Экономическая интеграция в Центральной Азии: проблемы и перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 04:22, реферат

Описание работы

Необходимость интеграции порождается сегодня целым рядом актуальных экономических проблем, которые не могут быть решены странами в одиночку. Нарастающая глобализация и интернационализация производства, углубление международного разделения труда делают неэффективной традиционную политику поддержки свободной конкуренции отдельно взятой страной.

Работа содержит 1 файл

Экономическая интеграция в Центральной Азии.doc

— 60.50 Кб (Скачать)

Что касается эффективности межгосударственных структур, следует признать, что  естественное стремление стран к  сотрудничеству, к сожалению, нередко  наталкивалось на невыполнение решений и подписанных договоров. Выходом из положения стал переход к новой практике, когда договоры вступают в силу после выполнения внутригосударственных процедур всеми участниками и, следовательно, они общеобязательны.

Каковы  отличительные особенности ЕврАзЭС? Во-первых, все страны-участницы ЕврАзЭС сошлись во мнении, что на первом этапе подготовки документов будущей организации они не будут делегировать свои полномочия наднациональным структурам, сохранив тем самым самостоятельность и суверенитет. Однако это не исключает того, что по мере упрочения сообщества будут созданы предпосылки для перехода от межгосударственных к наднациональным органам наподобие Европейского союза.

Достигнутая сейчас организационно-правовая форма  позволяет единой командой и на приемлемых условиях вести переговоры о вступлении во Всемирную торговую организацию, продвигать и защищать свои интересы на рынках разных континентов.

Другой  отличительной особенностью Евразийского экономического сообщества является впервые  апробируемая на постсоветском пространстве система принятия решений путем "взвешенного голосования", когда страны будут голосовать и финансировать деятельность Интеграционного комитета пропорционально своему экономическому потенциалу. Взносы Казахстана в бюджет сообщества составляют - 20%. Для остальных государств они распределились следующим образом: для Российской Федерации - 40%, Беларуси - 20, Кыргызстана и Таджикистана - по 10%. При этом для принятия решения требуется большинство в 2/3 голосов, что исключает монополизм одного из государств. Однако для баланса интересов в высшем органе ЕврАзЭС - Межгосударственном совете, проводимом на уровне глав государств не реже одного раза в год и с участием глав правительств с периодичностью двух раз в год, - каждая сторона имеет один голос, а решения принимаются консенсусом.

Кроме того, ЕврАзЭС отличается от других региональных организаций конкретными  целями и конкретными сроками  их достижения. На настоящий момент времени разработана стратегия  развития ЕврАзЭС до 2015 года. Так, в ближайшие два года должна быть введена в действие единая методология ведения статистики внешней торговли стран-членов сообщества. В этот же период будут унифицированы правила и процедуры таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, ввозимых и вывозимых из одной страны-участницы ЕврАзЭС в другую.

С 2004 года предполагается перейти на согласованную  систему мер, обеспечивающих экономическую  безопасность стран сообщества. К 2005 году будут внедрены общие подходы  к согласованной пограничной политике, развито многостороннее пограничное сотрудничество. К 2006 году планируется закончить обустройство пунктов пропуска на внешних границах государств-членов сообщества. А к 2010 году должно быть завершено полное обустройство и организацию согласованной охраны внешних границ стран ЕврАзЭС. К 2010 году предполагается также создать единую систему управления таможенными службами и отменить таможенный контроль на границах между государствами ЕврАзЭС. К 2015 году будет создана единая система управления пограничными службами государств-членов ЕврАзЭС.

На прошедшем 14 сентября 2001 года в Алматы заседании  Межгоссовета ЕврАзЭС уже были сформированы Интеграционный комитет, комиссии постоянных представителей и избран первый генеральный  секретарь ЕврАзЭС (Григорий Рапота, бывший первый замминистра промышленности и новых технологий РФ). Кроме того, была утверждена структура секретариата Интеграционного комитета ЕврАзЭС и утвержден бюджет сообщества на 2002 год (в размере 83 млн. рос.рублей).

На первом заседании Межгоссовета ЕврАзЭС  также был утвержден Базовый  перечень и минимальные ставки на подакцизные товары, производимые и  ввозимые на таможенные территории государств-членов сообщества. В сфере пограничной  политики было принято соглашение об информационном взаимодействии. Его практическая реализация позволит пограничным службам стран-участниц оперативно обмениваться информацией, способствующей укреплению и охране внешних границ сообщества.

В целом, можно сказать, что по линии ЕврАзЭС  начались согласованные действия  всех пяти стран-участниц в сторону реальной экономической интеграции.

Другой  региональной организацией, имеющей  хорошие шансы на реальную экономическую  интеграцию, является Шанхайская Организация Сотрудничества, которая сегодня считается одной из самых эффективных в мире региональных организаций по безопасности и сотрудничеству. 

В июне этого года «Шанхайская пятерка», изначальной и основной задачей  которой была борьба с терроризмом  и экстремизмом, претерпела серьезную  трансформацию. И не только, в том плане, что к ней присоединился Узбекистан. Но и, прежде всего, потому, что лидеры государств договорились расширить взаимодействие не только в военно-политической, но и в экономической областях. 

На первой встрече глав правительств ШОС, состоявшейся в сентябре 2001 года в Алматы, были обсуждены конкретные механизмы и направления экономического сотрудничества. Среди сфер будущего взаимодействия были обозначены транспортная инфраструктура и телекоммуникации, топливно-энергетический сектор, сельское хозяйство, туризм, банковская сфера, водохозяйственная и природоохранная области. 

На первом заседании был подписан Меморандум об основных целях и направлениях регионального экономического сотрудничества и запуске процесса по созданию благоприятных условий в области торговли и инвестиций. Данный меморандум станет основой для разработки долгосрочной программы экономического сотрудничества. Основными целями развития сотрудничества в рамках ШОС являются: (1) выявление экономической взаимодополняемости государств-участников в интересах содействия всеобщему развитию их экономики; (2) содействие развитию совместных производств и торгово-экономической деятельности хозяйствующих субъектов; (3) гармонизация национальных законодательств, регулирующих внешнеэкономическую деятельность, и т. д.

В настоящее  время идет работа над главным  документом – Хартией Шанхайской Организации Сотрудничества. Планируется, что Хартия будет подписана в  июле следующего года в Санкт-Петербурге. 

В целом, создание Шанхайской Организации Сотрудничества поднимает отношения между странами региона на новый уровень и одновременно укрепляет безопасность и стабильность в регионе и во всем мире.

* * *

Углубление  интеграционных процессов и расширение регионального сотрудничества в  Центральной Азии будет способствовать не только социально-экономическому подъему стран региона и совместному выходу на мировые рынки, а также будет содействовать созданию условий обеспечения безопасности, стабильности и устойчивого развития всего региона.

Информация о работе Экономическая интеграция в Центральной Азии: проблемы и перспективы