Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 13:30, реферат
Цель работы – рассмотреть особенности китайской реформы.
Задачи работы – определить суть китайской реформы; выделить основные этапы китайской реформы; представить основные результаты китайской реформы.
Введение………………………………………………………………..…….3
Глава 1. Суть китайской реформы……………………………………….4
Глава 2. Этапы китайской реформы……………………………………..6
Глава 3. Основные результаты китайской реформы………….……….8
Заключение…………………………………………………………………..15
Список использованной литературы……………………………………..16
Введение…………………………………………………………
Глава 1.
Суть китайской реформы…………………………………
Глава 2. Этапы китайской реформы……………………………………..6
Глава 3. Основные результаты китайской реформы………….……….8
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………..16
Введение
Долгое время в
Китае видели в рыночной экономике
отличительную черту
При социалистической рыночной системе рынок призван играть главную роль в распределении ресурсов, хозяйственная деятельность должна обязательно учитывать закон стоимости и изменения соотношения спроса и предложения. Рыночные рычаги будут перекачивать ресурсы в более эффективные предприятия и тем самым окажут давление на каждое предприятие, побуждая работать лучше. В результате удержаться на плаву удастся лишь наиболее жизнеспособным.
Результаты китайских реформ проявляются в разнообразных формах. Так, одним из неожиданных последствий реформирования стал возникший только в начале 90-х гг. XX века китайский позитивный национализм. Хотя официальная политика Пекина в области национальных отношений не изменилась, нельзя не отметить серьезные перемены в национальном самосознании, подходах интеллектуалов и творческой интеллигенции к выработке китайской национальной идеи. Буквально на глазах возрождается интерес китайцев к национальной одежде: все чаще можно заметить китайских граждан всех возрастов (особенно детей) в традиционном костюме.
Цель работы – рассмотреть особенности китайской реформы.
Задачи
работы – определить суть китайской
реформы; выделить основные этапы китайской
реформы; представить основные результаты
китайской реформы.
Глава 1.
Суть китайской реформы
Рыночное
регулирование носит
Социалистическая
рыночная экономическая система
неотделима от социалистического строя.
В структуре собственности
Принцип распределения по труду останется главной формой распределения. В то же время допускаются и другие формы, дополняющие его. В распределении прежде всего следует руководствоваться принципами эффективности и справедливости. Доходы должны быть дифференцированы с целью поощрения наиболее активных работников и стимулирования роста эффективности. Вместе с тем необходимо сдерживать тенденцию к социальному расслоению общества и стремиться к всеобщему благосостоянию.
При
макроэкономическом контроле следует
своевременно учитывать интересы текущие
и перспективные, локальные и общенародные.
Нужно одновременно использовать различные
экономические и административные методы
регулирования. Проводить реформу необходимо
постепенно, поэтапно, планомерно и комплексно.
Нельзя надеяться на быстрый результат
и опережать исторический ход развития.
Глава
2. Этапы китайской
реформы
Начавшись в конце 1978 г., реформа получила всестороннее развитие после XII съезда КПК (1982 г.) и укрепила свои позиции в результате решений XIV съезда (1992 г.).
Важными вехами на ее пути стали XIII съезд КПК (1987 г.), давший подробное толкование теории начального этапа социализма, и XIV съезд КПК, постановивший, что целью реформы является создание социалистической рыночной экономической системы с китайской спецификой.
Реформа началась с сельского хозяйства, что отвечало требованиям того времени. Аграрные преобразования были связаны с отменой народной коммуны и заменой ее семейным подрядом и единой коллективной собственностью. Практически все 800 млн крестьян получили право на свободное сельскохозяйственное производство. В основном отменена система госзаготовок, освобождены цены на большинство видов сельскохозяйственной продукции.
Реформа вывела аграрный сектор из застоя, помогла ему вступить на путь специализации и повышения товарности. В деревне появились предприятия, созданные по инициативе крестьян, - волостно-поселковые. Они создали новые рабочие места, способствовав тем самым решению проблемы излишней рабочей силы в сельском хозяйстве, повышению жизненного уровня крестьян, модернизации сельского хозяйства, а также развитию реформы в целом.
3-й пленум ЦК КПК двенадцатого созыва (1984 г.) впервые выдвинул концепцию плановой товарной экономики, отбросив традиционное представление о несовместимости планового и товарного хозяйства. В городах в соответствии с принципом отделения права хозяйствования от права собственности отобран ряд предприятий, которым предоставили большую свободу действий. Постепенно они должны стать самостоятельными самофинансирующимися экономическими субъектами и выходить на рынок непосредственно в качестве товаропроизводителей. На предприятиях введен налог на прибыль вместо старой системы сдачи части прибыли, установлена система ответственности за результат предпринимательства на основе подряда, преобразована система планирования и ценообразования в целях усиления рыночных рычагов.
Четыре
города - Шэньчжэнь, Чжухай, Сямынь, Шаньтоу -
были объявлены специальными экономическими
зонами. Вслед за ними 14 приморских городов,
четыре региона в устьях рек Янцзы и Чжуцзян,
юго-восточная часть провинции Фуцзянь,
регион в районе Бахайского залива стали
открытыми экономическими зонами. На острове
Хайнань создана одноименная новая провинция,
а сам он стал специальной экономической
зоной. Все эти города и районы получили
различные инвестиционные и налоговые
льготы для привлечения иностранного
капитала и технологий, заимствования
эффективных методов управления у иностранных
партнеров. Быстрое развитие их экономики
способствовало эффективному росту в
масштабе страны.
Глава
3. Основные результаты
китайской реформы
Так каковы же основные достижения китайского реформирования?
Мало сказать, что они грандиозны и впечатляющи. Задача первого этапа реформы — «одеть и накормить» население страны — была решена в течение 10 лет!
Еще
один очень впечатляющий пример. В
научной периодике уже
Справедливости ради надо отметить, что примерно 300 млн. китайцев живут в бедности, а социальное расслоение (тоже результат реформ) — сегодня одна из главных проблем китайского общества и головная боль китайского руководства. Конечно, не все так безоблачно, как может показаться из первых абзацев статьи, и в других областях жизни Поднебесной. Известно, какие жесткие меры принимает руководство КНР к искоренению широко распространенной в стране коррупции, однако добиться существенного перелома в этой борьбе пока не удалось. Реформа государственных предприятий приводит к росту безработицы, существует серьезный дисбаланс в развитии восточных и западных провинций страны, много проблем в области экологии и т. д.
В западной печати особенно много говорится о нарушении прав человека в континентальном Китае. Однако подходить к этой проблеме надо с учетом китайских цивилизационных особенностей. Становление политической демократии в Китае может быть основано лишь на идеях правового государства, на всевластии закона, однако это в корне расходится с традиционным упованием политической философии Китая на моральное воспитание достойных чиновников и противостоит характерному для китайской ментальности культу верховного правителя. Поэтому процесс этот нелегкий, и не вполне корректно оценивать его с точки зрения европейских демократических ценностей.
Трагические события на площади Тяньаньмэнь вызвали резкое осуждение Запада и привели к введению против КНР санкций со стороны США и европейских стран. Но вскоре Пекин умело воспользовался кризисом в Персидском заливе для быстрой отмены этих санкций и нормализации отношений с западными странами и США. Отношения же Вашингтона, претендующего на роль главного борца за демократию в мире, с Пекином вообще весьма примечательны: основой их является симбиоз взаимных опасений и взаимной выгоды. Постоянно углубляющиеся экономические взаимозавязки Китая и США устанавливают пределы ухудшения американо-китайских отношений в моменты кризисов.
Китайцы за время реформ опровергли многие стереотипы, навязываемые в последние годы нашему обществу мифы и даже собственные поговорки. Так, оценивая вклад Дэн Сяопина в возрождение страны, видя осторожного Цзян Цзэминя, интеллектуального Ху Цзиньтао, анализируя абсолютно конституционный переход власти от “третьего” к “четвертому” поколению руководителей в КНР, трудно верить в ставшее почти аксиомой утверждение: “Политика — грязное дело”. Что касается пословиц, то многие из нас слышали и на собственном опыте испытали верность китайской поговорки: “Лучше быть собакой в эпоху мира, чем человеком в период перемен”.
За годы реформы экономическая система Китая претерпела глубокие изменения.
Образовалась многоукладная экономика. Госпредприятия дают 48,3% промышленной продукции, коллективные - 38,2, частные, в том числе с иностранным участием, - 13,5%. На долю государственной торговли приходится 41,3% общего розничного оборота, коллективной - 27,9, частной - 30,8%. Многоукладность отвечает требованию развития производительных сил на начальном этапе социализма, думаю что общественная собственность должна оставаться господствующей.
В городах реформа госпредприятий пока не дала таких же положительных результатов, как в деревне, хотя определенные сдвиги имеются. Вводится система “современных предприятий”, требующая четкого разграничения прав и ответственности между предприятием и центральной администрацией. Началось образование групповых предприятий, ставших основными участниками рынка. В соответствии с принципом “Чжуа Да Фан Сяо” (“держать в руках большие предприятия, отпустить маленькие”) многие мелкие госпредприятия получили право изменить не только механизм хозяйствования, но и форму собственности. Это позволило государству сосредоточить силы на улучшении положения крупных предприятий.
В деревне сформировалась двухслойная хозяйственная система на основе сочетания коллективной собственности и семейного подряда.
Более чем за 10 лет интенсивного развития объем производственных основных фондов коллективного сектора на селе возрос с 94,9 млрд до 179,7 млрд юаней при среднегодовом приросте в 13%. Услуги (бесплатные или дешевые), предоставляемые коллективным сектором крестьянским дворам, удовлетворяют ежегодно 60,5% общей потребности в машинной распашке земель, 63 - в ирригационных работах, 66,1 - в защите посевов от вредителей и болезней, 42 - в семенах, 48 - в химических удобрениях, 35% - в борьбе с болезнями домашних животных и птиц. Это способствует успешному развитию семейного подряда.
Кроме того, в коллективном секторе появилось большое количество волостно-поселковых предприятий, создающих рабочие места для 120 млн крестьян.
Быстро
развивается и семейный подряд как
база сельской экономики, который постепенно
переходит к масштабному
Глубокие изменения произошли в системе ценообразования. Цены на большинство видов продукции стали свободными. Так, по потребительским товарам доля рыночных цен достигла 90%, средствам производства - 80, сельскохозяйственным продуктам - 85%.