Экономическая природа заработной платы

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 17:54, реферат

Описание работы

Целью данной работы является создание более полного представления об экономической природе заработной платы. Для достижения данной цели необходимо выполнить ряд задач: во-первых, исследовать сущность заработной платы; во-вторых, дать характеристику формам и системам оплаты труда; в-третьих, проанализировать современное состояние заработной платы в РФ, в том числе по регионам.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Сущность заработной платы……………………………………………………..4
2. Формы и системы оплаты труда………………………………………………..12
3. Современное состояние заработной платы в Российской Федерации……….15
Заключение………………………………………………………………………….20
Список использованной литературы……………………………………………...21

Работа содержит 1 файл

зарплата Word.docx

— 51.66 Кб (Скачать)

Затраты на возмещение стоимости (цены) рабочей силы не могут не предусматривать, кроме покрытия расходов на питание, одежду, предметы домашнего обихода, также затрат на содержание жилища, медицинское обслуживание, общее  и профессиональное образование, социальные нужды работников как в период трудовой деятельности, так и после  ее завершения.

Отсюда вывод: обоснованные уровни оплаты труда необходимо ориентировать  на минимальный (а в перспективе  и на рациональный) потребительский  бюджет, исчисляемый дифференцированно  применительно к категориям работников, видам производств и территориям страны.

Говоря о величине заработной платы, нельзя не учитывать и воздействие на процессы ее формирования рынка труда. Соотношение спроса и предложения на этом рынке, механизмы конкуренции как со стороны работодателей, так и продавцов рабочей силы определяют в немалой степени текущую цену труда.

Межотраслевые и межрегиональные  различия в цене рабочей силы зависят  от действенности коллективных усилии работников, направленных на обеспечение справедливых, по их мнению, условий оплаты. Во многом на различия в оплате оказывают влияние действия профессиональных союзов или иных организаций, представляющих интересы работников наемного труда, а также стремление государства и других работодателей снять социальную напряженность, приводящую к неоправданным экономическим потерям из-за коллективных протестов со стороны наемных работников.

Заработная плата тесно  связана с ценами на потребительские  товары и услуги. Чем они выше, тем ниже при том же абсолютном уровне оплаты реальное ее содержание. С падением уровня цен и тарифов на услуги растет реальное содержание заработной платы. Следовательно, представительные органы работников и работодателей, вырабатывая меры политики оплаты труда и доходов работников, должны обязательно учитывать уровень и динамику цен на потребительские товары и тарифов на услуги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Формы и системы оплаты труда

В соответствии с Трудовым кодексом РФ и частью первой Гражданского кодекса (ГК) России предприятия и организации  любой организационно-правовой формы  самостоятельно устанавливают формы, системы и размеры оплаты труда, а также другие виды доходов работников. На государственном уровне определяются только размеры минимальной заработной платы и минимальные размеры  компенсационных доплат (за условия  труда, отклоняющиеся от нормальных, за работу в вечернее и ночное время  и т. д.).

Юридической формой регулирования трудовых отношений работников и администрации предприятия (работодателем) является коллективный договор, заключаемый между администрацией и профсоюзной организацией (трудовым коллективом). Условия оплаты труда работников отражаются также в заключаемых трудовых контрактах. Условия же дополнительной оплаты труда работников (премии, надбавки и т. п.) регулируются внутренним документом по предприятию типа «Положения о материальном стимулировании работников предприятия».

Все многообразие существующих в условиях рыночной экономики форм и методов  оплаты труда предполагает реализацию на практике тарифного и бестарифного вариантов организации заработной платы.

Тарифный вариант организации  заработной платы характеризуется поэлементным (пофакторным) подходом к оценке трудового вклада работника, для чего устанавливается комплекс параметров:

- с одной стороны, совокупность норм труда (времени, выработки, численности, обслуживания, качества работы, ритмичности, расходования ресурсов в процессе труда и т. д.);

- с другой стороны - совокупность норм оплаты (тарифные ставки, оклады, расценки, шкалы поощрения, доплаты, надбавки, гарантийные компенсационные выплаты).

Тарифный вариант организации  заработной платы предполагает применение следующих форм и методов оплаты труда:

  1. Сдельные формы оплаты труда (количество труда измеряется количеством изготовленной работником продукции или выполненной работы).
  2. Повременные системы (количество труда измеряется количеством отработанного работником времени).
  3. Твердый оклад и другие разновидности окладных систем оплаты труда.

Минимальная тарифная ставка оплаты труда работника устанавливается с учетом следующих факторов:

  1. средней зарплаты рабочих всех разрядов предприятия за месяц, предшествующий началу разработки коллективного договора;
  2. среднего тарифного разряда и тарифного коэффициента по предприятию (за тот же месяц);
  3. оптимального уровня (удельного веса) тарифа в заработной плате;
  4. прогнозируемого или фактического прироста среднего заработка рабочих предприятия за время, оставшееся до начала действия коллективного договора;
  5. годового фонда рабочего времени.

Антиподом тарифного выступает  так называемый бестарифный (распределительный) вариант организации заработной платы на предприятии. Для него характерны следующие признаки:

- тесная связь (полная зависимость)  от уровня оплаты труда 
работника с фондом заработной платы, начисляемой по коллективным результатам работы (в этом качестве бестарифные системы принадлежат к классу коллективных систем оплаты труда);

- присвоение каждому работнику постоянных (относительно постоянных) коэффициентов, комплексно характеризующих его квалификационный уровень и определяющих его трудовой вклад в общие результаты труда по данным о предыдущей трудовой деятельности работника или группы работников, относимых к этому квалификационному уровню (своего рода «базовый» коэффициент трудового участия (КТУ), применяемый в коллективных системах оплаты);

- присвоение каждому работнику КТУ в текущих результатах деятельности, дополняющего оценку его квалификационного уровня (по содержанию напоминает механизм определения фактического КТУ на основе «базового» в бригадных системах распределения заработка).

Индивидуальная заработная плата  каждого работника при бестарифном  варианте представляет собой его  долю в заработанном всем коллективом  фонде заработной платы (фонде оплаты труда).

Помимо тарифных и бестарифных  систем в качестве новых форм оплаты труда можно выделить смешанные  системы, а в их числе - прежде всего комиссионную форму оплаты труда и так называемый дилерский механизм. Смешанными эти системы называют по той причине, что они имеют признаки одновременно тарифных и бестарифных форм оплаты труда, коллективной и индивидуальной организации заработной платы.

Комиссионная форма предполагает оплату действий работника по заключению какой-либо сделки (договора) от лица предприятия в комиссионных процентах от суммарного размера этой сделки. Такой метод вполне приемлем, например, для работников подразделений сбыта, внешнеэкономической службы предприятия и т. п.

Дилерский механизм предусматривает  закупку работником части продукции  предприятия за свой счет с последующей  ее реализацией собственными усилиями работника. В этом случае последний  рассчитывается с предприятием после  реализации продукции по заранее  оговоренной цене. Иными словами это - выплата зарплаты авансом в виде «натуры» с последующим перерасчетом. В настоящее время такой механизм достаточно широко применяется на российских предприятиях, особенно в местной, текстильной и ряде других отраслей народного хозяйства.

 

 

 

 

  1. Современное состояние зарплаты в РФ
 

В 1990-е годы уровень жизни большинства населения определялся величиной заработной платы и социальных выплат. За годы проведения рыночных реформ 1990-х годов реальные доходы населения России снизились более чем в два раза до показателей 60-70-х годов, при этом произошло ухудшение большинства показателей уровня и качества жизни.

Исследователи отмечали, что  уровень и структура заработной платы не обеспечивали для абсолютного  большинства работающих полного  или хотя бы приемлемого возмещения затраченной ими рабочей силы. По данным Госкомстата, к концу 1995 года средний уровень реальной заработной платы упал примерно до 34 % от уровня, существовавшего до начала реформ (январь 1992 г.). Наибольшее падение реальной заработной платы произошло в 1995 и 1998 гг.

Согласно данным Госкомстата, на конец июля 1997 года объём задолженности по выплате заработной платы, за который ответственно государство, составил примерно 50 трлн руб.

В 2000-х годах произошло  значительное увеличение реальных доходов  населения, а также снижение численности  населения, живущего ниже уровня бедности (с 29 % в 2000 году до 13 % в 2009).

По данным на март 2010 года, средняя начисленная заработная плата в России составляла 20383 руб/мес, в том числе в:

  • обрабатывающих производствах — 18297 руб/мес;
  • производстве машин и оборудования — 19057 руб/мес;
  • производстве нефтепродуктов — 45228 руб/мес;
  • производстве пищевых продуктов и табака — 16982 руб/мес;
  • текстильном и швейном производстве — 10074 руб/мес;
  • производстве кожи, изделий из кожи и производство обуви — 10616 руб/мес;
  • химическом производстве — 21956 руб/мес;
  • металлургическом производстве — 23258 руб/мес;
  • добыче полезных ископаемых — 39742 руб/мес;
  • добыче топливно-энергетических полезных ископаемых — 47559 руб/мес;
  • добыче полезных ископаемых (кроме топливно-энергетических) — 25361 руб/мес;
  • добыче металлических руд — 28532 руб/мес.

В 2007 году журнал Forbes утверждал, что суммарное состояние 14 самых богатых граждан России составляло 26 % ВВП страны.

По данным на II квартал 2011 года величина прожиточного минимума в РФ — 6505 руб/месяц. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума — 16,1 % (1 квартал 2011 г.).

 

Таблица 1. Среднемесячная заработная плата в регионах РФ за 2010 год.

#

Субъект 
РФ

Среднемесячная  заработная плата за 2010 год, рублей

 

РФ

21211,4

1

Москва

40479,2

2

Московская область

25502,1

3

Краснодарский край

16757,9

4

Санкт-Петербург

27618,1

5

Свердловская область

19674,7

6

Ростовская область

15075,8

7

Республика Башкортостан

16403,4

8

Республика Татарстан

17576,9

9

Челябинская область

17593,5

10

Тюменская область

38366,2

11

Нижегородская область

16546,5

12

Самарская область

16628,8

13

Республика Дагестан

10186,6

14

Красноярский край

22046,3

15

Ставропольский край

14408,5

16

Кемеровская область

17980,1

17

Новосибирская область

18525,8

18

Пермский край

17388,4

19

Волгоградская область

14671,1

20

Саратовская область

14592,3

21

Иркутская область

20185,6

22

Алтайский край

11962,5

23

Воронежская область

15191,6

24

Оренбургская область

15084,8

25

Омская область

16784,1

26

Приморский край

21893,5

27

Ленинградская область

21263,3

28

Тульская область

15601,5

29

Ханты-Мансийский автономный округ — Югра

41604,8

30

Белгородская область

15864,3

31

Удмуртская Республика

14152,8

32

Владимирская область

14795,6

33

Пензенская область

14489,9

34

Тверская область

15652,3

35

Хабаровский край

23078,8

36

Кировская область

13476,7

37

Ульяновская область

13499,1

38

Брянская область

12430,9

39

Чеченская Республика

13944,4

40

Ярославская область

16006,1

41

Чувашская Республика

13037,5

42

Архангельская область

22183,2

43

Вологодская область

18550,7

44

Липецкая область

15523,2

45

Рязанская область

15124,1

46

Курская область

13886,5

47

Забайкальский край

18609,6

48

Тамбовская область

12607,2

49

Ивановская область

13157,4

50

Томская область

21881,3

51

Астраханская область

15390,2

52

Калужская область

17427,7

53

Смоленская область

14678,3

54

Республика Бурятия

17917,5

55

Республика Саха (Якутия)

28601,3

56

Калининградская область

18628,5

57

Курганская область

13096,3

58

Республика Коми

25665,3

59

Кабардино-Балкарская Республика

11658,9

60

Республика Мордовия

12045,4

61

Амурская область

21841,3

62

Мурманская область

28924,8

63

Орловская область

13244,6

64

Республика Северная Осетия-Алания

11969,1

65

Республика Марий Эл

12679,1

66

Псковская область

14090,7

67

Костромская область

13721,8

68

Республика Карелия

19863,9

69

Новгородская область

16604,5

70

Республика Хакасия

18379,1

71

Ямало-Ненецкий автономный округ

52720,9

72

Сахалинская область

35885,5

73

Карачаево-Черкесская Республика

11357,9

74

Республика Адыгея

12493,6

75

Республика Ингушетия

13408,2

76

Камчатский край

36470,5

77

Республика Тыва

17434,7

78

Республика Калмыкия

11664,5

79

Республика Алтай

13979,3

80

Еврейская автономная область

20255,4

81

Магаданская область

37786,2

82

Чукотский автономный округ

47408,6

83

Ненецкий автономный округ

47359,4

Информация о работе Экономическая природа заработной платы