Экономические потребности и блага

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 23:39, курсовая работа

Описание работы

Любое существо, живущее на земле, будь то растение или животное, полноценно живет или существует только при соблюдении им или окружающей миром определенных условий. Эти условия создают консенсус, который ощущается как удовлетворение, поэтому имеет место говорить о границе потребления, таком состоянии всех людей, при котором их потребности максимально насыщены.

Работа содержит 1 файл

курс.docx

— 99.48 Кб (Скачать)

  Процесс формирования и развития личных потребностей характеризуются определенными  закономерностями. Различают общие  закономерности  формирования и  развития потребностей и специфические.

  Общие закономерности формирования потребностей присущи любому общественному строю  и проявляются на всех этапах развития человеческого общества, например рост общих размеров потребностей, качественное их возвышение и совершенствования.

  Специфические характеризуют отдельные стороны  развития личных потребностей, в том  числе те, которые присущи определенным общественно-экономическим формациям.

  Некоторые виды потребностей в каком либо обществе формируются годами. Они передаются из поколения в поколение и  укореняются в подсознании членов общества. На это влияет множество  факторов, в том числе и общественное устройство, какие-то природные ресурсы, идеология. Имеют место традиции и обычаи. Все это относится  к неценовым факторам изменения  спроса.

  Уже не раз я применял слово «спрос»  вместо слова «потребности». Близость этих понятий очевидна: предположим  потребность прошла стадии зарождения и терпит стадию расцвета, тогда спрос на объект этой потребности, т. е. благо, будет возрастать. Но понятие «потребность» гораздо шире и разнообразнее.

  Методы  формирования потребностей – конкретные способы использования отдельных средств для активного целенаправленного воздействия на потребности населения.

  Различают экономические, социально-психологические  и организационные средства и  методы формирования потребностей.

  К экономическим средствам формирования потребностей относятся  те, которые  связанны с хозяйственной деятельностью  общества, отдельных предприятий  и отраслей, а так же индивидов  как носителей потребностей. Основным из этих средств являются: производство товаров, особенно новых, которое вызывает к жизни и формирует потребности  в них; прогрессивные изменения  так называемой инфраструктуры потребления (например газификация и электрификация быта, развитие автомобильных дорог, компьютерных сетей, и прочих путей  сообщения которые связывают  жителей разных районов, и упрощают передачу информации. Это влияет как  на самих потребителей, так и на их образ жизни в целом.

  К социально-психологическим средствам  формирования потребностей относятся  те, с помощью которых оказывается  воздействие на сознание потребителей. С помощью этих средств можно  стимулировать развитие одних потребностей, ограничивать социально-бесперспективные, нерациональные потребности .

  Это в основном реклама, средства пропаганды и агитации, применяемые печатью, радио, телевидением, средствами интернета, а также промышленностью, торговлей, учреждениями культуры, здравоохранения  образования и т. д.

  Организационные средства связанны с самой организацией процесса. К ним относятся выставки-продажи, различного рода просмотры товаров, выставки товаров-новинок, демонстрация моделей одежды.

  Организационные средства используются в тесном взаимодействии с социально-психологическими. 

  Бесчисленное  множество товаров подразделяются на товары. удовлетворяющие производственные потребности, или средства производства: рабочие здания и сооружения, станки, оборудование и т.д., и предметы потребления, удовлетворяющие личные, или индивидуальные, потребности. В свою очередь, предметы потребления делятся на предметы кратковременного пользования (продукты питания, одежда, предметы домашнего обихода и т.д.) и длительного пользования (жилые дома. мебель, музыкальные центры, автомобили и т.д.), а также на предметы роскоши, удовлетворяющие потребности богатых людей.

  Производственные  потребности включают как потребности  частных предприятий, так и правительственного, или государственного, сектора. Частные предприятия хотят иметь в своем распоряжении фабричные здания, машины, грузовые автомобили, склады, коммуникационные системы и все прочее, что позволяет им прибыльно производить и реализовывать производимые товары и услуги. Правительство, способствуя удовлетворению коллективных потребностей граждан страны или преследуя свои собственные цели, стремится производить так называемые общественные блага, или инфраструктуру: автострады, школы, больницы, центры досуга, или накапливать военную технику с целью обеспечения боеготовности страны.

  Услуга (ремонт автомобиля, прием врача, работа преподавателя и консультация юриста и т.д.) наравне с товарами удовлетворяют наши потребности. Разница между товарами и услугами только в одном: товар сначала производится, а затем потребляется, а услуга потребляется непосредственно в момент ее производства. В современной экономике трудно определить, что важнее — товар или услуга. Зачастую они так связаны, что одно не может существовать без другого, например автомобиль без автозаправочных станций. Разница между услугой и товаром оказывается гораздо меньшей, чем это представляется на первый взгляд.

  Человеческие  потребности весьма многообразны. В  частности, по субъектам (носителям  потребностей) различаются индивидуальные, групповые, коллективные и общественные. По объекту (предмету, на который они направлены) запросы людей подразделяются на материальные, духовные, этические (относящиеся к нравственности) и эстетические (касающиеся искусства). По сферам деятельности выделяются потребности труда, общения, рекреации (отдыха, восстановления работоспособности) и экономические.

  Рассмотрим  подробнее последний вид потребностей. Экономические потребности — это часть человеческих нужд, для удовлетворения которых необходимо производство, распределение, обмен и потребление благ и услуг. Именно они участвуют в активном взаимодействии между производством и неудовлетворенными запросами людей. Каково же это взаимодействие?

  Производство  прямо влияет на потребности по нескольким направлениям.

  Во-первых, оно создает конкретные блага  и тем самым способствует удовлетворению определенных человеческих запросов. Удовлетворение этих нужд и уже потребляемая полезная вещь, в свою очередь, ведут к появлению новых запросов. Вот простая иллюстрация. Допустим, человек стремился приобрести автомобиль. После его покупки у владельца возникает масса новых нужд. Машину надо застраховать, найти для нее подходящую. стоянку или гараж, приобрести горючее, запасные части и многое другое.

  Во-вторых, ускорение научно-технического прогресса  коренным образом обновляет предметный мир и уклад жизни, порождает качественно новые потребности. Скажем, выпуск и поступление в продажу видеомагнитофонов вызывают желание их приобрести.

   В-третьих, производство во многом влияет на способы  применения полезных вещей, а тем самым формирует определенную бытовую культуру. Например, первобытный человек вполне довольствовался куском мяса, обугленном на костре. Нашему современнику для приготовления того же куска мяса требуется газовая плита или гриль.

   В свою очередь, экономические потребности  оказывают обратное воздействие на производство.

   Во-первых, потребности являются внутренней побудительной  причиной и конкретным ориентиром созидательной  деятельности.

   Во-вторых, запросам людей присуще свойство быстро изменяться в количественном и качественном отношениях. В силу этого экономические потребности  часто обгоняют производство.

   В-третьих, ведущая роль потребностей ярко проявляется  в том, что они вызывают движение хозяйственной деятельности — от низшей ступени ко все более высоким.

   Если  вновь обратиться к рис. 1.1, то теперь станет ясно, что недостающим звеном в схеме кругооборота экономических благ является фаза «потребности», соединяющая «потребление» и «производство».

   Всю историю экономики мы можем в  определенном смысле рассматривать  как историю формирования все  более высокого уровня потребностей. Современная цивилизация (нынешняя ступень развития материальной и духовной культуры общества) знает несколько уровней потребностей:

   физиологические нужды (в пище, воде, одежде, жилье, воспроизводстве рода);

   потребности в безопасности (защите от внешних  врагов и преступников, помощи при  болезни, защите от нищеты);

   необходимость в социальных контактах (общении  с людьми, имеющими те же интересы; в  дружбе и любви);

   потребности в уважении (признании со стороны  других людей, самоуважении, в приобретении определенного общественного положения);

   потребность в саморазвитии (в совершенствовании  всех возможностей и способностей человека).

Перечисленные формы человеческих нужд можно наглядно изобразить в виде пирамиды (рис. 1.2).

   Прогресс  общества ярко проявляется в действии закона возвышения потребностей. Этот закон выражает объективную (независимую 6т воли и желания людей) необходимость роста и совершенствования человеческих нужд с развитием производства и культуры.

   Некоторые ученые утверждают без всяких оговорок, что потребности людей все время растут безгранично. Однако на деле повышение потребностей не состоит в простом пропорциональном росте всех их видов. Быстрее всего насыщаются и имеют определенный предел увеличения нужды низшего порядка. Напротив, по существу безграничны запросы высшего порядка — социальные и интеллектуальные.

   Вполне  очевидно, что для правильной ориентации в практической хозяйственной деятельности важно знать, какие сдвиги происходят в структуре покупок населения каждой страны за определенный период. Зная это, руководители предприятий смогут определить, когда наступает предел насыщения потребностей населения в отношении определенных благ. Тогда можно своевременно переключиться на выпуск новых и более высококачественных продуктов, искать пути их продвижения на внутреннем и международном рынках.

  И с теоретической, и с практической точек зрения несомненный интерес представляет вопрос, каковы варианты соотношения между потребностями, потреблением и производством в сегодняшней мировой экономике.

 В  масштабе всей современной мировой  экономики   складываются три  основные тенденции в изменении  количественных пропорций (соотношений)  между производством, с одной  стороны, и потребностями и  потреблением населения — с другой.

  Первая  тенденция возникает в тех  странах и регионах, где длительный упадок хозяйства ведет к уменьшению как потребления, так и потребностей. Тогда происходит попятное движение к низшему уровню человеческих нужд. Этот процесс можно уподобить спиралевидному движению с уменьшающимися кругами, какие мы наблюдаем, скажем, в воронке водоворота. Такое бедственное положение сейчас можно видеть, в частности, в ряде стран Азии, Африки и Латинской Америки. Так, примерно в 2/3 развивающихся стран за 80-е годы и первую половину 90-х годов произошло сокращение дохода общества в расчете на душу населения.

  Вторая  тенденция выражается в том, что  выпуск сравнительно ограниченного  набора продуктов растет крайне медленно. В таком случае потребности являются устойчиво традиционными и лишь понемногу расширяются.

  Движение  по колее «производство — распределение — обмен — потребление — потребности» напоминает замкнутый круг. Отсюда вытекает длительность общего застоя в экономике, который к тому же зачастую закрепляется сложившимися в народе примитивными обычаями, традициями. В наши дни подобное положение можно наблюдать в отдельных странах и регионах Азии и Африки.

  Первая  и вторая тенденции выражают ненормальные соотношения в динамике производства и потребления.

  Чем объяснить неблагоприятное развитие в данных двух случаях?

  Они показывают, что во многих странах  возвышению потребностей сильно противодействует ряд факторов, сдерживающих социально-экономический прогресс. К ним, в частности, относятся такие обстоятельства:

  низкий  уровень материальной и духовной культуры общества ограничивает круг человеческих нужд их видами низшего  порядка, который изменяется медленнее всего;

   очень слабо развито разделение труда, что не позволяет увеличить разнообразие материальных благ и повысить уровень потребления и потребностей;

   мизерные  денежные доходы массы людей и  высокий уровень цен препятствуют удовлетворению их даже самых элементарных запросов;

   во  многих случаях численность населения  стран увеличивается более высокими темпами, чем расширяются материальные условия его существования.

   Третья  тенденция — нормальная. В данном случае производство количественно растет и качественно совершенствуется, повышается уровень потребления и потребностей. Все это можно уподобить движению вверх по спирали с расширяющимися оборотами.

Информация о работе Экономические потребности и блага