Экономическая реформа в Китае

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 13:30, реферат

Описание работы

Цель работы – рассмотреть особенности китайской реформы.
Задачи работы – определить суть китайской реформы; выделить основные этапы китайской реформы; представить основные результаты китайской реформы.

Содержание

Введение………………………………………………………………..…….3
Глава 1. Суть китайской реформы……………………………………….4
Глава 2. Этапы китайской реформы……………………………………..6
Глава 3. Основные результаты китайской реформы………….……….8
Заключение…………………………………………………………………..15
Список использованной литературы……………………………………..16

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 71.00 Кб (Скачать)

     Преобразованы налоговая, банковская, валютная и инвестиционная системы. Введены налоги на добавленную  стоимость, единый подоходный налог для предприятий, система распределения налогов между центральным правительством и местными администрациями. На долю центра при этом приходится большая часть налоговых поступлений.

     Создана двухступенчатая банковская система  через разделение функций центрального и низовых государственных банков. Одновременно выделены банки, проводящие в жизнь экономическую политику центрального правительства. Остальные кредитно-финансовые институты переходят на коммерческую основу.

     Отменены  официальные и рыночные курсы иностранных валют и введены единые плавающие курсы, регулируемые рынком.

     Постепенно  создается система “ответственности за риск” на основе сочетания инвестиций юридических лиц и кредитов банков. Каналы капиталовложений должны определяться характером объектов, т.е. зависеть от того, относится ли объект к базовым отраслям (добыча угля, нефти), отраслям, производящим продукцию конечного потребления (консервы, одежда), или имеющим общественное значение (транспорт, муниципальное строительство).

     Реформа в этих сферах призвана создать благоприятную  среду для независимого хозяйствования предприятий и равноправной конкуренции  между ними.

     Формируется рыночный механизм, который играет все большую роль в экономической  жизни страны. Доля видов промышленной продукции, производство которых регулируется государственными директивными планами, снизилась с 95% в 1978 г. до 5% в настоящее время. Удельный вес товаров, ценами которых непосредственно управляет государство, в розничном товарообороте упал с 95 до 6%. Помимо рынка товаров начали создаваться рынки капиталов, машин и оборудования, рабочей силы, других необходимых для производства элементов. Таким образом, рынок будет играть основную роль в распределении экономических ресурсов.

     Получив возможность использовать разнообразные рычаги для регулирования макроэкономики, государство сократило прямое регулирование посредством административных директив, увеличив косвенное с использованием экономических инструментов (налоги, процентные ставки, валютные курсы, денежная масса), а также законодательства.

     Образуется  структура распределения, соединившая  принцип распределения по труду  с другими его видами. Началось создание системы социального обеспечения  населения.

     Для оценки реформы необходимо определить основные критерии. По словам Ден Сяопина, преобразования можно считать удавшимися, если они способствовали развитию производительных сил, усилению мощи страны, повышению уровня жизни населения. Исходя из этих критериев китайскую реформу можно оценить как успешную.

     После начала преобразований темпы роста заметно ускорились. В 1978-1995 гг. среднегодовой прирост ВВП составлял 9%, при этом в 1991-1995 гг. - 11%. Эти показатели значительно опережают средний мировой уровень. Китай продолжает занимать 1-е место в мире по выпуску цемента, хлопчатобумажных тканей, угля. Страна вышла на 1-е место по производству зерна, хлопка, рапсовых семян, мяса, яиц, 2-е - химических удобрений, 3-е - сахара, 4-е - электроэнергии, 5-е - сырой нефти. По объему ВВП Китай находится на одном из первых мест в мире. На его долю приходится 3,2% мирового валового продукта.

     С каждым годом повышается качество жизни  населения. Доход крестьянина увеличился с 134 юаней в 1978 г. до 1 578 юаней в 1995 г., заработная плата рабочего возросла с 615 до 3 893 юаней. Реальные (с учетом повышения цен) среднегодовые темпы роста доходов крестьян в этот период составили 7%, рабочих - 5%. Остаточная сумма вкладов на счетах населения повысилась с 21 млрд юаней в 1978 г. до 3000 млрд юаней в 1995 г., т.е. в 142 раза.

     Таким образом, социально-экономические результаты реформы свидетельствуют об успешности ее проведения.

     Создание  и совершенствование социалистического  рыночного экономического механизма - задача реформы на текущий период и перспективу. Она включает пять основных звеньев.

     Реформа госпредприятий. Хотя они составляют лишь 19% общего количества промышленных предприятий страны, на их долю приходится около 50% выпуска продукции, 66% налогов  и прибыли, переданных государству, 75% остаточной стоимости основных фондов. Кроме того, госпредприятия принадлежат в основном к ключевым отраслям народного хозяйства (энергетика, транспорт, производство важнейших видов сырья, материалов и оборудования). Поэтому от успеха их реформы во многом зависит судьба преобразований в целом.

     Реформа госпредприятий ставит своей целью не аннулировать государственную собственность и осуществить приватизацию, а изменить механизм хозяйствования. Государственная собственность совместима с рынком по следующим причинам:

     во-первых, для создания рыночной экономики нужно лишь, чтобы участники рынка имели право на хозяйствование и самостоятельные экономические интересы;

     во-вторых, это условие можно выполнить  путем отделения права на хозяйствование от права на собственность по принципу “государственная собственность, самостоятельное предпринимательство, самоокупаемость”.

     Ядром реформы госпредприятий является создание “современной системы предприятий”. Функции и ответственность должны быть четко распределены между правительством и предприятием. Правительство как собственник и макроэкономический регулятор имеет право контролировать его деятельность. Предприятие, получив статус юридического лица, должно нести ограниченную материальную ответственность за результат хозяйствования за счет и в рамках своего имущества. Поощряется соединение предприятий, создание консорциумов и групп. Для преобразования мелких предприятий разрешается использовать подряд, аренду и акционирование.

     Создание комплексной системы рынков. Для ее формирования необходимо развивать (помимо рынка потребительских товаров) рынки средств производства, рабочей силы, недвижимости, технологий и информации, а также фондовый рынок. Надо бороться со стремлением отдельных районов к самоизоляции и протекционизму в интересах собственных предприятий. Важно отстоять единый рынок внутри страны, интегрировать его в мировой, обеспечить необходимую законодательную базу.

     Важное  значение для равноправной конкуренции  предприятий и оптимизации распределения  экономических ресурсов имеет изменение  системы ценообразования. За несколько лет сформируется его новый механизм. Государство будет устанавливать цены только на продукцию естественных монополий (нефть, природный газ, редкие металлы и др.), специфические товары (медикаменты, оружие), а также услуги учреждений таких сфер, как здравоохранение, образование, культура и спорт. Цены на остальные товары и услуги должны определяться рынком. При проведении реформы цен необходимо внимательно следить за их уровнем для предотвращения резкой инфляции. 

 

Заключение 

     Углубление  реформы систем распределения и социального обеспечения. При распределении доходов народного хозяйства следует принимать во внимание интересы государства, коллектива, личности, центрального правительства и местных администраций. Нужно устранять имеющие место перекосы в получении доходов гражданами на местах и местными администрациями.

     Большое значение придается преобразованию системы заработной платы на предприятиях, в учреждениях и государственных  органах исходя из их специфики. Личные доходы должны быть дифференцированными и соответствовать принципу “главное - эффективность, но с учетом справедливости”. Человеку нужно предоставить возможность получать доход от своего капитала и имущества, но эта форма дохода останется лишь дополнительной. Правительство намерено через политику распределения и налоговые рычаги регулировать личные доходы для предотвращения социального расслоения общества.

     Намечается  установить режим отчетности о доходах, подлежащих налогообложению, усилить  контроль за подоходным налогом, ввести налоги на наследство и дарения.

     Важной  задачей является совершенствование  системы социального обеспечения, ускоренная разработка законов по борьбе с безработицей, а также о пенсиях  и здравоохранении. Городские рабочие  и их коллективы совместно должны нести расходы на пенсионное и медицинское страхование. 

 

Список использованной литературы 

  1. Казакова, М.М. Китайская реформа / М.М. Казакова // ЭКО, 2006. № 1
  2. Ломов, В.С. Реформы в Китае /В.С. Ломов // Вопросы экономики, 2005. № 9.
  3. Мамонов, М.М. Государственное управление. Состояние и тенденции /М.М. Мамонов // Политические проблемы теории государства. – 2003, № 11
  4. Разманов, В.Г. Китай: перспективы развития /В.Г. Разманов // Социологические исследования, 2004. № 9.
  5. www.belmarket.by

Информация о работе Экономическая реформа в Китае