Экономическая безопасность россии

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 23:52, реферат

Описание работы

Целью работы является анализ проблем обеспечения национальной экономической безопасности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие «экономической безопасности»;
- выделить основные проблемы экономической безопасности;
- выявить пути решения проблем экономической безопасности;

Содержание

Введение 3
1.Понятие экономической безопасности 5
2. Угрозы экономической безопасности Российской Федерации 8
Заключение 13
Список использованной литературы. 16

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 45.60 Кб (Скачать)

По мнению специалистов, выход здесь может быть только один – кардинальное (в 4-5 раз) увеличение производительности труда. В этих условиях крайне важно четко определить приоритетные направления развития экономики, в которых можно совершить прорыв и многократно увеличить производительность труда, обеспечить конкурентоспособность нашей продукции. Для этого нужно разработать и реализовать национальные инновационные программы и проекты. Причем эти программы должны быть конкретными, обеспечены реальными ресурсами, специалистами-профессионалами.

Проблема  №5: отсутствие долгосрочных стратегий развития экономики, и страны в целом.

Одна из причин нашего экономического отставания – отсутствие долгосрочной социально-экономической стратегии  страны, считает академик А. Абалкин. Ведь еще в 1999 г. в правительстве  было принято решение о разработке долгосрочной концепции развития страны. Но первый ее вариант научная общественность отвергла как несовершенный. С тех  пор самое большое, что делалось, был прогноз на три года. Но при  таком подходе эффект от инвестиций в новые технологии нельзя точно  установить, он проявляется лишь на четвертый год и даже позже. В  результате получается затратная перспектива.

Что касается национальной безопасности, то указом Президента Российской Федерации от от 12 мая 2009 г., №537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.» была утверждена Концепции национальной безопасности Российской Федерации. В этом документе сформулированы важнейшие направления, принципы государственной политики, национальные интересы, угрозы национальной безопасности, а также основные направления, цели, задачи и принципы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Концепция имеет следующую  структуру:

1.   Общие положения.

2.   Современный мир и Россия: состояние и тенденции развития

3.   Национальные интересы Российской Федерации и стратегические национальные приоритеты.

4.   Обеспечение национальной безопасности.

5.   Организационные, нормативные правовые и информационные основы реализации Стратегии

6.   Основные характеристики состояния национальной безопасности

Реализация Стратегии  национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года призвана стать  мобилизующим фактором развития национальной экономики, улучшения качества жизни  населения, обеспечения политической стабильности в обществе, укрепления национальной обороны, государственной  безопасности и правопорядка, повышения  конкурентоспособности и международного престижа Российской Федерации

Сейчас, после долгого  перерыва, в Минэкономразвития России идет работа над Концепцией социально-экономического развития России до 2020 г. Если этот проект будет выполнен и получит общественную поддержку, мы будем иметь государственную  стратегию, содержащую не только национальные интересы и потребности страны, механизм их достижения, но и ожидаемые результаты. Для этого надо создать наделенный широкими полномочиями совет по стратегии, который объединит представителей власти, науки, предпринимателей.

Необходимо обеспечить единство системы управления в решении  стратегических задач. Нужен орган  управления, который на научной основе определил бы объемы наших ресурсов, оценил возможности науки, отладил  систему натуральных и стоимостных  балансов. На этой базе возможно построение комплексной стратегии долгосрочного  развития страны.

Заключение.

Как выше было сказано, проблемам обеспечения национальной экономической безопасности в последнее время уделяется очень пристальное внимание. Данная проблема обсуждается как на уровне институтов, так и на уровне руководства страны.

Среди ученых постоянно организуются дискуссии по проблемам экономического состояния России и проблемам  ее экономической безопасности, на уровне правительства принимаются  различные меры, направленные на решение  экономических проблем.

В первой главе были рассмотрены теоретические аспекты обеспечения национальной экономической безопасности.

Под экономической безопасностью  следует понимать важнейшую качественную характеристику экономической системы, определяющую ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности  населения, устойчивое обеспечение  ресурсами развития народного хозяйства.

Законодатель так понимает эту категорию: экономическая безопасность – такое состояние развития экономики, при котором создались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической  и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности  государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних  угроз.

Для оценки уровня национальной экономической безопасности разрабатываются  пороговые значения – это предельные величины, несоблюдение значений которых  препятствует нормальному ходу развития различных элементов воспроизводства, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в области  экономической безопасности. К их числу относят социальные, экономические, технологические показатели развития страны.

Также был рассмотрен механизм обеспечения национальной экономической безопасности, который имеет собой целью определение национальных интересов и разработку мер по их достижению.

Во второй главе были освещены проблемы обеспечения национальной экономической безопасности России. Среди основных проблем безопасности России можно выделить:

-     нерациональное соотношение реального и финансового секторов;

-     проблема обеспечения конкурентоспособности экономики России за счет  внедрения конкурентоспособных передовых технологий;

-     продовольственная проблема, связанная с неэффективностью использованию имеющихся сельхозугодий, ростом зависимости от импортной продукции;

-     нехватка кадров, сокращение качества и количества трудовых ресурсов, демографическая проблема;

-     отсутствие долгосрочных стратегий развития экономики, и страны в целом.

В конечном счете, получается замкнутый круг. Проблема нерационального  соотношения реального и финансового  сектора решается путем увеличения конкурентоспособности производимой продукции. Эта проблема  в свою очередь решается путем внедрения  новых техник и технологий. Для  внедрения новых техник и технологий необходимо кардинальное увеличение производительности труда. А так как одной из причин утечки умов в России является непривлекательность  Российской науки, а именно: трудности в системе аспирантуры и докторантуры, непривлекательность научной карьеры для молодежи, уменьшение строительства объектов науки, кризис научного приборостроения, то освоение инноваций превращается в сложный и затяжной процесс. Отсюда уже вытекает следующая проблема: рост зависимости от импортной продукции. И в итоге получается, что стоит решить одну проблему, тут же придет решение следующей и так по кругу. Но остается открытым вопрос, с ликвидации какой угрозы экономической безопасности России стоит начать.

 

 

Необходимо отметить, что руководство  страны в последнее время осознало необходимость решения всех перечисленных  проблем, принимаются меры по их устранению. Сейчас, после долгого перерыва, в Минэкономразвития России идет работа над Концепцией социально-экономического развития России до 2020 г. Если этот проект будет выполнен и получит общественную поддержку, мы будем иметь государственную стратегию, содержащую не только национальные интересы и потребности страны, механизм их достижения, но и ожидаемые результаты. Для этого надо создать наделенный широкими полномочиями совет по стратегии, который объединит представителей власти, науки, предпринимателей.

Необходимо обеспечить единство системы  управления в решении стратегических задач. Нужен орган управления, который  на научной основе определил бы объемы наших ресурсов, оценил возможности  науки, отладил систему натуральных  и стоимостных балансов. На этой базе возможно построение комплексной  стратегии долгосрочного развития страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

 

  1. Указ Президента РФ от 29 апреля 1996 г. N 608 "О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)"
  2. Кобранов С. Безопасно! – 2011. – № 3. – С. 43.
  3. Пономарев И., Ремизов М., Карев Р., Бакулев К. Модернизация России как построение нового государства. Независимый экспертный доклад [Электронный ресурс].
  4. Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник / Под ред. В. К. Сенчагова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010
  5. http://www.auditfin.com/fin/2008/5/Edelev

 

 

 

 


Информация о работе Экономическая безопасность россии