Экономические аспекты концентрации производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 10:52, реферат

Описание работы

Экономические показатели работы предприятия (себестоимость, прибыль, рентабельность, производительность труда, материалоёмкость и др.) в значительной мере зависят от развития концентрации производства, т. е. от объёма выпускаемой продукции. С развитием концентрации экономические показатели работы предприятия, как правило, улучшаются до его оптимальных размеров, а затем могут ухудшаться.

Работа содержит 1 файл

колчак.doc

— 28.00 Кб (Скачать)

    ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНЦЕНТРАЦИИ

    ПРОИЗВОДСТВА

          

       Экономические показатели работы предприятия (себестоимость, прибыль, рентабельность, производительность труда, материалоёмкость и др.) в  значительной мере зависят от развития концентрации производства, т. е. от объёма выпускаемой продукции. С развитием концентрации экономические показатели работы предприятия, как правило, улучшаются до его оптимальных размеров, а затем могут ухудшаться.

         Известно, что объём выпускаемой  продукции зависит от величины  задействованных производственных ресурсов, т. е. от величины переменного и постоянного капитала. Но поскольку на изменение количества используемых в производственном процессе ресурсов затрачивается разное время, необходимо различать краткосрочный и долгосрочный периоды.

       На  предприятии объём выпуска продукции  может быть увеличен за счёт наиболее полного использования мощностей, в этом случае цель достаточно быстро достигается путём привлечения  дополнительного количества переменного  капитала. Если на предприятии отсутствует резерв производственных мощностей, то в этом случае увеличение выпуска продукции требует достаточно длительного времени и привлечения не только переменного, но и постоянного капитала. В первом случае экономический эффект достигается за счёт снижения условно-постоянных затрат на единицу продукции.

       Крупные предприятия имеют  как существенные преимущества, так и недостатки перед средними и мелкими предприятиями. Преимущества в общем плане проявляются в следующем:

       - являются проводниками научно-технического прогресса, так как имеют возможность осуществления всего цикла «наука – производство», т. е. проведения крупномасштабных научно-исследовательских, поисковых и прикладных работ, проектных и конструкторских работ, создания новой техники и её распространения;

       - легче внедряют  и лучше используют более современное и высокопроизводительное оборудование;

       - создают лучшие предпосылки для применения более совершенной организации производства;

       - с увеличением объёма производства постоянные расходы на единицу продукции снижаются, что ведёт к снижению издержек производства;

       - имеют больше возможностей для углубления, разделения и кооперирования труда;

       - достигают большего эффекта от применения ЭВМ.

       Крупные предприятия, как уже отмечалось, имеют не только преимущества, но и недостатки, которые следует учитывать при проектировании и создании предприятий такого масштаба.

       К недостаткам крупных  предприятий следует прежде всего отнести:

       - увеличение транспортных расходов на подвоз сырья, материалов и комплектующих изделий к предприятию и отправку готовой продукции потребителям вследствие возрастания радиуса транспортировки;

       - необходимость больших инвестиций  на сооружение крупных предприятий  и продолжительный срок их  строительства;

       - усложнение процесса управления  с возрастанием масштабов предприятия;

       - повышение нагрузки на природную  среду со всеми вытекающими  отсюда негативными последствиями;

       - нарушение принципа равномерного  размещения промышленного производства  и комплексного развития отдельных регионов страны;

       - возможность монополизации производства  и др.

       Концентрация  на любом предприятии должна контролироваться с целью достижения минимальных  затрат на впуск продукции независимо от того, по каким формам развивается  этот процесс, т. е. на предприятии должны стремиться к выпуску оптимального объёма продукции. Концентрация производства, проводимая до определённых рациональных пределов, даёт, как правило, увеличение выпуска продукции за счёт снижения издержек производства и обращения в расчёте на единицу продукции, экономии на масштабах производства.  

       В западной литературе оптимальный размер предприятия определяется сопоставлением положительного и отрицательного эффекта  масштабов производства. Вместо оптимального размера предприятия используется концепция минимального размера предприятия. Он представляет собой такой объём производства, при котором фирма может минимизировать свои долгосрочные средние издержки на единицу продукции. Для того чтобы этот методический подход для определения оптимального размера предприятия мог использоваться в отечественной практике, необходимо на каждом предприятии определять кривую зависимости долгосрочных средних издержек от объёма производства. 

Информация о работе Экономические аспекты концентрации производства