Экономические последствия Великой Отечественной войны

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 14:21, реферат

Описание работы

Цена Победы, как часть цены войны, выражает сложный комплекс материальных, экономических, интеллектуальных, духовных и других усилий государства и народа, понесенного ими урона, ущерба, потерь и издержек. Это также и соответствующие последствия не только в социальном и демографическом плане, но и во внешнеполитических и экономических сферах международных отношений, растянувшихся на долгие годы.

Великая Отечественная война поглотила огромные материальные ресурсы, разорила среду обитания людей, нанесла ущерб природе, оставила на многие столетия недобрую о себе память. Эта кровавая схватка унесла миллионы человеческих жизней. Она закалила многих, но вместе с тем искалечила судьбы людей, круто изменила их жизнь, принеся им муки страданий, лишения, горечь и печаль.

Содержание

Введение 4
1 Последствия Великой Отечественной войны 5
2 Планы восстановления экономики страны 7
2.1 Восстановление промышленности, перевооружение армии 9
2.2 Сельское хозяйство 13
3 Экономическая система, принципы управления народным хозяйством в послевоенный период 17
3.1 Финансовая система 21
3.2 Организация труда в послевоенное время 23
3.3 Уровень жизни народа, социальные блага 25
Заключение 27
Список используемой литературы 28

Работа содержит 1 файл

Работа Microsoft Office Word (2).docx

— 52.98 Кб (Скачать)

         Речь шла о том, нужно ли возвращаться к довоенной  модели экономики с ее гипертрофированными  военными отраслями, строжайшей централизацией, беспредельной плановостью в  определении деятельности каждого  предприятия, полным отсутствием каких-либо элементов рыночного обмена, жестким  контролем за работой администрации.

         Послевоенный период потребовал перестроить тип работы государственных органов для  решения двух противоречивых задач: конверсии огромного военно-промышленного  комплекса, который сложился в ходе войны, с целью быстрейшей модернизации хозяйства; создания двух принципиально  новых систем оружия, гарантирующих  безопасность страны - ядерного оружия и неуязвимых средств его доставки (баллистических ракет). Работа большого числа ведомств стала объединяться в межотраслевые целевые программы. Это был качественно новый тип государственного управления, хотя изменялась не столько структура органов, сколько функции. Эти изменения меньше заметны, нежели структурные, но государство есть система, и процесс в ней не менее важен, чем структура.

         Конверсия военной  промышленности была проведена быстро, повысив технический уровень  гражданских отраслей (и тем самым  позволив затем перейти к созданию новых военных производств). Наркомат боеприпасов был перестроен в  Наркомат сельскохозяйственного машиностроения. Наркомат минометного вооружения в  Наркомат машиностроения и приборостроения, Наркомат танковой промышленности в  Наркомат транспортного машиностроения и т.д. (в 1946 г. наркоматы стали  именоваться министерствами).

         В результате массовой эвакуации промышленности на восток и разрушения во время оккупации  и боевых действий в европейской  части 32 тыс. промышленных предприятий  сильно изменилась экономическая география  страны. Сразу после войны началась соответствующая реорганизация  системы управления - в него наряду с отраслевым стали вводить территориальный  принцип. Смысл был в приближении  органов управления к предприятиям, ради чего происходило разукрупнение  министерств: во время войны их было 25, а в 1947 г. стало 34. Например, угледобычей  стали теперь управлять Наркомат угольной промышленности западных районов  и Наркомат угольной промышленности восточных районов. Аналогично был  разделен Наркомат нефтяной промышленности.

         На этой волне  среди хозяйственных руководителей, экономистов стали появляться стремления к реорганизации системы управления экономикой, к смягчению тех ее сторон, которые сдерживали инициативу и самостоятельность предприятий, и в частности, к ослаблению пут  сверхцентрализации.

         Анализируя сложившуюся  экономическую систему отдельные  ученые и промышленники предлагали осуществить преобразования в духе НЭПа: при преобладающем господстве государственного сектора официально допустить частный сектор, охватывающий в первую очередь сферу обслуживания, мелкое производство. Смешанная экономика, естественно, использовала рыночные отношения.

         Объяснение подобных настроений можно искать в той  обстановке, которая сложилась во время войны. Экономика страны во время войны, быт населения, организация  работы местных органов власти приобрели  своеобразные черты. С переводом  работы основных отраслей промышленности для обеспечения нужд фронта, резко  сократился выпуск мирной продукции  обеспечением жизни населения, снабжением его самыми необходимыми товарами и  услугами стали заниматься преимущественно  местные власти, организуя мелкое производство, привлекая к выпуску  необходимых товаров кустарей и  ремесленников. В результате получила развитие кустарная промышленность, оживилась частная торговля и  не только продуктами питания, но промышленными  товарами. Централизованным же снабжением была охвачена лишь небольшая часть  населения.

         Война приучила к  определенной самостоятельности и  инициативе многих руководителей всех уровней. После войны местные  власти предпринимают попытки развернуть производство товаров для населения  уже не только на мелких кустарных  мастерских, но и на крупных заводах, подчиненных непосредственно центральным  министерствам. Совет Министров  Российской Федерации вместе с руководством Ленинградской области в 1947 г организовали в городе ярмарку, на которой предприятия не только России, но и Украины, Белоруссии, Казахстана и других республик, продавали не нужные им материалы. Ярмарка открыла возможности установления самостоятельных экономических связей между промышленными предприятиями минуя центр. Она в известной мере содействовала расширению сферы действий рыночных отношений (несколько лет спустя организаторы этой ярмарки поплатились жизнью за проявленную инициативу).

         Надежды на преобразования в области управления экономикой оказались несбыточными. С конца 40-х годов был взят курс на усиление прежних административно-командных  методов руководства, на дальнейшее развитие существовавшей модели экономики.

         Для понимания причин такого решения надо иметь в виду двойное предназначение промышленности России. Ее высокие мобилизационные  возможности в годы войны объяснялись  во многом тем, что экономика с  самого начала была ориентирована на работу в военных условиях. Все  заводы, которые создавались в  предвоенные годы, имели одновременно гражданский профиль и военный. Таким образом, вопрос о модели экономики  должен был обязательно затрагивать  и этот ключевой аспект. Предстояло решить, будет ли экономика действительно  гражданской или как прежде, остается двуликим Янусом: мирной на словах и  военной по существу.

         Решающей стала  позиция Сталина - все попытки  перемен в этой области наталкивались  на его имперские амбиции. В результате советская экономика возвращалась к милитаристической модели со всеми  присущими ей недостатками.

         Также в этот период встал вопрос: что такое советская  система хозяйства (она называлась социализм, но это - чисто условное понятие, не отвечающее на вопрос). До окончания  войны жизнь ставила столь  четкие и срочные задачи, что большой  потребности в теории не было. Теперь надо было понять смысл плана, товара, денег и рынка в экономике  СССР.

         Чувствуя, что вопрос сложен и готового ответа в марксизме  нет, Сталин, сколько мог, оттягивал  издание учебника по политэкономии  социализма. В 1952 г. он опубликовал важную работу «Экономические проблемы социализма в СССР», где осторожно, не вступая  в полемику с марксизмом, дал понимание  советской экономики как нерыночного  хозяйства отличной от Запада ("капитализма") цивилизации.

         После смерти Сталина, в 1954 г. учебник был, наконец, издан. Хозяйство СССР стало трактоваться в категориях марксизма, теория все  больше расходилась с практикой, и для идеократического государства  это было началом тяжелой болезни.  

         3.1 Финансовая система. 

      Улучшение материального положения населения  наступило с проведением денежной реформы 1947 г. и отменой карточной системы снабжения (Советский Союз был одной из первых европейских стран, отменивших карточное распределение). Но прежде чем отменить карточки, правительство установило единые цены на продукты питания взамен существовавших ранее карточных (пайковых) и коммерческих цен. Вследствие этого стоимость основных продовольственных продуктов для городского населения выросла. Так, цена 1 кг чёрного хлеба по карточкам была 1 руб., а стала 3 руб. 40 коп.; цена 1 кг мяса выросла с 14 до 30 руб.; сахара - с 5,5 до 15 руб.; сливочного масла - с 28 до 66 руб.; молока - с 2,5 до 8 руб. При этом минимальная заработная плата составляла 300 руб., средняя заработная плата в 1946 году равнялась 475 руб., в 1947 - 550 руб. в месяц. Правда, для низко- и среднеоплачиваемых категорий рабочих и служащих одновременно с едиными ценами устанавливались так называемые “хлебные надбавки” в среднем около 110 руб. в месяц, но эти надбавки не решали общую проблему доходов.

      Первоначально отмену карточек намечалось провести в 1946 г. Однако низкий уровень жизни  населения и продовольственный  кризис 1946 г., причиной которого стала  засуха, вынудили советское руководство  несколько скорректировать прежние  планы и перенести отмену карточек на конец 1947 г. Одновременно с отменой  карточек должна была проводиться денежная реформа. Обмен денег начался 15 декабря 1947 г., старые деньги обменивались на новые  в соотношении 10:1. Льготному обмену подлежали вклады в сберкассах (до трех тысяч рублей - в соотношении один к одному). Пропаганда представляла реформу как главный удар по “спекулятивным элементам”, на самом деле именно эта категория, т.е. дельцы теневой экономики, успели обезопасить свою наличность, своевременно разукрупнив свои вклады или переведя наличность в золото, драгоценности и т.д. Пострадали в результате обмена денег, прежде всего люди, которые не хранили сбережений в сберкассах, но имели наличные деньги: среди них подавляющее большинство составляли не “спекулянты”, а рабочие высоких разрядов, техническая интеллигенция, занятые во вредных производствах, сельском хозяйстве и др. Вместе с тем, несмотря на издержки, реформа 1947 г. способствовала стабилизации финансовой ситуации в стране. Менее подготовленной оказалась отмена карточной системы. Руководство страны приняло решение об отмене карточек, когда существующий объем продовольственных и промышленных товаров не мог удовлетворить свободного спроса населения.

         Необходимость денежной реформы определялась полной разбалансированностью  денежной системы в годы войны, поскольку  резкий рост военных расходов требовал постоянного выпуска в обращение  огромного количества денег, не обеспеченных потребительскими товарами. Вследствие значительного сокращения розничного товарооборота на руках у населения  оказалось денег больше, чем требовалось  для нормального функционирования народного хозяйства, а потому покупательная  способность денег упала. Кроме  того, в стране было много фальшивых  денег, выпущенных фашистами во время  войны. В результате реформы произошло  изъятие лишней денежной массы, а  сама реформа приобрела, в основном, конфискационный характер. В ходе реформы пострадали, главным образом, сельские жители, которые, как правило, хранили свои накопления дома, да спекулянты, нажившиеся во время войны и не успевшие реализовать большие наличные суммы денег. С 1 января 1950 года правительство  признало необходимым повысить официальный  курс рубля по отношению к иностранным  валютам, и определило его в соответствии с золотым содержанием рубля (0,222168 г чистого золота), хотя в те годы этот факт не имел никакого экономического значения, т.к. установленный официальный курс рубля ни в каких расчетах не использовался. В СССР были созданы крупные золотые запасы, рубль был неконвертируемым. Во многом это позволяло поддерживать очень низкие цены и не допускать инфляции.  
 

         3.2 Организация труда в послевоенное время. 

         Условия труда в  послевоенные годы немногим отличались от экстремальных военных. Были сняты  лишь некоторые ограничения военного времени: восстановлен 8-и часовой  рабочий день, отменены обязательные сверхурочные, восстановлены ежегодные  отпуска. По-прежнему многие виды продукции  выпускались под открытым небом, значительная часть оборудования и  станков находилась в аварийном  состоянии, цеха и учреждения не отапливались.

         Советские люди глубоко  ощущали, что их мирный труд противостоит разрушению войны. Характерным было обращение воинов-гвардейцев, бывших защитников сталинградского завода «Красный Октябрь» к строителям, восстанавливавшим  его: «Во имя светлой памяти погибших боевых друзей, во имя дальнейшего  расцвета нашей страны мы призываем  вас, товарищи строители, отдать всю  свою энергию, все свои знания для  скорейшего восстановления и ввода  в число действующих листоотделочного цеха».

         Пафос восстановления породил массовые движения новаторов  производства. Одним из самых знаменитых починов тех лет стало движение «скоростников». Первым из них стал известен ленинградский токарь Г. С. Борткевич. Он был одним из тех  вчерашних фронтовиков (имел 11 боевых наград), которые буквально изголодались по мирной работе. В феврале 1948 г., используя технические новшества, Борткевич за одну смену выполнил на токарном станке 13-дневную норму. Сообщение об этом показалось неправдоподобным. Не раз Борткевичу приходилось работать в присутствии десятков свидетелей, желающих убедиться в реальности того, что казалось невозможным.

         В Москве стал известен рабочий П. Б. Быков. Его мастерство обратило на себя внимание еще тогда, когда он работал на знаменитом уральском  «Танкограде». Быков подошел к  освоению новых методов работы своим  путем. Вскоре состоялась личная встреча  Быкова и Борткевича. В традициях  тех лет они заключили договор  о соцсоревновании, к которому стали  подключаться сотни новаторов производства всех отраслей промышленности.

         Требовалось подкрепить яркое начинание участием инженеров, технологов, ученых. Стали возникать  коллективы, в которых рабочие, инженеры, техники, ученые разрабатывали новые  технологии. Для закрепления достижений было необходимо наладить не только моральное  поощрение, но и стимулировать их материально. Однако вместо этого постепенно стали исчезать материальные стимулы  соревнования, понижались расценки при  повышении производительности труда. Административно-командной системе  было выгодно достижение высоких  производственных результатов без  дополнительных вложений.

         Это значительно  снижало эффективность работы. На некоторых предприятиях внедрялись хозрасчетные отношения, но прежде всего  в области экономии ресурсов. Но и здесь хозрасчет сводился зачастую к системе штрафов без дополнительных материальных поощрений. По-прежнему невыполнение планов рассматривалось как саботаж, вредительство. Главным методом  руководства сверху донизу оставался  принцип «так надо». Процветали штурмовщина, авралы, сверхурочные работы.  

 

         3.3 Уровень жизни народа, социальные блага. 

         Вторая половина 40-х — начало 50-х гг. были трудным временем для абсолютного большинства советских людей. Материальные лишения военного времени воспринимались как необходимые и неизбежные. Естественным поэтому было пробуждение надежд на улучшение материального благосостояния после окончания войны. В декабре 1947 г. была отменена карточная система (раньше, чем во всех странах, участвовавших во Второй Мировой войне). Но одновременно с отменой карточек цены на продукты были повышены. Если учесть повышения цен, осуществленные в годы войны, то общий их уровень в 1948 г. оказался в 3 раза выше, чем в последнем предвоенном 1940 г. Столь высокий начальный уровень цен и создал возможность их дальнейшего снижения, что широко использовалось пропагандой того времени для доказательства заботы «верхов» о благосостоянии населения. Но ни денежная реформа, ни снижение цен не привели к значительному росту покупательной способности населения. Тяжелым бременем на бюджет трудящихся ложились ежегодные займы, проводившиеся в добровольно-принудительном порядке. Приходилось подписываться на облигации на сумму не меньше месячного оклада. А это значило, что большинство трудящихся жили не на полноценную годовую заработную плату.

Информация о работе Экономические последствия Великой Отечественной войны