Экономическая система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 11:46, реферат

Описание работы

Бюджетная система в условиях рыночных отношений, многообразия форм собственности, бюджетной самостоятельности регионов играет все более важную роль в реализации единой финансовой политики государства, цели которой обусловливаются его экономической политикой. При этом значение государственного финансового регулирования через бюджетную систему трудно переоценить, хотя нельзя не учитывать и происходящие в настоящее время изменения в практике перераспределения финансовых ресурсов. Задачей особой важности становится при этом обеспечение надлежащего выполнения всеми субъектами бюджетных правоотношений их обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами.

Работа содержит 1 файл

Рефер-шмефер.docx

— 932.54 Кб (Скачать)

Следует обратить внимание, что из всех перечисленных принципов только принципы единства, самостоятельности  и разграничения доходов и  расходов между уровнями бюджетной  системы можно отнести к принципам  построения системы. Именно они определяют бюджетную систему как единое целое.[3.]

Глава 2. Классификация доходов и расходов бюджета бюджетной системы РФ.

2.1 Общие положения бюджетных  доходов

В доходы бюджета включаются экономические  отношения, связанные с распределением поступающих государству средств  между бюджетами различных уровней. Эти отношения возникают между  различными государственными, региональными  и муниципальными органами и с  точки зрения организации бюджетных  отношений они представляют собой  бюджетные ресурсы, которые зачисляются  в бюджеты различных уровней  для целевого финансирования общегосударственных  и муниципальных мероприятий.

Общий характер доходов позволяет бюджету иметь определенные резервы для покрытия дополнительных затрат. Кроме общих, в бюджет могут включаться целевые доходы, которые являются источниками формирования целевых бюджетных фондов. Целевые бюджетные фонды в основном формируются в местных бюджетах, их доходы составляют не более 5% всех поступающих средств.

В соответствии с бюджетным кодексом в РФ установлены три основные группы доходов: налоговые доходы (более 93%), неналоговые доходы, безвозмездные перечисления.[4.]

В категорию  налоговых доходов включаются все  налоги, поступление которых предусмотрено  налоговым законодательством федерального, регионального и местного уровней, а также пени и штрафы, взимаемые  за нарушения налогового законодательства.

В налоговой системе России существует 3 группы налогов, в зависимости от органа, который взимает налог и его использует:

1. Федеральные налоги.

2. Региональные налоги.

3. Местные налоги и сборы.[5.]

Неналоговыми доходами бюджетов различных  уровней бюджетной системы являются доходы от имущества, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта РФ и муниципальной собственности и (или) от их деятельности, доходы от продажи имущества, находящегося в собственности соответствующего территориального образования, доходы от безвозмездных перечислений, доходы от других поступлений.[6,с 65]

Их можно поделить на несколько  групп:

  • доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
  • доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
  • доходы от платных услуг, оказываемых как самими органами власти, так и бюджетными учреждениями, находящимися в их ведении.
  • доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, которые могут быть получены из бюджета другого уровня

 

К категории безвозмездных перечислений относятся средства, получаемые бюджетами  из вышестоящего уровня в режиме взаимных расчетов после утверждения закона о бюджете. Под взаимными расчетами  понимается передача денег в качестве компенсации дополнительных расходов при передаче другому бюджету  полномочий, а также в случае изменения  бюджетного и налогового законодательств.

По времени поступления средств  в бюджеты доходы подразделяются на плановые и чрезвычайные. К плановым доходам относят налоговые и неналоговые поступления, которые непосредственно извлекаются из источников дохода и их называют текущими. К чрезвычайным доходам относят доходы от внешних заимствований, внутренних заимствований за счет выпуска краткосрочных и долгосрочных ценных бумаг, налоговых поступлений за счет введения новых видов налогов, расширения налогооблагаемой базы, повышения налоговых ставок, а также печатания денежных знаков или введения в обращение денежных знаков из драгоценных металлов.

По территориальности доходы бюджетов можно рассматривать с двух сторон:

• деление бюджетов по территориальным  образованиям (федеральные, региональные, местные: районные, городские, внутригородских районов, поселковые, сельские), в основе которых лежит признак территориального деления;

• деление бюджетов по признаку государственности  поступления средств как субъектов  дохода, которые подразделяются на внутренние и внешние. К внутренним относятся

все доходы от налоговых и неналоговых  доходов, внутренних заимствований  и добровольных перечислений (пожертвований)[6,с 66]

Рис. 3. Доходы бюджета в 2012 году

 

2.2 Общие положения бюджетных расходов 

Расходы бюджетов представляют собой сложившийся  механизм отношений, способов и приемов, благодаря которым средства из них  поступают по своему назначению. Это  – именно то свойство бюджетов, с  помощью которого реализуются цели всей бюджетной деятельности. Основным потоком расходования средств из бюджетов является режим финансирования. В этом случае бюджетные средства расходуются на обеспечение самого государства, бюджетных учреждений, а также для финансовой поддержки  ряда отраслей народного хозяйства  с целью воздействия на макроэкономические пропорции в экономике и другие задачи.

Расходы бюджета делятся на текущие и капитальные.

Текущие расходы бюджетов - часть  расходов бюджетов, обеспечивающая текущее  финансирование органов государственной  власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной  поддержки другим бюджетам и отдельным  отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее  финансирование, а также другие расходы  бюджетов, не включенные в капитальные  расходы в соответствии с бюджетной  классификацией РФ. [7.]

Капитальные расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную  и инвестиционную Деятельность, включающая расходы, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые  юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой; средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам; расходы  на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные  с расширенным воспроизводством; расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований; другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов РФ.[7.]

Основными формами  расходов бюджетов являются: ассигнования на содержание бюджетных учреждений; средства на оплату товаров, работ, услуг, выполняемых физическим и юридическим  лицами по государственным или муниципальным  контрактам; трансферты населению; бюджетные  кредиты физическим лицам, в т. ч. налоговые кредиты, отсрочки, рассрочки  по уплате налогов, платежей и других обязательств; субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам; инвестиции в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых предприятий; бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней, государственным внебюджетным фондам; кредиты иностранным государствам; средства на обслуживание долговых обязательств, в том числе. государственных или муниципальных гарантий.

Рис. 4. Расходы бюджета в 2012 году

 

 

 

 

2.3 Бюджетная классификация Российской Федерации

Бюджетная классификация – это группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ видов государственного (муниципального) долга и государственных (муниципальных) активов, используемых для составления и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и обеспечивающих сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

Бюджетные доходы и расходы по своему составу, источникам, направлениям использования  и иным признакам разнообразны.

Обязательным условием функционирования и эффективности всего бюджетного процесса является регламентация источников доходов и определение целей  бюджетных затрат.

В основе бюджетной классификации  лежит группировка показателей, дающая возможность представить  в социально-экономическом, ведомственном  и территориальном разрезе формирование доходов и направление средств, их состав и структуру.

Ясность, четкость являются основными  важнейшими требованиями, которые предъявляются  к бюджетной классификации.[8.]

Классификация доходов бюджетов РФ - в бюджетной системе РФ - группировка  доходов бюджетов всех уровней. Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов  по источникам и способам их получения. Классификация доходов основывается на законодательных актах РФ, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

 

Рис. 6. Бюджетная классификация

 

Функциональная классификация  расходов бюджетов представляет собой  группировку расходов бюджетов всех уровней (федерального, регионального, местного), отражающих направление  финансовых средств из бюджетов на выполнение органами власти функций  государства. Она включает следующие  уровни или группирует расходные  средства по следующим этапам:

- первый — разделы;

- второй — подразделы, конкретизирующие  каждое направление расхода бюджетных  средств в пределах соответствующих разделов;

- третий — целевые статьи  расходов бюджетов, отражающие финансирование  расходов по конкретным направлениям  деятельности органов власти;

- четвертый — виды расходов  бюджетов, детализирующие каждое  направление финансирования расходов  по целевым статьям.

Экономическая классификация расходов бюджетов —

это группировка расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию. Классификация расходов бюджетных средств строится по разделам, подразделам, видам расходов или статьям и включает три раздела:

- текущие расходы (код 100 000);

- капитальные расходы (код 200 000);

- предоставление кредитов за  вычетом погашения (код 300 000).

Ведомственная классификация расходов по иерархии уровня власти имеет три  уровня:

- федерального бюджета;

- бюджетов субъектов РФ;

- местных бюджетов.

В каждом из уровней ведомственной  классификации бюджетных расходов, представляющих собой группировку  соответствующих расходов (федеральных, региональных или местных), выделяются уровни главных распорядителей средств  соответствующего бюджета по разделам, подразделам, целевым статьям и  видам расходов функциональной классификации  расходов бюджетов РФ (федерального, регионального  или местного), а также по группам  расходов, предметным статьям, подстатьям и элементам расходов экономической  классификации расходов бюджетов РФ, которые утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете, законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ или постановлением о бюджете местного органа власти на очередной финансовый год.[9.]

Классификация источников внутреннего  финансирования дефицитов бюджетов включает в себя группы, подгруппы, статьи, подстатьи, элементы, программы (подпрограммы) и коды экономической классификации источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов, код администратора источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов.

 

Классификация источников внутреннего  финансирования дефицитов бюджетов отражает:

 

поступление средств в виде кредитов, полученных от кредитных организаций, а также платежи в погашение основной суммы долга по полученным и использованным кредитам;

поступление средств от реализации государственных займов, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг, а  также платежи в погашение  основной суммы долга по государственным  и муниципальным ценным бумагам;

поступление средств в виде бюджетных кредитов, полученных от бюджетов других уровней бюджет ной системы РФ, и платежей в погашение основной суммы долга;

поступление средств от продажи  имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности;

сумму превышения доходов над расходами  по государственным запасам;

изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета соответствующего уровня.[10.]

Классификация источников внешнего финансирования дефицитов бюджетов включает в себя группы, подгруппы, статьи, подстатьи, элементы, программы (подпрограммы) и  коды экономической классификации  источников внешнего финансирования дефицитов  бюджетов, код администратора источников внешнего финансирования дефицитов бюджетов.

 

Классификация источников внешнего финансирования дефицитов бюджетов отражает:

 

получение финансовых и нефинансовых кредитов, предоставленных международными финансовыми организациями, а также  платежи в погашение основной суммы долга по полученным и использованным финансовым и нефинансовым кредитам;

получение финансовых и нефинансовых кредитов, предоставленных правительствами  иностранных государств, а также  платежи в погашение основной суммы долга по полученным финансовым и нефинансовым кредитам правительств иностранных государств;

поступление средств от реализации внешних облигационных займов и  платежи в погашение основной суммы долга по внешним облигационным  займам;

изменение остатков средств бюджета  на счетах в банках в иностранной  валюте, включая курсовую разницу.

Классификация видов государственных внутренних долгов представляет собой группировку долговых обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Государственный внутренний долг Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований образуется в ходе осуществления внутренних заимствований Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями, осуществляемых в валюте Российской Федерации.

Информация о работе Экономическая система РФ