Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 23:28, доклад
Особенность анализа роли государства в условиях переходной экономики обусловлена особенностями государства в переходном периоде от централизованно управляемой к рыночной экономике. В переходный период, с одной стороны, необходимо снижение роли государства по сравнению с тоталитарным государственным устройством, но с другой – реформирование экономической, политической, социальной, правовой систем тоталитарного государства может быть осуществлено только на основе определяющего воздействие государства. Все это определяет существование дилеммы: снижение или усиление роли государства, как субъекта, определяющего правила игры для всех экономических субъектов рыночной экономики.
Структурные сдвиги на макроуровне проявляются в ограничении предприятиями ассортимента наиболее конкурентоспособной продукцией, освоении выпуска новых изделий, зачастую на основе кооперации с иностранными партнерами. В результате начинается постепенное оживление производства.
Взаимосвязь стабилизационной и структурной политик.
В переходной экономике стабилизационная и структурная политика тесно взаимосвязаны и могут как усиливать, так и существенно ослаблять действия друг друга. Так, успешная макроэкономическая стабилизация приводит к улучшению инвестиционного климата, создает условия для притока капиталов в конкурентоспособные отрасли реального сектора, открывает путь к возобновлению экономического роста. Сокращение бюджетного дефицита ведет к уменьшению государственных заимствований и к увеличению финансовых ресурсов, которые могли быть использованы в качестве частных инвестиций.
Институциональные преобразования в переходной экономике.
Под институциональными преобразованиями понимается изменение формальных и неформальных условий хозяйственной деятельности. Эта система мер включает, прежде всего, разработку и применение законодательства, соответствующего рыночным условиям хозяйствования. К институциональным преобразованиям обычно относят изменение отношений собственности (создание частного сектора), формирование новых организаций и учреждений рыночного типа (коммерческих банков, товарных и фондовых бирж, инвестиционных фондов), а также создание новой системы управления народным хозяйством (путем замены административных рычагов экономики, прежде всего бюджетными и налоговыми).
Институциональные преобразования выражаются, прежде всего, в разработке законов, регулирующих деятельность экономических агентов в условиях рыночного хозяйства. Рыночное законодательство должно регулировать, по крайней мере, следующие области:
В переходный период могут действовать особые правовые нормы и основанные на них меры экономической политики государства (например, приватизация, демонополизация и др.).
В
переходный период рыночные институты
могут возникать
При этом могут возникнуть социально нецелесообразные институты (вроде «уполномоченных банков», получавших – в нарушение принципов конкуренции – особые выгоды от ведения операций с государственными финансами). Поэтому государство должно играть активную роль в формировании рыночных институтов, в том числе путем отбора социально целесообразных.
В переходный период в экономике России возникли основные институты рынка: частная собственность, свобода установления хозяйственных связей, конкуренция.
Особенности рыночных институтов в переходной экономике.
Рыночные институты переходного периода заметно отличаются от институтов, сложившихся в развитых странах рыночной системы. Они имеют следующие характерные черты.
Во-первых, институциональная неполнота (институциональные лакуны), т.е. отсутствие или слабое развитие некоторых важных институтов рынка.
Институциональной лакуной, характерной для всех стран с переходной экономикой, является фактическое отсутствие рыночной селекции (отбора) в форме ликвидации обанкротившихся предприятий. Эта лакуна нарушает действие конкурентного механизма и сдерживает перестройку структуры экономики.
Во-вторых, структурная асимметричность, т.е. неравномерное развитие различных сегментов рынка. В России наибольшее развитие получил рынок товаров и услуг, тогда как другие сегменты рынка факторов производства (капитала, труда, земли и других природных ресурсов) – развиты значительно слабее. Формированию рынка капитала вплоть до финансового кризиса 1998 г. препятствовала почти монопольная роль государства как заемщика. Становление рынка труда затруднено вследствие низкой мобильности трудовых ресурсов.
Институциональные лакуны и структурная асимметричность порождают нерыночные формы поведения экономических агентов: неплатежи, бартер, слабую адаптацию к колебанию спроса.
Информация о работе Экономическая политика в переходной экономике