Экономическая сущность олигополии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 01:07, реферат

Описание работы

Олигополия — структура рынка, при которой на рынках товаров и услуг господствует относительно небольшое число фирм, производящих однородные или дифференцированные продукты. К олигополистическим структурам можно отнести такие рынки, на которых сосредотачивается от 2 до 24 продавцов. Если продавца лишь два, то это дуополия, или частный случай олигополии, но уже не монополия. Верхний предел условно ограничен 24 хозяйствующими субъектами, так как с числа 25 начинается отсчет структур монополистической конкуренции.

Работа содержит 1 файл

Экономическая сущность олигополии.docx

— 197.11 Кб (Скачать)

     В реальной действительности в зависимости  от конкретно складывающихся обстоятельств  поведение конкурентов в качестве ответной реакции на действия одного из олигополистов может быть весьма разнообразным. Однако наиболее достоверной  реакцией можно считать то, что  понижение цены кем-либо из конкурентов  вызовет стремление у остальных  выровнять свои цены, т. е. понизить их с целью не допустить расширения рынка продаж конкурента-инициатора. В то же время повышения цен  одним из товаропроизводителей, как  правило, оставляют без внимания. Такое игнорирование повышения  цен со стороны конкурентов связано  с надеждой увеличить свои доли в  общем объеме продаж за счет того из олигополистов, который рискнул  поднять цену на свой продукт. Для  наглядности обратимся к рисунку  7, на котором показаны кривые спроса олигополиста.

       

     Рисунок 7. Ломаная кривая спроса олигополиста 

     Если  представить, что кривая спроса выражает положение олигополиста в условиях, когда его конкуренты выравнивают свои цены по его ценам, а кривая спроса соответствует игнорированию конкурентами изменения цен этим олигополистом, то можно сделать вывод о наличии кривой спроса у олигополиста в условиях ценовой конкуренции. Такого рода заключение вытекает из неоднозначной реакции конкурентов на повышение или понижение цен одним из олигополистов. В случае установления цены и объема выпуска, соответствующих точке А, положение предприятия характеризуется равновесным состоянием. Однако если предприятие примет решение о повышении цены на свою продукцию, а его конкуренты на это никак не отреагируют, то положение на рынке предприятия-инициатора будет характеризоваться отрезком кривой спроса . В результате того, что на данном отрезке спрос обладает относительно высокой эластичностью, повышение цены приведет к сокращению объема продаж предприятием, тогда как его конкуренты получат дополнительных покупателей.

     Но  если предприятие предпримет попытку  понизить цену, то остальные олигополисты моментально отреагируют соответствующим  понижением цен на свою продукцию. В  этом случае состояние спроса будет  характеризоваться отрезком . Этой части кривой спроса присуща более низкая эластичность, следовательно, понижение цены не позволит заметно увеличить объемы продаж.

     При этом необходимо заметить, что и  кривая предельного дохода имеет  необычную форму: она состоит  также из двух отрезков. Первый отрезок  кривой предельного дохода соответствует  кривой спроса , второй – . Наличие переломного момента в эластичности спроса в точке А обуславливает разрыв кривой предельного дохода, т. е. появляется вертикальный отрезок BE кривой предельного дохода . Данный разрыв в кривой предельного дохода наводит на мысль о том, что фактически любые изменения в предельных издержках в границах между кривыми предельных издержек и не будут оказывать влияние на цену и объем производства, так как точка пересечения вертикального отрезка кривой предельного дохода (ВЕ) с кривой предельных издержек будет указывать на неизменность масштаба производства, максимизирующего прибыль.

     Сдержанный  характер ценовой конкуренции связан, во-первых, со слабыми надеждами  на достижение рыночных преимуществ  по сравнению с конкурентами, а  во-вторых, с риском развязывания “войны”  цен.

     Ценовая война - цикл последовательных уменьшений цены соперничающими на олигополистическом рынке фирмами. Она является одним  из многих возможных последствий  олигополистического соперничества. Войны цен хороши для потребителей, но плохи для прибылей продавцов.

     Легко понять, как фирмы втягиваются  в эту войну. Поскольку каждый продавец думает, что другой не будет  реагировать на его понижение  цены, то у каждого из них есть искушение увеличить продажи, сокращая цены. Снижая цену ниже цены своего конкурента, каждый продавец может захватить  весь рынок - или он так думает - и  может тем самым увеличить  прибыль. Но конкурент отвечает понижением цены. Война цен продолжается до тех пор, пока цена не падает до уровня средних издержек. В равновесии оба  продавца назначают одну и ту же цену P=AC=MC . Общий рыночный выпуск такой  же, какой имел бы место при совершенной  конкуренции. Предполагая, что каждая фирма всегда поддерживает свою текущую  цену, другая фирма всегда может  увеличить прибыль, требуя на 1 рубль  меньше, чем ее соперница. Конечно, другая фирма не сохранит прежнюю цену, т. к. она осознает, что может получить большую прибыль, требуя на 1 копейку  меньше конкурента.

     Равновесие  существует тогда, когда ни одна фирма  больше не может получать выгоды от понижения цены. Это происходит, когда Р=АС, а экономические прибыли  равны нулю. Снижение цены ниже этого  уровня приведет к убыткам. Поскольку  каждая фирма допускает, что другие фирмы не будут менять цену, то у  нее нет стимула увеличивать  цены. Сделать так значило бы потерять все продажи в пользу конкурентов, которая, как предполагается, удерживает свою цену неизменной на уровне Р=АС. Это так называемое равновесие Бертрана. В общем, на олигополистическом рынке равновесие зависит от предположений, которые делают фирмы о реакции своих соперников.

     К несчастью для потребителей, ценовые  войны обычно недолговечны. Олигополистические фирмы испытывают искушение вступить между собой в сотрудничество, чтобы устанавливать цены и делить рынки таким образом, чтобы избежать перспективы ценовых войн и их неприятного воздействия на прибыль.  

     Ценовая накидка

     Наконец, цена на олигополистическом рынке может  формироваться на основе учета средних  общих издержек производства, к которым  прибавляется накидка обычно в размере  определенного процента. В дальнейшем мы будем использовать термин “средние издержки”, под которыми в долгосрочном периоде следует понимать совокупность издержек, так как деление их на постоянные и переменные приемлемо  лишь для краткосрочного периода.

     Расчетная цена, образованная на основе средних  издержек производства и определенной процентной накидки в качестве экономической  прибыли, служит своего рода стандартной  ценой для проведения ценовой  политики, которая призвана учитывать  действительную и возможную конкуренцию, финансово-экономическую и рыночную конъюнктуру, стратегические цели и  прочие обстоятельства. Подобного рода форма ценообразования в основном присуща предприятиям в высокой  степенью дифференциации и диверсификации выпускаемой продукции, которые  становятся значительным препятствием для точного определения спроса и издержек по каждому отдельно взятому  изделию.

     Предпочтение, отдаваемое олигополиям и развертыванию  неценовой конкуренции по сравнению  с ценовой, связано с тем, что  обновление продукции, ее модификация, усовершенствование производственных технологий, удачная реклама позволяют  создать устойчивость и стабильность на рынке по сравнению с конкуренцией цен. Последняя может привести к  существенным издержкам и истощению  конкурентов, а иногда и нарастанию монополистических тенденций на рынке. В крайнем случае, следствием ценовой конкуренции может стать  переход от разреженной олигополии к плотной, что открывает путь к прямому тайному сговору  конкурентов. Другая причина предпочтения неценовой конкуренции обусловлена  крупными масштабами производства олигополистов, значительными финансовыми ресурсами, которые позволяют им осуществлять мероприятия, обусловленные неценовой  конкуренцией. 

      Лидерство в ценах

     Лидерство в ценах – это одна из форм рыночного поведения олигополистов, при которой все конкуренты на данном рынке следуют в фарватере  ценовой политики ведущего или господствующего  олигополиста. Речь идет о том, что  наиболее крупная или наиболее эффективная  в отрасли компания выбирает подходящие момент и место для изменения  цены, тогда как все остальные  олигополисты автоматически следуют  этому изменению.

Когда мы говорим о лидерстве в ценах, то предполагаем, что никаких соглашений или договоренностей между предприятиями  нет. И тем не менее согласование действий олигополистов, несмотря на закамуфлированный  характер, в определенном смысле происходит открыто. Ценовой лидер, высказывая публично те или иные намерения в  отношении предполагаемого изменения  цены, как бы провоцирует реакцию  остальных товаропроизводителей. Ответная реакция конкурентов на зондирование лидера отрасли служит своего рода сигналом к осуществлению либо воздержанию  от тех или иных мероприятий.

     Особенность поведения ценового лидера заключается  в том, что он, как правило, не реагирует  на незначительные колебания в условиях издержек и спроса. Изменение цен  происходит только в том случае, если имеют место заметные отклонения в стоимости тех или иных факторов производства или изменения в  условиях функционирования предприятия  либо выпуска продукции.

Информация о работе Экономическая сущность олигополии