Экономическая реформа в Китае

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 13:30, реферат

Описание работы

Цель работы – рассмотреть особенности китайской реформы.
Задачи работы – определить суть китайской реформы; выделить основные этапы китайской реформы; представить основные результаты китайской реформы.

Содержание

Введение………………………………………………………………..…….3
Глава 1. Суть китайской реформы……………………………………….4
Глава 2. Этапы китайской реформы……………………………………..6
Глава 3. Основные результаты китайской реформы………….……….8
Заключение…………………………………………………………………..15
Список использованной литературы……………………………………..16

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 71.00 Кб (Скачать)

Содержание

 
 

Введение………………………………………………………………..…….3

Глава 1. Суть китайской реформы……………………………………….4

Глава 2. Этапы китайской  реформы……………………………………..6

Глава 3. Основные результаты китайской реформы………….……….8

Заключение…………………………………………………………………..15

Список  использованной литературы……………………………………..16

 

Введение 

     Долгое время в  Китае видели в рыночной экономике  отличительную черту капитализма, а в плановой - главную характеристику социализма. Практика, однако, показала, что план и рынок - лишь средства для экономического регулирования, что рыночная экономика подходит и социализму.

     При социалистической рыночной системе  рынок призван играть главную  роль в распределении ресурсов, хозяйственная  деятельность должна обязательно учитывать  закон стоимости и изменения  соотношения спроса и предложения. Рыночные рычаги будут перекачивать ресурсы в более эффективные предприятия и тем самым окажут давление на каждое предприятие, побуждая работать лучше. В результате удержаться на плаву удастся лишь наиболее жизнеспособным.

     Результаты китайских реформ проявляются в разнообразных формах. Так, одним из неожиданных последствий реформирования стал возникший только в начале 90-х гг. XX века китайский позитивный национализм. Хотя официальная политика Пекина в области национальных отношений не изменилась, нельзя не отметить серьезные перемены в национальном самосознании, подходах интеллектуалов и творческой интеллигенции к выработке китайской национальной идеи. Буквально на глазах возрождается интерес китайцев к национальной одежде: все чаще можно заметить китайских граждан всех возрастов (особенно детей) в традиционном костюме.

     Цель  работы – рассмотреть особенности  китайской реформы.

     Задачи  работы – определить суть китайской  реформы; выделить основные этапы китайской  реформы; представить основные результаты китайской реформы. 

 

Глава 1. Суть китайской реформы 

     Рыночное  регулирование носит двойственный характер: с одной стороны, рынок  реагирует на экономические сигналы  быстрее, чем план, что полезно  для своевременной ориентации производства, с другой - рыночное регулирование отличается стихийностью и может принести негативный эффект. Поэтому нельзя ослаблять макроэкономический контроль государства, необходимо его всемерно совершенствовать. Государству следует создавать все условия для укрепления единого рынка внутри страны и его здорового развития.

     Социалистическая  рыночная экономическая система  неотделима от социалистического строя. В структуре собственности общественная ее форма, включающая общенародную и  коллективную, должна занимать господствующее место, частная же, в том числе с иностранным участием, должна иметь дополнительный статус. Государственным предприятиям предстоит выйти на рынок через равноправную конкуренцию и защищать свое доминирующее положение в экономике.

     Принцип распределения по труду останется главной формой распределения. В то же время допускаются и другие формы, дополняющие его. В распределении прежде всего следует руководствоваться принципами эффективности и справедливости. Доходы должны быть дифференцированы с целью поощрения наиболее активных работников и стимулирования роста эффективности. Вместе с тем необходимо сдерживать тенденцию к социальному расслоению общества и стремиться к всеобщему благосостоянию.

     При макроэкономическом контроле следует  своевременно учитывать интересы текущие и перспективные, локальные и общенародные. Нужно одновременно использовать различные экономические и административные методы регулирования. Проводить реформу необходимо постепенно, поэтапно, планомерно и комплексно. Нельзя надеяться на быстрый результат и опережать исторический ход развития. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Этапы китайской  реформы 

     Начавшись в конце 1978 г., реформа получила всестороннее развитие после XII съезда КПК (1982 г.) и укрепила свои позиции в результате решений XIV съезда (1992 г.).

     Важными вехами на ее пути стали XIII съезд КПК (1987 г.), давший подробное толкование теории начального этапа социализма, и XIV съезд КПК, постановивший, что целью реформы является создание социалистической рыночной экономической системы с китайской спецификой.

     Реформа началась с сельского хозяйства, что отвечало требованиям того времени. Аграрные преобразования были связаны  с отменой народной коммуны и  заменой ее семейным подрядом и единой коллективной собственностью. Практически все 800 млн крестьян получили право на свободное сельскохозяйственное производство. В основном отменена система госзаготовок, освобождены цены на большинство видов сельскохозяйственной продукции.

     Реформа вывела аграрный сектор из застоя, помогла  ему вступить на путь специализации и повышения товарности. В деревне появились предприятия, созданные по инициативе крестьян, - волостно-поселковые. Они создали новые рабочие места, способствовав тем самым решению проблемы излишней рабочей силы в сельском хозяйстве, повышению жизненного уровня крестьян, модернизации сельского хозяйства, а также развитию реформы в целом.

     3-й  пленум ЦК КПК двенадцатого  созыва (1984 г.) впервые выдвинул концепцию плановой товарной экономики, отбросив традиционное представление о несовместимости планового и товарного хозяйства. В городах в соответствии с принципом отделения права хозяйствования от права собственности отобран ряд предприятий, которым предоставили большую свободу действий. Постепенно они должны стать самостоятельными самофинансирующимися экономическими субъектами и выходить на рынок непосредственно в качестве товаропроизводителей. На предприятиях введен налог на прибыль вместо старой системы сдачи части прибыли, установлена система ответственности за результат предпринимательства на основе подряда, преобразована система планирования и ценообразования в целях усиления рыночных рычагов.

     Четыре  города - Шэньчжэнь, Чжухай, Сямынь, Шаньтоу - были объявлены специальными экономическими зонами. Вслед за ними 14 приморских городов, четыре региона в устьях рек Янцзы и Чжуцзян, юго-восточная часть провинции Фуцзянь, регион в районе Бахайского залива стали открытыми экономическими зонами. На острове Хайнань создана одноименная новая провинция, а сам он стал специальной экономической зоной. Все эти города и районы получили различные инвестиционные и налоговые льготы для привлечения иностранного капитала и технологий, заимствования эффективных методов управления у иностранных партнеров. Быстрое развитие их экономики способствовало эффективному росту в масштабе страны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Основные результаты китайской реформы 

     Так каковы же основные достижения китайского реформирования?

     Мало  сказать, что они грандиозны и впечатляющи. Задача первого этапа реформы — «одеть и накормить» население страны — была решена в течение 10 лет!

     Еще один очень впечатляющий пример. В  научной периодике уже неоднократно приводились данные, что более 300 млн. китайцев (всего в стране живут 1 млрд. 280 млн. человек) имеют ежегодный доход на уровне среднестатистического европейца. А это больше, чем все население бывшего Советского Союза.

     Справедливости  ради надо отметить, что примерно 300 млн. китайцев живут в бедности, а  социальное расслоение (тоже результат реформ) — сегодня одна из главных проблем китайского общества и головная боль китайского руководства. Конечно, не все так безоблачно, как может показаться из первых абзацев статьи, и в других областях жизни Поднебесной. Известно, какие жесткие меры принимает руководство КНР к искоренению широко распространенной в стране коррупции, однако добиться существенного перелома в этой борьбе пока не удалось. Реформа государственных предприятий приводит к росту безработицы, существует серьезный дисбаланс в развитии восточных и западных провинций страны, много проблем в области экологии и т. д.

     В западной печати особенно много говорится  о нарушении прав человека в континентальном  Китае. Однако подходить к этой проблеме надо с учетом китайских цивилизационных  особенностей. Становление политической демократии в Китае может быть основано лишь на идеях правового государства, на всевластии закона, однако это в корне расходится с традиционным упованием политической философии Китая на моральное воспитание достойных чиновников и противостоит характерному для китайской ментальности культу верховного правителя. Поэтому процесс этот нелегкий, и не вполне корректно оценивать его с точки зрения европейских демократических ценностей.

     Трагические события на площади Тяньаньмэнь  вызвали резкое осуждение Запада и привели к введению против КНР санкций со стороны США и европейских стран. Но вскоре Пекин умело воспользовался кризисом в Персидском заливе для быстрой отмены этих санкций и нормализации отношений с западными странами и США. Отношения же Вашингтона, претендующего на роль главного борца за демократию в мире, с Пекином вообще весьма примечательны: основой их является симбиоз взаимных опасений и взаимной выгоды. Постоянно углубляющиеся экономические взаимозавязки Китая и США устанавливают пределы ухудшения американо-китайских отношений в моменты кризисов.

     Китайцы за время реформ опровергли многие стереотипы, навязываемые в последние годы нашему обществу мифы и даже собственные поговорки. Так, оценивая вклад Дэн Сяопина в возрождение страны, видя осторожного Цзян Цзэминя, интеллектуального Ху Цзиньтао, анализируя абсолютно конституционный переход власти от “третьего” к “четвертому” поколению руководителей в КНР, трудно верить в ставшее почти аксиомой утверждение: “Политика — грязное дело”. Что касается пословиц, то многие из нас слышали и на собственном опыте испытали верность китайской поговорки: “Лучше быть собакой в эпоху мира, чем человеком в период перемен”.

     За  годы реформы экономическая система  Китая претерпела глубокие изменения.

     Образовалась  многоукладная экономика. Госпредприятия дают 48,3% промышленной продукции, коллективные - 38,2, частные, в том числе с иностранным участием, - 13,5%. На долю государственной торговли приходится 41,3% общего розничного оборота, коллективной - 27,9, частной - 30,8%. Многоукладность отвечает требованию развития производительных сил на начальном этапе социализма, думаю что общественная собственность должна оставаться господствующей.

     В городах реформа госпредприятий пока не дала таких же положительных  результатов, как в деревне, хотя определенные сдвиги имеются. Вводится система “современных предприятий”, требующая четкого разграничения прав и ответственности между предприятием и центральной администрацией. Началось образование групповых предприятий, ставших основными участниками рынка. В соответствии с принципом “Чжуа Да Фан Сяо” (“держать в руках большие предприятия, отпустить маленькие”) многие мелкие госпредприятия получили право изменить не только механизм хозяйствования, но и форму собственности. Это позволило государству сосредоточить силы на улучшении положения крупных предприятий.

     В деревне сформировалась двухслойная  хозяйственная система на основе сочетания коллективной собственности и семейного подряда.

     Более чем за 10 лет интенсивного развития объем производственных основных фондов коллективного сектора на селе возрос с 94,9 млрд до 179,7 млрд юаней при среднегодовом приросте в 13%. Услуги (бесплатные или дешевые), предоставляемые коллективным сектором крестьянским дворам, удовлетворяют ежегодно 60,5% общей потребности в машинной распашке земель, 63 - в ирригационных работах, 66,1 - в защите посевов от вредителей и болезней, 42 - в семенах, 48 - в химических удобрениях, 35% - в борьбе с болезнями домашних животных и птиц. Это способствует успешному развитию семейного подряда.

     Кроме того, в коллективном секторе появилось  большое количество волостно-поселковых предприятий, создающих рабочие места для 120 млн крестьян.

     Быстро  развивается и семейный подряд как  база сельской экономики, который постепенно переходит к масштабному хозяйствованию.

     Глубокие  изменения произошли в системе  ценообразования. Цены на большинство  видов продукции стали свободными. Так, по потребительским товарам доля рыночных цен достигла 90%, средствам производства - 80, сельскохозяйственным продуктам - 85%.

Информация о работе Экономическая реформа в Китае