Экологические издержки как часть издержек фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 13:21, курсовая работа

Описание работы

В связи с этим доля экологических издержек в общих издержках фирмы растет, и невозможно точно сказать, что приносит большие убытки: затраты на охрану окружающей среды или ущерб, уже причиненный нашей планете.
Цель данной работы - выяснить, что же такое экологические издержки, какую роль они играют в современном мире и какие факторы влияют на их формирование.

Содержание

Введение 3
Глава 1. История экологической проблемы 4
1.1. Эволюция экологического сознания 4
1.2. Развитие экономики и его влияние на экологическую проблему 7
Глава 2. Экологические издержки как часть издержек фирмы 10
2.1. Экономический ущерб загрязнения окружающей среды 11
2.2. Затраты на охрану окружающей среды 13
2.3. Экстерналии 18
2.4. Выводы 21
Заключение 23
Список литературы 25

Работа содержит 1 файл

!весь реф.docx

— 58.04 Кб (Скачать)

В развитых странах оценки экономического ущерба от загрязнения окружающей среды  колеблются в пределах 2-6% ВНП, в США, к примеру, экономический ущерб не превышает 3%14. Ранее в ряде стран он был выше. Например, в Японии в 1970 г. Общий ущерб от загрязнения воздуха и источников воды достиг почти 14% ВНП15. Как можно заметить, ущерб сократился, что говорит о том, что принятые меры довольно эффективны.

 

 

2.2. Затраты на охрану окружающей среды

В данной теме хочется рассмотреть  различные механизмы, направленные на охрану окружающей среды – экономические и рыночные. Их действие составляет как раз ту часть экологических издержек, которая выше была названа «природоохранными мероприятиями».

Система экономических методов  характеризуется тем, что предприятие-загрязнитель не сковывается жесткими стандартами. Предприниматель может выбирать свою стратегию, опираясь на анализ затрат и результатов. Тем не менее все  экономические параметры, являющиеся для него внешними (ставки платы  за выбросы, налоги, размеры субсидий), жестко фиксируются. Рыночные механизмы же характеризуются тем, что общество определяет допустимые масштабы воздействия на природу, затем распределяет лицензии (разрешения) между заинтересованными сторонами. Предпринимателям дается полная свобода перераспределять, перепродавать лицензии.

Экономические механизмы регулирования  охраны окружающей среды предполагают внедрение системы платежей за загрязнение, экологических налогов, субсидий, а  также использование других экономических  стимулов, чтобы заинтересовать производителя в рациональном природопользовании.

Среди экономических рычагов и  стимулов основное место занимают платежи  и налоги за загрязнение. Эта система, называемая системой штрафов, представляет максимальную свободу загрязнителю в выборе стратегии сочетания степени очистки и платы за остаточный выброс. Если природоохранные издержки низки, то фирма значительно сократит выбросы, вместо того, чтобы платить налог. Система штрафов в нашей стране реализуется через определение для предприятий-природопользователей нормативов загрязнения окружающей среды и ресурсопользования.

Субсидии представляют собой специальные  выплаты фирмам-загрязнителям за сокращение выбросов. Если у предприятия нет мотивов тратить средства на контроль за загрязнением, оно стремится переложить эти издержки на плечи других субъектов. С общественной точки зрения его затраты на снижение загрязнений слишком малы. Правительство может вместо взимания штрафов субсидировать мероприятия по сокращению загрязнений. Такая система не является эффективной, так как предельные общественные не уменьшаются. Фирмы, загрязняющие и потребляющие природные ресурсы, предпочитают механизм субсидий налоговой схеме, потому что в таком случае прибыль выше.

Широко применяемым инструментом государства являются различные  ограничители: стандарты для автомобилей; нормативы, регулирующие использование токсических веществ, и т.д. Западные транспортные компании, например, обязаны в поездах и самолетах обеспечивать места для некурящих; нефтяные компании, использующие один бассейн, обязаны координировать свою добычу и т.д. Существует два важнейших вида регулирования: в одном случае количество загрязнений отслеживается и фирмам запрещается превышать определенный уровень, в другом — государство регулирует процесс производства. Например, правительство может запретить использование некоторых видов угля, обязать использовать определенное очистное оборудование и т. д.

Существует также определенные требования к информации. Обеспечение  полноты информации и свобода  ознакомления с ней играют роль, подобную экономическим стимулам. Если фирмы предоставляют всю информацию, то потребители или жители близлежащих  территорий оповещены о размерах загрязнения или вредных веществах  в продукции. Такая антиреклама  ведет к изменению спроса на продукцию, обеспечивая сокращение загрязнения, использование соответствующих  первичных ресурсов или типа технологии.

Создание рыночных отношений в  экологической сфере предполагает формирование рынка для единиц загрязнения, разрешая фирмам покупать, продавать, торговать или перераспределять права на загрязнение. Этот подход базируется на первоначальном распределении разрешений на загрязнение, которыми затем обеспечиваются фирмы. В то время как под воздействием стандартов фирмы просто определяют удовлетворяющую их с наименьшими затратами комбинацию первичных ресурсов, технологию и очистное оборудование, рынок прав на загрязнение дает дополнительные возможности варьировать затратами. Фирмы могут сильно снизить загрязнение, за что они получают компенсацию, обеспечив соблюдение стандарта частично использованием очистного оборудования, а частично покупая у других фирм права на выбросы.

Одним из рыночных механизмов регулирования  загрязнений является принцип «пузыря» - трактовка множественных источников загрязнения как единой регулируемой системы. Объем выбросов устанавливается для целого региона, а находящиеся на его территории предприятия могут совместно найти наиболее выгодный для них способ обеспечить этот объем. Если для очистного оборудования существует эффект экономии издержек при увеличении масштаба, то за счет больших предприятий можно достичь требуемого сокращения выбросов, которое будет финансироваться за счет других фирм, находящихся в «пузыре», не вкладывающих средств в собственное очистное оборудование. На этом пути можно получить существенную экономию природоохранных издержек при заданном качестве окружающей среды.

Другой механизм - разрешения на выброс, которые распределяются между отдельными заводами. От фирмы требуется выполнение стандарта либо через инвестиции в очистные технологии, либо приобретение разрешения у тех предприятий, которые достигли большего сокращения выбросов, чем это предусмотрено было после первоначального распределения разрешений. Данный подход создает стимулы такого рода:

    1. для фирм, предоставляющих права на загрязнение на продажу, становится выгодным использовать экономию от масштаба осуществления природоохранных инвестиций и достигать установленного стандарта наиболее эффективным способом, получая компенсацию у других фирм за сэкономленные права;
    2. фирмы, у которых издержки на утилизацию отходов очень велики, могут достигнуть стандарта, покупая права на выбросы, а не делая инвестиции в природоохранное оборудование, также минимизируя свои издержки на требуемое сокращение выбросов.

Этот метод развивает торговлю правами на загрязнения, фактически создавая рынок таких прав.

Следующий механизм - банки прав на загрязнение, которые представляют собой развитие такого подхода, как разрешения на выбросы. Фирмы, чрезмерно сокращая выбросы, экономят права на загрязнение. Они могут вкладывать их в специальный банк для будущего использования или продажи. Банк становится посредником, имеющим запас «прав», продающим и покупающим их. Эти банки выполняют и учетную функцию, обеспечивая процесс погашения израсходованных прав и не допуская их повторного использования.

Возрастает роль крупного международного бизнеса в решении глобальных экологических проблем. То есть уже не государственные структуры, а корпорации зачастую становятся инициаторами выработки новых экологических требований. Например, крупнейшая мировая фармацевтическая компания «Гедеон Рихтер» принципами своей политики провозгласила «всестороннюю защиту чистоты воздуха и воды в рамках своей деятельности, уменьшение до минимума шумовой нагрузки окружающей среды, применение самых современных методов переработки вредных промышленных отходов» и т.д.16

Так формируется особая экологическая  этика, которая является не менее  действенной силой для уменьшения негативного воздействия на природу, чем законодательство.

Внедрение экологичных технологий зачастую несет двойную пользу: вместе с заботой о природе предприниматель получает возможность экономить свои средства. Интересные расчеты были сделаны экспертами мирового лидера в области производства негорючей теплоизоляции. Они свидетельствуют о том, что применение современных теплоизоляционных материалов для утепления жилых и промышленных зданий, производственного оборудования и инженерных коммуникаций способно уменьшить непродуктивные затраты энергии на 50-70%17. То есть экономический эффект весьма значительный.

 

 

 

 

2.3. Экстерналии

Говоря об экологических издержках, стоит рассмотреть так называемые экстерналии – внешние эффекты. Этот термин был введён в 1921 году Артуром Пигу в книге «Экономическая теория благосостояния»18. Различают положительные экстерналии, при которых полезность или прибыль от действия внешних эффектов возрастает, и отрицательные, ведущие к снижению полезности или прибыли. Пигу в своем труде рекомендовал нейтрализовать негативные экстерналии (издержки) налогами, а позитивные экстерналии – субсидиями. При оценке экологических издержек будем рассматривать только отрицательные экстерналии, негативные эффекты.

Если посмотреть на ситуацию с точки  зрения двух субъектов: общества и предпринимателя, то становится ясно, что общество заинтересованно  уменьшать ущерб, а предприниматель  – природоохранные издержки. С  точки зрения последнего природоохранные  издержки и ущерб от загрязнения  окружающей среды далеко не равнозначны. Издержки по предотвращению выбросов уплачиваются из его собственного кармана и отражаются на всех остальных экономических показателях: он покрывает такие издержки и соответственно не может заплатить за что-то другое, а на чем-то он должен экономить. Эти издержки для предпринимателя зримы, реальны и ощутимы. Совершенно иное отношение к ущербу. Ущерб — издержки кого-то другого, т. е. для предпринимателя они являются внешними издержками. Предприниматель, конечно, может хорошо относиться к природе и тем не менее он никогда по собственной воле не поставит в один ряд внутренние и внешние затраты.

Безусловно, можно представить  себе некоторые исключения, когда, например, предприятие само несет ущерб  от собственных выбросов. Тогда действительно хороший руководитель будет подсчитывать убытки и сопоставлять их с природоохранными затратами. Но, как правило, бывают и другие реципиенты. Их ущерб как раз и не будет приниматься в расчет. По-прежнему можно обнаружить разницу между внутренними и внешними издержками.

Внешние или экстернальные издержки возникают в том случае, когда  какой-либо ресурс становится ограниченным. Тот, кто получил возможность  его использовать, выигрывает, а  тот, кому он не достался, терпит убытки вследствие деятельности первого. Убытки второго являются для первого  экстернальными издержками.

Экстернальные экологические издержки возникают в тот момент, когда  выбросы в окружающую среду становятся выше её ассимиляционной способности. Способность природной территории разлагать природные или антропогенные  вещества и устранять их вредное  воздействие называют ассимиляционным  потенциалом.

У общества появляется потребность  в регулировании поведения предприятия-загрязнителя. То есть общество хочет заставить  предпринимателя оплатить все издержки, связанные с его деятельностью, как внутренние, так и внешние. Иначе говоря, требуется превратить внешние издержки во внутренние, и  тогда стратегия предпринимателя  будет удовлетворять интересам  общества. Превратить внешние издержки во внутренние можно несколькими  способами.

    1. Потребовать от предприятия-загрязнителя полной компенсации ущерба. Этот метод плохо реализуется на практике, особенно если на одной территории сосредоточенно несколько производств. Дело в том, что трудно установить конкретного виновника загрязнения, а также не гарантируется поддержание желаемого качества окружающей среды.
    2. Ввести платежи за загрязнение, рассчитанные на основе предельных природоохранных затрат. Этот метод лучше предыдущего, но всё равно не позволяет гарантировать желаемого качества окружающей среды. При росте потребности в увеличении выбросов придется постоянно корректировать величину платежей, чтобы удержаться в прежней точке.
    3. Ввести имущественные права на ассимиляционный потенциал, т.е. некоторое количество загрязнения, которое способна ассимилировать природная среда, а также создать механизм перераспределения прав собственности на ассимиляционный потенциал.

Можно говорить о том, что экстернальные  издержки не сводятся просто к ущербу. Экстернальные издержки равны потерям  тех, кто не смог получить права на ассимиляционный потенциал, и равны  его экономической оценке. Владелец ассимиляционного потенциала учитывает  экстернальные издержки, так как  имеются заинтересованные стороны, готовые ему платить за то, что  он уступит им часть своей собственности  за определенную плату.

 

2.4. Выводы

Если мы построим график, на котором  изобразим две кривые: предельного ущерба (1) и предельных затрат на предотвращение загрязнения (2), то получим:


На рисунке видно, что точка V - оптимальный объем затрат, она  называется точкой экономического оптимума загрязнения окружающей среды. В этой точке достигается равенство предельных природоохранных затрат предельному ущербу. Если увеличить затраты на охрану природы, то величина издержек будет столь велика, что превысит полезный результат уменьшения выбросов. Если затраты сократить, то возникнет дополнительный ущерб, который превысит экономию в затратах.

Информация о работе Экологические издержки как часть издержек фирмы