Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 15:05, контрольная работа
О том, что многие экономические истины стали известны людям еще в глубокой древности, наглядно свидетельствует Библия. Начнем с того, что между сыновьями Адама Авелем и Каином существовало разделение труда, один из них был скотоводом, а другой – землепашцем. Жертвоприношения Богу, приносимые каином и Авелем, представляют зародыш своеобразной уплаты подати божественным силам за пользование природными благами. В книгах Ветхого Завета содержатся советы, пожелания, напутствия экономического толка. Так, к примеру, книга Левит повествует: «Если будешь продавать что ближнему твоему или будешь что покупать у ближнего твоего, не обижайте друг друга». В книге Неемии уже напрямую упоминается о податях и залоге.
ПЛАН
1. ВВЕДЕНИЕ 3-4
2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ 5-8
3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ 9-16
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Существуют две основные формы познания и использования экономических законов: эмпирическая, когда люди, не зная сущности экономических законов, применяют их неосознанно, интуитивно в своей практической деятельности, и научная, когда люди, познав и раскрыв сущность экономических законов, используют их сознательно, а, следовательно, более эффективно в своей хозяйственной деятельности [2, с.32].
Таблица 1.1. Отличия
экономических законов и
Отличия законов природы и их хозяйственной жизни | |
Законы
хозяйственной жизни:
- являются законами экономической деятельности людей и вне ее не существуют; - исторически проходящий харак- тер; - открытию и
использованию их людьми |
Законы природы:
- действуют вне зависимости от человеческого общества; - действуют вечно и постоянно; - открытие и
использование происходит |
Сущность экономического закона заключается в выражении существенной связи способа производства, то есть конкретизация сущности закона непосредственно связана с раскрытием существа этой связи, которая является преимущественно каузальной, причинно-следственной связью, одна сторона которой обуславливает другую.
Элементами содержания закона выступают:
Усложнение экономической жизни и переплетение хозяйственных связей, увеличение воздействующих факторов приводят к тому, что традиционные экономические законы модифицируются и нейтрализуются, проявляясь как тенденции развития данного периода или конкретной исторической эпохи. В обществе действует система экономических законов. Они взаимосвязаны между собой [3, с.23].
Различают следующие виды экономических законов:
- Общие – свойственны всем формам хозяйствования, связывают их в единый исторический процесс поступательного развития. Эти экономические законы не прекращают своего существования при смене форм хозяйствования, т.е. действуют во всех экономических системах. Примером может служить закон возрастающих потребностей, т. е. постоянный рост и умножение потребностей как одного человека, так и всего человеческого общества; роста производительности труда.
- Особые – присущи нескольким общественно-экономическим формациям (товарное производство – законы стоимости, денежного обмена, спроса и предложения).
- Специфические – действуют в пределах исторически определенных форм хозяйствования. При ликвидации данной формы хозяйствования ее законы прекращают свое существование. Например, Октябрьская революция 1917 г. положила начало становлению административно-командной экономики и прекратила действие специфических законов рыночного хозяйства. Экономические законы имеют как общие свойства, так и отличительные особенности по отношению к законам природы (закону земного притяжения, закону сохранения и преобразования энергии и др.).
- Стадиальные - действуют только на одной стадии производства (закон возникновения монополий в результате концентрации и централизации производства и капитала – действует на стадии империализма) [6, с.110].
Далее рассмотрим несколько подробнее некоторые экономические законы:
Закон спроса: при прочих равных условиях по низкой цене удастся продать больше товаров, чем по высокой.
На спрос также оказывают влияние неценовые факторы:
Все неценовые
факторы рассматриваются в
Однако спросу «противостоит» такое понятие как «предложение».
Закон предложения: продавцы предлагают больше товаров при высоких ценах и меньше – при низких.
Предложение - это обобщающий термин, характеризующий поведение фактических и потенциальных продавцов товара.
Объем предложения товара - это количество товара, которое продавцы желают продать за некоторый период (например, день или год). Объём предложения зависит от цены товара и других факторов, прежде всего от цен используемых в производстве ресурсов и имеющихся в распоряжении продавцов производственных технологий.
Термины
«спрос» и «предложение»
Американский экономист П. Самуэльсон это соединение называл оптимистическим неоклассическим синтезом.
Закон убывающей доходности: пока различные затраты, добавляемые к переменным расходам, приходятся на неизменные затраты (такие, как здания и
сооружения), выпуск на единицу будет расти. По мере развития процесса будет достигнут такой момент ( начала действия закона убывающей доходности), когда выпуск на единицу затрат начнет падать.
Закон Эйнгеля: по мере увеличения дохода семьи его доля, расходуемая на товары первой необходимости, уменьшается, в то время как доля расходов на предметы роскоши увеличивается.
Закон стоимости: предполагает формирование у каждого отдельного товаропроизводителя индивидуальных затрат труда и ресурсов и, соответственно, формирование индивидуальной стоимости и индивидуальной цены, однако рынок признает не эти индивидуальные стоимости и, соответственно, цены, а стоимости и цены общественные, рыночные, в основе которых лежат общественно необходимые затраты труда.
Закон стоимости имеет объективный характер, однако, эту объективность нельзя понимать в том смысле, что никакие внешние факторы не в состоянии влиять на рыночные цены. Конкретные формы и уровни рыночных цен испытывают на себе влияние самых различных факторов, а не только влияние общественно необходимых затрат труда.
Закон стоимости есть закон цен, ибо внешней формой проявления
стоимости являются цены. Стоимость – это содержание рыночных отношений между участниками рынка, цена – форма этого содержания. Закон стоимости и внутриотраслевая конкуренция формируют отраслевые уровни рыночных цен.
Индивидуальные цены могут не совпадать с отраслевым уровнем цен, поэтому товаропроизводители одной отрасли получают различные величины прибыли на единицу капитала. Закон стоимости и межотраслевая конкуренция
формируют межотраслевые рыночные цены производства. Товаропроизводители различных отраслей получают на единицу капитала различные величины прибыли, что ведет к переливу капитала и формированию цен производства, которые обуславливают получение равной прибыли на равные капиталы.
Сумма цен производства в масштабе общества равна сумме стоимостей,
перераспределение стоимости в результате перелива капитала отражает учет затрат капитала, однако общий уровень цен производства и их изменение в конечном счете предопределяются уровнем и изменением рыночной стоимости, уровнем и изменением общественно необходимых затрат труда.
Подведем итог. Сущность закона стоимости состоит в том, что в товарном производстве основу пропорций обмениваемых товаров определяет рыночная стоимость, величину которой, в свою очередь, предопределяют общественно необходимые затраты труда [7, с.37-40].
Функции закона стоимости:
Первая функция — осуществление учета общественного труда через формирование общественно необходимых затрат труда.
Вторая функция состоит в том, что закон обеспечивает распределение труда между различными сферами производства. Через механизм колебаний рыночных цен вокруг стоимости происходят перелив и перемещение факторов производства из одних отраслей национальной экономики в другие, регулируется соотношение между выпуском различных товаров.
Третья функция — стимулирующая. Закон стоимости стимулирует снижение производственных затрат. Если индивидуальные затраты труда превышают общественно необходимые, то для того, чтобы не разориться, товаропроизводитель обязан снижать величину этих затрат. Предприниматели стремятся производить продукцию с меньшими индивидуальными затратами труда, что при данных ценах обеспечивает ряд экономических преимуществ — ускорение реализации товаров, больший доход и прибыль. А, как известно, прибыль — объективный стимул развития производительных сил на базе ускорения научно-технического прогресса.
Четвертая функция — распределительная, когда с помощью цен осуществляется распределение и перераспределение общественного продукта между регионами, предприятиями.
Пятая функция закона стоимости заключается в том, что на его основе происходит дифференциация товаропроизводителей. Индивидуальные затраты
труда
у товаропроизводителей неодинаковы.
При продаже товаров
у кого индивидуальные затраты выше общественно необходимых и они не в
состоянии возместить свои затраты труда, несут убытки, нередко подвержены банкротству, разоряются [6, с.104].
Таким образом, закон стоимости:
1. Стимулирует тех производителей, у которых индивидуальные затраты труда ниже общественно необходимых;
2. Обуславливает
дифференциацию
3. Стимулирует снижение затрат;
4. Регулирует распределение труда по сферам производства;
5. Проявляется
как закон цен - в основе
цен лежит стоимость. Его функции
осуществляются как при
6. Создаёт
основы стоимостного или
Действие закона стоимости нельзя абсолютизировать, ибо его роль в рыночной системе хозяйствования имеет ограниченный характер. Этот закон достаточно убедительно объясняет экономические мотивы поведения товаропроизводителя, продавца. Но, оставаясь в рамках действия только этого закона, трудно, а в ряде случаев невозможно объяснить экономическое поведение другого субъекта рынка – покупателя, потребителя. В самом деле: товаропроизводитель при продаже своего товара хотел бы продавать его по такой цене, которая полностью возместила бы все его затраты и принесла максимум прибыли. Следовательно, вся логика его поведения предопределена требованиями закона стоимости. В ином положении оказывается потребитель товара: покупателя мало или вовсе не интересуют затраты производителя на
Информация о работе Экономические категории и экономические законы