Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 15:36, реферат
Проблема рынка общественного питания заключается в том, что его развитие осуществляется сегодня стихийно, без учета потребностей населения, что приводит к негативным последствиям: с точки зрения предпринимателей — финансовым потерям, закрытию или перепрофилированию предприятий из-за низкой удовлетворенности населения качеством предоставляемых услуг и отказа от посещения предприятий;
Этап I.
Определение проблемы
и постановка цели
Проблема
рынка общественного питания
заключается в том, что его
развитие осуществляется
с позиций интересов населения — невозможности удовлетворить потребности в качественной и недорогой пище или специфические потребности в определенных услугах из-за отсутствия соответствующих предприятий, а также недостаточного их числа или неудобного местоположения;
с
точки зрения администрации города
— потерям налоговых
Гипотеза
исследования состоит в том,
что негативные явления на
рынке общедоступных
Цель
исследования состоит в том,
чтобы получить адекватную
Этап II. Разработка плана исследования
II.1. Предварительный план
Объектом
исследования является часть
рынка общественного питания
— общедоступная сеть и
В
процессе исследования
Конкретные
направления исследования
выявить основные факторы, влияющие на формирование спроса;
проанализировать
динамику и оценить состояние
сети общедоступных предприятий
общественного питания как
проанализировать и оценить спрос на продукцию и услуги общедоступных предприятий: характер его формирования и степень удовлетворения;
выявить скрытый и отсутствующий спросы и мотивацию их возникновения;
осуществить
сегментацию потребителей услуг
общественного питания и
II.2. Рабочий план исследования
А.
Определение круга необходимой
информации: о состоянии общественного
питания, включая данные о
Б. Оценка имеющейся информации, определение и выбор методов получения дополнительной информации: Вторичная информация:
— статистические данные комитета государственной статистики;
— данные торговых отделов администраций районов;
— данные отдела общественного питания департамента продовольственных ресурсов, торговли и услуг администрации города.
Первичная информация:
— опрос населения;
— опрос работников общественного питания;
— опрос специалистов общественного питания;
— обследование
предприятий общедоступной сети общественного
питания.
Этап III. Обобщение результатов исследования, разработка рекомендаций и представление отчета
Для
достижения целей исследования
необходимо проанализировать
Исследование
текущего спроса на территории
города (района) представляет собой
многоуровневую процедуру,
Этап I. Выявление
доли реальных потребителей
выделить
наиболее существенные факторы, обусловливающие
принятие решения о пользовании услугами
предприятий.
В
зависимости от положительного
или отрицательного ответа на
вопрос, пользуются или нет
Этап
II. Анализ и оценка мотивов
отказа от услуг предприятий
общественного питания. Этот
По
нашему мнению, анализ целесообразно
осуществлять с позиций:1)
2) оценки влияния социально-демографических и экономических факторов на мотивы отказа;
3) выявления условий, при которых население будет пользоваться услугами общественного питания;
4) определения сегментов населения, чьи интересы на рынке общественного питания не удовлетворяются.
В
зависимости от внутреннего
психологические — вызываемые неприятием общественного питания, предпочтением домашней пищи или отсутствием необходимости в его услугах;
организационные
— обусловленные состоянием сети
и характером услуг, предоставляемых
предприятиями общественного
специфические — возникающие в результате неудовлетворительной работы предприятий (низкие качество блюд и уровень обслуживания, узкий ассортимент и др.), что приводит к появлению негативного опыта.
В
процессе исследования
На
следующем этапе исследования
мотивов отказа необходимо
специфические — обусловленные повышением качества самой услуги общественного питания в соответствии с ее оценочными критериями (качество блюд, ассортимент, уровень обслуживания и т.д.);
экономические — обусловленные ростом доходов, появлением предприятий с приемлемым уровнем цен, осуществлением предприятиями более гибкой ценовой политики и т.д.
Сопоставление
мотивов отказа с потенциальными условиями
посещения предприятий позволит разработать
комплекс мер, способствующих перерастанию
скрытого спроса в реальный, а также выявить
уровень устойчиво отсутствующего спроса,
когда респондент ни при каких условиях
не собирается пользоваться услугами
общедоступных предприятий общественного
питания. Кроме того, информация, полученная
в процессе анализа и оценки мотивов отказа
от услуг общественного питания, служит
основой для определения сегментов потребителей,
не охваченных услугами общественного
питания. Исходя из этого разрабатываются
конкретные рекомендации для потенциальных
сегментов потребителей, что позволит
повысить долю населения, пользующегося
услугами общественного питания, и удовлетворить
спрос всех социальных групп потребителей.
Этап III. Изучение, анализ и оценка текущего спроса.
Данный
этап выступает основным в
процессе исследования, так как
позволяет выявить фактический
спрос на продукцию и услуги
общедоступных предприятий
В
процессе исследования
Исходя
из специфики спроса на услуги
общественного питания, то
Поскольку
целью исследования спроса
Направления (общие) | Детализация направлений (переменные) |
1. Цели (мотивы) посещения | - Удовлетворение
потребности в пище
- Встреча с друзьями - Празднование торжеств - Проведение досуга - Знакомство - Деловая встреча |
2. Потребительские выгоды | - Экономия
времени
- Забота о здоровье - Возможность выбора разнообразных блюд - Получение удовольствия - Осознание собственной значимости |
3. Предпочтения в типах предприятий | - Ресторан
- Кафе - Бар - Закусочная - Столовая - Магазин кулинарии |
4. Местонахождение | - Районы города |
5. Интенсивность посещения | - 1-2 раза в
неделю
- 3-4 раза в неделю - 5-7 раз в неделю - 1-2 раза в месяц - 1-2 раза в год - 3-4 раза в год - 5-6 раз в год |
6. Источники
информации при выборе |
- Собственное
мнение
- Советы друзей, родственников - Рекламная информация - Выбор случаен |
Степень приверженности | - Одно и
то же предприятие
- Несколько понравившихся предприятий - Удобно расположенные предприятия - Разные предприятия - Безразлично, какие предприятия |
8. Оценочные
критерии, имеющие значение при
выборе предприятия ( |
- Предлагаемый
ассортимент блюд
- Вкусовые качества блюд - Внешнее оформление блюд - Вежливость, внимательность персонала - Быстрота обслуживания - Уютная обстановка, комфорт в зале - Уровень цен, его соответствие доходу - Санитарное состояние предприятия - Наличие музыкальных и развлекательных - Удобное местоположение |
9. Степень удовлетворения спроса | - Ассортимент
блюд
- Качество блюд - Уровень обслуживания - Уровень цен, его соответствие качеству услуги - Дополнительные услуги - Число предприятий - Типологический состав сети - Специализация предприятий - Территориальное размещение предприятий |