Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2011 в 16:29, курсовая работа
Предметом исследования является политика по ограничению доходов, проводимая белорусским правительством в борьбе с инфляцией.
Задачи курсовой работы:
дать определение понятия инфляции и ее классификацию;
выявить основные причины инфляционных процессов;
изучить социально-экономические последствия;
выявить причины формирования инфляции в Беларуси, а также меры принимаемые правительством Республики Беларусь для снижения инфляции;
выяснение особенностей антиинфляционной политики;
определение факторов инфляции, связанных с доходами, и исследование их комплексного воздействия на темпы инфляции в стране.
Введение………………………………………………………………………..3
Инфляция и антиинфляционная политика………………………………..5
Понятие и виды инфляции……………………………………………….5
Антиинфляционная политика и политика доходов……………………13
Эффективность политики ограничения доходов для борьбы с инфляцией в Республике Беларусь………………………………………………………...23
Заключение…………………………………………………………………….30
Список используемой литературы…………………………………………..32
В рамках дефляционной политики важную роль играет также балансирование и бездефицитность государственного бюджета за счет роста его доходов и снижения расходов.
Политика доходов как метод антиинфляционной тактики делает акцент на контроле над ценами и заработной платой. Данная политика используется тогда, когда инфляция в стране инициируется необоснованно высокими и быстро растущими производственными издержками. Главной целью этой политики является достижение стабильности цен. К антиинфляционным мерам относятся:
Политика
регулирования доходов
Под доходом понимают общую сумму денежных поступлений субъекта из всех источников в течении конкретного периода времени. Доходы могут принимать разные формы. Основными современными формами доходов считаются:
Регулирование доходов в странах рыночной экономики формируется и реализуется в ходе сложного взаимодействия государственной политики и интересов фирм. На рынке труда отношения между фирмами и их работниками регулируются долговременными соглашениями, имеющими зачастую определенную подоплеку. Даже во время спада, когда безработица высока, фирмы с неохотой сокращают заработную плату и даже не препятствуют ее некоторому, пусть и не очень существенному, росту. В любом случае они не отказывают в росте заработной платы работникам, которых они надеются сохранить. Эти повышения заработной платы рассматриваются как инструмент компенсации работникам потерь от инфляции. Однако, из-за того, что фирмы компенсируют своим работникам такие потери, они увеличивают издержки, которые даже во время спада входят в цены. Здесь вопрос заключается в том, насколько умеренно растут цены и заработная плата. Таким образом, эффективность экономического развития определяется взаимодействием ряда факторов разнонаправленного характера, знание которых помогает фирмам разрабатывать свою производственную и социальную политику [12, с.130-133].
Политика валютного курса – представляет собой комплекс мер, направленный на стабилизацию обменного курса национальной валюты. Она применяется в странах, открытых внешнему миру и сильно зависящих от внешней торговли. Фиксация обменного курса становится здесь фактически основным заслоном на пути инфляционной волны. Такая антиинфляционная политика представляется оправданной, особенно если процесс долларизации экономики зашел слишком далеко, а доверие к национальной валюте сильно подорвано. Основными антиинфляционными мероприятиями здесь являются:
Несколько
особняком стоят
Суть денежной реформы состоит в попытке изъятия из обращения и замены обесцененных инфляцией денег. Вместо них вводятся новые, устойчивость которых гарантируется на самом высоком государственном уровне.
В
зависимости от конкретной антиинфляционной
стратегии и тактики
Направления, меры и механизмы антиинфляционного воздействия на экономику могут существенно различаться между собой. Однако сегодня существуют некоторые общие политико-экономические условия или предпосылки как временного (краткосрочного), так и длительного (долгосрочного) успеха любых антиинфляционных действий.
Временному (или первоначальному) успеху антиинфляционных действий помогают следующие условия:
Если такой перелом еще не наступил и большинство экономических субъектов и граждан готово мириться с инфляцией, то начинать решительную атаку на нее преждевременно, как преждевременно начинать ее и в том случае, если у правительства нет заранее выработанной послеинфляционной стабилизационной экономической программы или она не обеспечена необходимыми ресурсами, ибо в этом случае первоначальный успех может легко обернуться консервацией (с последующим нарастанием) экономических перекосов, а затем новым приступом кризиса и очередным витком инфляции.
Экономическим же условием, не только закрепляющим победу над инфляцией, но и гарантирующим длительное, стабильное и поступательное развитие всей национальной экономики, является оптимизация структуры фактически используемой в стране денежной массы (т.е. оптимизация соотношения наличных денег, кратко-, средне- и долгосрочных депозитов) как в национальной, так и в иностранной валюте.
Необходимо
подчеркнуть, что искоренить инфляцию,
«одержать окончательную победу
над ней» в современных условиях
едва ли возможно. Современная рыночная
экономика инфляционная по своей сути.
Поэтому роль государственной антиинфляционной
политики заключается в том, чтобы сделать
инфляцию управляемой, а ее уровень достаточно
умеренным.
с инфляцией в Республике Беларусь
Рассмотрев
денежные доходы населения Республики
Беларусь (приложение 1) за 1990-2009 гг., можно
увидеть, что совокупные доходы на протяжении
всего анализируемого периода увеличиваются.
Для анализа денежных доходов мы разделим
этот период на два и построим графики
соответственно.
Рисунок
1 – Динамика денежных доходов населения,
оплаты труда, трансфертов населения,
доходов от собственности и прочих доходов
за1990-1999гг., млрд. руб.
Рассмотрев
график можно увидеть, что на протяжении
всего времени наблюдается рост
доходов населения. Соответственно
наблюдается рост оплаты труда, трансфертов
населения, незначительный рост доходов
от собственности, начиная с 1997 г. Наиболее
стремительно повышаются доходы с 1997 г.
Рисунок
2 – Динамика денежных доходов населения,
оплаты труда, трансфертов населения,
доходов от собственности и прочих доходов
за 2000-2009 гг., млрд. руб.
Что касается денежных доходов населения 2000-2009 гг., то можно сказать, что здесь наблюдается более плавный и постепенный рост.
Далее следует рассмотреть
различные индексы цен (приложение 3). Начнем
с построения графиков, разбив данные
на два периода соответственно.
Рисунок 3 – Динамика
ИПЦ, ИЦППП, ИЦ на с/х и ИЦП 1990-1999 гг., %
Рассмотрев
график можно сказать следующее,
что до 1992 г. темп стремительного роста
присущ всем индексам цен, кроме индекса
тарифов на перевозки. Для этого показателя
характерно падение вплоть до 1996 г. Наиболее
подробно, на мой взгляд, следует остановиться
на таких показателях как ИПЦ и ИЦППП.
Темп роста ИЦППП достигает своего максимума
в 1992 г., затем вплоть до 1995 г. он стремительно
уменьшается. ИПЦ в 1993-1994 гг. является максимальным,
затем так же уменьшается. Начиная с 1996
г. у всех индексов наблюдается практически
одинаковый темп роста.
Рисунок
4 – Динамика ИПЦ, ИЦППП, ИЦ на с/х и ИЦП
2000-2009 гг., %
Что касается 2000-2009 гг., то здесь наблюдаются незначительные колебания темпов роста всех анализируемых индексов, по сравнению с предыдущим периодом. Но можно сказать, что в последние годы (2006-2008) наблюдается незначительное увеличение темпа роста индексов цен.
Далее
за основной показатель я возьму темп
роста ИПЦ и для анализа сопоставлю его
с темпом роста денежных доходов населения.
Рисунок 5 – Динамика ИПЦ и денежных доходов населения населения, роста оплаты труда, трансфертов населения, доходов от собтвенности, прочих доходов за 1990-1999 гг., в %
Здесь
можно сказать, что темп роста
ИПЦ был в несколько раз
выше по сравнению с темпом роста
доходов населения, особенно это прослеживаетя
до 1995 г.. Начиная с 1992 г. для экономики
были характерны: длительное сохранение
в течении всего периода высоких темпов
инфляции, высокие темпы девальвации беларуского
рубля, устойчивое лидирование Беларуси
по темпам инфляции среди стран СНГ. Затем
с 1996 г. темпы роста ИПЦ и денежных доходов
приблизительно уровнялись. На графике
видно, что темп роса прочих доходов достигает
своего максимума в 1998 г., затем наблюдается
снижение.
Информация о работе Эффективна ли в Беларуси политика ограничения доходов для борьбы с инфляцией