Экономические агенты: потребности, интересы и стимулы к хозяйственной деятельности. Экономический кругооборот. Роль государства в эконом

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 10:13, контрольная работа

Описание работы

Функционирование экономики обеспечивается хозяйствующими субъектами, обладающими правом распоряжаться экономическими ресурсами, находящимися в хозяйстве. Субъекты экономики (экономические агенты) активны, в ходе своей деятельности они ставят конкретные цели, принимают самостоятельно основные хозяйственные решения, участвуют в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ.

Содержание

1. Вопрос № 3. Экономические агенты: потребности, интересы и стимулы к хозяйственной деятельности. Экономический кругооборот. Роль государства в экономическом кругообороте………………………………………………...……..3

2. Вопрос № 7. Предложение и факторы, на него влияющие. Кривая и функция предложения. Рыночные цены. Цены равновесия………………………………..20

Список использованной литературы ……..……………………………………….36

Работа содержит 1 файл

МИКРОЭКОНОМИКА2.doc

— 616.50 Кб (Скачать)

     Однако  люди неустанно и заинтересованно  отслеживают показатели количества пригодных к использованию земель и цены этого использования; количества трудовых ресурсов, уровня их занятости и оплаты труда; количества добываемого сырья и цен в этой области и пр. На основании этих и сопряженных с ними показателей выявляется динамика, составляются прогнозы, меняется структура производства, а иногда и экономики в целом.

     Это означает, что предложение факторов производства испытывает на себе действие закона редкости, ограниченности ресурсов. В этом заключается важнейшая особенность рынка предложения любого фактора производства.

     На  рынках обнаруживается, что предложение  каждого конкретного фактора производства имеет различную эластичность. Первопричиной здесь также выступает закон ограниченности, редкости ресурсов, хотя могут иметь место и воздействие других факторов. Так, предложение земли чаще всего неэластично, потому что в каждый данный момент ее размеры фиксированы, а альтернативного, заменяющего землю ресурса не существует.

     Практически невозобновляемы во времени и  ископаемые ресурсы сырья, но их предложение  более эластично, если найдены альтернативные, взаимозаменяемые, в том числе искусственные, виды сырья и материалов.

     Количество  трудовых ресурсов также в каждый данный момент фиксировано и изменяется достаточно медленно. Но эластичность предложения труда рабочей силы может зависеть от конкретной экономической  ситуации, реализации возможностей полной занятости при данных доходах и уровне заработной платы. 

     Совокупное  предложение

     Совокупное  предложение отражает размеры создаваемого национального продукта и порождаемое  данными масштабами воспроизводства  изменение цен. Форма кривой совокупного предложения при этом фиксирует изменение уровня удельных издержек при производстве той или иной величины ВНП, зависит от приоритетов и «кризисных точек» экономического роста, от уровня производства, ниже которого наступает стремительный распад хозяйственной системы.

     Вид кривой в значительной мере обусловлен и «естественным» пороговым значением, начиная с которого возможности  равновесного (сбалансированного)развития постепенно расширяются, и предельным значением роста реального национального продукта, по достижении которого возникают проблемы роста, а поле сбалансированного роста резко сужается.

     Наконец, кривая совокупного предложения  может претерпевать сдвиги в сторону  увеличения или сокращения под воздействием изменений, происходящих в системе  факторов производства, производственном аппарате, в научно-техническом, интеллектуальном и культурно-образовательном потенциале нации, в государственной политике.

     В связи с этим характеристики инфляционных и дефляционных разрывов, депрессионной  и «благополучной» зон, зон «перегрева» национальной экономики, как показывает мировая практика, достаточно индивидуальны для каждой страны. 

Равновесная цена

     Согласно  закону спроса, импульс поведению  потребителя (покупателя) задает цена предложения, по которой производитель предлагает ему свой товар. Конечно, цена предложения – только исходная, начальная цена товара, которая затем сталкивается с ценой спроса, т.е. той ценой, которую в состоянии и намерен уплатить потребитель. Обычно достигается компромисс в виде «рыночной цены» товара, по которой он действительно продается и покупается.

     Рыночную цену называют еще «ценой равновесия»,поскольку она находится на том уровне, когда продавец еще согласен продать (по более низкой цене продажа убыточна), а покупатель уже согласен купить (по более высокой цене покупка убыточна).

     Механизм  установления рыночной цены помогают уяснить графики спроса и предложения. Поскольку они качественно однородны, это позволяет совмещать эти  графики (Рис. 3.1). 
 
 
 

       p 
 
 
 

     

       
 
 

            

                                                                 Q

     Рис. 3.1. Равновесная цена

     Уровень пересечения кривых спроса и предложения  и определяет уровень рыночной цены (цены равновесия). Это – действительно  равновесная, уравновешивающая цена, ибо  любая иная точка означает диспропорцию между платежеспособным спросом и соответствующим ему товарным предложением.

     Спрос и предложение уравновешиваются конкурентной цены рынка, в следствие чего цена и количество товара, продаваемого по этой цене, выступают как результат равновесия спроса и предложения.

     Предположим, что цена отклонилась в пользу спроса. По этой цене число покупателей возрастает за счет тех, которым была недоступна прежняя цена. Следовательно, возрастает и величина спроса. Но снижение рыночной цены уменьшит число продавцов за счет тех из них, кому эта цена недоступна, так как не оправдывает даже затраты. В результате возросшей величине спроса будет противостоять гораздо меньшая товарная масса. Возникает явление товарного дефицита.

     Из  этого следует, что всякий раз  всякий раз, когда хотят угодить  потребителю и искусственно устанавливают более низкую цену, следствием такого «благодеяния» может быть только дефицит, разорение производителей, «черный рынок» (ибо на меньшую величину предложения низкая цена приглашает большее количество покупателей).

     То  же самое произойдет, если цена отклонится в пользу продавцов. В этом случае число продавцов возрастет за счет тех из них, кто имеет большие затраты. Следовательно, возрастет и величина предложения. Но теперь повышение рыночной цены уменьшит число покупателей за счет тех, кому эта цена недоступна.

     В результате возросшей величине предложения  будет противостоять гораздо  меньший платежеспособный спрос  покупателей. Возникает относительное  перепроизводство: товары есть, но по недоступной  основной массе покупателей цене.

     Проигрывают также и производители, ибо при всем желании покупатели не способны приобрести больше.

     Возвращению цены к равновесному уровню могут  препятствовать только два обстоятельства:

     - монополизм продавца (или покупателя), искусственно удерживающего цену  в свою пользу;

     - административное регулирование  цен (отсюда, в частности, видна  ответственность государства за  установление цен, приводящее, как  правило, к дефициту или перепроизводству).

     Таким образом, при всем, казалось бы, необъятном диапазоне возможных цен они на классическом локальном рынке тяготеют к равновесному уровню.

     Равновесная цена жестко «зафиксирована» со всех сторон:

     а) по горизонтали – стремлением  участников рынка к преодолению  дефицита или перепроизводства (изменением количества товаров);

     б) по вертикали – стремлением к достижению предельной выгодности (изменением уровня цен).

     Понимание сущности равновесной цены позволяет  рассматривать все иные (неравновесные) цены как аномалию. Вот почему существует множество учений, которые видят  свою задачу в создании условий, обеспечивающих в рыночной экономике систему стабильных равновесных цен (т.е. на каждом локальном рынке).

     В модели классического рынка равновесная  цена формируется автоматически: конкурентно-свободный  рынок посредством конкуренции  внутри спроса и предложения, а также между спросом и предложением способен самостоятельно (т.е. без регулирующего вмешательства социальных институтов) установить равновесие цены и тем самым преодолевать перепроизводство или дефицит.

     Конкретные  координаты точки равновесия на конкретном локальном рынке зависят от величины спроса и предложения на данный товар.

     Если  точка равновесия на данный товар  устанавливается соотношением ценно управляемых величин спроса и предложения, то ее перемещение в рамках равновесия определяется изменением и самого спроса, и самого предложения под влиянием неценовых рыночных факторов.

     Самое неприятное для всех состоит в  том, что точка равновесия может  обнаружиться только на рынке, после  производства, поэтому кто-то все  равно останется «за бортом». Вот почему рыночный талант производителей и потребителей – «угадать» ее. Точка равновесия – самая большая загадка в экономике, ее анализом и предсказанием заняты все экономисты, в ее непредсказуемости, заставляющей «крутиться» производителей и потребителей, – истоки жизни экономики.

     Между тем, «блуждание» точки равновесия вынуждает к постоянному повышению  эффективности, обеспечивающему запас  рыночной прочности. 

     Уравновешивающая  функция цены 

     Уравновешивающая  функция цены обнаруживает свое влияние как через спрос при неизменном предложении, так и через предложение при неизменном спросе.

     При изменяющемся предложении и неизменном спросе будет устанавливаться иной уровень рыночного равновесия. Так, рост предложения даст новую точку  более низкой равновесной цены при возрастающем количестве продаж товаров. В случае снижения предложения установится равновесие на более высоком уровне с меньшим количеством продаж товаров.

     Равновесие  – закон для каждого конкурентного  рынка, который позволяет сохранять  равновесие всей экономической системе в целом.

Нарушение рыночного равновесия цен 

     Сформировавшееся  на рынках равновесие цен по различным  причинам может регулироваться вмешательством внешних сил в действие законов  спроса и предложения. При этом в  одних случаях такие регулирующие вмешательства нарушают механизм конкурентного ценообразования, а в других такого нарушения не происходит.

     Налог выступает одним из рычагов регулирования  рыночной системы, но такое регулирование  не нарушает законов формирования равновесной цены по законам спроса и предложения. Правда, это не снимает отрицательного восприятия налогообложения как у потребителей товаров, так и у производителей, выпускающих эти товары.

     Любой налог, прямой или косвенный, непременно включается в цену продаваемого товара. При уже сформировавшемся спросе всякое повышение цены (вследствие налога) вызывает эффект сокращения покупок подорожавших товаров. Производители отреагируют на такую ситуацию сокращением производства товаров, поскольку спрос на них снизился.

     Налог создает необходимость перемещения точки ценового равновесия на более высокий уровень. При сформировавшемся спросе налогообложение сместит кривую предложения влево, вследствие чего равновесная цена установится в новой точке пересечения с кривой спроса на более высоком уровне.

     И хотя налог платит непосредственно  производитель или продавец товаров, однако большая его часть перекладывается  на потребителей, покупающих облагаемые налогом товары. Но главный отрицательный  эффект налогообложения – общее  снижение производства товаров и недопотребление их покупателями, для которых этот товар оказался недоступным.

     Контроль  над ценами осуществляет государство  на законодательной основе. Но оно  имеет вид вмешательства, нарушающего  механизм рыночного ценообразования  по законам спроса и предложения. Подобное вмешательство способны осуществить и любые другие монопольные структуры.

     В любом случае вмешательства такого рода способны блокировать рыночный механизм конкурентного ценообразования. Любой контроль над ценами не только нарушает, но и разрушает рыночную систему. Примером этого является командно-административная модель экономики с централизованным плановым способом принудительного установления цены.

     Государственное вмешательство в рыночное ценообразование  чаще всего сводится к принудительному установлению цены на уровне ниже рыночного равновесия спроса и предложения. Мотивацией такого вмешательства выступают, как правило, социальные проблемы: ограниченный доступ к ресурсам или потребительским благам, неравенство в доходах и т.д. Однако никогда еще не удавалось решить хотя бы одну из этих проблем методом вмешательства в механизм ценообразования.

Информация о работе Экономические агенты: потребности, интересы и стимулы к хозяйственной деятельности. Экономический кругооборот. Роль государства в эконом