Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 21:14, реферат
Российский механизм управления экологической деятельности имеет в качестве своих истоков механизм, который сформировался в 70-80- годы. Наиболее знаменательным событием этого периода было принятие серии законодательных актов в конце 70-х-начале 80-х годов. Тогда сформировалась административная система управления природопользованием. Пика своего развития она достигала в ряде регионов России в порядке эксперимента были ведены платежи за загрязнение окружающей среды. Данное событие положило начало формированию системы экономических методов управления природоохранной деятельностью.
Введение……………………………………………………………………. стр.2
1.Экологические издержки производства и пути их сокращения …...… стр.3
2.Нормативы окружающей среды………………………………………... стр.4
3.Экономические методы в Российской практике управления природоохранной деятельностью…………….………………………………………….….… стр.5
4.Экологизация развития (экономические аспекты)……………………………………………………………………. стр.6
5.Экономические методы управления экологической деятельностью……………………….…………………………………...... стр.10
6.Рыночные методы управления экологической деятельностью…………………………………………………………..… стр.11
7.Экономический механизм управления трансграничным переносом…………………………………………………………………... стр.12
Литература……………………………...……………………………..…… стр.14
Предприятия могли финансировать природоохранную деятельность за счет своей прибыли. Но прибыль социалистических предприятий по сути не имела ничего общего с прибылью в традиционном понимании. Предприятию планировали объем прибыли и направления ее расходования. Поэтому расходы предприятия тоже не могут рассматриваться нами как независимый источник. Бюджет предприятия, таким образом, также был проводником госбюджетных денег.
Текущие затраты на проведение природоохранных мероприятий и содержание, эксплуатацию и капитальный ремонт природоохранных основных фондов включаются в себестоимость продукции предприятий, осуществляющих указанные затраты, и возмещаются главным образом из собственных и заемных средств этих предприятий.
Капиталовложения на охрану
окружающей среды и рациональное
использование природных
Прочие виды затрат на охрану природы финансируются главным образом из централизованных источников.
В ближайшие годы будет наблюдаться рост затрат на природоохрану в составе федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и в муниципальных бюджетах. Что касается расходов предприятия, то пока приходится констатировать что их поведение будет определяться факторами, не способствующими увеличению желания инвестировать природоохранную деятельность. Другое дело – использование предусмотренного законодательством и нормативными документами права засчитывать за счет платежей за загрязнение природоохранные затраты, понесенные предприятием. Но это по сути дела не собственные средства предприятия, а те же самые средства экологических фондов. Иными словами, предприятие может не погашать задолженности перед экологическим фондом. Если оно затратило аналогичную суму на природоохрану.
Использование кредитов на
финансирование природоохранных мероприятий
было невозможно в силу высокой (свыше
100%) ставки процента по кредитам. До тех
пор пока ставка процента не упадет
до приемлемых размеров, этот источник
не может приниматься нами в расчет.
Льготные кредиты пока никто не собирается
давать, наоборот, текущая финансовая
политика России ориентирована на максимально
возможное сокращение любых льгот.
Иностранные источники
Естественно, что, вкладывая деньги в производство, иностранные инвесторы должны будут вкладывать их в природоохрану. Правда, есть другая возможность – вкладывать деньги непосредственно в природоохранные мероприятий, например, в энергосбережение, переработку отходов и т.п.
Россия может рассчитывать
на получение технической помощи
и кредитов, но пока только идет переговоры.
Даже если переговоры будут успешными,
все равно стратегия
Пока в качестве реальной возможности можем рассмотреть получение гранта на реализацию мероприятий по защите озонового слоя.
Роль различных источников финансирования природоохранной деятельности.
Источник финансирования |
В настоящий момент |
В ближайшем будущем |
Экологические фонды |
Ведущий источник |
Сохранит ведущее положение |
Средства федерального и других бюджетов |
Практически нет |
Ожидается рост доли |
Собственные средства |
То же |
Маловероятно значительное увеличение доли |
Внутренние кредиты |
То же |
То же |
Западные инвестиции |
То же |
То же |
Кредиты, взятые за рубежом |
То же |
Возможно увеличение в ряде сфер, приносящих прибыль |
Гранты |
То же |
Возможно увеличение в сферах, приобретенных с точки зрения мирового сообщества |
Экологические фонды не смогли заменить в полной мере бюджетных ассигнований на охрану природы, которые осуществлялись в России до экологического кризиса. Однако они смягчили падение в инвестиционную яму. Целесообразность их существования в переходный период не вызывает сомнения. Общество должно иметь отдельный карман, откуда сможет доставать деньги на природоохрану. И если, с точки зрения монетаристской теории, создание любых перегородок на пути свободного перелива денег тормозит экономическое развитие, то с точки зрения институциональной теории подобные перегородки просто необходимы. Они нужны для того, чтобы наряду со средствами, обеспечивающими это развитие, нашлись бы деньги на компенсацию его издержек, т.е. на экологию, науку, культуру, социальные нужды. Но и после того, как переходный период будет пройден, целесообразность существования экологических фондов все равно сохранится, поскольку и в условиях развитого рынка останутся экологические проблемы, нуждающиеся в подобном источнике финансирования
Литература
1. А.А. Голуб, Е.Б. Струкова Экономика природопользования, М.:Аспект Пресс, 2005
2. Бобылев С.Н., Ходжаев А.Ш. Экономика природопользования. – М.. 2004
3. Словенская Н.Г. Экологическая безопасность. – М.,2003.
4. К.М. Петров. Общая экология. – СПб., 1998.
5. Зубаков В.А. XXI век. Сценарии будущего: анализ проблемы глобального экологического кризиса. – СПб., 2005.