Экономическая политика в переходной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 23:28, доклад

Описание работы

Особенность анализа роли государства в условиях переходной экономики обусловлена особенностями государства в переходном периоде от централизованно управляемой к рыночной экономике. В переходный период, с одной стороны, необходимо снижение роли государства по сравнению с тоталитарным государственным устройством, но с другой – реформирование экономической, политической, социальной, правовой систем тоталитарного государства может быть осуществлено только на основе определяющего воздействие государства. Все это определяет существование дилеммы: снижение или усиление роли государства, как субъекта, определяющего правила игры для всех экономических субъектов рыночной экономики.

Работа содержит 1 файл

Особенности развития экономики стран с переходной экономикой.doc

— 60.00 Кб (Скачать)

     Структурные сдвиги на макроуровне проявляются  в ограничении предприятиями  ассортимента наиболее конкурентоспособной  продукцией, освоении выпуска новых  изделий, зачастую на основе кооперации с иностранными партнерами. В результате начинается постепенное оживление производства.

     Взаимосвязь стабилизационной и  структурной политик.

     В переходной экономике стабилизационная и структурная политика тесно  взаимосвязаны и могут как  усиливать, так и существенно ослаблять действия друг друга. Так,  успешная макроэкономическая стабилизация приводит к улучшению инвестиционного климата, создает условия для притока капиталов в конкурентоспособные отрасли реального сектора, открывает путь к возобновлению экономического роста. Сокращение бюджетного дефицита ведет к уменьшению государственных заимствований и к увеличению финансовых ресурсов, которые могли быть использованы в качестве частных инвестиций.

     Институциональные преобразования в  переходной экономике.

     Под институциональными преобразованиями понимается изменение формальных и  неформальных условий хозяйственной  деятельности. Эта система мер  включает, прежде всего, разработку и  применение законодательства, соответствующего рыночным условиям хозяйствования. К институциональным преобразованиям обычно относят изменение отношений собственности (создание частного сектора), формирование новых организаций и учреждений рыночного типа (коммерческих банков, товарных и фондовых бирж, инвестиционных фондов), а также создание новой системы управления народным хозяйством (путем замены административных рычагов экономики, прежде всего бюджетными и налоговыми).

     Институциональные преобразования выражаются, прежде всего, в разработке законов, регулирующих деятельность экономических агентов в условиях рыночного хозяйства. Рыночное законодательство должно регулировать, по крайней мере, следующие области:

  • права собственности;
  • договоры между экономическими агентами, включая их выполнение;
  • порядок проведения хозяйственной деятельности (процедуры открытия фирм или регистрации юридических лиц, слияния, поглощения и банкротства);
  • поддержание конкурентной среды.

     В переходный период могут действовать  особые правовые нормы и основанные на них меры экономической политики государства (например, приватизация, демонополизация и др.).

     В переходный период рыночные институты  могут возникать самостоятельно, без видимого участия государства, в ответ на потребности экономических  агентов (например, создание нескольких сотен товарных бирж в России в 1990-1991 гг. вследствие стихийной либерализации хозяйственных связей между предприятиями).

     При этом могут возникнуть социально  нецелесообразные институты (вроде  «уполномоченных банков», получавших – в нарушение  принципов конкуренции  – особые выгоды от ведения операций с государственными финансами). Поэтому государство должно играть активную роль в формировании рыночных институтов,  в том числе путем отбора социально целесообразных.

     В переходный период в экономике России возникли основные институты рынка: частная собственность, свобода установления хозяйственных связей, конкуренция.

     Особенности рыночных институтов в переходной экономике.

     Рыночные  институты переходного периода  заметно отличаются от институтов, сложившихся в развитых странах  рыночной системы. Они имеют следующие характерные черты.

     Во-первых, институциональная неполнота (институциональные  лакуны), т.е. отсутствие или слабое развитие некоторых важных институтов рынка.

     Институциональной лакуной, характерной для всех стран  с переходной экономикой, является фактическое отсутствие рыночной селекции (отбора) в форме ликвидации обанкротившихся предприятий. Эта лакуна нарушает действие конкурентного механизма и сдерживает перестройку структуры экономики.

     Во-вторых, структурная асимметричность, т.е. неравномерное развитие различных сегментов рынка. В России наибольшее развитие получил рынок товаров и услуг, тогда как другие сегменты рынка факторов производства (капитала, труда, земли и других природных ресурсов) – развиты значительно слабее. Формированию рынка капитала вплоть до финансового кризиса 1998 г. препятствовала почти монопольная роль государства как заемщика. Становление рынка труда затруднено вследствие низкой мобильности трудовых ресурсов.

     Институциональные лакуны и структурная асимметричность порождают нерыночные формы поведения экономических агентов: неплатежи, бартер, слабую адаптацию к колебанию спроса.

Информация о работе Экономическая политика в переходной экономике