Экономическая мысль в России в XVII-XVIII вв

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 21:50, контрольная работа

Описание работы

Цель работы- изучить, что представляет собой экономическая мысль России в XVII-XVIII вв.
Цель была достигнута решением следующих задач:
собран и изучен материал по заданной теме;
дан анализ экономическим взглядам А.Л.Ордин-Нащекина и Ю.Крижанича;
изучина работа И.Т.Посошкова « О скудности и богатстве»;
определены экономические взгляды М.В.Ломоносова;
сформулированы выводы в заключительной части работы.

Содержание

Ведение………………………………………………………………………3
Экономические взгляды А.Л. Ордин-Нащокина, Ю. Крижанича……………………………………………………………….4
И.Т.Посошков « О скудности и богатстве»……………………………………………………………………6
Экономические взгляды М.В.Ломоносова……………………………….12
Заключение…………………………………………………………………16
Список литературы…………………………………………………………18

Работа содержит 1 файл

конт раб. ист.экон. учений.docx

— 47.49 Кб (Скачать)
 

Контрольная работа 

По  дисциплине « История экономических учений » 

Тема:  «  Экономическая мысль в России в XVII-XVIIIвв.»    
 
 

Губкин 2010г.

Содержание

Ведение………………………………………………………………………3

Экономические взгляды А.Л. Ордин-Нащокина,                                                      Ю. Крижанича……………………………………………………………….4

И.Т.Посошков « О скудности и богатстве»……………………………………………………………………6

Экономические взгляды М.В.Ломоносова……………………………….12

Заключение…………………………………………………………………16

Список литературы…………………………………………………………18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
     Актуальность темы  «Экономическая мысль в России в XVII-XVIIIвв» обусловлена тем, что российская школа экономической мысли не находится на обочине мировой науки. Российские ученные внесли существенный вклад в сокровищницу мировой экономической науки буквально на всех этапах её развития- от Древнего мира до наших дней.
   Цель работы- изучить, что представляет собой экономическая мысль России в XVII-XVIII вв.
  Цель  была достигнута решением следующих  задач:
собран  и изучен материал по заданной теме;
дан анализ экономическим взглядам А.Л.Ордин-Нащекина и Ю.Крижанича;
изучина работа И.Т.Посошкова « О скудности и богатстве»;
определены  экономические взгляды М.В.Ломоносова;
сформулированы  выводы в заключительной части работы.
В ходе написания работы были использованы труды отечественных экономистов, учебный материал.
 
 
 
 
 
 
 

Экономические взгляды А.Л. Ордин-Нащекина, Ю. Крижанича.

Наиболее ярким  представителем экономической мысли XVII века был Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин (1605-1680). Написал "Новоторговый устав" в 1667 году. Торговля рассматривается как важнейшая статья дохода Российского государства. Торговая политика должна придерживаться идеи превышения вывоза товаров над ввозом, что будет способствовать накоплению национального капитала:

1. Активный торговый  баланс.

2. Привлечение  благородных металлов.

3. Запрет или  ограничение вывоза золота и  серебра из России.

Это элементы раннего  меркантилизма, связанные с монетаризмом. 1/3- таможенный сбор с иностранцев  в казну серебром.

Вторая половина XVII века - Юрий Крижанич (1618-1683 гг.). Долгое время жил в России, написал работу "Политические думы" ("Политика") в 60-е годы XVII века в сибирской ссылке: 1. Больше вывозить и меньше ввозить, особенно тех товаров, которые производятся в стране, или производство которых можно наладить в стране. 2. Покупка предметов роскоши за рубежом - прямой вычет из доходов от внешней торговли. 3. Развитие производительных сил в промышленности, земледелии, ремесле - источник государственных доходов, более прочный, чем накопление золота и серебра от внешней торговли. 4. Противник активной торговой деятельности иностранных купцов в России. Считал, что внешняя торговля должна быть в руках царя, чтобы предотвратить "нечестные", "дурные", "алчные" пути обогащения. Государственная торговля должна подчиняться общей пользе для всего народа. Крижанич погиб под Веной в сражении с турками 12 сентября 1683. Деятельность Юрия Крижанича (1618 — 1683 гг.) уже давно привлекала к себе внимание исследователей — историков, философов, экономистов, литературоведов, лингвистов и других, дававших самые противоречивые оценки его сочинениям. Одни исследователи готовы были видеть в произведениях Крижанича настоящую программу реформ, которая впоследствии осуществлялась при Петре I, рассматривая Крижанича как своего рода предшественника Петра. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

И.Т.Посошков « О скудности и богатстве»

         Как я уже писала, Посошков Иван Тихонович (1652-1726) – экономист и публицист эпохи Петра I. Родился в подмосковном селе и семье ремесленника-ювелира. Занимался различными ремеслами, торговлей, стал крупным промышленником и землевладельцем. В 1694—1696 it. работал над денежным станком для подношения Петру I, а в 1697 г. демонстрировал царю "огнестрельные рогатки". Свою предпринимательскую и изобретательскую деятельность Посошков сочетал с литературной, оставив несколько проектов и три полемических сочинения, в которых выдвинул ряд предложений по подъему народного хозяйства России. Основной труд Посошкова — "Книга о скудости и богатстве" (1724), где обобщается изложенное в других сочинениях. Эта книга занимает значительное место в истории русской публицистики.

Посошков И.Т. вышел из семьи мастера серебряного дела, сам был весьма разносторонним мастером, затем служил на винокуренном заводе, занимался торгово-промышленной деятельностью. Его перу принадлежит ряд работ, в которых рассматриваются вопросы денежного обращения, военное дело, богословские проблемы, вопросы морали.

К концу жизни  Посошков написал книгу "О скудости и богатстве". Она была закончена  в 1724 г. и предназначалась для  Петра I. В августе 1725 г. Посошков был  арестован и заключён в Петропавловскую крепость, где 1 февраля 1726 г. скончался.

Его  библиография сочинения:

1. Письмо о денежном деле—подано правительству в 1699—1700 гг.; до нас не дошло, известно из упоминания в «Доношении о ратном поведении».

2. Доношение о ратном поведении (1700—1701). Напечатано первый раз отдельно: «Россиянин прошедшего века или предложение Ивана Посошкова, поданное боярину Ф. А. Головину  1701... Иждивением Ф. Розанова. В Москве 1793 г.». Вторично издано в «Сочинениях Ивана Посошкова», М., 1842. В третий раз переиздано в издании «Иван Посошков. Книга о скудости и богатстве...» с предисловием А. Кизеветтера. Издание Н. Клочкова. М., 1911. Краткая редакция «Доношения» напечатана в книге С. Белокурова. Материалы по русской истории», М. 1888.

3. Три записки  митрополиту Стефану Яворскому  (1704—1709). Первая записка напечатана в сб. «Русские достопамятности», ч. 1, М., 1815, изд. Общества истории и древностей российских; вторично в «Сочинениях И. Посошкова», М., 1842, в третий раз в изд. Н. Клочкова «И. Посошков. Книга о скудости и богатстве», М., 1911. Все три записки напечатаны в «Известиях отделения русского языка и словесности Императ. Академии Наук»; 1899, т. IV, кв. 4 и отдельно: «Сборник писем И. Т. Посошкова к митрополиту Стефану Яворскому, сообщ. Б. И. Срезневский». СПб.,  1899.

4. Зеркало, сиречь  изъявление очевидное  и известное  на суемудрия раскольнича (1708) в «Сочинениях И. Посошкова. Часть вторая», М., 1863 и «Зеркало очевидное» И. Т. Посошкова. Редакция полная, издал проф. А. Царевский, вып. I, Казань, 1898; вып. II, 1905.

5. Доношение о новоначинающихся деньгах (1718)—не сохранилось, известно только по изложению в «Книге о скудости и богатстве» в гл. 9.

6. Завещание  отеческое к сыну своему (1719)—издано  по неполной рукописи: «Завещание  отеческое к сыну», сочинение  И. Посошкова, открыто и издано А. Поповым. М., 1873; полное издание: «Завещание отеческое», соч. И. Т. Посошкова. Новое издание под ред. Е. М. Прилежаева, СПб., 1893.

7. Книга о  скудости и богатстве (1724)—издавалась  трижды: М. Погодиным в «Сочинениях И. Посошкова», М., 1842, в изд. Н. Клочкова, под ред. А. Кизеветтера, М., 1911, новое издание: И. Т. Посошков. Книга о скудости и богатстве, редакция, вступительные статьи и примечания Б. Б. Кафенгауза, Соцэкгиз, М., 1937.

           Посошков в своих работах и, особенно «Книгой о скудости и богатстве» близко подошел к преобразованиям Петра I. В этом сочетании старого и нового отразилась сложность и переходный характер петровской эпохи. «Сочинения Посошкова, как и вообще вся литература времени Петра Великого, представляют собою переходную эпоху древнерусской письменности к новой литературе, подготовительные работы к последней, начавшейся с Ломоносова»,— говорит Царевский.

  Основное сочинение Посошкова И.Т., доставившее ему громкую посмертную славу, закончено им в 1724 году, когда автору было уже 72 года. Оно посвящено преимущественно экономическим проблемам, как показывает выразительное его название — «Книга о скудости и богатстве, сиесть изъявление, отчего приключается напрасная скудость, и от чего собо гобзоватое богатство умножается». В этой книге есть много предложений, касающихся различных сторон государственной и общественной жизни. В ней обсуждаются вопросы административного устройства, суда, законодательства, просвещения, говорится о положении крестьянства. Книга делится на 9 глав, в которых речь идет о духовенстве, о воинских делах, о правосудии, купечестве, о художестве (то есть о ремесле и промышленности), о разбойниках, о крестьянстве, о земляных делах, и в последней главе — о царком интересе или о государственных финансах.

«Книга о скудости и богатстве» была итогом всей литературной деятельности Посошкова. Он воспользовался для нее предшествующими своими сочинениями. Из первой своей работы, «Доношения о ратном поведении», он перенес в нее указание на изобретенные им огнестрельные рогатки, имеющаяся в ней глава «о духовности» близка по содержанию к письмам автора Стефану Яворскому, из «Завещания отеческого» перенесен целиком раздел о суде, здесь же изложено последнее его «Доношение о деньгах». В книге нашел отражение богатый жизненный опыт автора, отличное знание законодательства, он часто ссылается на Уложение 1649 года и на петровские указы и подвергает их критике. Автор предназначал «Книгу о скудости и богатстве» для поднесения Петру I, как это явствует из заключительных слов: «утаянно от зрения людского трелетным трудом восписав, твоему царскому величеству предлагаю».

В особом красноречивом доношении, обращенном к Петру, сохранившемся лишь в черновиках, отдельно от книги, Посошков И.Т. высказывает основную мысль, пронизывающую «Книгу о скудости и богатстве» и говорит о задачах, которые он имел в виду. Его «книжица» должна служить к процветанию и обогащению страны, и в особенности должна содействовать осуществлению права и справедливости. Он видел «во владущих судиях, такс в подвластных многое множество содевающееся неправды и всяких неисправностей» и решил предложить свою книгу «пред очи» царя. Проведение в жизнь его предложений должно увеличить государственные доходы, но он смотрит дальше, обещает больше, чем обогащение царской казны, он имеет в виду «всенародное богатство». Наряду с народнохозяйственными задачами он обещает осуществление «правды» и искоренение обид и вражды, «высокомнимые дворяня могут претвориться в кроткие овчата и будут иметь любовь с простым народом». Эти возвышенные задачи и привели его к разработке обширной программы преобразований.

Корни экономических  воззрений Посошкова И.Т. лежат в окружающей реальной действительности, которую он воспринимал и оценивал в соответствии со своими идеалами. Взгляды Посошкова И.Т. оригинальны, экономические предложения полны жизненного и практического смысла.

По своим политическим взглядам он был сторонником монархии. Вместе с тем он критически относился к системе и порядкам управления в России, видел в них препятствие к устранению скудости и умножению богатства в стране.

Он считал, что  богатство общества воплощается  не только в драгоценных металлах, но и в материальных благах. Посошков различает богатство вещественное и невещественное. Под вещественным богатством он разумел богатство государства (казны) и богатство парода, под невещественным — "истинную правду", т.е. законность, правовые условия, хорошее управление страной.

       Задачей экономической политики государства Посошков И.Т. ставил "всенародное обогащение". Он писал: "... в коем царстве люди богаты, то и царство то богато, а в коем будут убоги, то и царству тому не можно слыть богатому"'. Рост народного богатства выгоден и народу и государству — такова основная мысль Посошкова И.Т. по этому поводу. Его высказывания носили прогрессивный характер и выходили за рамки меркантилистских представлений о богатстве.

     Целью книги, по его словам, было показать причины напрасной скудости государства и умножения богатства. Посошков был убежден, что предложенный им план преобразований позволит превратить Россию в богатую культурную и могучую державу. Он уверял царя, что если его рекомендации будут осуществлены, то «вся наша великая Россия обновитца как в духовности, тако и во гражданстве и не токомо одна царская сокровища наполнятца, жители Российские обогатятца и прославятся». Он надеялся, что с улучшением жизни исчезнут вражда и обиды, а высокородные дворяне с любовью будут относиться к простому народу.

     Его экономические взгляды  отражали идеи меркантилизма, хотя он не был знаком с трудами западных экономистов своего времени. Не имея специального образования. Посошков И.Т. самостоятельно пришел к идеям меркантилизма, которые господствовали тогда на Западе. Поэтому он по праву считается выдающимся меркантилистом России. Его идеи отражают специфику и особенности России, а потому имеют немало отличий от западных.

     Петр I тоже был приверженцем меркантилизма, и его реформы в значительной мере были реализацией этого учения, но относительно ряда важных проблем управления экономической жизнью взгляды Посошкова И.Т. не совпадали с идеями Петра, а иногда явно противоречили им.

Информация о работе Экономическая мысль в России в XVII-XVIII вв