Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 10:47, реферат
Кейнсианские рецепты оказались не пригодными для решения новых стратегических задач государственного-монополистического регулирования экономики. В этом же направлении действовали и такие объективные процессы в развитии мирового капиталистического хозяйства, как интенсификация внешнеэкономических связей и растущая интернационализация производства.
Введение.
Сущность неоконсерватизма.
Рейганомика.
Тетчеризм.
Экономические и социальные функции современных западных держав.
Заключение
План.
Введение.
Заключение
Введение.
Противоречия структурной перестройки, исключительная сложность приспособления к новым условиям воспроизводства и мирового рынка, острота классовых и социальных конфликтов, делают необходимым широкое вмешательство буржуазного государства в экономику, изыскание его новых форм и методов.
Резкое углубление общего кризиса капитализма связано с действием ряда факторов. Это ухудшение воспроизводства капитала, стагфляция, краткосрочность либо полное отсутствие фазы подъема, безработица, нарастание межимпериалистического соперничества.
Взаимодействие
и переплетение долгосрочных и циклических
факторов в углублении общего кризиса
капитализма стали решающей причиной
кризиса системы государственного-
Кейнсианские
рецепты оказались не пригодными
для решения новых
Кризис
ГМК способствовал углублению кризиса
буржуазной политической экономики. Правящий
класс и его идеологи, разочаровавшиеся
в Кейнсе, обратились к поискам новых средств
для излечения хронических недугов капитализма.
Результатом предпринятых усилий по разработке
концепций, стал поворот вправо в буржуазной
экономической теории. Широкое распространение
и растущее влияние на политику буржуазных
правительств, приобретают разнообразные
консервативные доктрины. Этот процесс
был назван "неоконсервативным поворотом".
В центре ожесточенных дискуссий между представителями различных направлений буржуазной политической экономии в очередной раз оказался вопрос: больше или меньше государства. Неоконсерваторы обвинили своих противников в том, что основанная на их рекомендациях система государственного регулирования не только оказалось не способной противодействовать неблагоприятным факторам хозяйственного развития, но и ограничила возможности рыночного хозяйства к самоизлечению и действенному саморегулированию. Вызванные объективными противоречиями снижение темпов роста производительности труда, обострение ресурсной и экономической проблем, уменьшение нормы производительного накопления, разрушительных темпов инфляции, увеличение армии безработных были отнесены неоконсерваторами на счет неэффективной государственной экономической политики.
Неоконсерваторы не отказываются от использования государственного механизма для стабилизации капитализма, но призывают резко ограничить сферу и изменить формы государственного вмешательства в экономику. В качестве главных целей экономической политики государства и средств их достижения они называют содействие хозяйственной динамике путем стимулирования частнокапиталистической инициативы и борьбы с инфляцией методами регулирования денежной массы. Основополагающий тезис неоконсервтивной концепции гласит: рыночная конкуренция независимых производителей в состоянии выправить все структурные диспропорции и обеспечить длительный экономический рост, полную занятость и денежную стабильность, если создать для нее благоприятные условия и не нарушать ее механизма.
В понятии "неоконсерватизм" вкладывается более широкое содержание, чем в термин "неоконсервативная экономическая политика". В трактовке профессора Джорджтаунского центра по изучению права Н. Бернбаума "неоконсерватизм – это сплав очень разных тем, группировок и движений с разными установками. Это скорее тенденция, умонастроение, поветрие или даже мода." Н. Бернбаума дает следующий перечень тем, развиваемых теоретиками неоконсерваторами в США:
Теоретическую
основу неоконсервативных рекомендаций
в области экономической
Обе теории опираются на наиболее вульгарные и реакционные доктрины неоклассической школы.
Развитие теоретических постулатов "экономики предложения связано с именами американских экономистов Дж. Гилдера и А. Лэффера. По мнению Дж. Гилдера, " успехи капитализма лежат на стороне предложения". Поэтому задача государственной экономической политики состоит во всемерном стимулировании предложения, с тем "чтобы наградить производителя и поощрить инвестора". Главным инструментом "поощрения" должна стать налоговая политика. Стимулирования предложения путем предоставление финансовых льгот для частных инвесторов автоматически создает, необходимы спрос и приведет, в конце концов, к постепенному оздоровлению капиталистического хозяйства.
Стимулирующее
воздействие налоговой политики
на расширение инвестиционной деятельности
монополистических предприятий
вовсе не однозначно. Полученные в
результате уменьшения налогов прибыли
далеко не всегда используются производительно,
становясь источником расширения предложения
товаров и услуг. Реалии сегодняшнего
капитализма состоят как раз в том, что
имущие слои предпочитают использовать
свои свободные капиталы для спекуляций
на денежном рынке, поглощения фирм-конкурентов,
приобретения долевого участия в существующих
компаниях, а не вкладывать их в новые
промышленные, строительные и другие объекты.
Богатые становятся богаче. Однако капиталистическое
хозяйство не получает от этого никаких
импульсов к росту производства и производительности
труда.
Представители
идей монетаризма в современной
буржуазной политической экономии опираются
на работы профессора Чикагского университета
М. Фридмена. Фридмен разрабатывает
свою концепцию инфляционного процесса
и методов его сдерживания. Главную причину
инфляции он видит в «чрезмерном» увеличении
количества денег в обращении. Виновником
же «чрезмерности» денежной массы является
государство, точнее, его возрастающие
расходы, главным образом на социальные
нужды. Предлагаемые монетаристами рецепты
противодействия инфляции и «общего оздоровления»
капиталистической экономики весьма привлекательна
для крупного бизнеса. Это сокращение
«благотворительных расходов государства,
снижение налогов на имущие слои, жесткая
денежная политика, направленная на сдерживание
и стабилизацию темпов прироста денежной
массы.
1.1 Рейганомика.
Тенденция
к прогрессирующему развитию внешнеэкономических
аспектов капиталистического воспроизводства
привела к тому, что к концу 60х –
началу 70х годов интернационализация
поднялась на новый уровень. США стали
гораздо больше, чем прежде, подвержены
действию внешних экономических сил. В
этих условиях все более явственно начала
вскрываться неадекватность традиционных
государственно-
Как
вследствие, резка упала эффективность
прежних, в первую очередь бюджетных
методов государственного воздействия
на воспроизводство. При этом позднее,
усугубив целый ряд хозяйственных
проблем, именно глобальных по происхождению
и природе, государственно-
В 70х годах рост производства сильно замедлился, Набрала темп инфляция, превысившая к началу 80х годов 10%-ный уровень, Безработица приняла немыслимые для «века кейнсианства» масштабы. Эти обстоятельства, взятые вместе, создали колоссальные проблемы для финансирования социальной инфраструктуры, поставив под вопрос ее будущность в том виде, в каком она сложилась в послевоенный период. К тому же выявилось беспрецедентное ухудшение внешнеэкономических позиций США.
На
этой стадии произошло банкротство
прежних систем и концепции государственно-
Восприятие неоконсерваторами идей «экономики предложения» и монетаризма служат концептуальной основой современной стратегии американского империализма.
Кардинальные
принципы этой стратегии были сформулированы
в программном документе
В
соответствии с установками
Руководствуясь
основным принципом «экономики предложения»
— «больше рынка — меньше государства»,
экономическая программа
Информация о работе Экономические и социальные функции современных западных держав