Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 16:11, курсовая работа
Экономическая система есть совокупность взаимосвязанных элементов экономики, образующих экономическую структуру общества. Вне системного характера экономики не могли бы воспроизводиться экономические отношения и институты, не могли бы существовать экономические закономерности, не могло бы сложиться теоретического осмысления экономических явлений и процессов, не могло бы быть скоординированной и эффективной экономической политики. Корректное и научно обоснованное обнаружение закономерностей функционирования экономической системы всегда имело судьбоносное значение. В наших условиях проблема раскрытия сущности экономического развития приобретает дополнительную актуальность, так как уже длительное время не удаётся выйти на траекторию устойчивого экономического роста.
Введение 2
1.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА 3
1.1Сущность и структура экономической системы 5
1.2Развитие экономических систем в современных условиях 10
2.ТИПЫ И МОДЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ 13
2.1Рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм) 13
2.2Современная рыночная экономика (современный капитализм) 14
2.3Административно-командная система 15
2.4Смешанная экономика 16
2.5Традиционная система 17
3.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РОССИИ И УКРАИНЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ19
3.1Влияние советской экономической системы 26
3.2Развитие капитализма в Украине 28
3.3 Нынешний российский капитализм как устойчивая самовоспроизводящаяся система 31
3.4 Ограничения системы: темпы экономического роста 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
Список литературы
Существует
несколько типов экономических
систем. В литературе наиболее часто
встречаются: рыночная, смешанная, административно-командная
и традиционная. Их мы и рассмотрим ниже.
2.1Рыночная
экономика свободной конкуренции (чистый
капитализм)
Отличительными чертами этой экономической системы являлись: частная собственность на инвестиционные ресурсы, рыночный механизм регулирования макроэкономической деятельности, основанный на свободной конкуренции, наличие множества самостоятельно действующих покупателей и продавцов каждого продукта и товара[5].
Одной из главных предпосылок чистого капитализма выступает личная свобода всех участников экономической деятельности, не только капиталиста – предпринимателя, но наемного работника. Решающим условием экономического прогресса стала свобода предпринимательской деятельности тех, кто имел капитал. Был достигнут новый уровень развития ''человеческого фактора'', главной производительной силы общества. Наемный работник и капиталист – предприниматель выступали как юридически равноправные агенты рыночных отношений. Понятие '' свободный наемный работник'' предполагает право свободного выбора покупателя рабочей силы, место её продажи, т.е. свободу передвижения в пределах рынка труда. Подобно всякому товаровладельцу, реализовавшему свой товар и получившему за него деньги, наемный работник обладал свободой выбора предметов и способов удовлетворения потребностей. Обратной стороной свободы выбора стала личная ответственность за поддержание рабочей силы в нормальном состоянии, за правильность принятого решения и за соблюдения условий трудового соглашения.[21]
Каков механизм решения фундаментальных задач экономического развития в рассматриваемой экономической системе? Они решаются опосредованно, через рынок и цены. Колебания цен, их более высокий или низкий уровень служат индикатором общественных потребностей. Ориентируясь на конъюнктуру рынка, уровень и динамику цен, товаропроизводитель самостоятельно решает проблему распределения всех видов ресурсов, производя те товары, которые пользуются спросом на рынке[6].
Предприниматели
стремятся получать все больший
доход (прибыль), предельно экономно использовать
естественные, трудовые и инвестиционные
ресурсы и максимально широко реализовывать
такой ресурс, как свои творческие и организационные
(т.н. предпринимательские) способности
в избранной ими сфере деятельности, что
служит мощным стимулом развития и совершенствования
производства, раскрывает созидательные
возможности частной собственности.
2.2Современная
рыночная экономика (современный капитализм)
По сравнению со всеми предшествующими рыночная система оказалась наиболее гибкой: она способна перестраиваться, приспосабливаться к внутренним и внешним условиям. Во второй половине прошлого столетия, когда широко развернулась научно-техническая революция и стала особенно быстро развиваться производственная и социальная инфраструктура, государство стало намного активней воздействовать на развитие национальной экономики, В связи с этим изменился хозяйственный механизм, организационный формы хозяйственной деятельности, экономические связи между хозяйствующими субъектами. В развитой рыночной экономике существенные изменения претерпевает хозяйственный механизм. Плановые методы хозяйствования получают дальнейшее развитие в рамках отдельных фирм в виде маркетинговой системы управления. В то же время на макро уровне развитие плановых методов связанно с государственным регулированием экономики[3].
Планомерность
выступает как средство активного
приспособления к требованиям рынка.
В результате и ключевые задачи экономического
развития получают новое решение. Так,
вопрос об объеме и структуре производимой
продукции решается на основе маркетинговых
исследований в рамках фирм, а так же анализы
приоритетных направлений НТП, прогнозы
развития общественных потребностей на
макро уровне. Прогноз рынка позволяет
заблаговременно сокращать выпуск устаревших
товаров и переходить к качественно новым
моделям и видам продукции. Маркетинговая
система управления производством создает
возможность еще до начала производства
приводить индивидуальные затраты компаний,
выпускающих основную массу товаров данного
вида, в соответствии с общественно необходимыми
затратами. Государственные отраслевые
и общенациональные программы (планы)
так же оказывают существенное влияние
на объем и структуру производимых товаров
и услуг, обеспечивая их большее соответствие
изменяющимся общественным потребностям.
Задача использования ресурсов решается
в рамках крупных компаний на основе стратегического
планирования с учетом наиболее перспективных
отраслей. В то же время перераспределение
ресурсов на развитие новейших отраслей
происходит за счет бюджетных ассигнаций,
государственных общенациональных и межгосударственных
программ, проведения НИОКР, в приоритетных
направлениях НТР. Например, в настоящее
время реализуется общеевропейские программы
''Эврика'', ''Эсприт'' и др. Наконец, задача
распределения созданного валового национального
продукта решается не только на основе
традиционно сложившихся форм, но и дополняется
выделением все больших ресурсов, как
крупными компаниями, так и государством
для вложение в развитие ''человеческого
фактора'': финансирование системы образования,
в т.ч. переподготовке работников различной
квалификации, совершенствование медицинского
обслуживания населения, социальные нужды.
На социальное обеспечение, реализацию
многочисленных программ ''борьбы с бедностью''
в настоящее время направляется не менее
30-40% всех государственных бюджетных ассигнований
в развитых странах с рыночной экономикой[2].
В то же время крупные фирмы заботятся
о своих сотрудниках, стремясь активизировать
работу персонала, повысить производительность
труда, сократить потери рабочего времени
и тем самым укрепить конкурентоспособность
фирмы.
2.3Административно-командная
система
Эта система господствовала ранее в СССР и странах восточной Европы, и ряде азиатских государств. Характерными чертами АКС является общественная (а в реальности – государственная) собственность практически на все экономические ресурсы, монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах, централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.
Хозяйственный
механизм АКС имеет ряд особенностей.
Он предполагает, во-первых, непосредственное
управление всеми предприятиями из
единого центра – высших эшелонов государственной
власти, что сводит на нет самостоятельность
хозяйственных субъектов. Во-вторых, государство
полностью контролирует производство
и распределение продукции, в результате
чего исключаются свободные рыночные
взаимосвязи между отдельными хозяйствами.
В-третьих, государственный аппарат руководит
хозяйственной деятельностью с помощью,
преимущественно, административно - распорядительных
методов, что подрывает материальную заинтересованность
в результатах труда. Полное огосударствление
хозяйства вызывает невиданную по своим
масштабам монополизацию производства
и сбыта продукции. Гигантские монополии,
утвердившиеся во всех областях народного
хозяйства и поддерживаемые министерствами
и ведомствами, при отсутствии конкуренции
не заботятся о внедрении новинок техники
и технологии. Для порождаемой монополией
дефицитной экономики характерно отсутствие
нормальных материальных и людских резервов
на случай нарушения сбалансированности
хозяйства. В странах с АКС решение общеэкономических
задач имело свои специфические особенности.
В соответствии с господствующими идеологическими
установками задача определения объема
и структуры продукции считалась слишком
серьезной и ответственной, что бы передать
ее решение самим непосредственным производителям
– промышленным предприятиям, совхозам
и колхозам. Централизованное распределение
материальных благ, трудовых и финансовых
ресурсов осуществлялось без участия
непосредственных производителей и потребителей,
в соответствии с заранее выбранными как
''общественные'' целями и критериями, на
основе централизованного планирования.
Значительная часть ресурсов в соответствии
с господствующими идеологическими установками
направлялась на развитие военно-промышленного
комплекса. Распределение созданной продукции
между участниками производства жестко
регламентировалось центральными органами
по средствам повсеместно применяемой
тарифной системы, а так же централизованно
утверждаемых нормативов средств в фонд
заработной платы. Это вело к преобладанию
уравнительного подхода к оплате труда.
Отличительной особенностью распределения
продукции в АКС являлось привилегированное
положение партийно-государственной элиты.[20]
2.4Смешанная
экономика
В случае сложных сочетаний различных элементов системы, а также соединения различных типов экономики - можно говорить о смешанных экономических системах. Их отличительная особенность — гетерогенность (разнородность).
В современных условиям смешанная экономика предстает в следующих укрупненных формах:
— смешанная экономика развивающихся (особенно слаборазвитых) стран, в которых "смешение" вызывается низким уровнем развития и наличием отсталых экономических форм;
— смешанная экономика развитых стран (развитая смешанная экономика).
Идеи смешанной экономики, появившиеся на рубеже двух последних веков и получившие затем широкое распространение, отражали реальные изменения в социально-экономической жизни. Сам термин "смешанная экономика" не имеет однозначного толкования, трактовки смешанной экономики в современных условиях не противоречат друг другу: они лишь отражают наличие нескольких линий формообразования современного типа развитой экономики и их единство. Смешанная экономика представляет собой одновременное сочетание параметров, а именно: сочетание частного и государственного сек экономики, рынка и государственного регулирования, капиталистических тенденций и социализации жизни, экономических и неэкономических начал[1].
Параметры
смешанной экономики обладают относительной
самостоятельностью. Од, возможно превалирование
того или иного параметра или одной из
групп параметров в условиях различных
стран. Смешанность экономики характеризует
не только наличие разнообразных структур
элементов в ее составе, но и образование
конкретных форм их сочетания в реальной
экономике. Примером этого могут служить
частные, государственные акционерные
предприятия, контрактные соглашения
государственных органов с частными фирмами,
социальное партнерство и т. д. Сегодня
смешанная экономика является целостной
системой, выступающей адекватной формой
современного развитого общества. Образующие
ее элементы опираются на уровень производительных
сил и на такие тенденции социально-экономического
развития, которые объективно требуют
дополнения рынка государственным регулированием,
хозяйственной инициативы — социальными
гарантиями, а также включения в экономическую
структуру общества постиндустриальных
начал. Смешанная экономика не является
конгломератом, хотя и уступает "чистым"
системам в степени однородности составляющих
ее элементов[14].
2.5Традиционная
система
В экономически слаборазвитых странах существует традиционная экономическая система. Этот тип экономической системы базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладности экономики. Многоукладность экономики означает существование при данной экономической системе различных форм хозяйствования. Сохраняются в ряде стран натурально-общинные формы, основанные на общинном коллективном ведении хозяйства и натуральных формах распределения созданного продукта. Огромное значение имеет мелкотоварное производство. Оно основано на частной собственности на производственные ресурсы и личном труде их владельца. В странах с традиционной системой мелкое товарное производство представлено многочисленными крестьянскими и ремесленными хозяйствами, которые доминируют в экономике. В условиях относительно слабо развитого национального предпринимательства огромную роль в экономике рассматриваемых стран часто играет иностранный капитал[12].
В жизни общества преобладают освященные веками традиции и обычаи, религиозные и культурные ценности, кастовое и сословное деление, сдерживая социально-экономический прогресс. Решение ключевых экономических задач имеет специфические особенности в рамках различных укладов. Для традиционной системы характерна такая особенность — активная роль государства. Перераспределяя через бюджет значительную часть национального дохода, государство направляет средства на развитие инфраструктуры и оказание социальной поддержки беднейшим слоям населения.
3.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
СИСТЕМА РОССИИ И УКРАИНЫ НА СОВРЕМЕННОМ
ЭТАПЕ
Сегодня, в начале XXI века, наша страна оказалась на очередной исторической развилке. Как и сто лет назад, в результате незавершенных и во многом неудачно реализованных реформ в обществе сложилась неустойчивая ситуация, в рамках которой многие серьезные противоречия не были надлежащим образом урегулированы и продолжают нарастать, в том числе в неявной форме, неотвратимо приближая момент их сознательного или стихийного разрешения. В то же время процесс осознания и научного осмысления этих противоречий с очевидностью отстает от их появления и созревания, что усиливает риск утраты контроля за ситуацией и развития ее по стихийному деструктивному сценарию.
Таким образом, создан необходимый фундамент для продолжения исследований в направлении более полного определения сложившейся социально-экономической системы, ее возможностей и ограничений, исторических перспектив, а главное – раскрытия закономерностей и определения практических подходов к ее совершенствованию. Особое значение имеет исследование современных общественных отношений, сложившихся в нашей стране, на базе комплексного подхода. Время, прошедшее с начала реформы, уже позволяет это сделать. Без комплексного анализа экономических и политических реалий России, без попытки поместить их в широкий международный исторический контекст и научно исследовать возможные сценарии их дальнейшей эволюции невозможно определить главные «болевые точки» этих отношений; основные угрозы и вызовы, исходящие от заложенных в них явных и скрытых конфликтов и противоречий; а также практические способы направить развитие страны в русло позитивных перемен и глубокой модернизации экономики и общества. Сложность и важность задачи не позволяет считать научную и общественную дискуссию по этой теме исчерпанной и не оставляющей места для новых поворотов и выводов, что и определяет актуальность исследования. [19]