деятельности»
от 25/12/1990.
С ноября
1991 г. начался этап форсированной
приватизации. В его основу был
положен указ No.341 Президента РФ от 29/12/1991,
утвердивший «Основные
- повышение
эффективности деятельности предприятий
путем их приватизации;
- создание
конкурентной среды и содействие демонополизации
народного хозяйства;
- привлечение
иностранных инвестиций, социальная защита
населения и развитие объектов социальной
инфраструктуры за счет средств, поступивших
от приватизации;
- содействие
процессу финансовой стабилизации РФ;
- создание
условий и организационных структур для
расширения масштабов приватизации в
1993--1994 гг.
В РФ Программа
приватизации предусматривала ваучерную,
денежную и «малую» приватизацию. Согласно
законодательно принятой программе малые
предприятия должны были распродаваться
на торгах или могли быть напрямую проданы
частным лицам, работающим на этих предприятиях.
Крупные же предприятия должны были быть
обязательно акционированы до приватизации.
Корпоратизация средних предприятий до
их разгосударствления оставалась на
решение самих предприятий.
Программа
приватизации устанавливала ограничения
на приватизацию, обязательные для
всех органов государственной власти
и управления и органов местного самоуправления,
при этом запрещая введение дополнительных
ограничений этими органами и расширенного
толкования ограничений. При рассмотрении
вопроса о приватизации объектов и предприятий
правительство РФ, ГКИ и его территориальные
органы имели право запретить приватизацию
либо путем преобразования предприятия
в акционерное общество открытого типа
с закреплением 100 % акций в государственной
собственности, либо преобразования его
в государственное (казенное) предприятие,
финансируемое за счет государственных
источников.
В случае
принятия решения о приватизации
способы ее проведения в каждом конкретном
случае определялись рабочей комиссией
по приватизации соответствующего комитета
по управлению имуществом. Предприятия
со стоимостью активов на 1/1/1992 не более
1 млн руб. попадали под так называемую
«малую» приватизацию через аукцион или
конкурс. Объекты нежилого фонда, сданного
ранее в аренду, объекты незавершенного
строительства, имущество ликвидируемых
или действующих предприятий также приватизировалось
через аукцион. Предприятия-должники оставлялись
до специальных указов президента РФ.
Основная
же масса предприятий должна была
быть в процессе приватизации превращена
в акционерные общества открытого
типа (АООТ). Для них предусматривались
следующие формы приватизации:
закрепление
пакета акций (в том числе и
«золотой» акции) в государственной
или муниципальной
Нормативная
база приватизации, принятая в краткие
сроки часто без межведомственного согласования,
естественным образом не могла быть достаточно
полной. В развитие Госпрограммы приватизации
был издан ряд указов президента и ведомственных
документов. При этом не были определены
механизмы управления госсобственностью,
не сформулированы требования к новым
собственникам по защите окружающей среды,
механизмы обеспечения экономической
независимости, безопасности и обороноспособности
страны [из акционированных к 1995 г. 1110 предприятий
ВПК 20 % были объявлены неплатежеспособными;
см.: Счетная палата… с. 11], взаимоотношений,
распределения прав и обязанностей в части
управления госсобственностью центра
и регионов. Помимо того, вообще отсутствовали
нормы и критерии, ограничивающие объемы
преобразований одной формы собственности
в другую. Понятия национализации и секвестра
отсутствовали в нормативной базе вообще.
Ваучерная
приватизация. Приватизационный чек (ваучер)
эпохи приватизации в России
Ваучерная
приватизация проводилась в 1992--1994 гг.
Ей предшествовали законодательные акты
Верховного Совета РСФСР, принятые летом
1991 года, которые предусматривали выкуп
государственных предприятий и их преобразование
в акционерные общества. Для упорядочения
приватизации был принят закон «Об именных
приватизационных счетах и вкладах в РСФСР»,
согласно которому каждый гражданин России
получал именной приватизационный счет,
на который должны были зачисляться денежные
суммы, предназначенные для оплаты приватизируемого
государственного имущества. Закон не
разрешал продажу приватизационных вкладов
другим лицам. Этот закон, однако, не был
осуществлен, и вместо него была проведена
ваучерная приватизация.
Практическим
руководством к приватизации служили
Указы Президента РФ «Об ускорении
приватизации государственных и муниципальных
предприятий» (29 декабря 1991 г.), «Об ускорении
приватизации государственных и муниципальных
предприятий» (29 января 1992 г.), «Об организационных
мерах по преобразованию государственных
предприятий, добровольных объединений
государственных предприятий в акционерные
общества» (1 июля 1992 г.), «О введении в действие
системы приватизационных чеков в Российской
Федерации» (14 августа 1992 г.), «О Государственной
программе приватизации государственных
и муниципальных предприятий в Российской
Федерации» (24 декабря 1993 г.).
Ваучерная
приватизация была противоречива. Формат
приватизации был во многом результатом
компромиссов между Правительством
и Верховным советом, с учетом
принятых в разное время нормативных
актов и интересов разных лоббистских
групп. Так, Е. Гайдар и А. Чубайс изначально
не были сторонниками ваучерной приватизации,
предлагая отказаться от нее в пользу
постепенной приватизации за деньги. Однако,
закон РСФСР «О приватизации государственных
и муниципальных предприятий» от 3 июня
1991 года предусматривал приватизацию
с использованием приватизационных именных
счетов. Недостатком этого решения была
его коррупционная уязвимость: с учетом
преимущественного права работников предприятий
на выкуп их акций, директора, используя
давление на работников, получили бы широкие
возможности для захвата контроля над
предприятиями. В качестве компромисса
между позицией Верховного Совета и Правительства,
чеки были анонимизированы (что приближало
приватизацию к рыночной схеме), право
трудовых коллективов на преимущественный
выкуп акций сохранено.