Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 16:40, реферат
Все используемые в производстве ресурсы носят ограниченный характер. Любой из факторов производства может быть использован для производства различных продуктов. Ресурсы, затраченные на производство данного товара, утрачены для производства других товаров. Если у производителя имеется 1000 куб. м древесины, то он может из неё произвести или 700 куб. м пиломатериалов , или пять мебельных гарнитуров, или определённое количество бумаги. Задача производителя заключается в том, чтобы из множества вариантов использования данного ресурса выбрать наиболее эффективный.
Введение……………………………………….3
Эффект масштаба в производстве……………5
Положительный эффект масштаба…………7
Специализация труда…………………………10
Отрицательный эффект масштаба…………..11
Постоянный эффект масштаба………………13
Эффект масштаба и технический прогресс..14
Список литературы………
Министерство образования и науки РФ Федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Владимирский
Государственный Университет
По дисциплине: Экономическая теория.
Содержание.
Любое производство связано с затратами сырья, электроэнергии, рабочей силы, оборудования, земли и т.д. Без использования необходимых ресурсов невозможно создать новые блага.
Все используемые в производстве ресурсы носят ограниченный характер. Любой из факторов производства может быть использован для производства различных продуктов. Ресурсы, затраченные на производство данного товара, утрачены для производства других товаров. Если у производителя имеется 1000 куб. м древесины, то он может из неё произвести или 700 куб. м пиломатериалов , или пять мебельных гарнитуров, или определённое количество бумаги. Задача производителя заключается в том, чтобы из множества вариантов использования данного ресурса выбрать наиболее эффективный.
В силу этого обстоятельства любые затраты на производство какого-либо товара носят альтернативный характер. Поэтому производители вынуждены постоянно считать, во сколько им обойдётся производство того или иного блага.
К издержкам относят сумму средств, направленных на оплату всех видов, материалов, рабочей силы и услуг, затраченных на производство определённого товара.
С точки зрения действующих фирм долговременный период - это период времени достаточно продолжительный, чтобы изменить количества всех занятых ресурсов, включая и производственные мощности. С точки зрения отрасли, долговременный период включает в себя достаточно времени, чтобы действующие в ней фирмы смогли расформироваться и покинуть отрасль, а новые фирмы возникнуть и вступить в отрасль. В отличие от кратковременного периода - периода фиксированных мощностей, долгосрочный - период изменяющихся мощностей.
В течение длительного
периода времени все
Представьте себе,
что небольшое предприятие
Для большинства
видов производства возможности выбора
размеров предприятия куда шире, чем мы
предположили в нашем примере. Фактически
во многих отраслях количество возможных
размеров предприятия совершенно не ограничено.
А это значит, что самые малые изменения
в объеме выпускаемой продукции (в объеме
продаж) со временем подталкивают к соответствующим
изменениям в размерах предприятия. Графически
это выражается в бесконечное количестве
кривых краткосрочных АТС. Наименьшие
средние общие издержки при всех возможных
объемах производства показаны в виде
кривой долгосрочных АТС. Эта кривая проходит
по касательной к бесконечному числу краткосрочных
АТС, а не состоит из суммы их участков.
Следовательно выглядит вполне плавной.
Обратите внимание на то, что, за исключением
минимальной точки кривой долгосрочных
АТС, кривые краткосрочных АТС касаются
кривой долгосрочных АТС не в своих минимальных
точках. Пока кривая долгосрочных АТС
снижается, точки касания расположены
левее минимальных точек кривых краткосрочных
АТС. И наоборот, когда кривая долгосрочных
АТС начинает повышаться, точки касания
оказываются правее минимальных точек
кривых краткосрочных АТС.
Эффект
масштаба - это те производственные
преимущества, которые возникают
при увеличении размера предприятия
и рынка сбыта его продукции.
Так, крупная корпорация, как правило,
располагает более широким
Оказывается, изменение
факторов в одной и той же пропорции
может привести к различным результатам.
Соотношение между
Характер действия эффекта масштаба обусловлен:
Сохранение неизменным соотношения факторов производства для любого уровня выпуска позволяет проследить проявление эффекта масштаба, анализируя карту изоквант. Если при одной и той же пропорции увеличения объема факторов изокванты сближаются, это свидетельствует о положительном эффекте масштаба; если они расходятся, то имеет место отрицательный эффект масштаба; если сохраняют шаг — постоянный.
Законов, регулирующих
направленность действия эффекта масштаба,
не существует, и определение характера
эффекта масштаба возможно только путем
эмпирических наблюдений.
Факторы, способствующие росту отдачи от масштаба:
В качестве противодействующих росту эффекта от масштаба следует выделить такие факторы, как:
Бизнесмена не надо уговаривать, что крупное производство лучше мелкого. Классическим примером служит нефтяной трест «Стандарт ОЙЛ», чье создание привело в конце XIX века в США к 6-кратному снижению цены галлона керосина (с 2.5 до 0.4 цента). Век спустя столь же значительным снижением затрат сопровождалось вторжение крупнейших фирм на рынок персональных компьютеров. В основе этою лежит не только технический прогресс, но и экономия на масштабе производства.
|
Для достижения успеха крупная фирма должна создать:
1) мощное производство:
2) крупную сбытовую и маркетинговую сеть:
3) развитую систему
управления.
Если эти три
взаимосвязанные задачи фирме удастся
решить первой в своей отрасли, то
она получит «преимущество
Хотя бывали случаи, когда «преимущество первого хода» упускалось.
В 1970—80-е годы
первооткрыватели полупроводникового
бизнеса «Дженерал электрик»
и РКА (США) упустили «преимущество
первого хода». Ныне мировой рынок
полупроводниковой
Последние успехи
крупных фирм в сфере высоких
технологий (компьютерных, фармацевтических,
химических, авиационных и лр.) убедили
общественность в естественности эффекта
масштаба. В середине 1980-х годов лауреат
Нобелевской премии Герберт Саймон раскритиковал
основу основ своей любимой экономической
теории — U-образную форму кривой средних
затрат. Он утверждал, что кривая АС сначала
наклонена вправо и вниз, а затем выравнивается
без ясно выраженной точки минимума. Иначе
говоря, вначале наблюдается эффекта масштаба,
a затем кривая нейтральна к масштабу .