Экономическая эффективность деятельности организации культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 10:26, курсовая работа

Описание работы

Цель: Выявить критерии экономической эффективности организации культуры.
Задачи:
1. Анализ литературы.
2. Выявить особенности экономической эффективности деятельности организации культуры.
3. Изучить составляющие показатели экономической эффективности библиотеки.
4. Определить степень экономической эффективности ОГОНБ им Пушкина.

Содержание

Введение……………………………………………………………………с3
Глава № 1. Сущность и показатели экономической эффективности…..с5
§1.1 Понятие экономической эффективности и необходимость ее повышения в условиях рыночной экономики……………………….…..с5
§1.2 Показатели оценки экономической эффективности деятельности предприятия…………………………………………….…………………с10
Глава № 2 «Степень экономической эффективности деятельности на примере ОГ ОНБ им. А.С.Пушкина .»…………………………………с13
§2.1 Измерение экономической эффективности деятельности библиотеки………………………………………………………………..с13
§2.2 Показатели экономической эффективности ОГОН библиотеки им А.С.Пушкина………………………………………………………………с18

Заключение………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 47.39 Кб (Скачать)

     В каждой национальной экономике имеются  возможности получить дополнительные выигрыши за счет структурных изменений  в экономике, используемых ресурсов, внедрения новых технологий, улучшение  качества сырья, материалов, новых видов  топлива и других факторов. Поэтому  для всех стран актуальной является проблема использования имеющихся  возможностей (при данном уровне развития) в деле повышения эффективности  хозяйствования, распределения и  обмена ресурсов и потребления готовой  продукции (товаров и услуг) [11, c. 129].

     В настоящее время исключительное значение для российской экономики  имеет стимулирование эффективных  направлений использования и  экономии ресурсов.

     §1.2 Показатели оценки экономической  эффективности деятельности предприятия

 

     Одним из основных требований хозяйствования в условиях рыночной экономики является безубыточность хозяйственной и  другой деятельности предприятия, возмещение расходов собственными доходами и обеспечение  в определенных размерах рентабельности функционирования капитала.

     Эффективность является сложной категорией, которая  складывается в организации (в отрасли  и т.п.) под влиянием множества  внутренних и внешних факторов: экономических, правовых, социальных и др. Это обстоятельство и тот факт, что эффективность  представлена в различных видах (эффективность хозяйственной деятельности предприятия, эффективность использования  различных ресурсов, эффективность  производства и т.п.), являются причинами  использования для ее количественной оценки множества показателей. Их упорядоченность, расположение, например, в порядке  обобщающих показателей эффективности  к частным, образует определенную систему  показателей.

     Основополагающим  принципом формирования системы  показателей эффективности и  выражения ее сущности на всех уровнях  управления экономикой (страны, отрасли, хозяйствующего субъекта) является соотношением конечного результата (дохода, валового внутреннего продукта, объема выпуска  или реализации продукции) и эффекта (прибыли) с примененными и потребленными ресурсами (в совокупности или по отдельным видам).

     Соотношение показателей можно исчислять  различными способами. При определении  показателя эффективности как отношения  результата в виде объема выпуска (реализации) продукции или эффекта (прибыли) к ресурсам или затратам необходимо ориентироваться на его максимизацию. При использовании обратных показателей  в виде отношения ресурсов или  затрат к объему выпуска (реализации) продукции или эффекту (прибыли) важно добиваться их минимизации.

     Практическое  использование системы показателей  экономической эффективности в  отраслях предусматривает:

  • ориентацию предприятий на интенсивный путь развития и достижения более высокого уровня эффективности в динамике;
  • выявление резервов дальнейшего совершенствования хозяйственной деятельности предприятия на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, современных технологий и улучшения организации производства;
  • создание действенного механизма повышения эффективности.

     В качестве обобщающих показателей эффективности  хозяйственной деятельности предприятия  необходимо использовать отношение  объема реализованной продукции  или эффекта в виде прибыли  к совокупной величине ресурсов, включающих среднегодовую стоимость основных и оборотных средств или к  общей сумме расходов на производство или продажи [19, c. 132].

     Главным показателем, характеризующим финансовые результаты хозяйственной деятельности торговых организаций, являются валовой  доход, прибыль и рентабельность.

     Цель  анализа финансовых результатов  – выявление путей и возможностей их роста повышения качества обслуживания потребителей. В процессе анализа  дают оценку состояния валового дохода, прибыли и рентабельности на предприятиях, изучают их динамику и влияние  факторов на финансовые результаты. Одной  из главных задач анализа является изучение и мобилизация резервов их роста, повышения стимулирующей  роли доходов и прибыли в результатах  хозяйственной и другой деятельности предприятий.

     Комплексный экономический анализ представляет собой анализ хозяйственной деятельности предприятия или какой-либо отдельной, наиболее существенной стороны его  деятельности на основе системного подхода.

     Системный подход к проведению комплексного экономического анализа предполагает наличие определенной последовательности с целью всестороннего  охвата взаимосвязанных и взаимообусловленных  показателей.

     Одной из основных задач комплексного экономического анализа является выявление эффективности  хозяйственной деятельности предприятия.

     Системный подход позволяет глубже изучить  исследуемое предприятие, получить более полное представление о  нем.

     Системный подход в экономическом анализе  направлен на разработку научно обоснованных вариантов решения определенных задач, а также позволяет выбрать  наиболее целесообразные управленческие решения для достижения поставленных целей.

     При выборе методики проведения комплексного экономического анализа могут быть использованы два подхода:

  • первый подход – когда результаты хозяйственной деятельности анализируемого предприятия можно представить в виде системы показателей;
  • второй подход – когда результаты хозяйственной деятельности характеризуются одним свободным комплексным показателем.

     На  практике при проведении комплексного анализа чаще всего используют оба  подхода одновременно. Комплексный  экономический анализ деятельности может включать различное сочетание  используемых показателей в зависимости  от поставленных целей.

Глава № 2 «Степень экономической  эффективности деятельности на примере ОГ ОНБ им. А.С.Пушкина

     §2.1 Измерение экономической эффективности деятельности библиотеки. Когда известно распределение затрат на различные библиотечные сервисы, руководство владеет исходной информацией для измерения экономической эффективности. Нужна также информация о степени использования услуг, поскольку анализ экономической эффективности предполагает, помимо всего прочего, изучение зависимости между инвестициями в библиотеку и количественными данными об использовании сервисов, о реальных пользователях, обо всем населении, обслуживаемом библиотекой.

Установление  связей между данными о финансировании и об обслуживании в библиотеке означает деление суммарных годовых затрат на обслуживание в библиотеке на

  • количество обращений к этому сервису,
  • число пользователей, успешно обратившихся к сервису,
  • общее число членов научного сообщества, пользующихся библиотекой.

Эти данные берутся за все время, равное продолжительности  финансового года, в течение которого проводились измерения.

Измерение экономической эффективности в  расчете на одно посещение и одного пользователя часто дает различные  значения. Нередко затраты на обслуживание одного человека больше, чем на одно название (книгу) или один запрос.

Измерение экономической эффективности на уровне всего научного и учебного сообщества, обслуживаемого библиотекой, является крайне полезным, поскольку  большинство библиотек финансируется  с целью обслуживания всего сообщества, частью которого они являются (для  факультетской или институтской библиотеки сообщество ограничивается факультетом или институтом). Сообщество, конечно же, должно быть представлено в числовом виде не как количество персон, а в виде так называемых эквивалентов полного времени (FTE’s – full-time equivalents) для сокращения трудностей, связанных с определением полных и неполных ставок персонала.

Сравнение расходов конкретной службы на одного пользователя и на FTE может выявить  небольшие, но интересные различия в  финансовом выражении о реальном и потенциальном использовании  библиотеки. Практический способ гласит: чем ниже расходы на FTE, тем выше эффективность с чисто финансовой точки зрения. Однако следует постоянно  помнить о том, что цифры, полученные в результате таких количественных расчетов, имеют весьма ограниченную пользу сами по себе. В действительности они становятся полезными только в том случае, когда сопоставляются с аналогичными цифрами, полученными  из другого источника. Возможно проведение многих сравнений такого рода. Мы ограничимся  тремя:

  • Сравнение между теми же службами за различные годы или части года. Более или менее постоянное измерение обеспечивает руководство библиотеки информацией и является полезным инструментом для проведения сервисной политики, например, когда цифры указывают на значительные изменения в эффективности в течение нескольких лет.
  • Сравнение с другими сервисами библиотеки. Оно может показать, где экономическая эффективность выше, а также дать некоторое представление о качестве сервисов и уровне удовлетворенности ими пользователя.
  • Сравнение с цифрами из иных университетских или других научных библиотек. Такие сравнения имеют смысл только в том случае, когда параметры сравниваемых библиотек примерно одинаковы.
  • Измерение экономической эффективности различных сервисов. В действительности, каждый из библиотечных сервисов может быть выражен через экономическую эффективность. В нижеприведенном списке слово «сервис» используется в самом широком смысле, начиная от доступности библиотеки и включая такие действия, как обучение тому, как пользоваться библиотечными услугами и коллекциями. Он ограничен основными функциями библиотеки и является исходным вариантом для тех, кто заинтересован в большей детализации. Он может быть продолжен или перегруппирован в зависимости от задач руководства библиотеки.

Для каждого  вида сервиса в приведенной ниже таблице в основном выделены три  категории количественных данных, перечисленных  ниже:

  • обслуживание,
  • пользователи,
  • все сообщество (выраженное в виде общего FTE для сообщества, обслуживаемого библиотекой).

    Таблица 2.

    СЕРВИС
    ЗАТРАТЫ НА
    Доступ к  библиотечным читальным залам
  • посещение библиотеки
  • пользователя библиотеки
  • FTE основной группы пользователей
    Книговыдача экземпляра из библиотечной коллекции
  • запрос на издание
  • выданное название
  • обслуженного пользователя
  • FTE основной группы пользователей
    МБА
  • название, на которое поступил запрос
  • название, которое было доставлено
  • обслуженного пользователя
  • FTE основной группы пользователей
    Справочные  и информационный сервис в библиотеке
  • запрос
  • запрашивающего
  • FTE основной группы пользователей
    Доступ к  библиотечному оборудованию, такому, как CD-ROM
  • единицу времени (минута или час)
  • пользователя
  • FTE основной группы пользователей
    Дополнительные  сервисы, такие, как обучение в использовании  библиотечных коллекций и служб
  • час обучения
  • участника
  • FTE основной группы пользователей

При обсуждении экономической эффективности в  университетской и других научных  библиотеках, мы ограничились сервисами  для пользователя. Однако, как было отмечено выше, измерение экономической  эффективности может быть применимо  также к отдельным библиотечным процессам, которые вносят свою долю в предоставление сервисов, но в  которые пользователи непосредственно  не вовлечены, например, комплектование или каталогизация, автоматизация  или сохранность, управление персоналом и, наконец, руководство библиотекой.

Информация о работе Экономическая эффективность деятельности организации культуры