Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 10:13, контрольная работа
Функционирование экономики обеспечивается хозяйствующими субъектами, обладающими правом распоряжаться экономическими ресурсами, находящимися в хозяйстве. Субъекты экономики (экономические агенты) активны, в ходе своей деятельности они ставят конкретные цели, принимают самостоятельно основные хозяйственные решения, участвуют в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ.
1. Вопрос № 3. Экономические агенты: потребности, интересы и стимулы к хозяйственной деятельности. Экономический кругооборот. Роль государства в экономическом кругообороте………………………………………………...……..3
2. Вопрос № 7. Предложение и факторы, на него влияющие. Кривая и функция предложения. Рыночные цены. Цены равновесия………………………………..20
Список использованной литературы ……..……………………………………….36
p
Рис.
2.1. Кривая предложения
Более
точно эта кривая предложения
выглядит следующим образом (рис. 2.2):
p
Рис.
2.2. Кривая предложения
Кривая строится при условии неизменности факторов, влияющих на величину предложения, таких, как цены на ресурсы, технология производства, налоги и дотации, цены на другие товары, ожидания изменения цен, число продавцов на рынке и др. Изменение в предложении выражается в смещении всей кривой. Увеличение предложения смещает кривую вправо, уменьшение предложения – влево.
Каждой
точке на кривой соответствует комбинация
«цена-количество товаров»: более высокому
предложению соответствует
Кривая
предложения находит множество
применений: она отражает предложение
при соответствующих ценах
Важно отметить, что все точки на кривой предложения показывают изменение цен и количества товаров на рынке и иллюстрируют движение вдоль неподвижной кривой предложения.
Следует
строго различать «само предложение»
и «величину предложения»: закон
предложения характеризует
Эластичность предложения
Предложение, подобно спросу, можно разграничить на эластичное и неэластичное. Коэффициент ценовой эластичности предложения (Кц.эл.предл.) рассчитывается по формуле, аналогичной формуле ценовой эластичности спроса: процентное изменение величины предложения относится к вызвавшему его процентному изменению цены:
Кц.эл.предл= изменение
цены ( в %) =∆p(%)
Ценовая эластичность предложения выступает как прямая линейная зависимость между экономическими переменными, показывающими процентное изменение цен и объема предлагаемых к продаже товаров.
При единичной эластичности предложения 1% увеличения цены товаров вызывает 1% увеличения их предложения. В этом случае имеет место равновеликое изменение цен и количества предлагаемых товаров, коэффициент которого равен единице.
В случае эластичного предложения 1% увеличения цены способен вызвать увеличение количества предлагаемого к продаже товара более, чем на 1%. Коэффициент эластичности здесь больше единицы.
При неэластичном предложении увеличение цены не оказывает какого-либо влияния на увеличение количества предлагаемых к продаже товаров.
Разумеется, для продавца более привлекательна ситуация неэластичного предложения, гарантирующая стабильность производства при резком изменении цены (не случайно кривые неэластичного спроса и неэластичного предложения очень близки).
Поэтому часть предпринимателей озабочена не столько производством, сколько «переводом» эластичного предложения в неэластичное состояние. Для этого имеется только один способ – искусственное ограничение объема производства, а следовательно, и величины предложения. Но это возможно при двух условиях:
-
монополии данного
-
отсутствие товаров
Экономические факторы, влияющие на предложение
Предложение – это все товары и платные услуги, представленные к непосредственной продаже. Стоимость этих товаров и услуг характеризует стоимостной объем предложения.
Главными экономическими факторами, определяющими динамику предложения, являются следующие.
Важнейшим фактором выступает цена. От уровня рыночных цен на товары зависят доходы и продавцов, и фирм-производителей. В этом смысле производство достаточно быстро реагирует на любые изменения, мобильно перестраиваясь в соответствии с потребительским спросом на рынке.
В то же время рыночное предложение имеет смысл только тогда, когда это подтверждают удовлетворяющие его цены. При неудовлетворительных ценах или тенденции к их снижению потребуется сложная предпринимательская деятельность по экономии или переориентации ресурсов, изменению технологий, корректировке объемов выпуска товаров.
Выручка
предпринимателя от реализации товарной
продукции равна стоимости
На величину предложения влияет и экономическая конъюнктура. Различают четыре состояния экономической конъюнктуры (с позиции предложения) – «повышательную», «высокую», «понижательную», «низкую».
Первые два состояния – это «рынок продавца». Он складывается в условиях превышения спроса над предложением, что гарантирует производителю устойчивый объем реализации его товарной продукции при высоких рыночных ценах. Но именно высокие цены стимулируют увеличение предложения, что приводит в дальнейшем к его превышению над спросом и соответственно к снижению цен.
Величина предложения зависит также от уровня конкуренции в данной отрасли. Если на рынок выносится предложение, превышающее платежеспособную емкость спроса, то производители начинают соревнование за покупателя, цены падают. При недостаточном предложении возникает конкуренция среди покупателей.
Величина
и структура предложения
Кроме того, связь производства и потребления опосредована в рыночной экономике специфической отраслью – торговлей. Торговля также имеет специфические экономические интересы. Поэтому на конкретной величине предложения в каждый данный момент сказывается и политика торговых агентов.
Кривая
предложения перемещается и при изменении
других факторов предложения. На ее движение
сильное влияние оказывает изменение
затрат производителей. Если один производитель
сумел свести свои затраты к минимуму,
а другие – нет, то цена у первого производителя
может быть снижена. Если изменятся цены
на сырье и технологические товары, входящие
в состав производимой продукции, то это
приводит к существенному изменению выпускаемой
продукции в целом. Такое же воздействие
оказывает и увеличение налогов на данный
товар.
Неценовые
факторы изменения
предложения
Неценовые факторы изменения предложения перемещают всю кривую предложения, наиболее важные из них:
- цены на ресурсы;
-
уровень технологии
- налоги и дотации;
- цены на взаимозаменяемые (взаимодополняемые) товары;
-
ожидания продавцов на
- число продавцов.
Прямую зависимость между ценой товара и количеством их поставок на рынки, которую описывает кривая предложения, можно рассматривать как альтернативы фирм по ресурсовложению. Площадь выше кривой предложения – это область альтернатив со знаком «плюс», а площадь под этой кривой – альтернативы со знаком «минус».
Каждое ресурсовложение фирмы–это выбор альтернативы, которая означает отвлечение ограниченных ресурсов в пользу выпуска именно этих, а не других товаров. Отказ от выпуска одних товаров ради выпуска других имеет конкретную цену, уплачиваемую за отвлекаемые в производство ресурсы. Эти издержки будут оплачены покупателем в цене готового товара, если окажется, что данный товар вообще пользуется спросом.
Только в этом смысле фирма может констатировать факт альтернатив со знаком «плюс». Иные ситуации – это неудачный выбор ресурсовложения, а следовательно, и предложения в целом. В этом смысле понятие «предложение» не тождественно понятию «количество товаров», предлагаемых для продажи по данной рыночной цене.
Основные неценовые факторы предложения выглядят следующим образом.
Во-первых, уровень технологии производства данных товаров. Это квалификация применяемого труда, автоматизированная техника, качественное сырье, эффективная организация производства и труда и другие условия, которые в совокупности способствуют снижению издержек выпускаемой продукции.
Во-вторых,
государственная налоговая
Как известно, налог во всем его размере полностью включается в цену готовой продукции. Потребитель может оплатить его, покупая товар, или не оплатить, отказавшись от покупки по данной, завышенной налогом цене. Непроданная продукция означает только одно: сокращение производства, т.е. предложения товаров.
В противоположном направлении влияют на уровень издержек производства субсидии, льготные кредиты и т.п. формы поддержки выпускающих продукцию фирм и предпринимательства в целом. В этом случае предложение ими товаров на рынках будет возрастать.
В-третьих, предложение товаров во многом зависит от наличия или отсутствия на рынках взаимозаменяемых и взаимодополняемых факторов производства. Взаимозамещением можно изменить пропорции труда работников и автоматики в производстве, что также обеспечит экономию издержек.
В-четвертых,
экономию издержек могут принести также
снижающиеся цены ресурсов и факторов
производства. Таким способом можно вызвать
рост производства товаров.
Предложение факторов производства
На конкурентных рынках цены факторов производства формируются под влиянием как спроса, так и предложения. Предложение факторов производства – это то их количество, которое может быть представлено на рынках по существующим на данный момент ценам.
На рынках факторов производства спрос порождает предложение так же, как и на рынках обычных потребительских благ. Однако здесь предложение во многом зависит от специфики каждого конкретного фактора производства как экономического блага для осуществления производственной деятельности с целью получения дохода.
В целом же особенности предложения обусловлены редкостью, ограниченностью экономических ресурсов, прежде всего таких, как земля, труд, природные ископаемые ресурсы сырья и продукты их переработки.
Ограниченность, редкость первичных экономических ресурсов и производных от них факторов производства относительна. Они редки и ограничены по сравнению с потребностью производства в них для выпуска необходимых в каждый данный момент конечных благ.
Если
бы ресурсы не были ограничены, они
были бы бесплатными, как воздух, а
разнообразные потребности