Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 21:50, контрольная работа
Цель работы- изучить, что представляет собой экономическая мысль России в XVII-XVIII вв.
Цель была достигнута решением следующих задач:
собран и изучен материал по заданной теме;
дан анализ экономическим взглядам А.Л.Ордин-Нащекина и Ю.Крижанича;
изучина работа И.Т.Посошкова « О скудности и богатстве»;
определены экономические взгляды М.В.Ломоносова;
сформулированы выводы в заключительной части работы.
Ведение………………………………………………………………………3
Экономические взгляды А.Л. Ордин-Нащокина, Ю. Крижанича……………………………………………………………….4
И.Т.Посошков « О скудности и богатстве»……………………………………………………………………6
Экономические взгляды М.В.Ломоносова……………………………….12
Заключение…………………………………………………………………16
Список литературы…………………………………………………………18
Контрольная
работа
По
дисциплине « История
экономических учений
»
Тема:
« Экономическая
мысль в России в XVII-XVIIIвв.»
Губкин 2010г.
Содержание
Ведение……………………………………………………………
Экономические
взгляды А.Л. Ордин-Нащокина,
И.Т.Посошков « О
скудности и богатстве»……………………………………………………
Экономические
взгляды М.В.Ломоносова……………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Экономические взгляды А.Л. Ордин-Нащекина, Ю. Крижанича.
Наиболее ярким представителем экономической мысли XVII века был Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин (1605-1680). Написал "Новоторговый устав" в 1667 году. Торговля рассматривается как важнейшая статья дохода Российского государства. Торговая политика должна придерживаться идеи превышения вывоза товаров над ввозом, что будет способствовать накоплению национального капитала:
1. Активный торговый баланс.
2. Привлечение благородных металлов.
3. Запрет или ограничение вывоза золота и серебра из России.
Это элементы раннего меркантилизма, связанные с монетаризмом. 1/3- таможенный сбор с иностранцев в казну серебром.
Вторая половина
XVII века - Юрий Крижанич (1618-1683 гг.). Долгое
время жил в России, написал работу "Политические
думы" ("Политика") в 60-е годы XVII
века в сибирской ссылке: 1. Больше вывозить
и меньше ввозить, особенно тех товаров,
которые производятся в стране, или производство
которых можно наладить в стране. 2. Покупка
предметов роскоши за рубежом - прямой
вычет из доходов от внешней торговли.
3. Развитие производительных сил в промышленности,
земледелии, ремесле - источник государственных
доходов, более прочный, чем накопление
золота и серебра от внешней торговли.
4. Противник активной торговой деятельности
иностранных купцов в России. Считал, что
внешняя торговля должна быть в руках
царя, чтобы предотвратить "нечестные",
"дурные", "алчные" пути обогащения.
Государственная торговля должна подчиняться
общей пользе для всего народа. Крижанич
погиб под Веной в сражении с турками 12
сентября 1683. Деятельность Юрия Крижанича
(1618 — 1683 гг.) уже давно привлекала к себе
внимание исследователей — историков,
философов, экономистов, литературоведов,
лингвистов и других, дававших самые противоречивые
оценки его сочинениям. Одни исследователи
готовы были видеть в произведениях Крижанича
настоящую программу реформ, которая впоследствии
осуществлялась при Петре I, рассматривая
Крижанича как своего рода предшественника
Петра.
И.Т.Посошков « О скудности и богатстве»
Как я уже писала, Посошков Иван Тихонович (1652-1726) – экономист и публицист эпохи Петра I. Родился в подмосковном селе и семье ремесленника-ювелира. Занимался различными ремеслами, торговлей, стал крупным промышленником и землевладельцем. В 1694—1696 it. работал над денежным станком для подношения Петру I, а в 1697 г. демонстрировал царю "огнестрельные рогатки". Свою предпринимательскую и изобретательскую деятельность Посошков сочетал с литературной, оставив несколько проектов и три полемических сочинения, в которых выдвинул ряд предложений по подъему народного хозяйства России. Основной труд Посошкова — "Книга о скудости и богатстве" (1724), где обобщается изложенное в других сочинениях. Эта книга занимает значительное место в истории русской публицистики.
Посошков И.Т. вышел из семьи мастера серебряного дела, сам был весьма разносторонним мастером, затем служил на винокуренном заводе, занимался торгово-промышленной деятельностью. Его перу принадлежит ряд работ, в которых рассматриваются вопросы денежного обращения, военное дело, богословские проблемы, вопросы морали.
К концу жизни Посошков написал книгу "О скудости и богатстве". Она была закончена в 1724 г. и предназначалась для Петра I. В августе 1725 г. Посошков был арестован и заключён в Петропавловскую крепость, где 1 февраля 1726 г. скончался.
Его библиография сочинения:
1. Письмо о денежном деле—подано правительству в 1699—1700 гг.; до нас не дошло, известно из упоминания в «Доношении о ратном поведении».
2. Доношение о ратном поведении (1700—1701). Напечатано первый раз отдельно: «Россиянин прошедшего века или предложение Ивана Посошкова, поданное боярину Ф. А. Головину 1701... Иждивением Ф. Розанова. В Москве 1793 г.». Вторично издано в «Сочинениях Ивана Посошкова», М., 1842. В третий раз переиздано в издании «Иван Посошков. Книга о скудости и богатстве...» с предисловием А. Кизеветтера. Издание Н. Клочкова. М., 1911. Краткая редакция «Доношения» напечатана в книге С. Белокурова. Материалы по русской истории», М. 1888.
3. Три записки митрополиту Стефану Яворскому (1704—1709). Первая записка напечатана в сб. «Русские достопамятности», ч. 1, М., 1815, изд. Общества истории и древностей российских; вторично в «Сочинениях И. Посошкова», М., 1842, в третий раз в изд. Н. Клочкова «И. Посошков. Книга о скудости и богатстве», М., 1911. Все три записки напечатаны в «Известиях отделения русского языка и словесности Императ. Академии Наук»; 1899, т. IV, кв. 4 и отдельно: «Сборник писем И. Т. Посошкова к митрополиту Стефану Яворскому, сообщ. Б. И. Срезневский». СПб., 1899.
4. Зеркало, сиречь
изъявление очевидное и
5. Доношение о новоначинающихся деньгах (1718)—не сохранилось, известно только по изложению в «Книге о скудости и богатстве» в гл. 9.
6. Завещание отеческое к сыну своему (1719)—издано по неполной рукописи: «Завещание отеческое к сыну», сочинение И. Посошкова, открыто и издано А. Поповым. М., 1873; полное издание: «Завещание отеческое», соч. И. Т. Посошкова. Новое издание под ред. Е. М. Прилежаева, СПб., 1893.
7. Книга о
скудости и богатстве (1724)—
Посошков в своих работах и, особенно «Книгой о скудости и богатстве» близко подошел к преобразованиям Петра I. В этом сочетании старого и нового отразилась сложность и переходный характер петровской эпохи. «Сочинения Посошкова, как и вообще вся литература времени Петра Великого, представляют собою переходную эпоху древнерусской письменности к новой литературе, подготовительные работы к последней, начавшейся с Ломоносова»,— говорит Царевский.
Основное сочинение Посошкова И.Т., доставившее ему громкую посмертную славу, закончено им в 1724 году, когда автору было уже 72 года. Оно посвящено преимущественно экономическим проблемам, как показывает выразительное его название — «Книга о скудости и богатстве, сиесть изъявление, отчего приключается напрасная скудость, и от чего собо гобзоватое богатство умножается». В этой книге есть много предложений, касающихся различных сторон государственной и общественной жизни. В ней обсуждаются вопросы административного устройства, суда, законодательства, просвещения, говорится о положении крестьянства. Книга делится на 9 глав, в которых речь идет о духовенстве, о воинских делах, о правосудии, купечестве, о художестве (то есть о ремесле и промышленности), о разбойниках, о крестьянстве, о земляных делах, и в последней главе — о царком интересе или о государственных финансах.
«Книга о скудости и богатстве» была итогом всей литературной деятельности Посошкова. Он воспользовался для нее предшествующими своими сочинениями. Из первой своей работы, «Доношения о ратном поведении», он перенес в нее указание на изобретенные им огнестрельные рогатки, имеющаяся в ней глава «о духовности» близка по содержанию к письмам автора Стефану Яворскому, из «Завещания отеческого» перенесен целиком раздел о суде, здесь же изложено последнее его «Доношение о деньгах». В книге нашел отражение богатый жизненный опыт автора, отличное знание законодательства, он часто ссылается на Уложение 1649 года и на петровские указы и подвергает их критике. Автор предназначал «Книгу о скудости и богатстве» для поднесения Петру I, как это явствует из заключительных слов: «утаянно от зрения людского трелетным трудом восписав, твоему царскому величеству предлагаю».
В особом красноречивом доношении, обращенном к Петру, сохранившемся лишь в черновиках, отдельно от книги, Посошков И.Т. высказывает основную мысль, пронизывающую «Книгу о скудости и богатстве» и говорит о задачах, которые он имел в виду. Его «книжица» должна служить к процветанию и обогащению страны, и в особенности должна содействовать осуществлению права и справедливости. Он видел «во владущих судиях, такс в подвластных многое множество содевающееся неправды и всяких неисправностей» и решил предложить свою книгу «пред очи» царя. Проведение в жизнь его предложений должно увеличить государственные доходы, но он смотрит дальше, обещает больше, чем обогащение царской казны, он имеет в виду «всенародное богатство». Наряду с народнохозяйственными задачами он обещает осуществление «правды» и искоренение обид и вражды, «высокомнимые дворяня могут претвориться в кроткие овчата и будут иметь любовь с простым народом». Эти возвышенные задачи и привели его к разработке обширной программы преобразований.
Корни экономических воззрений Посошкова И.Т. лежат в окружающей реальной действительности, которую он воспринимал и оценивал в соответствии со своими идеалами. Взгляды Посошкова И.Т. оригинальны, экономические предложения полны жизненного и практического смысла.
По своим политическим взглядам он был сторонником монархии. Вместе с тем он критически относился к системе и порядкам управления в России, видел в них препятствие к устранению скудости и умножению богатства в стране.
Он считал, что богатство общества воплощается не только в драгоценных металлах, но и в материальных благах. Посошков различает богатство вещественное и невещественное. Под вещественным богатством он разумел богатство государства (казны) и богатство парода, под невещественным — "истинную правду", т.е. законность, правовые условия, хорошее управление страной.
Задачей экономической политики государства Посошков И.Т. ставил "всенародное обогащение". Он писал: "... в коем царстве люди богаты, то и царство то богато, а в коем будут убоги, то и царству тому не можно слыть богатому"'. Рост народного богатства выгоден и народу и государству — такова основная мысль Посошкова И.Т. по этому поводу. Его высказывания носили прогрессивный характер и выходили за рамки меркантилистских представлений о богатстве.
Целью книги, по его словам, было показать причины напрасной скудости государства и умножения богатства. Посошков был убежден, что предложенный им план преобразований позволит превратить Россию в богатую культурную и могучую державу. Он уверял царя, что если его рекомендации будут осуществлены, то «вся наша великая Россия обновитца как в духовности, тако и во гражданстве и не токомо одна царская сокровища наполнятца, жители Российские обогатятца и прославятся». Он надеялся, что с улучшением жизни исчезнут вражда и обиды, а высокородные дворяне с любовью будут относиться к простому народу.
Его экономические взгляды отражали идеи меркантилизма, хотя он не был знаком с трудами западных экономистов своего времени. Не имея специального образования. Посошков И.Т. самостоятельно пришел к идеям меркантилизма, которые господствовали тогда на Западе. Поэтому он по праву считается выдающимся меркантилистом России. Его идеи отражают специфику и особенности России, а потому имеют немало отличий от западных.
Петр I тоже был приверженцем меркантилизма, и его реформы в значительной мере были реализацией этого учения, но относительно ряда важных проблем управления экономической жизнью взгляды Посошкова И.Т. не совпадали с идеями Петра, а иногда явно противоречили им.
Информация о работе Экономическая мысль в России в XVII-XVIII вв