Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 21:14, контрольная работа
Ценные бумаги представляют собой форму фиксации определенных экономических отношений: собственности, займа, купли-продажи и др. Причем такая форма фиксации позволяет легко менять одну из сторон, участвующих в этих отношениях, путем смены владельца ценной бумаги.
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..3
ГЛАВА 1. Нормативно-правовое регулирование рынка ценных бумаг.. . . 3
1.1 Сущность и содержание категории «рынок ценных бумаг»…………….. 3
1.2 Исторический аспект формирования рынка ценных бумаг в России……..6
1.3 Организационно-правовая основа рынка ценных бумаг…………………...8
1.4 Основные пути дальнейшего развития российского рынка ценных бумаг …………………………………………………………………………….10
1.5 Повышение роли государства в правовом регулировании рынка ценных бумаг…………………………………………………………………………11
1.6 Совершенствование законодательства в сфере функционирования рынка ценных бумаг России……………………………………………………13
Заключение……………………………………………………………………15
Список использованной литературы ……………………………………..……16
b. политики налогообложения;
c. политики формирования государственных доходов и направления использования государственных расходов;
d. политики управления государственной собственностью, в том числе управление имеющимися у государства пакетами акций приватизированных предприятий и др.
В отличие от государственного регулирования рынка в целом, или регулирования макроэкономических процессов, регулирование РЦБ по преимуществу является административным, т.е. осуществляется с помощью правовой базы, а не каких-то экономических рычагов, например, управление количеством денег в обращении или установление процентных ставок.
1.6. Совершенствование законодательства в сфере функционирования рынка ценных бумаг России.
На сегодняшний день законодательство Российской Федерации о рынке ценных бумаг представляет собой совокупность нормативных актов, содержащих нормы различных отраслей права. Общую правовую базу организации и осуществления деятельности на рынке ценных бумаг составляют нормы Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 8 и п. 1 ст. 74 которой гарантируют единство экономического пространства Российской Федерации, а также свободное перемещение финансовых средств наряду с товарами и услугами.
Эффективность реализации интересов участников рынка ценных бумаг и рыночной экономики в целом в значительной мере обусловлена уровнем его организационно-правового обеспечения – определением принципов регулирования в этой сфере, целей и функций регулятора, компетенцией органов государственной власти, осуществляющих управление рынком ценных бумаг, определением порядка и контроля деятельности профессиональных участников, установлением стандартов эмиссии ценных бумаг, объемом прав и обязанностей федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг России.
Центральное место в системе законодательства Российской Федерации о рынке ценных бумаг занимают нормы гражданского права. Они содержат классификацию субъектов отношений на рынке ценных бумаг и определяют их правовой статус, устанавливают общие положения о правовом режиме ценных бумаг, их оборотоспособности, особенностях совершения сделок на рынке ценных бумаг, ответственности их участников, содержат ключевые положения относительно отдельных их категорий (хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы и т.д.). В развитие этих положений Гражданского кодекса РФ принят ряд федеральных законов, в том числе Федеральный закон «Об акционерных обществах»16, Федеральный закон «О рынке ценных бумаг»17. Федеральный закон «О производственных кооперативах»18, Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью»19, Федеральный закон «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг»20, Федеральный закон «Об ипотечных ценных бумагах»21 и другие.
Нормы гражданского права определяют правила совершения сделок на рынке ценных бумаг, закрепляя как общие правила гражданско-правовых сделок, так и особенности гражданско-правовых договоров, заключаемых при приобретении (передаче) ценных бумаг (договора купли-продажи, мены, поручения, комиссии, доверительного управления и т.д.).
Кроме того, гражданско-правовые нормы устанавливают меры имущественной ответственности, а также иные меря защиты гражданских прав участников рынка ценных бумаг. Согласно статьям 15 и 393 ГК РФ устанавливается обязанность по возмещению убытков, причиненных нарушением права, в том числе права кредитора в обязательстве. В статье 12 ГК РФ отражены основные способы защиты гражданских прав. Кроме того, специальные нормы об ответственности за нарушение отдельных видов обязательств содержатся и в части второй ГК РФ.
Наряду с нормами конституционного, административного, финансового и гражданского права, составляющими основу правового регулирования рынка ценных бумаг, отдельные вопросы, имеющие непосредственное отношение к деятельности на фондовом рынке, урегулированы нормами уголовного права.
Иерархическая структура законодательства Российской Федерации о рынке ценных бумаг включает в себя как федеральные законы, так и значительное количество подзаконных нормативных актов.
Законодательное регулирование деятельности на рынке ценных бумаг начало складываться сравнительно недавно и связано, прежде всего, с принятием и введением в действие ГК РФ, Федерального закона «О рынке ценных бумаг» и Федерального закона «Об акционерных обществах».
Подзаконные акты в структуре рассматриваемого законодательства можно разделить на две категории. Первую категорию составляют правовые акты общего характера. К ним относится целый ряд указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации. К наиболее важным из них следует отнести Указы Президента Российской Федерации «О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации», «О выпуске и обращении жилищных сертификатов», «О мерах по формированию общероссийской телекоммуникационной системы и обеспечения прав собственников при хранении ценных бумаг и расчетов на фондовом рынке Российской Федерации», «О некоторых мерах по защите прав вкладчиков и акционеров», «Об обеспечении прав инвесторов и акционеров на ценные бумаги в Российской Федерации» и некоторые другие.
Что касается постановлений Правительства Российской Федерации, то ряд важных вопросов, относящихся к развитию рынка ценных бумаг, нашел отражение, в частности, в постановлениях «О Комплексной программе стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации», «О выпуске казначейских обязательств» и других.
Во вторую категорию входят акты федеральных органов исполнительной власти, регулирующие отдельные вопросы, связанные с функционированием рынка ценных бумаг. К такого рода актам относятся постановления и распоряжения Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (Федеральной службы по финансовым рынкам), приказы и инструкции Министерства финансов Российской Федерации, различные нормативные акты Центрального банка Российской Федерации, Министерства по налогам и сборам Российской Федерации, Министерства по имущественным отношениям Российской Федерации и т.д.
Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти призваны решать специальные вопросы, касающиеся отдельных сторон правового регулирования отношений на рынке ценных бумаг. Такие акты принимаются в пределах компетенции, предоставленной законом соответствующим федеральным органам.
Заключение
В условиях рыночных отношений большое значение имеет регулирование рынка. Регулирование рынка ценных бумаг необходимо для упорядочения деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия.
Государственное регулирование рынка ценных бумаг - это регулирование со стороны общественных органов государственной власти. Система государственного регулирования рынка включает: государственные и иные нормативные акты; государственные органы регулирования и контроля.
Основным законодательным актом, на основе которого осуществляется регулирование рынка ценных бумаг со стороны государства является Федеральный закон «О рынке ценных бумаг». Основным органом государственной исполнительной власти является Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) - федеральный орган исполнительной власти по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору на финансовых рынках, в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений и деятельности бирж.
Список использованной литературы
1. Бердникова Т.Б. Рынок ценных бумаг и биржевое дело: Учебное пособие. – М.: ИНФРА–М, 2000 (Серия “Высшее образование”)
2. Галанов В.А. Рынок ценных бумаг: Учебник. - М.: ИНФРА-М. - 2007. - 379 с.
3.Маренков Н.Л. Ценные бумаги. Серия “Высшее образование”, Москва: Московский экономико-финансовый институт. Ростов-на-Дону: Изд-во “Феникс”, 2009
4. Миркин Я.М. “Ценные бумаги и фондовый рынок”. Москва, “Перспектива”, 2007
5. Рынок ценных бумаг / А.Ю. Архипов [и др.]; под ред. А.Ю. Архипова, В.В. Шихирева. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – (Высшее образование)
6. Рынок ценных бумаг: Учебник / Под ред. В.А. Галанова. А.И. Басова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2009
7. Ценные бумаги: Учебник / Под ред. В.И. Колесникова, В.С. Торкановского. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2000
17