Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 21:14, контрольная работа
Ценные бумаги представляют собой форму фиксации определенных экономических отношений: собственности, займа, купли-продажи и др. Причем такая форма фиксации позволяет легко менять одну из сторон, участвующих в этих отношениях, путем смены владельца ценной бумаги.
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..3
ГЛАВА 1. Нормативно-правовое регулирование рынка ценных бумаг.. . . 3
1.1 Сущность и содержание категории «рынок ценных бумаг»…………….. 3
1.2 Исторический аспект формирования рынка ценных бумаг в России……..6
1.3 Организационно-правовая основа рынка ценных бумаг…………………...8
1.4 Основные пути дальнейшего развития российского рынка ценных бумаг …………………………………………………………………………….10
1.5 Повышение роли государства в правовом регулировании рынка ценных бумаг…………………………………………………………………………11
1.6 Совершенствование законодательства в сфере функционирования рынка ценных бумаг России……………………………………………………13
Заключение……………………………………………………………………15
Список использованной литературы ……………………………………..……16
Фондовые отделы находились в ведении Наркомфина, который устанавливал правила совершения сделок и осуществлял надзор за их деятельностью. Органами управления фондового отдела являлись общее собрание членов отдела, совет фондового отдела и ревизионная комиссия.
С завершением НЭПа деятельность всех фондовых отделов бирж была прекращена, и рынок ценных бумаг СССР стал окончательно государственным.
В первой половине 90-х годов Россия начала переход к рыночной организации. Отечественный рынок ценных бумаг возник не в результате поэтапного развития капиталистической системы производства, а был создан искусственным путем. Его правовым началом послужили «Положение об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью», утвержденное постановлением Совета Министров РСФСР №601 от 25.12.1990г., и «Положение о выпуске ценных бумаг на фондовых биржах», утвержденное постановлением правительства России от 28.12.91г.
В то время в России акционерные общества возникали в результате приватизации уже имеющихся крупных государственных предприятий. Между тем в капиталистических странах создание акционерных обществ было связано с необходимостью объединения капиталов мелких товаропроизводителей с целью повышения конкурентноспособности их производства. В отечественной экономике такие объединения в начале 90-х гг. были невозможны, т.к. отсутствовал рынок капиталов, не было и субъектов, обладающих достаточными капиталами для формирования класса собственников. Акции приватизированных предприятий оседали в трудовых коллективах и впоследствии скупались директорами предприятий. В результате в первой половине 90- годов основным объектом фондовой игры были не акции, а приватизационные чеки. Вместо акций промышленных корпораций на фондовых площадках страны обращались различные суррогаты, не обеспеченные реальными активами.
Особый этап развития отечественного фондового рынка связан с появлением на нем в октябре 1992г. государственного приватизационного чека (ваучера). Он бесплатно выдавался всем совершеннолетним гражданам страны и в течение установленного времени обменивался на акции приватизированных государственных предприятий. Цель эмиссии ваучера – желание государства видеть поголовно каждого гражданина страны собственником части приватизированного государственного имущества.
1.3. Организационно-правовая основа рынка ценных бумаг.
Одним из критериев уровня развития финансовых отношений в экономике государства являются системы нормативных документов, регламентирующих вопросы организации, ведения бухгалтерского учета, форм отчетности, методики и системы показателей анализа и оценки деятельности коммерческих банков, а также определения роли государственных институтов в ее создании.
В настоящее время в Российской Федерации созданы основные правовые и организационные основы развития рынка ценных бумаг: приняты федеральные законы, регламентирующие эмиссию и обращение ценных бумаг; в развитие этих законов изданы ряд указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ; создан единый орган государственного регулирования рынка — Федеральная служба по финансовым рынкам (Ранее Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг - ФКЦБ).
Система государственного регулирования рынка ценных бумаг России в себя включает:
• установление обязательных требований к деятельности эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и ее стандартов;
• регистрацию выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов эмиссии и контроля за соблюдением эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в них;
• лицензирование деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг;
• создание системы защиты прав владельцев и контроля за соблюдением их прав эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг;
• запрещение и пресечение деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг без соответствующих лицензий.
Функционирование рынка ценных бумаг как системы сложно взаимосвязанных субъектов и объектов экономической деятельности и складывающихся при этом правоотношений подтверждает потребность в его юридическом регулировании для того, чтобы:
1) создать благоприятные и справедливые условия для осуществления предпринимательской деятельности;
2) обеспечить успешное функционирование органов исполнительной власти в этой области.
Предпринимательская деятельность на рынке ценных бумаг связана с особым инструментарием мобилизации и перераспределения национального дохода в общественных интересах. Возникновение денежных излишков и формирование потребности в дополнительном финансировании создает поле деятельности для финансовых посредников. Рынок ценных бумаг является одним из важнейших сегментов рыночной экономической системы1, с помощью которого происходит движение капитала.
В сфере рынка ценных бумаг формируются основные финансовые источники экономического роста, концентрируются и распределяются необходимые экономике инвестиционные ресурсы, организуется финансирование социальных программ, повышается эффективность деятельности систем страхования и пенсионного обеспечения.
На наиболее развитых национальных рынках имеет место тенденция замещения банковских кредитов эмиссиями ценных бумаг. Это связано с тем, что рынок ценных бумаг становится более эффективным способом привлечения инвестиций в сравнении с традиционным банковским кредитованием, во многом исключает монопольные тенденции, которые присутствуют в банковском секторе (например, исключительное положение Сбербанка). Однако надо иметь в виду чувствительность рынка ценных бумаг к механизму его регулирования, в том числе административно-правовым его аспектам.
Очевидно, что рыночная экономика нуждается в рациональном использовании обоих конкурирующих механизмов перераспределения инвестиционных ресурсов - рынков ценных бумаг и банковского кредита. В среднесрочной перспективе рынок ценных бумаг должен стать основным источником инвестиций в целях обновления основного капитала и расширения.
Государственная политика в отношении рынка ценных бумаг как комплексного объекта управления выражается через регулирование как функции управления, в основе которого, в свою очередь, лежит правовое регулирование.
1.4. Основные пути дальнейшего развития российского рынка ценных бумаг.
Рынок ценных бумаг как и другие рынки, представляет собой сложную организационную и экономическую систему с высоким уровнем целостности и законченности технологических циклов. Рынок ценных бумаг является неотъемлемой частью рыночных отношений.
Возникновение и обращение капитала, представленного в ценных бумагах, тесно связанно с функционированием рынка реальных активов, то есть рынка, на котором происходит купля-продажа материальных ресурсов. С появлением ценных бумаг (фондовых активов) происходит раздвоение капитала. С одной стороны, существует реальный капитал, представленный производственными фондами, с другой - его отражение в ценных бумагах.
Основными перспективами развития современного рынка ценных бумаг являются:
- концентрация и централизация капиталов;
- интернационализация и глобализация рынка;
- повышения уровня организованности и усиление государственного контроля;
- компьютеризация рынка ценных бумаг;
- нововведения на рынке;
- секьюритизация;
- взаимодействие с другими рынками капиталов.
Тенденции к концентрации и централизации капиталов имеет два аспекта по отношению к рынку ценных бумаг. С одной стороны, на рынок вовлекаются все новые участники, для которых данная деятельность становится основной, а с другой идет процесс выделения крупных, ведущих профессионалов рынка на основе как увеличение их собственных капиталов (концентрация капитала), так и путем их слияния в еще более крупные структуры рынка ценных бумаг (централизация капитала). В результате на фондовом рынке появляются торговые системы, которые обслуживают крупную долю всех операций на рынке. В тоже время рынок ценных бумаг притягивает все большие капиталы общества.
Интернационализация рынка ценных бумаг означает, что национальных капитал переходит границы стран, формируется мировой рынок ценных бумаг, по отношению к которому национальные рынки становятся второстепенными. Рынок ценных бумаг принимает глобальный характер. Торговля на таком глобальном рынке ведется непрерывно. Его основу составляют ценные бумаги транснациональных компаний.
Надежность рынка ценных бумаг и степень доверия к нему со стороны массового инвестора напрямую связаны с повышением уровня организованности рынка и усиление государственного контроля за ним. Масштабы и значение рынка ценных бумаг таковы, что его разрушение прямо ведет к разрушению экономического прогресса. Государство должно вернуть доверие к рынку ценных бумаг, что бы люди вкладывающие сбережения в ценные бумаги были уверены в том, что они их не потеряют в результате каких-либо действий государства и мошенничества. Все участники рынка именно поэтому заинтересованы в том, чтобы рынок был правильно организован и жестко контролировался в первую очередь главным участником рынка - государством.
Компьютеризация рынка ценных бумаг - результат широчайшего внедрения компьютеров во все области человеческой жизни в последние десятилетия. Без этой компьютеризации рынок ценных бумаг в своих современных формах и размерах был бы просто невозможен. Компьютеризация позволила совершить революцию как в обслуживании рыка, прежде всего через современные системы быстродействующих и всеохватывающих расчетов для участников и между ними, так и в его способах торговли. Компьютеризация составляет фундамент всех нововведений на рынке ценных бумаг.
Нововведения на рынке ценных бумаг: новые инструменты данного рынка, новые системы торговли ценными бумагами, новая инфраструктура рынка. Новыми инструментами рынка ценных бумаг являются многочисленные виды производных ценных бумаг, создание новых ценных бумаг, их видов и разновидностей. Новые системы торговли - системы торговли, основанные на использовании компьютеров и современных средств связи, позволяющие вести торговлю полностью в автоматическом режиме, без посредников, без непосредственных контрактов между продавцами и покупателями. Новая инфраструктура рынка - современные информационные системы, системы клиринга и расчетов, депозитарного обслуживания рынка ценных бумаг.
Секьюритизация - это тенденция перехода денежных средств из своих традиционных форм в форму ценных бумаг; тенденция перехода одних форм ценных бумаг в другие, более доступные для широких кругов инвесторов.
Развитие рынка ценных бумаг вовсе не ведет к исчезновению других рынков капиталов, происходит процесс их взаимопроникновения. С одной стороны, рынок ценных бумаг оттягивает на себя капиталы, но с другой - перемещает эти капиталы через механизм ценных бумаг на другие рынки, тем самым способствует их развитию.
1.5. Повышение роли государства в правовом регулировании рынка ценных бумаг.
Объектами государственного регулирования на РЦБ могут быть участники рынка, его инструменты и совершаемые с ними разнообразные операции, в частности:
1. Ценная бумага с позиций:
a) юридического статуса;
b) размещения (выпуска);
c) обращения;
d) использования в качестве основы для производных инструментов;
e) налогообложения и др.
2. Участники рынка в отношении их:
a) отбора для работы на рынке в том или ином качестве;
b) защиты в качестве инвесторов от мошенничества;
c) налогообложения и т.п.
3. Операции с ценными бумагами с позиций:
a) разрешенных видов рыночных операций;
b) совмещения разных видов операций с ценными бумагами;
c) разрешения имущественных споров;
d) налогообложения и т.п.
Государственное регулирование РЦБ включает в себя:
- создание и совершенствование необходимой нормативно-правовой базы;
- создание органов регулирования рынка;
- организация отбора и допуска юридических и физических лиц в качестве участников рынка ценных бумаг;
- контроль за соблюдением и исполнением нормативно-правовой базы;
- разрешение споров между участниками рынка.
Задачами государственного регулирования являются:
- реализация государственной политики развития рынка ценных бумаг;
- обеспечение безопасности РЦБ для профессиональных участников и клиентов;
- создание открытой системы информации о рынке ценных бумаг и контроль за обязательным раскрытием информации участниками рынка.
Формы государственного регулирования рынка (в зависимости от вида инструмента регулирования):
1. Прямое или административное – это государственное регулирование рынка, основанное на юридических нормах. Оно включает:
a. нормативно-законодательную деятельность;
b. регистрационную деятельность (ведение реестров юридических объектов – юридических и физических лиц, ценных бумаг и др.);
c. разрешительную деятельность (лицензирование, аттестацию);
d. поддержание правопорядка на рынке;
e. выставление требований к участникам рынка, например, по обеспечению гласности, информированию и др.
2. Косвенное, или экономическое – это государственное регулирование рынка, основанное на использовании экономических инструментов самого рынка в качестве рычагов регулирования. Такого рода регулирование включает проведение государством:
a. определенной денежной политики;