Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 11:46, реферат
Бюджетная система в условиях рыночных отношений, многообразия форм собственности, бюджетной самостоятельности регионов играет все более важную роль в реализации единой финансовой политики государства, цели которой обусловливаются его экономической политикой. При этом значение государственного финансового регулирования через бюджетную систему трудно переоценить, хотя нельзя не учитывать и происходящие в настоящее время изменения в практике перераспределения финансовых ресурсов. Задачей особой важности становится при этом обеспечение надлежащего выполнения всеми субъектами бюджетных правоотношений их обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами.
Следует обратить внимание, что из
всех перечисленных принципов только
принципы единства, самостоятельности
и разграничения доходов и
расходов между уровнями бюджетной
системы можно отнести к
Глава
2. Классификация доходов и
2.1 Общие положения бюджетных доходов
В доходы бюджета включаются экономические
отношения, связанные с распределением
поступающих государству
Общий характер доходов позволяет бюджету иметь определенные резервы для покрытия дополнительных затрат. Кроме общих, в бюджет могут включаться целевые доходы, которые являются источниками формирования целевых бюджетных фондов. Целевые бюджетные фонды в основном формируются в местных бюджетах, их доходы составляют не более 5% всех поступающих средств.
В соответствии с бюджетным кодексом в РФ установлены три основные группы доходов: налоговые доходы (более 93%), неналоговые доходы, безвозмездные перечисления.[4.]
В категорию
налоговых доходов включаются все
налоги, поступление которых
В налоговой системе России существует 3 группы налогов, в зависимости от органа, который взимает налог и его использует:
1. Федеральные налоги.
2. Региональные налоги.
3. Местные налоги и сборы.[5.]
Неналоговыми доходами бюджетов различных уровней бюджетной системы являются доходы от имущества, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта РФ и муниципальной собственности и (или) от их деятельности, доходы от продажи имущества, находящегося в собственности соответствующего территориального образования, доходы от безвозмездных перечислений, доходы от других поступлений.[6,с 65]
Их можно поделить на несколько групп:
К категории безвозмездных
По времени поступления
По территориальности доходы бюджетов можно рассматривать с двух сторон:
• деление бюджетов по территориальным образованиям (федеральные, региональные, местные: районные, городские, внутригородских районов, поселковые, сельские), в основе которых лежит признак территориального деления;
• деление бюджетов по признаку государственности
поступления средств как
все доходы от налоговых и неналоговых доходов, внутренних заимствований и добровольных перечислений (пожертвований)[6,с 66]
Рис. 3. Доходы бюджета в 2012 году
2.2
Общие положения бюджетных
Расходы бюджетов представляют собой сложившийся механизм отношений, способов и приемов, благодаря которым средства из них поступают по своему назначению. Это – именно то свойство бюджетов, с помощью которого реализуются цели всей бюджетной деятельности. Основным потоком расходования средств из бюджетов является режим финансирования. В этом случае бюджетные средства расходуются на обеспечение самого государства, бюджетных учреждений, а также для финансовой поддержки ряда отраслей народного хозяйства с целью воздействия на макроэкономические пропорции в экономике и другие задачи.
Расходы бюджета делятся на текущие и капитальные.
Текущие расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее финансирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее финансирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией РФ. [7.]
Капитальные
расходы бюджетов - часть расходов
бюджетов, обеспечивающая инновационную
и инвестиционную Деятельность, включающая
расходы, предназначенные для инвестиций
в действующие или вновь
Основными формами
расходов бюджетов являются: ассигнования
на содержание бюджетных учреждений;
средства на оплату товаров, работ, услуг,
выполняемых физическим и юридическим
лицами по государственным или
Рис. 4. Расходы бюджета в 2012 году
2.3 Бюджетная классификация Российской Федерации
Бюджетная классификация – это группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ видов государственного (муниципального) долга и государственных (муниципальных) активов, используемых для составления и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и обеспечивающих сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.
Бюджетные доходы и расходы по своему составу, источникам, направлениям использования и иным признакам разнообразны.
Обязательным условием функционирования
и эффективности всего
В основе бюджетной классификации
лежит группировка показателей,
дающая возможность представить
в социально-экономическом, ведомственном
и территориальном разрезе
Ясность, четкость являются основными важнейшими требованиями, которые предъявляются к бюджетной классификации.[8.]
Классификация доходов бюджетов РФ
- в бюджетной системе РФ - группировка
доходов бюджетов всех уровней. Группы
доходов состоят из статей доходов,
объединяющих конкретные виды доходов
по источникам и способам их получения.
Классификация доходов
Рис. 6. Бюджетная классификация
Функциональная классификация расходов бюджетов представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней (федерального, регионального, местного), отражающих направление финансовых средств из бюджетов на выполнение органами власти функций государства. Она включает следующие уровни или группирует расходные средства по следующим этапам:
- первый — разделы;
- второй — подразделы, конкретизирующие
каждое направление расхода
- третий — целевые статьи
расходов бюджетов, отражающие финансирование
расходов по конкретным
- четвертый — виды расходов
бюджетов, детализирующие каждое
направление финансирования
Экономическая классификация расходов бюджетов —
это группировка расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию. Классификация расходов бюджетных средств строится по разделам, подразделам, видам расходов или статьям и включает три раздела:
- текущие расходы (код 100 000);
- капитальные расходы (код 200 000);
- предоставление кредитов за вычетом погашения (код 300 000).
Ведомственная классификация расходов по иерархии уровня власти имеет три уровня:
- федерального бюджета;
- бюджетов субъектов РФ;
- местных бюджетов.
В каждом из уровней ведомственной
классификации бюджетных
Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов включает в себя группы, подгруппы, статьи, подстатьи, элементы, программы (подпрограммы) и коды экономической классификации источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов, код администратора источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов.
Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов отражает:
поступление средств в виде кредитов, полученных от кредитных организаций, а также платежи в погашение основной суммы долга по полученным и использованным кредитам;
поступление средств от реализации государственных займов, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг, а также платежи в погашение основной суммы долга по государственным и муниципальным ценным бумагам;
поступление средств в виде бюджетных кредитов, полученных от бюджетов других уровней бюджет ной системы РФ, и платежей в погашение основной суммы долга;
поступление средств от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
сумму превышения доходов над расходами по государственным запасам;
изменение остатков средств на счетах
по учету средств бюджета
Классификация источников внешнего финансирования дефицитов бюджетов включает в себя группы, подгруппы, статьи, подстатьи, элементы, программы (подпрограммы) и коды экономической классификации источников внешнего финансирования дефицитов бюджетов, код администратора источников внешнего финансирования дефицитов бюджетов.
Классификация источников внешнего финансирования дефицитов бюджетов отражает:
получение финансовых и нефинансовых кредитов, предоставленных международными финансовыми организациями, а также платежи в погашение основной суммы долга по полученным и использованным финансовым и нефинансовым кредитам;
получение финансовых и нефинансовых
кредитов, предоставленных
поступление средств от реализации внешних облигационных займов и платежи в погашение основной суммы долга по внешним облигационным займам;
изменение остатков средств бюджета на счетах в банках в иностранной валюте, включая курсовую разницу.
Классификация видов государственных внутренних долгов представляет собой группировку долговых обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Государственный внутренний долг Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований образуется в ходе осуществления внутренних заимствований Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями, осуществляемых в валюте Российской Федерации.