Экологические преступления

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 16:10, реферат

Описание работы

Введение.
Наша страна относится к странам мира с наихудшей экологической ситуацией. Загрязнение природной среды достигло невиданных масштабов. Только убытки экономического характера, не принимая во внимание вред экологического характера и здоровью людей, по подсчетам специалистов, ежегодно составляют сумму, равную половине национального дохода страны. Экологическая проблема номер один загрязнение окружающей среды.

Содержание

Введение___________________________________________________________2
Глава I. Экологические преступления - 1. Понятие, общая характеристика и виды экологических преступлений_________________________________________ _3
Глава II. 1.1. Функции и принципы экологической политики_______ _____11
1.2. Эмиссионный налог и платежи__________________________11
1.3. Экологические фонды___________________________________13
Заключение_______________________________________________________15

Работа содержит 1 файл

реферат по экономике.doc

— 108.50 Кб (Скачать)

Московская  Государственная юридическая академия

2010

Кафедра экономики

Реферат на тему: Экологические преступления

 

                                                                                                                Сдал: __________  ИП ВО 1 курс 2гр.

                                                                                                                       Проверил: преп. ____________


 

 



 

 

Оглавление:

Введение___________________________________________________________2 
Глава I. Экологические преступления - 1. Понятие, общая характеристика и виды экологических преступлений_________________________________________                         _3 
Глава II. 1.1. Функции и принципы экологической политики_______ _____11 
                1.2. Эмиссионный налог и платежи__________________________11 
                1.3. Экологические фонды___________________________________13 
Заключение_______________________________________________________15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение. 
Наша страна относится к странам мира с наихудшей экологической ситуацией. Загрязнение природной среды достигло невиданных масштабов. Только убытки экономического характера, не принимая во внимание вред экологического характера и здоровью людей, по подсчетам специалистов, ежегодно составляют сумму, равную половине национального дохода страны. Экологическая проблема номер один загрязнение окружающей среды. Последовательно ухудшается здоровье людей. Средний возраст мужчин за последние годы составил всего 68 лет. Каждый десятый ребенок рождается умственно или физически неполноценным вследствие нарушения на генном уровне. По отдельным регионам этот показатель выше в 3-6 раз. В большинстве промышленных районов страны одна треть жителей имеет различные формы иммунологической недостаточности. По стандартам ВОЗ при ООН народ РФ находится на грани вырождения. Примерно 15% территории страны занимают зоны экологического бедствия и чрезвычайных экологических ситуаций. Только 15-20% жителей городов и поселков дышат воздухом, отвечающим установленным нормативам качества. Около 50% потребляемой населением питьевой воды не отвечает гигиеническим требованиям. Поэтому проблема защиты экологии довольно остро встала перед населением России. От нашей активности в сфере охраны окружающей среды зависит решение вопроса о выживании, сохранение здоровья людей и создание нормальных условий их жизнедеятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Экологические преступления - 1. Понятие, общая характеристика и виды экологических преступлений 
Экологическая проблема в нашей стране и в большинстве стран мира - одна из важнейших экономических и социальных проблем. По мнению ученых, безответственное и потребительское отношение к природе поставило мир на грань экологической катастрофы. Природа находится в столь критическом состоянии, что ее неблагополучие отражается на условиях жизни и здоровье людей, растет число генетических отклонений, сокращается продолжительность жизни. 
На Международной конференции ООН по окружающей среде и развитию в июне 1992 г. генеральный секретарь конференции Морис Стронг заявил: "Или будет спасен весь мир, или погибнет вся цивилизация". Перед человечеством со всей очевидностью встали задачи прекращения сверхэксплуатации природных ресурсов земли, налаживания во всех регионах мира рационального природопользования, обеспечения в глобальных масштабах научно обоснованных мер по охране окружающей природной среды. 
За последние 15-20 лет во всех промышленно развитых странах разработан и осуществлен комплекс экономических, технических, технологических, правовых и других мер, направленных на охрану окружающей среды. Развивается природоохранительное законодательство, возникают общества, движения и организации, помимо государственных, выступающие против загрязнения окружающей среды и других отрицательных последствий научно-технического прогресса. 
Вместе с тем среди части населения все еще бытует мнение о неисчерпаемости природных ресурсов, о беспредельных возможностях окружающей среды к самовосстановлению, что приводит к недооценке характера и степени общественной опасности нарушений природоохранительного законодательства. 
За последние 10 лет сложилась устойчивая тенденция увеличения абсолютного числа регистрируемых экологических преступлений. Так, в 1999 г. было зарегистрировано 12 413 экологических преступлений, что составило по отношению к 1990 г. + 363,7%. 
Право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, провозглашается Конституцией РФ (ст. 42). 
Одной из гарантий этого права является научно обоснованная система уголовно-правовых норм, обеспечивающих всестороннюю защиту окружающей природной среды от наиболее опасных посягательств на экологическую безопасность человека и природы. 
Уголовный кодекс РФ 1996 г. впервые в истории уголовного законодательства нашей страны выделил самостоятельную главу "Экологические преступления", поместив ее в разд. IX "Преступления против общественной безопасности и общественного порядка". Таким образом, законодатель определил родовой объект экологических преступлений с учетом их специфики: экологическая общественная безопасность и экологический общественный порядок. 
Выделение в самостоятельную главу Кодекса экологических преступлений обусловлено: 
во-первых, совершенствованием системы уголовного законодательства, предполагающим четкое структурное подразделение Особенной части в зависимости от родового и видового объектов; 
во-вторых, многочисленными нарушениями природоохранительного законодательства, что сделало необходимым создание системы экологического уголовного законодательства, обеспечивающей защиту окружающей природной среды от наиболее опасных посягательств; 
в-третьих, международными договорами в области охраны окружающей среды, задачей которых являются обеспечение всеобщей экологической безопасности и развитие международного природоохранительного сотрудничества в интересах настоящего и будущего поколений. 
В настоящее время действует более 300 международных соглашений по охране окружающей среды. В них предусмотрены как деликты, ответственность за которые несут государства, так и международные уголовные преступления физических лиц, например, загрязнение окружающей среды нефтепродуктами, радиоактивными и другими опасными веществами в результате деятельности человека. Активно осуществляется двустороннее сотрудничество в области охраны окружающей среды России с Норвегией, Финляндией, Данией, Германией, Францией, Канадой, Великобританией, США и другими странами. Такое сотрудничество необходимо для обеспечения всеобщей экологической безопасности и развития международного природоохранительного законодательства. 
В процессе формирования главы Кодекса "Экологические преступления" была разработана система уголовно-правовых норм, обеспечивающих всестороннюю защиту окружающей природной среды от наиболее опасных посягательств. Диспозиции всех статей, предусматривающих ответственность за экологические преступления, являются бланкетными и отсылают к различного рода законам и подзаконным нормативным актам, в которых сформулированы требования экологической безопасности. Одно из первых мест среди них занимает Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. "Об охране окружающей природной среды". Этот Закон, не являясь уголовно-правовым актом, играет значительную роль при установлении пределов ответственности и признаков составов конкретных экологических преступлений. 
Закон об охране окружающей природной среды устанавливает систему природоохранительных органов, определяет принципы проведения государственного экологического контроля и государственной экологической дисциплины, перечень платежей за природопользование, экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации предприятий, сооружений, иных объектов и ряд других положений, регламентирующих базовые природоохранительные отношения. 
Признавая ведущую роль этого Закона, нельзя не отметить в то же время, что несвоевременный учет назревших изменений в природоохранной деятельности привел к несколько затруднительному его использованию из-за наличия ряда статей декларативного содержания либо, наоборот, по причине отсутствия положений, регламентирующих сложившиеся на практике правоотношения. 
Нормативная база Российской Федерации об охране окружающей среды обширна и многообразна. Экологическое законодательство только на федеральном уровне содержит более 800 законодательных и других нормативных актов. 
Глава Кодекса "Экологические преступления" содержит 17 статей, предусматривающих ответственность как за посягательства на окружающую природную среду в целом (ст. 246-248, 262), т.е. носящие общий характер, так и за специальные экологические преступления, т.е. посягающие на отдельные объекты (компоненты, составные части) природы (ст. 249-261). 
Общие экологические преступления посягают на экологическую безопасность окружающей среды в целом и населения. Все они представляют собой нарушения определенных правил, к соблюдению которых обязывают действующие законы и подзаконные акты. Ответственность за эти преступления в прежнем уголовном законодательстве предусмотрена была только частично. 
Помимо экологических преступлений общего характера в Уголовном кодексе предусмотрена ответственность и за специальные экологические преступления, которые причиняют ущерб отдельным объектам (компонентам) окружающей среды - атмосферному воздуху, почве, недрам, поверхностным или подземным водам, растительному или животному миру и пр. (ст. 249-261). 
Во многих случаях экологические преступления общего характера причиняют вред и отдельным компонентам природы. Например, нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ может повлечь за собой порчу земли, загрязнение вод, гибель растительности. В этих случаях квалификация определяется в соответствии с правилом о конкуренции норм. 
Несмотря на защиту и оздоровление окружающей природной среды, влияние на нее хозяйственной деятельности человека характеризуется производством все большего числа новых веществ и выбросами их в окружающую среду, увеличением отходов и другими факторами, которые приводят к изменению естественных ландшафтов, загрязнению атмосферы и природных водных объектов. Особенно это отмечается в крупных городах и промышленных центрах Российской Федерации. 
В качестве примера можно привести Москву - важнейший в стране политический, промышленный, научный и культурный центр. Особенности экологической обстановки города определяются значительной концентрацией промышленного производства при высокой плотности населения. На его территории проживает свыше 6% населения России, функционируют более 2500 промышленных предприятий и иных объектов, негативно воздействующих на состояние окружающей среды. Основные источники загрязнения водных объектов Москвы - это городские станции аэрации, сбрасывающие недостаточно очищенные сточные воды в р. Москву; поверхностный сток с селитебных территорий и промплощадок; сточные воды промышленных предприятий, имеющих самостоятельный выпуск сточных вод в водные объекты. 
Экологической проблемой столицы является и состояние атмосферного воздуха. Основными и постоянными источниками загрязнения воздушной среды считаются предприятия теплоэнергетики, нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности, объекты коммунального хозяйства, а также транспорт. Наибольшую опасность для жителей города представляют предприятия, в результате деятельности которых происходит выброс (сброс) радиоактивных веществ в окружающую среду и накопление радиоактивных отходов. Проблема утилизации, переработки, уничтожения и захоронения токсичных отходов остается одной из самых острых. 
Видовым объектом рассматриваемой группы преступлений, как уже отмечалось, являются общественные отношения, обеспечивающие экологический порядок и экологическую безопасность как населения, так и окружающей природной среды. 
В уголовно-правовой литературе высказываются различные мнения относительно объекта экологических преступлений. Например, объектом этих преступлений "...является сложный целостный комплекс фактических общественных отношений, их правовой формы и материальной оболочки. Рациональное и соответствующее нормам экологического законодательства осуществление этих отношений обеспечивает жизнедеятельность человека, использование им окружающей среды как непосредственного базиса существования, удовлетворения разумных социальных потребностей и гарантирует его безопасность". В другой работе объект определяется как "...специфическая группа однородных комплексных общественных отношений, сложившихся в обширной сфере взаимодействия общества и природы, которые охватывают собой отношения по рациональному природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности. Составным элементом этой социальной общности является и экологический правопорядок". 
Представляется, что названные определения видового объекта выходят за рамки уголовно-правовых общественных отношений, к тому же они излишне сложны и многословны. 
Общественные отношения, обеспечивающие экологический порядок и экологическую безопасность, охватывают, по нашему мнению, весь комплекс тех правоохраняемых интересов, которые защищаются уголовно-правовыми нормами. Экологический порядок означает правильное, налаженное выполнение экологических правил, в том числе и правил рационального использования природных ресурсов. Экологическая безопасность предполагает защищенность как населения, так и окружающей среды в целом или ее компонентов от возможного причинения вреда, в том числе предусмотренного нормами уголовного закона. 
Предметами экологических преступлений являются природная среда в целом и конкретные компоненты (ресурсы) окружающей природной среды, находящиеся в их естественном состоянии (вода, земля, леса, животный мир и пр.). 
Объективная сторона экологических преступлений в подавляющем большинстве заключается в несоблюдении или нарушении специальных правил, установленных в целях обеспечения экологического порядка и экологической безопасности, а также предупреждения экологических преступлений. Основная масса статей Кодекса об ответственности за экологические преступления сконструирована по типу материальных составов, что предполагает наступление общественно опасных последствий (причинение вреда здоровью или смерть человека, гибель животных и растительности, изменение природных свойств вод и воздуха и т.п.), находящихся в причинной связи с совершенным экологическим преступлением. 
С субъективной стороны экологические преступления совершаются как умышленно (например, незаконная охота - ст. 258 УК), так и по неосторожности (например, уничтожение или повреждение лесов - ст. 261 УК). 
Мотивы и цели не включены законодателем в число обязательных признаков экологических преступлений. Однако они должны учитываться при решении судом вопроса о виде и размере наказания в пределах санкции. 
Субъект экологических преступлений, как правило, общий - лицо, достигшее 16 лет. Однако в отдельных случаях субъектом является лицо, обладающее специальными признаками. Например, нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ могут совершить лишь лица, ответственные за соблюдение определенных правил (ст. 246 УК). Кроме того, квалифицирующим признаком отдельных преступлений является использование лицом своего служебного положения. Например, незаконная порубка деревьев и кустарников (ст. 260 УК). Очевидно, что в этих случаях субъект преступления - специальный. 
Итак, экологические преступления - предусмотренные уголовным законом общественно опасные деяния (действия или бездействие), посягающие на общественные отношения по сохранению окружающей природной среды, рациональное использование природных ресурсов, экологический порядок и экологическую безопасность как населения, так и природной среды. 
Определение экологического преступления, а также размера крупного и особо крупного ущерба дано в примечании к гл. 26 "Преступления против экологической безопасности и природной среды" Уголовного кодекса Белоруссии. Экологическими преступлениями признаются "...совершенные умышленно или по неосторожности общественно опасные деяния, причинившие или могущие причинить вред земле, водам, недрам, лесам, животному и растительному миру, атмосфере и другим природным объектам, отнесенным к таковым законодательством об охране окружающей среды, независимо от форм собственности". 
В доктрине уголовного права предлагаются различные классификации экологических преступлений. Так, исходя из непосредственного объекта посягательства, их подразделяют на экологические преступления общего характера (ст. 246-248 УК) и специальные экологические преступления (все остальные). 
Одни ученые предлагают, исходя из содержания гл. 26 УК, выделить преступления, посягающие на основы: 
1) целостности природы (ст. 246-248, 250-252, 254, 262); 
2) должной сохранности недр (ст. 253, 255); 
3) целостности животного и растительного мира (ст. 249, 256-261)*(504). 
Другие ученые - сторонники трехчленной классификации. В зависимости от объекта уголовно-правовой защиты, его предметной экологической выраженности они выделяют преступления: 
1) нарушающие правила экологически значимой деятельности, непосредственным объектом которой является порядок деятельности; 
2) посягающие на отдельные элементы окружающей среды (воды, атмосферу, почву, леса, недра, континентальный шельф, особо охраняемые природные территории и объекты); 
3) посягающие на объекты флоры и фауны как составную часть окружающей среды, условия биологического разнообразия и сохранения биосферы земли*(505). 
В литературе предложена и шестичленная классификация. Это экологические преступления в области охраны: 
1) общие их виды (ст. 246-248, 262); 
2) вод (ст. 250, 252); 
3) атмосферного воздуха (ст. 251); 
4) земли и ее недр (ст. 254, 255); 
5) животного мира (ст. 256-259); 
6) растительного мира (ст. 249, 260, 261)*(506). 
В литературе времен действия Уголовного кодекса 1960 г., когда экологические преступления как самостоятельная группа выделялись только в доктрине уголовного права, предлагались и иные классификации. Например, основу классификации составляли способ совершения преступления - путем загрязнения, повреждения, уничтожения, противоправного использования либо субъективные признаки - корыстные, вандалистские, должностные и пр. 
Представляется, что каждая из классификаций экологических преступлений, включенных законодателем в гл. 26 УК, имеет право на существование. Однако при дальнейшем рассмотрении за основу будет взята следующая классификация: общие (ст. 246-248, 262) и специальные (ст. 249-261) в зависимости от непосредственного объекта. Однако в отношении специальных экологических преступлений в силу их многообразия и различия предметов (компонентов) окружающей природной среды следует с учетом этого последнего признака провести дальнейшую классификацию, в соответствии с которой могут быть выделены следующие виды специальных экологических преступлений. Это посягательства: 
1) на водную и воздушную среду (ст. 250-252); 
2) на землю и ее недра (ст. 253-255); 
3) на животный мир - фауну*(508) (ч. 1 ст. 249, 256-259); 
4) на растительный мир - флору*(509) (ч. 2 ст. 249, 260, 261). 
Кроме экологических преступлений, содержащихся в гл. 26 УК, вред окружающей природной среде может быть причинен и при совершении иных преступлений, например при нарушении санитарно-эпидемиологических правил (ст. 236). В Федеральном законе от 30 марта 1999 г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отмечается, что этот Закон "направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду". В ряде статей Закона отмечаются факторы, негативно влияющие на окружающую среду как среду обитания человека. 
То же можно сказать и о преступлениях, предусмотренных ст. 215, 216, 220, 237, 243 УК и др. 
Ответственность за преступные посягательства на окружающую природную среду предусмотрена уголовным законодательством подавляющего большинства стран мирового сообщества. "Ухудшение состояния окружающей среды, - отмечалось на Генеральной Ассамблее ООН,- угрожает нашей безопасности не меньше, чем гонка вооружений. Мы забираем из воздуха, морей и земли все полезное, а возвращаем лишь отходы и отраву". 
Так, в Уголовном кодексе Испании имеются такие главы, как "О преступлениях против естественных ресурсов и окружающей среды" (гл. III разд. XVI); "О преступлениях, связанных с охраной флоры и фауны" (гл. IV того же раздела); "Общие положения" (гл. V), в которой дифференцировано наказание за преступления против окружающей среды в зависимости от причиненного ущерба и посткриминального поведения виновного. 
В Уголовный кодекс ФРГ разд. 29 "Преступные деяния против окружающей среды" был включен в 1980 г. Позднее, в 1994 г., была изменена редакция некоторых статей и криминализированы отдельные деяния, посягающие на окружающую среду. Однако некоторые параграфы о посягательстве на окружающую среду помещены законодателем в другие разделы. Например, браконьерство (_ 292) и браконьерский лов рыбы (_ 293) отнесены к корыстным преступным деяниям (разд. 25), видимо, на том основании, что охрана окружающей среды понимается законодателем как охрана среды обитания в первую очередь людей. 
Специальная гл. XXII "Преступления против окружающей среды" выделена в Уголовном кодексе Польши. В восьми статьях этой главы довольно детально регламентирована ответственность за посягательства на животный и  
растительный мир, на чистоту воды, воздуха и почвы и др. Наказание дифференцировано в зависимости от причиненного ущерба и формы вины. 
Одной из самых благополучных с экологической точки зрения стран мира являются Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ). Новый кодекс ОАЭ, целиком посвященный экологическим правонарушениям, состоит из 105 статей и подробно регламентирует виды наказаний за загрязнение воды, почвы, ущерб заповедникам, зеленым насаждениям и т.п. За особо тяжкое преступление против природы - загрязнение ядерными отходами - в этом Кодексе предусмотрена возможность осуждения к смертной казни. 
Много внимания уделяется охране окружающей среды в ряде других дальневосточных стран, например в Малайзии. 
Развернутая система норм об ответственности за посягательства на окружающую среду разработана в Узбекистане, Кыргызстане, Таджикистане, Казахстане, Белоруссии. В уголовных кодексах этих стран в основном предусмотрена ответственность за посягательства на окружающую среду, аналогичные тем, которые установлены Кодексом РФ. Специфические признаки и отличия экологических преступлений от УК РФ будут рассмотрены при анализе конкретных посягательств на окружающую среду.1

Глава II. 1.1. Функции и принципы экологической политики. 
Комплексный характер экологических проблем требует комплексного государственного управления в области охраны окружающей среды. Ниже перечислим функции такого управления. 
- Экологическое прогнозирование качества окружающей среды и ее изменение под воздействием конкретной экологической политики. 
- Экологическое планирование, то есть разработка стратегии и детальных программ по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов. 
- Регулирование экономической деятельности с помощью правовых норм. 
- Руководство экологической деятельностью - организационное воздействие на реализацию экологических программ. 
- Экологический мониторинг - наблюдение за состоянием окружающей среды, учет наличия, качества и расходования природных ресурсов. 
- Экологический контроль - деятельность по установлению соответствия и несоответствия окружающей среды установленным требованиям законодательства. 
- Экологическое образование, обеспечение населения экологической информацией и формирование общественного сознания с целью сознательного изменения культуры потребления. 

1.2. Эмиссионный налог и платежи. 
Одним из способов защитить экологию России является введение налога на загрязнение среды. Давно известная точка зрения, объявляющая противозаконной любую загрязняющую деятельность и полагающая, что загрязнение окружающей среды можно просто запретить, просто абсурдна, ибо любая деятельность, связанная с природопользованием, приводит к загрязнению. 
В качестве основной меры контроля за загрязнением в развитых капиталистических странах предусмотрено введение налогов природопользователей и загрязнителей окружающей среды, преимущественно на региональном и местном уровнях. Так в ФРГ сравнительно недавно законодательно введена система налогообложения всех загрязняющих производств. В Нидерландах такая система функционирует уже на протяжении 10 лет, во Франции - начиная с 60-х годов. 
Система налогов на загрязнение воздуха и вод очень сложна. Она заключается в установлении платы за единицу загрязнения для всех источников на таком уровне, при котором стремление к минимизации издержек привело бы к общему снижению загрязнения, достаточному для достижения стандартов. 
В результате действия обеспечиваемых налогов системой стимулов возникает ситуация, при которой борьба с загрязнением будет концентрироваться на тех объектах, где она дешевле всего. Каждый загрязнитель будет уменьшать загрязнение до тех пор, пока предельные издержки предотвращения загрязнения не сравняются с установленной платой за загрязнение. 
Налоговая система может функционировать при недостатке исходной информации. Иногда можно просто установить величину налоговой ставки, наблюдать за последствиями, а затем повышать или понижать ее до тех пор, пока не будет найден правильный уровень. 
В экологическом плане эмиссионный налог, то есть налог за выбросы в атмосферу, размещение твердых отходов, сбросы в водоемы, способствует замене или сокращению экологически вредных производственных процессов, смене структуры выпуска продукции в сторону ее экологизации, введению более экологически ценных технологий производства, технологий очистки, переработке вторичных ресурсов. На первом этапе налоговый “гнет” естественно сказывается на конечной цене готовой продукции. Однако после адаптации фирм к перечисленным изменениям соотношение спроса и предложения нормализуется и цены установятся на прежнем уровне. 
Альтернативой эмиссионному налогу являются платежи, устанавливаемые для любого источника выбросов и взимаемые только в том случае, если выбросы превышают заранее установленный уровень. Практика таких платежей существует с 1973 года в Японии. 
Применяя для    осуществления    экологической политики эмиссионные налоги или платежи надо учитывать следующие ограничения: 
- недоучет некоторых загрязняющих веществ ведет к занижению суммы платежей; 
- точный расчет стоимости ограничения выбросов для каждого загрязнителя весьма накладен и довольно ненадежен; 
- для  каждого вида загрязнений должна быть предусмотрена система регулирования поэтапного повышения ставок  налогов или платежей,  отражающая рост предельных издержек по мере достижения более высокого качества окружающей среды; 
- эмиссионный налог не применим к регулированию некоторых видов загрязнений (опасных отходов, шумового загрязнения в городе); 
- налог неэффективен для принятия экстренных мер в  условиях чрезвычайной экологической ситуации; 
- побудительный эффект  налогов может ослабляться под действием ряда объективных факторов (инфляции,  быстрого экономического роста и некоторых других); 
Первые три  проблемы не носят принципиального характера и по всей видимости,  могут  быть  решены  технически.  Остальные пункты  в  известной  степени  ограничивают сферу воздействия эмиссионного налога загрязнениями воздуха и вод.  Именно в  этой сфере  эмиссионный налог и платежи нашли самое широкое применение в развитых странах Запада. Думаю что применительно к нашему государству данный подход наиболее приемлем. 

1.3. Экологические фонды. 
Важную роль в защите экологии играют экологические фонды, они обычно носят перераспределительный характер: средства поступают от загрязнителей и им же возвращаются на конкретные средоохранные мероприятия или идут на улучшение экологической обстановки в целом. Это позволяет координировать экологическую деятельность и приводить ее в соответствии с общими целями экологической политики. Фонды могут быть национальными, межрегиональными, региональными и местными. Первые три типа образуются для проведения крупных экологических программ и мероприятий по охране окружающей среды, стоимость которых превышает имеющиеся средства местных фондов. 
Местные экологические фонды складываются из следующих средств: 
- эмиссионные налоги и платежи предприятий (за выбросы в атмосферу, сбросы в водоемы, размещение твердых отходов); 
- налоги и платежи за ресурсы; 
- залоги-возмещения и облигации пользования; 
- средства, изысканные в возмещение ущерба, причиненного при нарушении средоохранного законодательства; 
- плата предприятий за выбросы (лицензионные взносы); 
- штрафы, взысканные в административном и судебном порядке с юридических и физических лиц, виновных в нарушении законодательства по охране окружающей среды. 
- Средства крупных фондов могут расходоваться на финансирование: 
- крупных средоохраных проектов на предприятиях при невозможности их осуществления за счет собственных средств 
- строительства, технического перевооружения, реконструкции и капитального ремонта средоохранных объектов, действующих на соответствующей территории 
- научно - исследовательских разработок и создания новых видов средоохранной техники и технологии 
- мероприятий по предупреждению и компенсации негативных социально-экономических последствий нарушения средоохранного законодательства на данной территории (озеленение, борьба с шумом и т.д.). 
- работ по оценке воздействия на окружающую среду и проведения экспертизы экономических проектов, приуроченных к данной территории; 
- создания специализированных предприятий по переработке отходов производства на территории данного региона; 
- частичное или полное погашение банковских кредитов, данных предприятиям для проведения ими крупных капиталоемких мероприятий средоохранного назначения (строительство очистных сооружений, внедрение безотходных технологий и т.д.) при условии обеспечения высокого качества этих работ и выполнения их в определенные сроки.Определенная доля отчислений местных фондов может резервироваться и образовывать страховой фонд, средства которого будут направляться на ликвидацию негативных последствий от непредвиденных природных процессов и явлений, а также аварий, причиняющих ущерб окружающей среде. 
Надо отметить, что все перечисленные статьи расходов относятся к прямым расходам на экологическую деятельность. Кроме них, существуют еще и косвенные расходы, которые не могут покрываться из экологических фондов. Связанные с ними выплаты осуществляются из госбюджета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение. 
В заключении можно отметить, что с каждым годом число экологических правонарушений увеличивается. Они все больше влияют на состояние общественной безопасности, в ряде регионов выступают фактором политической дестабилизации, причиняют вред не только экономике страны, но и подрывают сами биологические основы существования человека. Всё это диктует необходимость наращивать усилия всех государственных, в том числе и правоохранительных органов, в охране и восстановлении естественной среды обитания человека. Повседневная практика свидетельствует о том, что только силами природоохранных и контролирующих органов остановить разрушительный экологический беспредел невозможно. Эти органы снизу доверху замыкаются на исполнительную власть, принимающую окончательные экономические и экологические решения. В силу зависимого положения они часто вынуждены идти на компромиссы, потакать местническим и ведомственным интересам, а принципиальная позиция отдельных контролеров нередко властями просто игнорируется. В самих этих органах в последнее время происходит процесс коммерциализации, сращивания с теневой экономикой, укрытия злоупотреблений должностных лиц. В сложившихся экстремальных условиях с охраной природы крайне негативно следует расценивать любые шаги, направленные на ослабление прокурорского надзора в сфере экологии. Обобщение опыта работы природоохранных прокуратур позволяет сделать вывод о необходимости дальнейшего совершенствования их деятельности, укреплении высококвалифицированными кадрами, владеющими экологическими, правовыми и экономическими знаниями, о надлежащем техническом оснащении. Одним из путей комплексного подхода в организации природоохранной деятельности является принятие межведомственных нормативных актов, охватывающих смежные вопросы охраны окружающей среды. Необходимо поднимать роль природоохранных прокуратур и создавать новые структуры, прообразом которых может стать экологическая милиция. Так как от этого зависит не только наше здоровье но и здоровье наших потомков. 

 

 

 

 

Библиография. Нормативные акты:

 
1. Конституция Российской  Федерации от 12 декабря 1993г. М.: Юрид. лит, 1999. 2. Земельный Кодекс  РСФСР от 25 апреля 1991 г. ВВС РСФСР  № 1303-1 за 1991. 3. Водный кодекс РФ  от 18 октября 1995 г. М.: Юрид. лит, 1995. 4. Кодекс об административных правонарушениях РСФСР. М.: Юрид. лит, 1999. 5. Кодекс законодательства о труде РСФСР. М.: Спарк, 1998. 6. Уголовный кодекс Российской Федерации. М.: Юрид. лит, 1999. 7. Основы лесного законодательства РФ от 6 марта 1993 г. Российская газета от 17 апреля 1993 г. 8. Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды" от 19 декабря 1991г. //Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 10. 9. Закон РФ "Об экологической экспертизе" от 23 ноября 1995 г N 174-ФЗ. Российская газета от 19 декабря 1995 г. 10. Закон РФ "Об особо охраняемых природных территориях" от 14 марта 1995 г N 33-ФЗ. Российская газета от 22 марта 1995 г. 11. Закон РФ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ. Российская газета от 01 марта 1995 г. 12. Закон РФ "О животном мире" от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ. Российская газета от 04 мая 1995 г. 13. Закон РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" N 52-ФЗ от 19 апреля 1991 г (в ред 30 марта 1999 г. Российская газета №№ 64,65 от 16 апреля 1999 г. 14. Приказ МВД РФ от 12 июля 1993 г. "О мерах по улучшению природоохранной деятельности

Информация о работе Экологические преступления