Экономическая безопасность России

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 00:53, контрольная работа

Описание работы

Центральное направление мирового развития в 21 веке – глобализация, Три основных вектора, под воздействием которых проходило развитие мира, это геополитика, геоэкономика и геостратегия. До второй половины 20 века на первом месте находилась геополитика. Геополитика влияла на изменение географических границ государств, для достижения своих целей государства применяли военные методы воздействия, силой захватывая необходимые им территории. Главными игроками в геополитике являются различные государства, военные блоки союзных государств, преследующие схожие цели.

Содержание

Введение.
1. Общее понятие экономической безопасности.
2. Экономика России с точки зрения экономической безопасности.
2.1. Военно-экономическая безопасность.
2.2. Внутриэкономическая безопасность.
2.3. Внешнеэкономическая безопасность.
3. Необходимые меры для повышения экономической безопасности России.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ 1.doc

— 227.00 Кб (Скачать)

Экономическая интеграция регионов выступает обязательным условием функционирования общероссийского рынка. Однако отдельные районы, особенно богатые природно-сырьевыми ресурсами, стремятся к одностороннему использованию своих преимуществ. Отсюда вытекает необходимость территориально – дифференцированной политики государства, с тем, чтобы создать для регионов примерно равные рыночные условия (с использованием мер прямого и косвенного регулирования, включая различные формы государственного программирования и прогнозирования).    

В связи с этим тезис, что государство постепенно должно «уйти» из сферы экономики, является явно необоснованным. Для нашей страны с её обширной территорией и большими межрегиональными различиями необходимо, наоборот, сохранение координирующей роли государства. Оно обеспечивает согласованное экономическое поведение хозяйствующих субъектов, функционирующих в резко различных природных и экономических условиях конкретных территорий.

В общих чертах структура формирования региональной экономической безопасности России – это прежде всего комплекс экономических, геополитических, экологических правовых и иных условий, которые призваны обеспечивать:

1.      Предпосылки для её выживания и сохранения её региональных структур в условиях кризиса и будущего развития.

2.      Защиту жизненно важных интересов страны и её территорий в отношении ресурсного потенциала.

3.      Создание внутреннего иммунитета и внешней защищённости от дестабилизирующих воздействий.

4.      Конкурентоспособность регионов на внутренних и мировых рынках и устойчивость финансового положения страны.

5.      Условия и образ жизни, достойные цивилизованного человека и возможности устойчивого и нормального воспроизводства общественных процессов.

Экономическая безопасность региона – это совокупность условий и факторов, характеризующих текущее состояние экономики, стабильность, устойчивость и поступательность её развития.

Авторы «Направлений» обоснованно считают, что «активное включение России в процесс экономической глобализации… должно использоваться для усиления внутренней экономической интеграции». И предлагают для этого развивать трансконтинентальные коммуникации, сдерживая рост тарифов на перевозку грузов на дальние расстояния. 

Системообразующие отрасли и структуры.

Макроэкономические показатели.

Первая группа индикаторов экономической безопасности касается производственной сферы, её способности функционировать при минимальной зависимости от внешнего мира. Крайне важными  здесь считаются пороговые значения по общему объёму производства. Принята следующая величина пороговых значений: объём ВВП в целом – в размере 75% от среднего показателя по странам «большой семёрки», на душу населения – 50% от среднего по «семёрке», и 100% – от среднемирового показателя ВВП.

По размерам ВВП Россия занимала в 1999 году 14 место после США, Китая, Японии, Германии, Индии, Франции, Великобритании, Италии, Бразилии, Мексики, Канады, Испании и Южной Кореи. По паритету покупательной способности ВВП составлял порядка 700 млн. долларов, что составляет 27% от среднего по «семёрке», на душу населения – примерно 18% от среднего по «семёрке», и 24% - от среднемирового. В 2001 году ожидается рост ВВП на 4,3%, тогда как в 2000 году он составил 8,9%.

По мнению некоторых экономистов росту ВВП необоснованно придаётся слишком большое значение, особенно в экономике, ориентированной на экспорт сырья и материалов. Ведь от увеличения объёма экспорта товаров с низкой добавленной стоимостью ВВП растёт, но положение производственной сферы от этого не улучшается.

Пороговые значения для индикаторов, характеризующих структуру производства и долю импорта во внутреннем производстве: доля в промышленном производстве обрабатывающей промышленности – 70%, машиностроения – 20%, доля импорта во внутреннем потреблении населения – 30%, в том числе продовольственного – 25%.

После кризиса 1998 года доля обрабатывающей промышленности возросла до 53 – 54%, а машиностроения – до 17 – 18%, доля импорта упала, но в данный момент наблюдается тенденция к увеличению импорта в связи с укреплением рубля. В целом за год импорт оценивается в 49 – 50 млрд. долларов (на 10 – 11% больше прошлого года). 

Инвестиции в производство росли до июня 2000 года, и за 1999 год составили 26% ВВП при пороговом показателе 25%, однако впоследствии произошло замедление роста инвестиций, и начиная с сентября 2000 года начался спад.

Второй важной группой являются пороговые значения индикаторов уровня жизни населения. О коэффициентах Джини и разницы в доходах упоминалось выше, а вот пороговые индикаторы продолжительности жизни – 70 лет, показателя безработицы – 7%.

Третьей, наиболее обширной группой являются пороговые значения индикаторов финансового состояния:

      Пороговый объём внутреннего долга в процентах к ВВП – 30% (сейчас  примерно 17% ВВП);

      Пороговый объём внешнего долга в процентах к ВВП – 25% (сейчас примерно 54% ВВП);

      Дефицит бюджета в процентах к ВВП – до 5% (на данный момент наблюдается устойчивый профицит примерно в 2% от ВВП);

      Пороговое значение объёма иностранной валюты в наличной форме к объёму наличных рублей – 25% (более 100% на сегодняшний день);

      Пороговое значение денежной массы (М2) в процентах к ВВП – 50% (порядка 20 – 21% на данный момент).

Наибольшую угрозу экономической безопасности России в настоящий момент представляют показатели денежной массы и внешнего долга.

В России сохраняется крайне низкая монетизация экономики, в то время, как в промышленно развитых странах этот показатель нередко превышает 100%. Рыночной экономике для развития требуется гораздо больше живых денег, это является одной из причин значительной долларизации денежного обращения.

На 2003 – 2004 годы приходятся пиковые выплаты по внешней задолженности государства, составляющие 14 и 17 млрд. долларов соответственно, что составляет порядка 33% и 41% федерального бюджета. Это очень тяжёлая нагрузка на Россию, особенно в свете предстоящего падения цен на нефть и металлы на мировом рынке.

Правительство решило использовать часть профицита бюджета на создание накопительного фонда для выплаты внешней задолженности, однако правильнее было бы не замораживать эти средства на счёте а вложить их в виде инвестиций в российскую экономику. 

Системообразующие отрасли.           

По размеру и протяжённости территории Россия занимает первое место в мире. Три оставшихся монополиста связывают воедино всю страну. Три естественные монополии – МПС России, «Газпром» и РАО «ЕЭС» присутствуют практически во всех регионах РФ и существенно влияют на экономическую ситуацию в стране. Генри Кессинджер когда-то сказал, что Россию не победить, не разорвав её энергетическую и транспортную сеть. Так как РАО «ЕЭС» существенно зависит от «Газпрома», то его также можно включить в этот список. Правительство намерено реформировать все три отрасли, и от результата реформирования будет напрямую зависеть вопрос жизнеспособности России как единого государства.

МПС России.

Железнодорожный транспорт представляет собой единый производственно-технологический комплекс, с входящими в него предприятиями и учреждениями производственного и социального назначения, государственное управление которым осуществляет Министерство путей сообщения РФ.

Единство и целостность сети железнодорожных дорог создаёт условия для гибкого маневрирования финансовыми ресурсами, позволяет сосредотачивать их на устранении узких мест, обеспечивать реализацию выбираемых приоритетов по развитию и обновлению материально-технической базы отрасли и соответствующей социальной сферы.

В 1991 году съём продукции с одного километра пути был в 4 раза выше, а себестоимость перевозок – вдвое ниже, чем на железных дорогах США. Правительственным проектом «Концепций реформирования железнодорожного транспорта РФ» (существовавшим в 1998 году), предусматривается расчленение единой производственно-технологической структуры железных дорог, путём создания самостоятельных компаний по перевозкам грузов и пассажиров, выделения из состава отрасли заводов по ремонту подвижного состава и производству запасных частей и других изделий для железнодорожного транспорта, общестроительных подрядных организаций, закрытие или распродажа малодеятельных линий и предприятий подсобно-вспомогательного профиля, передача в муниципальную собственность жилищно-коммунального комплекса, отраслевых организаций культуры, просвещения и значительной части учреждений здравоохранения.

Реформа нацелена на выполнение требования МВФ и ЕБРР. В общем, предлагается сделать всё то, что было сделано с автомобильным, морским и воздушным транспортом.

С учётом финансовых результатов подсобно-вспомогательной деятельности железные дороги страны можно считать достаточно рентабельными. Их финансовое положение значительно лучше, чем на железных дорогах западноевропейских государств. Например, на железных дорогах ФРГ дефицит по основной деятельности относительно общих расходов примерно 56%, во Франции – 50%. Удельная величина тарифа на грузовые перевозки на отечественных железных дорогах на порядок ниже, чем за рубежом. Показатели эксплуатационной работы наших железных дорог также лучше, чем зарубежных.

При реформировании железных дорог выдвигаются ложные предпосылки, что они не испытывают конкуренции со стороны других видов транспорта. Это не так. При перевозке малогабаритных грузов на небольшие расстояния с железной дорогой конкурирует автомобильный транспорт, перевозке пассажиров на небольшие и средние расстояния – междугородние автобусы, на большие расстояния – авиация.

Дробление вагонного парка приведёт к ухудшению его использования, увеличением затрат на его содержание и обновление.

Что касается широкого доступа пользователей транспорта к инфраструктуре железных дорог, то уже сегодня тысячи грузоперевозчиков (отечественных и зарубежных) через сотни транспортно-экспедиторских предприятий разных форм собственности работают с клиентурой на договорных условиях.

«Газпром».

Европа, не способная в течение трёх последних десятилетий обеспечить свои энергопотребности, чувствует себя весьма уязвимой в этом плане. Если учесть, что сейчас идёт процесс консолидации энергетических европейских компаний, становится ясным интерес Европы к дешёвым и стабильным поставкам газа из России. В начале октября 2000 года глава Еврокомиссии Романо Проди предложил увеличить экспорт российского газа в Европу с 80 до 150 – 160 млрд. кубометров. Европа готова взамен помогать строить трубопроводы из России в Европу и вкладывать деньги в освоение новых нефтегазовых месторождений. О том, что российское руководство согласилось с предложенным планом свидетельствует ускорение строительства газопровода в обход Украины, завершение строительства трубопровода «голубой поток» и ряд других показателей.

Западные аналитики нередко в сердцах называют «Газпром» министерством, а не компанией. Это по сути дела и есть Министерство газовой промышленности СССР, в конце 80-х годов переименованное в акционерное общество министром Виктором Черномырдиным. Так оно и дожило до наших дней – почти что с прежним руководством, структурой и количеством занятых работников. Это единственная компании России, в случае либерализации которой на мировом рынке мы бы получили выигрыш в 40 млрд. долларов. Многое говорит о том, что «Газпром» за прошедшие годы смог существенно упрочить свои позиции. Компания, основной специализацией которой является добыча и реализация газа, двинулась сначала в «сопредельные» сферы  - металлургию, нефтехимию, машиностроение, производство удобрений, а позднее занялась телекоммуникациями и СМИ. Сегодня «Газпром» контролирует гигантский нефтехимический холдинг «Сибур», крупнейший в России холдинг по выпуску азотных удобрений «Агрохимпромхолдинг», в сферу его интересов входят Лебединский ГОК, Оскольский электрометаллургический комбинат и компания «Пермские моторы». Кроме того, монополия все эти годы выстраивала транснациональные производственные цепочки. Ямальский газ поступает в Германию по газпромовским трубам и частично продаётся там через совместное предприятие. В Венгрии «Сибур» приобрёл один из крупнейших в Европе нефтехимических комбинатов Borsodchem. Хотя в последнее время нередко поднимается вопрос о том, что из этого принадлежит непосредственно «Газпрому».

Однако вопрос об активах – это лишь аспект гораздо более широкой проблемы. В 90-е годы существовало негласное соглашение между государством и «Газпромом». «Газпром» субсидировал российскую экономику, а государство не вмешивалось в дела компании. Сейчас государство хочет усилить свою роль в компании

Есть две причины данной рокировки в руководстве крупнейшего газового концерна в мире:

1.      Необходимость реорганизации «Газпрома», создания конкурентного газового рынка в России (как это перекликается с повышением конкурентоспособности МПС и РАО «ЕЭС России»).

2.      Вторая причина не так очевидна, но вполне вероятна. Давление со стороны европейских партнёров, начавших с конца 1998 года требовать понижения цен по заключённым долгосрочным контрактам на поставки газа, заставили Рэма Ивановича Вяхирева обратиться к идее «газового ОПЕКа» с тем, чтобы хоть как-то противостоять напору европейцев. Благо возможности для этого существовали – газ в Европу поставляют всего четыре страны: Норвегия, Россия, Саудовская Аравия и Алжир. Возможно, что страны ЕС, в лице Германии проллобировали отстранение «неудобного» Вяхирева.

Как бы то ни было, существует серьёзная угроза, что довольно скоро крупнейший мировой концерн будет принадлежать иностранцам, ведь недавно было снято ограничение на продажу акций «Газпрома» нерезидентам. И судя по бурной реакции фондового рынка России на отставку Вяхирева, - акции компании подорожали на 5% за час торгов после официального подтверждения отставки, скупка компании началась.

РАО «ЕЭС России».

Руководство РАО «ЕЭС России» давно громогласно заявляло о необходимости реструктуризации отрасли, о необходимости огромных инвестиций в переоборудование отрасли в ближайшие несколько лет. При отсутствии таковых, 40% оборудования должно выйти из строя к 2005 году. И тогда Россия, со своей растущей экономикой,  превратится из энергоизбыточной страны в энергодефицитную. По версии менеджмента РАО России необходимо 30-60 млрд. долларов капитальных вложений в течение 10 следующих лет, по версии других источников – 7–15 млрд. Точных данных, основанных на проверке и тестировании оборудования нет ни у кого, поскольку серьёзной инвентаризации состояния основных фондов в энергетике не проводилось уже много лет.

Жалобы РАО «ЕЭС России» о недостатке средств выглядят несколько странно.  Официально на балансе РАО в 1999 году были зафиксированы  долгосрочные финансовые вложения в размере 4 млрд. долларов, тогда как вложения в основной капитал составили 1,2 млрд. долларов (для сравнения в 1997 году вложения в основной капитал составляли 5 млрд. долларов, а долгосрочные финансовые вложения – 2,1 млрд. долларов).      

Первый заместитель экономического прогнозирования и планирования РАО «ЕЭС России» Станислав Бржезянский считает, что «западные компании не захотят говорить об инвестициях, пока уровень тарифов не поднимется до среднеевропейского – три-четыре цента за киловатт-час … мы имеем очень сильный износ фондов, большие расстояния, при которых транспортировка электроэнергии требует существенно больших затрат, плюс суровый климат. Поэтому в среднем нам нужно выходить на европейский уровень цен на электроэнергию».

Информация о работе Экономическая безопасность России