Экономическая политика в переходной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 23:28, доклад

Описание работы

Особенность анализа роли государства в условиях переходной экономики обусловлена особенностями государства в переходном периоде от централизованно управляемой к рыночной экономике. В переходный период, с одной стороны, необходимо снижение роли государства по сравнению с тоталитарным государственным устройством, но с другой – реформирование экономической, политической, социальной, правовой систем тоталитарного государства может быть осуществлено только на основе определяющего воздействие государства. Все это определяет существование дилеммы: снижение или усиление роли государства, как субъекта, определяющего правила игры для всех экономических субъектов рыночной экономики.

Работа содержит 1 файл

Особенности развития экономики стран с переходной экономикой.doc

— 60.00 Кб (Скачать)

     Экономическая политика в переходной экономике

     Особенность анализа роли государства в условиях переходной экономики обусловлена  особенностями государства в  переходном периоде от централизованно  управляемой к рыночной экономике. В переходный период, с одной стороны, необходимо снижение роли государства по сравнению с тоталитарным  государственным устройством, но с другой – реформирование экономической, политической, социальной, правовой систем тоталитарного государства может быть осуществлено только на основе определяющего воздействие государства. Все это определяет существование дилеммы: снижение или усиление роли государства, как субъекта, определяющего правила игры для всех экономических субъектов рыночной экономики.

     В переходной экономике роль государственного регулирования в целом выше, чем в развитом рыночном хозяйстве. Государство должно активно участвовать в формировании рыночных институтов, особенно в выработке правил хозяйственной деятельности и контролировать их выполнение. Далее, в переходной экономике рынок не сразу становится главным регулятором хозяйственной деятельности, поэтому государству приходится активно вмешиваться в экономические процессы.

     В переходной экономике преобладают  две группы регулирующих функций  государства.

     Первая  группа включает функции, которые обычно выполняет государство в современной рыночной системе:

  • обеспечение институционально-правовой основы деятельности экономических агентов (определение прав и форм собственности, условий заключения и выполнения контрактов, отношений работников и работодателей);
  • ликвидация или компенсация негативных эффектов рыночного поведения (государство занимается вопросами охраны окружающей среды, в ряде случаев организацией фундаментальных научных исследований, государственной системы образования и медицинского обслуживания);
  • поддержание нормального функционирования национальной экономики (обеспечение условий долгосрочного экономического роста, сглаживание циклических колебаний, структурная перестройка).

     Вторая  группа включает функции, связанные  с  формированием рыночных отношений:

  • разработка хозяйственного законодательства, адекватного условиям рыночной экономики;
  • демонополизация и поощрение конкуренции;
  • приватизация   государственной  собственности  и  поощрение  частного  сектора.

     В течение определенного периода государство вынуждено брать на себя отдельные функции, которые в развитой рыночной системе выполняют другие экономические агенты (мобилизация финансовых ресурсов для инвестиций). 

     Средства  и институты 

     государственного  регулирования переходной экономики.

     Регулирующие  функции государства осуществляются посредством административных и  экономических средств. В начале переходного периода происходит разрушение или трансформация системы  административно-командных средств  управления: отменяются или сокращаются поставки по централизованным планам; предприятиям предоставляется свобода в установлении цен, выборе поставщиков и покупателей; ликвидируется государственная монополия внешней торговли.

     Однако  административные средства продолжают применяться в ряде областей. Во-первых, государство на начальном этапе перехода к рынку зачастую сохраняет  административный контроль над ценами и тарифами на социально значимые товары и услуги. Во-вторых, административные методы регулирования используются как средство антимонопольной политики (государство вмешивается в деятельность естественных монополий, включая установление цен на их товары и услуги).

     В-третьих, административные средства применяются  для регулирования внешнеэкономической  деятельности (количественные  ограничения и лицензирование экспорта и импорта).

     По  мере усиления рыночных механизмов возрастает значение кредитно-денежной и фискальной политики и присущих им методов регулирования  экономики.

     В переходной экономике  происходит трансформация  институтов государственного регулирования. Государство отходит от непосредственного вмешательства в хозяйственную деятельность предприятий, что влечет за собой ограничение функций и постепенную ликвидацию отраслевых органов управления – министерств и ведомств. Директивное планирование трансформируется в социально – экономическое прогнозирование. Бюджетное и налоговое регулирование становится прерогативой парламента. Центральный банк осуществляет денежно-кредитное регулирование. Возникают специфические для переходного периода  институты – ведомства по приватизации и антимонопольному регулированию.

     Стабилизационная  политика: сущность

     и проблемы макроэкономической стабилизации в переходный период.

     Переходный  период почти во всех странах начинался  с системного кризиса, проявлениями которого на макроэкономическом уровне были:

  • инфляция, подрывающая стимулы к производственной деятельности;
  • трансформационный спад, глубина которого зависит от величины накопившихся в структуре экономике диспропорций, устанавливаемых в ходе макроэкономической стабилизации ограничений платежеспособного спроса;
  • снижение накоплений и инвестиционной активности, которые становятся невыгодными при высокой инфляции.

     Стабилизационная  политика направлена на восстановление и поддержание макроэкономического равновесия на уровне, близком к полному использованию факторов производства в условиях стабильного уровня цен.

     Эта политика обычно связана с воздействием на совокупный спрос как более  динамичный компонент макроэкономического  уровня равновесия, регулируя который, можно достаточно быстро вернуть экономику к полной занятости и обеспечить равновесие, по крайней мере, в краткосрочном периоде. Такое воздействие осуществляется с помощью инструментов денежно-кредитной и бюджетной налоговой политики.

     Страны  с переходной экономикой в самом начале преобразований сталкиваются с проблемой подавления (в ряде стран - недопущения) высокой инфляции. Подавление инфляции, укрепление денежной единицы и достижение устойчивости валютного курса называют макроэкономической или финансовой, стабилизацией.

     Ее  центральный элемент – борьба с инфляцией. Показателем успеха стабилизационных мер в этой области  считается снижение ежегодного прироста индекса потребительских цен  до 30% и ниже. Для проведения эффективной  стабилизационной политики необходимо понимание специфики инфляции в переходный период, которая находится под влиянием как монетарных, так и немонетарных факторов.

     Подходы к финансовой стабилизации.

     В соответствии с монетарным подходом темпы инфляции прямо пропорциональны темпам прироста объема продукции реального сектора.

     Повышение темпов прироста денежной массы приводит к соответствующему повышению темпов инфляции, в том время как их снижение вызывает обратный эффект. В  качестве показателя инфляции в странах  с переходной экономикой обычно используется рост индекса потребительских цен.

     Рост  денежной массы влияет на инфляцию через определенные временные промежутки – лаги, в течение которых изменения  объемов денежной массы вызывают изменения в темпах прироста цен.

     Согласно  немонетарному подходу на инфляцию в переходной экономике влияют многочисленные факторы, находящиеся за пределами сферы денежного обращения. 

     Во-первых, структурный фактор, т.е. значительные диспропорции в развитии отдельных  отраслей экономики, которые быстро не могут быть устранены, а поэтому нехватка тех или иных товаров и услуг долго подталкивает цены в сторону повышения. Еще одним проявлением этого, например, в тяжелой промышленности с длительным производительным циклом, является инерционность экономики, в силу чего производство не способно быстро реагировать на изменения спроса и обмена денежной массы. Поэтому даже жесткая финансовая политика не может в короткое время устранить неравновесие между спросом и предложением.

     Во-вторых, монополистический фактор, который в специфических условиях России усугубляется огромной ролью естественных монополий (топливно-энергетический комплекс и транспорт).

     В-третьих, институциональный фактор, связывающий  инфляцию с особенностями правовых и организационных условий функционирования экономических агентов. Действие этого фактора выражается, с одной стороны, в сохранении государственного субсидирования неконкурентоспособных предприятий и банков, что неизбежно ведет к росту инфляции. С другой стороны, институциональный фактор проявляется в отсутствии в начале реформ практики банкротств, что вызывало нерыночную реакцию предприятий на сжатие спроса – неплатежи.

     Наличие долгосрочных инфляционных факторов немонетарного характера рождает «фоновую» инфляцию. Её нельзя устранить сжатием денежной массы. В определенные периоды «фоновая» инфляция принимает подавленную форму неплатежей и долгов государства перед предприятиями и населением.

     Сочетание монетарных факторов с немонетарными при высокой роли последних свидетельствует о том, что политика финансовой стабилизации в переходный период не может  ограничиваться сжатием денежной массы и требует проведения глубоких структурных и институциональных реформ.

     Инструменты макроэкономической стабилизации:

  • сокращение (в лучшем случае ликвидация) дефицита консолидированного государственного бюджета до уровня ниже 5% ВВП;
  • проведение жесткой денежно-кредитной политики (прекращение льготного кредитования центральным банком дефицита госбюджета, установление процентных ставок по кредитам центрального банка коммерческим банкам выше уровня инфляции);
  • установление «монетарного (номинального) якоря», под которым понимаются макроэкономические показатели, которые фиксируются на определенном уровне при осуществлении финансовой стабилизации (обменный курс валюты, номинальная денежная масса, номинальная заработная плата). Эти показатели позволяют снизить инфляционные ожидания бизнеса и домашних хозяйств и удерживают на определенном уровне цены;
  • сдерживание роста доходов населения путем неполной индексации оплаты труда в бюджетной сфере и социальных трансфертов;
  • либерализация цен с целью уничтожения избыточной денежной  массы через повышения общего уровня цен.

     Структурная политика

     и ее главные направления в переходный период.

     Главной задачей структурной политики является создание условий для устойчивого  долгосрочного экономического роста  выпуска продукции, пользующейся платежеспособным спросом на внутреннем и внешнем  рынках или служащей национальным интересам.

     Структурная политика оказывает воздействие, прежде всего на совокупное предложение. При  этом различают как прямое, так  и косвенное воздействие на экономику. Прямое воздействие может иметь  форму субсидий, льготных инвестиционных кредитов с целью создания поддержки или развития отдельных предприятий, отраслей, а также проведения фундаментальных научных исследований. Косвенное воздействие  осуществляется, в частности, путем налоговых льгот с целью поддержания или увеличения объема (выпуска) продукции, стимулирования инвестиций.

     Важной  задачей структурной политики переходного  периода, особенно  на начальных  его этапах, является государственная  поддержка отечественного производства, конкурирующего с импортом, а также  содействие государства формированию конкурентоспособных отраслей и предприятий, поставляющих значительную часть своих товаров и услуг на внешний рынок.

     Одним из главных  направлений  структурной  политики в этот период должно стать  формирование финансовой системы, которая  могла бы аккумулировать временно свободные средства населения и направлять их на инвестиционные проекты, главным образом в реальный сектор экономики. Решение этой задачи может осуществляться как путем прямого участия государства в инвестициях и предоставления  гарантий, так и на основе налогового и денежно-кредитного регулирования с целью сделать наиболее выгодным инвестиции в наиболее эффективные объекты реального сектора.

     Особое  значение имеет политика по перестройке  отраслевой структуры экономики, хотя такая перестройка происходит стихийно с самого начала рыночных преобразований. Приоритетными становятся отрасли, получившие слабое развитие в плановой экономике: производство потребительских товаров и оказание услуг (финансовых, информационных, социальных).

     В России за годы реформ в структуре ВВП резко выросла доля  услуг, что отражает быстрое развитие в этот период торговли, банков и других финансовых институтов. Одновременно существенно сократился объем производства в отраслях, ориентирующихся на государственный спрос, ВПК или бюджетную поддержку (угольная промышленность, сельское хозяйство).

Информация о работе Экономическая политика в переходной экономике