Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 16:19, курсовая работа
В условиях становления рыночных отношений и острой необходимости реконструкции устаревшей материально-технической базы производства особое значение в практической работе по структурной перестройке экономики страны приобретает лизинг как форма предпринимательской деятельности, более полно отвечающая требованиям научно-технического прогресса и гармоничного сочетания частных, групповых и общественных интересов и позволяющая при финансовых затруднениях преодолеть отчуждение инициативных работников от новейших технологий и современного оборудования.
введение
1 Лизинг основных производственнх фондов и его особенности
1.1 Планирование потребности предприятия в основных фондах
1.2 Формы обновления основных фондов
1.3 Лизинг: сущность, его виды
1.4 Особенности применения лизинга, преимущества и недостатки
2 Анализ прменения лизинга основных производственных фондов и его экономическая оценка в хозяйственно-экономической деятельности ОАО «АТЭП-5»
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Применение лизинговых операций на предприятии
3 Разработка рекомендаций по применению лизинга основных производственных фондов ОАО «АТЭП-5»
заключение
Список использованных источников
Элементом технического обслуживания любого автомобиля является его мойка. В данный момент времени цена на мойку грузового автомобиля с тентованным полуприцепом составляет 20 долл. США. Мойка автотранспорта осуществляется 1 раз на круговой рейс, и. следовательно, затраты составят: 1600 долл. США. Притом, что техника, переданная в ОАО «АТЭП-5» лизингодателем не является старой, тем не менее, не исключаются серьезные поломки. По нормативам завода изготовителя, на крупный ремонт в среднем затрачивается не более 5000 долларов США в год на одну машину, время эксплуатации которой не превышает 5 лет. Следовательно, ОАО «АТЭП-5» затратит примерно 20 тыс. долл. США на ремонт техники.
Еще одной очень важной составляющей расходов любой фирмы в данном деле является оплата работы водителей-механиков. В международной практике водитель-дальнобойщик, не являющийся собственником подвижного состава, получает примерно 10% от стоимости фрахта.
При этом необходимо учесть выплаты по лизинговым платежам, которые составляют 77313 долл. США ежегодно. Исходя из выше перечисленных условий эксплуатации и соответствующих затратах на обслуживание и эксплуатацию, предполагаем, что суммарный расход по обслуживанию и эксплуатации 179713 долл. США.
Исходя из расчетов ожидаемых доходов и расходов, связанных с проведением данного мероприятия на предприятии ОАО «АТЭП-5», полученные результаты окажут сильное влияние на основные технико-экономические показатели предприятия. Все расчеты приведены в валюте США, и, чтобы сопоставить результаты экономической деятельности до и после проведения мероприятия, необходимо последние привести к белорусскому рублю из расчета: 1 доллар США равен 3000 рублям на начало 2011 года.
Оценивая эффективность лизинга, следует принимать во внимание как субъективные, так и общеэкономические факторы и учитывать одну очень существенную особенность рынка РБ. Уже не раз приходилось убеждаться в том, что одно административное решение может оказаться сильнее сотни бизнес-планов. Поэтому любые предварительные расчеты эффективности лизинга могут быть опровергнуты как «извне» - более сильными конкурентами, имеющими контакты в структурах власти, так и «изнутри» - ошибками в управлении финансами в ОАО «АТЭП-5».
Вся сумма лизинговых платежей у ОАО «АТЭП-5» относится на себестоимость производимой им продукции, что снижает налогооблагаемую базу. Если амортизацию на лизинговое имущество начисляет лизингополучатель, то сумма лизинговых платежей относится на себестоимость выпускаемой им продукции, за вычетом части платежей, предназначенных для возмещения стоимости этого имущества.
Экономическая эффективность использования лизингового механизма на ОАО «АТЭП-5» в сравнении с прямым кредитованием проиллюстрирована в таблице 2.4, из которой следует, что экономия денежных средств предприятия (лизингополучателя) за счет использования лизингового механизма составит: 2851,6 – 2138,0 = 713,6 тыс. руб. Лизинг, в отличие от кредита, стимулирует эффективное использование основных средств и полностью исключает наличие не установленного оборудования, его нерациональное использование. А в случае банкротства ОАО «АТЭП-5», получившего оборудование по лизингу, лизингодатель вообще ничего не теряет.
Если кредитору для того, чтобы получить свои деньги, требуется пройти всю длительную процедуру банкротства, то принадлежащая ОАО «АТЭП-5» высоколиквидная техника может быть им сразу продана или передана другому лизингополучателю.
Таблица 2.4 – Экономическая эффективность использования лизингового механизма в сравнении с механизмом прямого кредитования
Показатель | Кредит | Лизинг |
1 | 2 | 3 |
Стоимость приобретаемого имущества | 1000,0 | 1000,0 |
Сумма кредита для приобретения имущества, включая НДС и страхование имущества (2,5%) | 1255,0 | 1255,0 |
Плата за кредит (процентная ставка по кредиту 40% годовых) | 1757,0 | 1757,0 |
Налог на имущество (0,5%) | 13,2 | 13,2 |
Амортизационные отчисления (14,3%) | 180,2 | 180,2 |
Услуги лизинговой компании | - | 100,0 |
Налоги: - на пользование автомобильными дорогами - на содержание жилого фонда | 30,4 57,2 | 30,4 57,2 |
Общая сумма лизинговых платежей, включаемых в себестоимость продукции лизингополучателя | - | 2138,0 |
Продолжение таблицы 2.4
1 | 2 | 3 |
Минимальная прибыль, необходимая покупателю имущества для погашения кредита и выплаты процентов по нему | 1511,0 | - |
Налоги на прибыль, которые необходимо заплатить покупателю для обеспечения оплаты кредита и части процентов за пользование им | 813,6 | - |
Общая сумма выплат, произведенных покупателем имущества через кредитный механизм | 2851,6 | - |
Экономическая эффективность (затраты средств покупателем имущества при пользовании схемой соответсвенно традиционного кредитования и лизингового механизма, в %) | 133,4 | 100 |
Таким образом, лизинговый механизм в ОАО «АТЭП-5» имеет преимущества и в объемах гарантий, необходимых для инвесторов: при кредитном варианте инвестор требует 100%-ной гарантии возврата средств и процентов по кредиту, в то время как при реализации лизингового процесса требования инвестора к гарантиям могут быть снижены до 40% в зависимости от схемы лизинга и условий лизингового контракта.
Вначале рассмотрим расчет среднегодовых (остаточных) стоимостей лизинга и состава лизинговых платежей на примере большегрузного автомобиля IVECO 186. Под лизинговыми платежами понимается общая сумма, выплачиваемая ОАО «АТЭП-5» лизингодателю за предоставленное ему право пользования имуществом - предметом договора. В лизинговые платежи включаются: амортизация лизингового имущества за весь срок действия договора лизинга, компенсация платы лизингодателя за использованные им заемные средства, комиссионное вознаграждение, плату за дополнительные услуги лизингодателя, предусмотренные договором лизинга, а также стоимость выкупаемого имущества, если договором предусмотрен выкуп и порядок выплат указанной стоимости долей в составе лизинговых платежей.
Лизинговые платежи на ОАО «АТЭП-5» уплачиваются в виде отдельных взносов. При заключении договора стороны устанавливают общую сумму лизинговых платежей, форму, метод начисления, периодичность уплаты взносов, а также способы их уплаты.
Платежи могут осуществляться в денежной форме, компенсационной форме (продукцией или услугами лизингополучателя), а также в смешанной форме. При этом цена продукции или услуг лизингополучателя устанавливается в соответствии с действующим законодательством.
По методу начисления лизинговых платежей стороны могут выбрать:
- метод «с фиксированной общей суммой», когда общая сумма платежей начисляется равными долями в течение всего срока договора в соответствии с согласованной сторонами периодичностью;
- метод «с авансом», когда лизингополучатель при заключении договора выплачивает лизингодателю аванс в согласованном сторонами размере, а остальная часть общей суммы лизинговых платежей (за минусом аванса) начисляется и уплачивается в течение срока действия договора, как и при начислении платежей с фиксированной общей суммой;
- метод «минимальных платежей», когда в общую сумму платежей включаются сумма амортизации лизингового имущества за весь срок действия договора, плата за использованные лизингодателем заемные средства, комиссионное вознаграждение и плата за дополнительные услуги лизингодателя, предусмотренные договором, а также стоимость выкупаемого лизингового имущества, если выкуп предусмотрен договором.
В договоре лизинга стороны устанавливают периодичность выплат (ежегодно, ежеквартально, ежемесячно, еженедельно), а также сроки внесения платы по числам месяца.
По соглашению сторон взносы могут осуществляться равными долями, в уменьшающихся или увеличивающихся размерах.
В связи с тем, что с уменьшением задолженности по кредиту, полученному ОАО «АТЭП-5» для приобретения имущества - предмета договора лизинга, уменьшается и размер платы за используемые кредиты, а также уменьшается и размер комиссионного вознаграждения лизингодателю, если ставка вознаграждения очень часто устанавливается сторонами в процентах к непогашенной (несамортизированной) стоимости имущества, целесообразно осуществлять расчет лизинговых платежей в следующей последовательности:
1. Рассчитываются размеры лизинговых платежей по годам, охватываемым договором лизинга.
2. Рассчитывается общий размер лизинговых платежей за весь срок договора лизинга как сумма платежей по годам.
3. Рассчитываются размеры лизинговых взносов в соответствии с выбранной сторонами периодичностью взносов, а также согласованными ими методами начисления и способом уплаты.
При оперативном лизинге, когда срок договора меньше одного года, размеры лизинговых платежей определяются по месяцам.
1) Расчет общей суммы лизинговых платежей осуществляется по формуле:
ЛП = АО + ПК + КВ + ДУ + НДС,
где ЛП - общая сумма лизинговых платежей;
АО - величина амортизационных отчислений, причитающихся лизингодателю в текущем году;
ПК - плата за используемые кредитные ресурсы лизингодателем на приобретение имущества - объекта договора лизинга;
КВ- комиссионное вознаграждение лизингодателю за предоставление имущества по договору лизинга;
ДУ - плата лизингодателю за дополнительные услуги лизингополучателю, предусмотренные договором лизинга;
НДС - налог на добавленную стоимость, уплачиваемый лизингополучателем по услугам лизингодателя.
Если лизингополучатель является малым предприятием, в общую сумму лизинговых платежей налог на добавленную стоимость не включается.
2) Амортизационные отчисления (АО) рассчитываются по формуле:
АО = БС х На / 100,
где БС - балансовая стоимость имущества - предмета договора лизинга, млн. руб.;
На - норма амортизационных отчислений, процентов.
Балансовая стоимость имущества определяется в порядке, предусмотренном действующими правилами бухгалтерского учета.
Информация о работе Экономая эффективность использования лизинга