Министерство
образования и науки РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное
БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение
высшего профессионального
образования
Ульяновский государственный технический
университет
Экономико-математический
факультет
Кафедра
экономической теории
Реферат
по дисциплине
«Экономика»
Бюджетная система
россии
Студент: |
|
|
гр. РТбд-11 |
|
. |
|
|
|
Научный руководитель: |
|
Александров А.А. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ульяновск
2013
Содержание
Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1. Сущность бюджета,
бюджетного устройства и бюджетной
системы …………………………………………………………………………. 4
- Понятие бюджетной системы ……………………………………………… 4
- Принципы бюджетной системы……………………………………..............7
Глава 2. Классификация
доходов и расходов бюджета бюджетной
системы РФ ……………………………………………………………………..12
2.1 Общие положения бюджетных
доходов …………………………………..12
2.2 Общие положения бюджетных
расходов ………………………………….15
2.3 Бюджетная классификация РФ …………………………………………….17
Заключение ……………………………………………………………………..24
Список литературы ……………………………………………………………24
Введение
Бюджетная система в условиях рыночных
отношений, многообразия форм собственности,
бюджетной самостоятельности регионов
играет все более важную роль в реализации
единой финансовой политики государства,
цели которой обусловливаются его экономической
политикой. При этом значение государственного
финансового регулирования через бюджетную
систему трудно переоценить, хотя нельзя
не учитывать и происходящие в настоящее
время изменения в практике перераспределения
финансовых ресурсов. Задачей особой важности
становится при этом обеспечение надлежащего
выполнения всеми субъектами бюджетных
правоотношений их обязательств перед
бюджетом и внебюджетными фондами.
К настоящему
времени постепенно складывается целостность
законодательной базы бюджетной
системы страны. Бюджетное законодательство
приобретает качества системности,
целостности, базирующейся на единых принципах
функционирования.
Целью реферата
является изучение бюджетной системы,
бюджетного процесса, теоретических и
законодательных основ.
Глава
1. Сущность бюджета, бюджетного устройства
и бюджетной системы.
- Понятие бюджетной системы
Бюджетная система – это основанная
на экономических отношениях и юридических
нормах совокупность всех видов бюджетов
страны, т.е. федерального бюджета, бюджетов
субъектов Федерации и местных
бюджетов. В соответствии с Бюджетным
кодексом РФ в бюджетную систему
Российской Федерации включаются также
бюджеты государственных внебюджетных
фондов.
В соответствии со ст. 10 Бюджетным
кодексом РФ бюджетная система России
состоит из трех уровней:
- Первый уровень – федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
- Второй уровень – бюджеты субъектов Российской Федерации. Всего их 89, в том числе: республиканские бюджеты – 21; краевые бюджеты – 8; областные бюджеты – 50, в том числе 1 бюджет автономной области; окружные бюджеты – 10; городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга – 2; бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
- Третий уровень – местные бюджеты Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов; бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов – в форме законов субъектов Российской Федерации; местные бюджеты – в форме нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.[1].
Государственный
бюджет – это форма образования и расходования
фонда денежных средств, предназначенных
для финансового обеспечения задачи и
функций государства и местного самоуправления.
Государственный
бюджет является основным финансовым
планом государства и дает органам
власти реальную экономическую возможность
осуществления властных полномочий.
Региональный
бюджет – это форма образования и расходования
денежных средств, предназначенных для
обеспечения задач и функций, отнесенных
к предметам ведения субъекта Российской
Федерации.
Местный бюджет – это форма образования
и расходования денежных средств, предназначенных
для обеспечения задач и функций, отнесенных
к предметам ведения местного самоуправления.
Целевой бюджетный фонд – это фонд денежных средств,
образуемый в соответствии с законодательством
Российской Федерации в составе бюджета
за счет доходов целевого назначения или
в порядке целевых отчислений от конкретных
видов доходов или иных поступлений и
используемый по отдельной смете. Средства
целевого бюджетной фонда не могут быть
использованы на цели, не соответствующей
назначению целевого бюджетного фонда.
Государственный
внебюджетный фонд – это форма образования и расходования
денежных средств, образуемых вне федерального
бюджета и бюджетов субъектов Российской
Федерации. Государственный внебюджетный
фонд – это также фонд денежных средств,
образуемый вне федерального бюджета
и бюджетов субъектов Российской Федерации
и предназначенный для реализации конституционных
прав граждан на пенсионное обеспечение,
социальное страхование, социальное обеспечение,
охрану здоровья и медицинскую помощь.
Расходы и доходы государственного внебюджетного
фонда формируются в порядке, установленном
федеральным законом, либо в ином порядке,
предусмотренном настоящим Кодексом.
В бюджетную
систему Российской Федерации включаются
три государственных внебюджетных
фонда: Пенсионный фонд Российской Федерации,
Фонд социального страхования Российской
Федерации, Федеральный и территориальные
фонды обязательного медицинского страхования.
Рис. 1. Бюджетная система РФ
Помимо вышеперечисленных видов
бюджетов существует еще консолидированный бюджет, который представляет собой свод бюджетов
всех уровней на соответствующей территории.
Например, консолидированный бюджет РФ
включает в себя федеральный бюджет плюс
бюджеты субъектов Российской Федерации. Консолидированный бюджет РФ – это
федеральный бюджет и консолидированные
бюджеты всех субъектов федерации. Консолидированные
бюджеты позволяют получить полное представление
обо всех доходах и расходах региона или
страны в целом, они не утверждаются и
служат для аналитических и статистических
целей.
Показатели консолидированного бюджета
играют большую роль в перспективном
планировании в целом и перспективном
финансовом планировании в частности.
Финансовые показатели, в основе которых
лежат показатели консолидированных
бюджетов, используются при разработке
прогнозов экономического и социального
развития государства и территорий.[2.]
Рис. 2. Консолидированный бюджет РФ
Показатели консолидированных
бюджетов используются при расчетах,
которые характеризуют различные
виды обеспеченности жителей страны
и ее территорий.
1.2
Принципы бюджетной системы
В соответствии
со ст. 28 бюджетного кодекса Российской
Федерации бюджетная система
Российской Федерации основывается
на следующих принципах:
- Принцип единства бюджетной системы РФ означает единство бюджетного законодательства Российской Федерации, принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, форм бюджетной документации и отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы Российской Федерации, санкций за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведения бюджетного учета и отчетности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и бюджетных учреждений.
- Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ означает закрепление в соответствии с законодательством Российской Федерации доходов и расходов за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) по формированию доходов, установлению и исполнению расходных обязательств.
- Принцип самостоятельности бюджетов предполагает:
право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;
право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления на соответствующем уровне бюджетной системы Российской Федерации самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом;
право органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливать в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах налоги и сборы, подлежащие зачислению в бюджеты соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации;
право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий и субвенций из бюджетов других уровней);
недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств бюджетов двух и более уровней бюджетной системы Российской Федерации, или за счет средств консолидированных бюджетов, или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств;
недопустимость непосредственного исполнения расходных обязательств органов государственной власти и органов местного самоуправления за счет средств бюджетов других уровней;
недопустимость введения в действие в течение финансового года органами государственной власти и органами местного самоуправления решений и изменений бюджетного законодательства и (или) законодательства о налогах и сборах, приводящих к увеличению расходов и (или) снижению доходов бюджетов других уровней без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию увеличения расходов, снижения доходов;
недопустимость изъятия в течение финансового года дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов.
- Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований
означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными настоящим Кодексом.
Договоры и соглашения между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами государственной власти и органами местного самоуправления, не соответствующие настоящему Кодексу, являются недействительными.
- Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы этих бюджетов, а также иные обязательные поступления, определенные налоговым и бюджетным законодательством РФ и законами о государственных внебюджетных фондах, подлежат отражению в соответствующих бюджетах в обязательном порядке и в полном объеме.
- Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.
- Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
- Принцип общего (совокупного) покрытия расходов предполагает покрытие всех бюджетных расходов общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита, которые не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.
- Принцип гласности означает: (а) обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления; (б) обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов. Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.
- Принцип достоверности бюджета предусматривает обеспечение надежности показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичности расчета доходов и расходов бюджета.
- Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств, являются нарушением бюджетного законодательства РФ.