Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 10:47, реферат
Кейнсианские рецепты оказались не пригодными для решения новых стратегических задач государственного-монополистического регулирования экономики. В этом же направлении действовали и такие объективные процессы в развитии мирового капиталистического хозяйства, как интенсификация внешнеэкономических связей и растущая интернационализация производства.
Введение.
Сущность неоконсерватизма.
Рейганомика.
Тетчеризм.
Экономические и социальные функции современных западных держав.
Заключение
Ключевым звеном в системе мероприятий администрации США, направленных на децентрализацию функций по управлению экономикой и поощрение частной инициативы—этого «двигателя» экономического и технического прогресса, является налоговая и амортизационная реформа.
Однако цель, которая преследовалась снижением налогов,—активизировать частную инвестиционную деятельность—нельзя считать достигнутой. Подавляющая часть средств, оказавшаяся в руках потенциальных инвесторов, в условиях экономического кризиса 1981—1982 гг. не была инвестирована в расширение и обновление производства. Эти средства послужили источником увеличения личного паразитического потребления имущих слоев, были использованы для приобретения высоко котирующихся акций, покупки ценных бумаг, переведены за границу. Рост частных капиталовложений в 1983 г. обусловлен не столько влиянием стимулирующего эффекта налоговой реформы, действием циклических факторов развития капиталистической экономики, ее вступлением в фазу оживления и подъема.
Одним
из важнейших направлений
Среди первых шагов президента Рейгана, положивших начало курсу на «дерегулирование», были отмена контроля над ценами на американскую нефть и контроля над уровнем минимальной заработной платы; ослабление установленных стандартов по экономии топлива автомобилями и их безопасности; снижение стандартов необходимой очистки воды н воздуха промышленными, строительными, энергетическими и прочими компаниями.
Важное место в
системе «дерегулирования»
В русле реформы «дерегулирования» осуществляется комплекс мероприятии по децентрализации системы государственного управления, получивший название политики «нового федерализма». Стратегическая цель «нового федерализма»—передать штатам и местным органам власти часть функций по финансированию социальных расходов, с тем чтобы снизить в нем долю федерального правительства и таким путем содействовать сокращению бюджетных дефицитов и перераспределению финансовых ресурсов в пользу военных программ.
Подводя итоги
первых лет осуществления принципов
«рейганомики», В. М. Кудров писал: «Особенность
современного этапа экономического развития
Соединенных Штатов состоит в том, что
хозяйство этой страны, ориентировавшееся
на сверхпотребление ресурсов, вступает
в долгосрочный период обострения ряда
важнейших проблем, решать которые прежними
методами и на прежних путях оказывается
уже невозможным. Хозяйство США вынуждено
перестраиваться, и в соответствии с этим
возникают сложные проблемы перестройки
системы государственно-
1.2 Тетчеризм.
Менее последовательно
и однозначно происходит распространение
влияния неоконсервативных идей на экономическую
политику буржуазных правительств Западной
Европы, хотя именно здесь после прихода
к власти в Англии в 1979 г. правительства
М. Тэтчер началась «практическая апробация»
теоретических постулатов М. Фридмена
и А. Лаффера. Конкретные формы государственно-
Сторонники активного государственного вмешательства п хозяйственную жизнь, опираясь на модифицированную ксйнсиаискую доктрину стимулирования «эффективного спроса», продолжают отстаивать и развивать свои взгляды, чтобы приспособить их к изменившимся условиям капиталистического воспроизводства. Модернизация теории Кейнса идет по линии дополнения ее разработкой долгосрочного структурного подхода к решению насущных проблем развития дряхлеющей социально-экономической формации. Именно в русле реализации этого подхода следует рассматривать попытки осуществления многочисленных энергетических, экологических, региональных и прочих программ в 70-х годах. Призванные содействовать преодолению структурных диспропорций программы в соответствии с кейнсианскими рецептами в значительной мере опираются на использование государственных средств и предусматривают стимулирование «склонности к инвестированию» в частном секторе при помощи методов финансовой и кредитной политики. Механизм разработки и реализации аналогичных программ остается практически неизменным и в текущем десятилетии. Приверженцы «твердой руки» государства, не верящие в «очистительную и благотворную силу свободной конкуренции», ее способность обеспечить эффективное функционирование экономической системы капитализма, не собираются без боя сдавать завоеванные позиции. Они надеются укрепить и расширить свое влияние на определение стратегических направлений современной буржуазной экономической политики.
Монстаристский эксперимент в Англии представляет собой «рейганомику» на английский манер, хотя монетаризм в качестве официальной экономической доктрины был взят на вооружение в Лондоне раньше, чем нынешний хозяин Белого дома Р. Рейган широковещательно заявил о намерении осуществить свою «программу экономического возрождения». В фактическом созвучии экономического курса английских консерваторов и политики, проводимой Вашингтоном, нет ничего удивительного: и то и другое правительства были приведены к власти крупным промышленным и финансовым капиталом и призваны ревностно служить его интересам.
Укрепление позиции монетаризма и англии на рубеже 70-х—начала 80-х годов не случайно. Это была своего рода реакция национальной монополистической буржуазии на непрекращающееся снижение конкурентоспособности британских монополий на мироном рынке и, следовательно, падение роли Англии в капиталистическом мире; реакция крупного капитала, почувствовавшего реальную угрозу своим прибылям и вставшего на их защиту. Обращая внимание на ухудшение дел в экономике страны, сторонники монетаризма в стремлении приостановить этот процесс возлагают всю ответственность за него на государство, профсоюзы, широкие народные массы.
Экономическая политика
правительства неоконсерваторов, целями
которой, как утверждается в Лондоне, являются
борьба со стагфляцией и общей хозяйственной
неэффективностью, структурная перестройка
и укрепление на их основе позиций Англии
в мировой торговле и капиталистическом
мире, не дает желаемых результатов. Более
того, именно эта политика в решающей степени
стала причиной того, что кризис 1980—1982
гг. сильнее всего поразил Англию, а наметившийся
в 1984 г. подъем экономики происходит крайне
медленно. Правительство Тэтчер ставит
себе в заслугу снижение темпов инфляции,
некоторый рост конкурентоспособности
английской промышленности (достигаемый
главным образом за счет снижения в стоимости
товаров издержек по заработной плате).
Однако мало говорится о цене, которую
приходится платить за это истерзанной
кризисами стране. А она хорошо известна:
более 3 млн. безработных, свернутые социальные
программы, массы обездоленных людей.
Тем не менее, выступая по телевидению
в апреле 1984 г., глава правительства М.
Тэтчер вопреки фактам, свидетельствующим
о тяжелом положении в экономике и крайне
напряженном социально-политическом климате,
утверждала, что Англия находится на подъеме,
на пути к «новой промышленной революции».
Что касается экономической политики,
то она подтвердила решимость ее правительства
и в дальнейшем следовать прежним курсом.
2. Экономические
и социальные функции
Начало 80-х годов в целом ряде стран (Франция, Швеция, ФРГ, Испания, Греция) ознаменовалось победой на парламентских выборах партий, в которых сильны группировки, выступающие в поддержку активного государственного вмешательства в воспроизводственный процесс. Усилению позиций этих группировок способствовало принятие программы экономической политики ЕЭС на 1981— 1985 гг. Краеугольным камнем промышленной стратегии Сообщества объявлена активизация инвестиционной деятельности. Перед государственной политикой в области инвестиций ставится весьма широкий круг задач, в том числе содействие осуществлению дорогостоящих научно-исследовательских работ прикладного характера и внедрению новой техники; поощрение капиталовложений в отрасли передовой технологии; проведение мероприятии по энергосбережению и перестройке топливно-энергетических балансов; расширение государственных затрат на охрану окружающей среды и подготовку квалифицированной рабочей силы. При этом Комиссия европейских сообществ настаивает на предоставлении ей более широких полномочий по контролю над выполнением рекомендаций в области капиталовложений.
Влияние
неоконсервативных теорий государственно-
Структурная перестройка и «рационализация» хозяйства в условиях капитализма носят крайне противоречивый характер. Имея своими результатами, рост производственного, технического и научного потенциала, они вместе с тем не могут не сопровождаться тяжелыми социальными последствиями для общества в целом. Затяжной и массовой становится безработица, повышается степень эксплуатации занятой части населения, повсеместно ухудшается социально-экономический климат. Характерно, что монополии и буржуазные правительства, возложив тяготы перестройки на плечи широких трудящихся масс, хотят заставить рабочий класс отказаться от уже завоеванных экономических и социальных прав и свобод. Представители крупного капитала, лидеры правых партии, буржуазные экономисты консервативного толка весьма настойчиво и единым фронтом выступают за дальнейшее повышение интенсивности труда на производстве при сокращении заработной платы и прочих доходов трудящихся. Они открыто требуют урезать государственные ассигнования на социальное обеспечение, здравоохранение, образование, жилищное строительство и т.д. Как показала практика последних лет, подобные призывы все чаще находят воплощение в конкретных мероприятиях социально-экономической политики, проводимой буржуазными правительствами. В итоге положение трудящихся в капиталистических странах ухудшается
Одно из главных
тому свидетельств— устойчивая массовая
безработица. Анализ ситуации на национальных
рынках труда в период 70-х—начала 80-х годов
показывает, что при наличии и без того
огромной армии «лишних людей» их число
продолжает быстро возрастать. Это происходит
из-за увеличивающейся диспропорции между
поступающими на рынок рабочей силы новыми
ее контингентами (в связи с ростом населения,
особенно в его трудоспособном возрасте,
повышенным притоком молодежи, возрастанием
трудовой активности женщин) и спросом
на нее, сокращающимся вследствие структурных
передвижек, рационализации производства,
перехода на автоматизацию, роботизацию
и компьютеризацию всех сфер экономической
деятельности.
Заключение.
Попытаюсь
выделить основные процессы и тенденции
из всего ранее изложенного. На мой взгляд,
история цивилизации не знала таких быстрых
структурных перемен, свидетелем которых
стал современный мир. Эти переменны, стали
новым этапом развития. Связанные с ним
перемены широко трактуются как решительный
переход к всесторонней интенсификации
производства. При этом она качественно
отличается от ее прежних форм. Изменилось
положение с обеспечением производства
основными ресурсами, особенно невосполнимыми.
Находят применения качественно новые
технологии и технические средства. Изменились
роли некоторых сфер экономики элементов
хозяйственных комплексов. Естественно,
что с развитием производительных сил
усложняются и социальные процессы. Буржуазная
социально-экономическая мысль, для которой
в крупных переменах чудится угроза жизнеспособности
капитализма как общественной системы,
прилагает усилия в построении концепции
обоснования курса на выживание. Для этого
оправдываются социальные «издержки»,
якобы неизбежные для модернизации национальной
экономики и развертывания внешнеэкономической
экспансии. Основные идеи приспосабливаются
к изменившимся условиям, хотя истоки
таких концепций отнюдь не новы. Волну
«неотеорий» нельзя недооценивать. Для
их популяризации используются возросшие
возможности технических средств информации,
изощренные методы привлечения внимания
населения к тенденциозно отбираемым
фактам и самое беззастенчивое искажение
их смысла. Быстро расширившаяся сеть
производственной инфраструктуры позволила
повысить мобильность и оперативность
административно-хозяйственных решений,
а в критических ситуациях открыла возможности
маневрирования.
Информация о работе Экономические и социальные функции современных западных держав