Экономическая интеграция в Центральной Азии: проблемы и перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 04:22, реферат

Описание работы

Необходимость интеграции порождается сегодня целым рядом актуальных экономических проблем, которые не могут быть решены странами в одиночку. Нарастающая глобализация и интернационализация производства, углубление международного разделения труда делают неэффективной традиционную политику поддержки свободной конкуренции отдельно взятой страной.

Работа содержит 1 файл

Экономическая интеграция в Центральной Азии.doc

— 60.50 Кб (Скачать)

Экономическая интеграция в Центральной  Азии: 
проблемы и перспективы
 

У Казахстана, так же как и у других новых  независимых государств Центральной  Азии, есть только два варианта формирования своего будущего в новых условиях:

(1)     самостоятельно решать задачи социально-экономического развития, довольствуясь достигнутым суверенитетом и опираясь исключительно на свои силы; при этом постоянно рискуя оказаться под влиянием более сильных соседних государств (заведомо проигрышный вариант);

(2)     развивать взаимовыгодные интеграционные связи с соседними государствами, совместными усилиями укрепляя свои национальные экономики.

Необходимость интеграции порождается сегодня  целым рядом актуальных экономических  проблем, которые не могут быть решены странами в одиночку. Нарастающая глобализация и интернационализация производства, углубление международного разделения труда делают неэффективной традиционную политику поддержки свободной конкуренции отдельно взятой страной. В одиночку противостоять жесткой конкуренции на мировом рынке сегодня не может ни одна страна. Это подстегивает поиск новых форм международного взаимодействия, которые обеспечивали бы устойчивость развития отдельных стран в системе мировой экономики. Одной из таких форм является интеграция стран в различного рода межгосударственные союзы, в том числе и крупномасштабные региональные экономические комплексы с общей территорией, аппаратом управления, финансовой системой, экономикой, гражданством, внешней политикой.

Вместе  с тем, региональная экономическая  интеграция – это не только способ защиты от конкуренции мирового рынка, но и защита от экономической экспансии, поддерживаемой глобализацией. Это способ обеспечения устойчивости и самостоятельности развития каждой страны.

Вообще, глобализация и интеграция – объективные и взаимосвязанные процессы, которые будут определять мировое экономическое развитие в ближайшие десятилетия. При этом, если региональная экономическая интеграция для ведущих развитых государств – это способ сплочения и объединения усилий с целью сохранения определяющего диктата в мировом хозяйстве. То, региональная интеграция для развивающихся стран – это фактически единственная возможность противостоять негативным последствиям мировой глобализации и диктату со стороны ведущих стран мира.

У новых независимых государств Центральной Азии, чьи экономики были в составе мощного единого народнохозяйственного комплекса СССР, существует единственный путь занять достойное место в мировом экономическом сообществе – это региональная интеграция. Интеграция экономик центральноазиатских государств – это объективный и естественный процесс, обусловленный национальными интересами каждой из стран региона. Необходимость экономической интеграции в регионе во многом основана на глубокой взаимозависимости и взаимной дополняемости экономик стран региона.

Кроме того, углубление интеграционных процессов  приобретает в настоящее время  важнейшее значение для обеспечения  как региональной, так и национальной безопасности государств Центральной  Азии.

Основные  направления экономической интеграции стран Центральной Азии

Углубление  экономического сотрудничества в регионе  возможно в нескольких основных сферах: (1) в области использования богатых  природных ресурсов региона, в сфере  энергетики и водопользования, в  области транспортных коммуникаций; (2) в сфере строительства газо- и нефтепроводов; (3) в области производственной кооперации и развития сети совместных предприятий на основе межгосударственного разделения труда; (4) в экологической сфере, в решении проблем которой сегодня заинтересованы все страны Центральной Азии.

Для достижения цели углубления интеграционных процессов  в регионе, на наш взгляд, необходимо сосредоточить усилия на наиболее приоритетных направлениях экономического взаимодействия. Можно выделить четыре таких направления.

Во-первых, совместное рациональное использование водных и энергетических ресурсов. Приоритетность данного направления сотрудничества объясняется тем, что центральноазиатские государства связывают общие речные бассейны рек Сырдарья и Амударья, единая экологическая система, общая линия газопроводов Газли-Бухара-Ташкент-Шымкент-Алматы.

В водохозяйственной  сфере региона сегодня сложились  следующие проблемы: (1) общий дефицит  водных ресурсов; (2) отсутствие единой правовой базы; (3) нередкое игнорирование интересов соседних стран; (4) нарушения имеющихся принципов распределения воды трансграничных рек; (5) невыполнение компенсационных поставок (имеется в виду компенсация Кыргызстану за воду из Токтагульского водохранилища в виде поставок тепло- и энергоресурсов в зимний период).

Все эти  проблемы можно решить лишь при наличии  достаточной политической воли центральноазиатских  государств. Все вопросы должны решаться в ходе конструктивных переговоров. Главное - не превращать воду в инструмент политического и экономического давления. Необходимо придать воде статус общей ценности. Вода для Центральной Азии должна стать объединяющим, а не разъединяющим началом. Взаимодействие государств региона в этом направлении должно осуществляться на основе таких общепринятых принципов, как уважение суверенитета, равное партнерство, учет национальных интересов и добросовестное выполнение взаимных обязательств.

Главными  задачами, на решение которых должны быть направлены усилия стран региона  в этой сфере, являются: (1) разработка новой стратегии рационального использования водных ресурсов региона; (2) определение принципов эксплуатации межгосударственных водных объектов, расположенных на территории сопредельных государств.

В целях  более эффективного использования  водно-энергетических ресурсов региона необходимо выработать совместную для Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана стратегию.

В реализации общей водно-энергетической политики стран Центральной Азии большие  надежды также связываются со вновь создаваемым Межгосударственным водно-энергетическим консорциумом.

Вторым  приоритетным направлением развития экономической  интеграции стран Центральной Азии является активизация торгово-экономического сотрудничества.

Сегодня между странами региона существует большое количество преград для взаимной торговли. В результате процветает контрабанда, наносящая прямой ущерб экономикам государств.

Анализ  динамики товарооборота между странами Центральной Азии в последние  годы свидетельствует о том, что  объем взаимной торговли, несмотря на некоторое оживление в отдельные годы, в целом имеет тенденцию к снижению. Так, товарооборот между Казахстаном и Узбекистаном в 2000 году сократился почти в два раза по сравнению с 1995 годом (с 422 до 212 млн. долларов США). Товарооборот между Кыргызстаном и Казахстаном снизился по сравнению с 1996 годом более чем в два раза (с 202 до 90 млн. долларов в 2000 году).

Такая ситуация сложилась отнюдь не потому, что нашим государствам нечем  торговать. Напротив, по многим позициям наши экономики дополняют друг друга. Сокращение товарооборота между центральноазиатскими странами наглядно свидетельствует о наличии нерешенных проблем в данной сфере. Эти проблемы также можно решить при наличии заинтересованности сторон.

Можно предложить следующие механизмы  решения проблем в сфере торгово-экономического сотрудничества: (1) гармонизация таможенного и налогового законодательства в объеме, необходимом для эффективного функционирования режима свободной торговли; (2) унификация таможенных правил и процедур; (3) недопущение односторонних действий по ограничению на ввоз товаров из стран Центральной Азии.

Третьим приоритетным направлением экономического взаимодействия государств Центральной  Азии является сотрудничество в транспортно-коммуникационной сфере.

Сегодня многочисленные таможенные сборы, страховые взносы, прочие платежи делают транзит большегрузного транспорта через страны региона неприемлемо дорогим.

Поэтому в транспортно-коммуникационной сфере  первостепенную важность имеют вопросы  создания благоприятных правовых, экономических и организационных условий транспортировки грузов и перевозки пассажиров транзитом через территории государств региона. От решения этой задачи в определяющей степени зависит эффективность экономической интеграции в регионе.

Для решения  этой задачи центральноазиатские страны должны: (а) сблизить нормативно-правовую базу в области транспорта; (б) согласовывать и проводить единую тарифную политику на всех видах транспорта; (в) и максимально сблизить тарифы на перевозку грузов и пассажиров.

Если  по всем трем перечисленным направлениям экономической интеграции мы достигнем определенных результатов, можно выходить на более высокий -инвестиционный уровень сотрудничества. То есть, четвертым приоритетным направлением развития экономической интеграции центральноазиатских стран должно стать укрепление производственной кооперации и развитие прямых хозяйственных связей.

Можно предложить следующие механизмы  реализации данного направления  интеграции в Центральной Азии: (1) сближение национальных законодательств, регулирующих экономическую деятельность; (2) обеспечение равных организационно-экономических условий деятельности хозяйствующих субъектов на территории государств регион; (3) проведение согласованной политики в области специализации производства в отраслях промышленности; (4) поддержка высокоэффективных производств, представляющих интерес для государств региона; (5) развитие научно-технической и производственной кооперации на уровне хозяйствующих субъектов; (6) формирование по ряду взаимосвязанных направлений совместных программ и инвестиционных проектов.

В целом, углубление экономической интеграции в Центральной Азии возможно путем  поэтапного движения: Зона свободной торговли – Таможенный союз – Платежный и валютный союз – Общий рынок товаров, услуг и капиталов.

Кроме того, углублению экономической интеграции в регионе будет способствовать сближение национальных законодательств  и нормативных актов, обеспечение  гармонизации таможенного законодательства и другие меры.

Наиболее  эффективные формы  региональной интеграции в Центральной  Азии

За десять лет независимого развития после  распада СССР было создано немало региональных и межгосударственных организаций. Это и СНГ, и Центрально-Азиатское  экономическое сообщество, и Таможенный союз, и многие другие.

Но этот процесс вполне естественный. За первым периодом, когда были сильны центробежные тенденции и союзные республики, провозгласившие свою независимость, усиленно укрепляли национальный суверенитет, неминуемо последовал следующий этап. Рушилось единое экономическое, оборонное, культурное и информационное пространство.

Президент Казахстана Н.Назарбаев в то время  оказался среди немногих политиков, высказывавшихся за цивилизованный "развод". Будучи руководителем-прагматиком, он предлагал максимально сохранить существовавшие хозяйственные связи и более рачительно использовать производственный потенциал, способствовать контактам народов, занимающих одну шестую часть планеты. Достаточно вспомнить учреждение СНГ в Алматы, обнародование идеи формирования Евразийского союза, тех же Таможенного союза и Центрально-Азиатского экономического сообщества, Шанхайской организации сотрудничества. Во всех этих инициативах прослеживается приверженность руководства Казахстана к развитию интеграционных процессов на просторах Евразии.

Особое  место в ряду региональных организаций  занимает Евразийское Экономическое Сообщество, которое официально возникло в апреле сего года на базе Таможенного союза между Казахстаном, Кыргызстаном, Россией, Беларусью и Таджикистаном.

По мнению многих казахстанских политиков, ЕврАзЭС  является самой продвинутой на сегодня  моделью экономического сообщества в регионе СНГ. Данная организация, объединяющая страны с населением свыше 180 миллионов человек и обширной территорией, богатыми природными ресурсами и развитой производственной инфраструктурой, имеет реальный шанс стать самодостаточным партнером на мировом рынке. Для этого сообщество имеет статус международной организации с четкой структурой и механизмом выполнения принятых решений, чего не было у Таможенного союза.

Важным  является и обязательство стран-участниц ЕврАзЭС обеспечить преемственность  ранее достигнутых соглашений. До 2000 года было создано единое экономическое  пространство стран-участниц Таможенного  союза, расширено взаимодействие в правовой и культурно-образовательной сферах. Удалось упростить некоторые таможенные процедуры, согласовать единые подходы министерств и ведомств к решению финансовых и хозяйственных задач, в частности в транспорте и энергетике. Только отмена большинства таможенных пошлин и ограничений увеличила товарооборот Казахстана с партнерами по сообществу в 1995 году на 44%. В последующем эти цифры росли ежегодно, за исключением кризисного 1999 года. К примеру, в 1996 году они превысили предыдущие показатели на 82%, в 1997 - на 53%, в следующем - на 24%, а в 2000 году - на 57%.

Информация о работе Экономическая интеграция в Центральной Азии: проблемы и перспективы