Измерение благосостояния населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 12:53, реферат

Описание работы

Благосостояние населения относится к достаточно сложным проявлениям
социально-экономической реальности, что объясняет интерес к этой проблеме не только экономической науки, но и других отраслей человеческого знания, например, философии и социологии, религии и этики.
Как явление общественной жизнедеятельности, благосостояние известно с
момента появления первых государственных образований и зарождения
различных форм участия государства в хозяйственной деятельности.

Работа содержит 1 файл

Реферат_Экономика общественного сектора.doc

— 257.50 Кб (Скачать)

повышению благосостояния и развитию производства.

   Кроме того, в работе «Экономическая теория благосостояния» А. Пигу ввел понятие «экономического благосостояния», которое измеряется «национальным дивидендом» - тем, что люди покупают на свои денежные доходы.

   Анализируя экономические процессы конца 20-х - начала 30-х гг. XX в.,

Дж. М. Кейнс  представил научное обоснование  роли государства в экономической  системе. Совершив, по сути, научную  революцию, в работе «Общая теория занятости, процента и денег» Дж. М. Кейнс показал, что стихийность, нерегулируемость сбережений и инвестиций в условиях laissez-faire может привести к проблемам безработицы со всеми вытекающими социально-экономическими последствиями для индивидуального и общественного благосостояния. Раскрывая несостоятельность теоретических основ доктрины laissez-faire, Дж. М. Кейнс доказывал, что «регулирование объема текущих инвестиций оставлять в частных руках небезопасно» для благосостояния общества.

   Дальнейшее исследование характера, направлений и объемов

государственной политики как необходимого элемента стабильности и роста

благосостояния  общества оформилось в экономической  науке в 50-70-х гг. XX в. как концепция  «государства всеобщего благосостояния» (Г. Мюрдаль, Дж.Гэлбрейт и др.).  По мнению авторов этой концепции, неотъемлемой частью общественного благосостояния являются услуги, субсидируемые обществом вне зависимости от деятельности стихийных рыночных факторов. Поэтому деятельность государства должна быть направлена на повышение благосостояния населения и обеспечение социальной гармонии, а основной целью государственной политики является рост благосостояния предельно большего числа индивидов.

   Разрабатываемые в теории и на практике модели государства

благосостояния  предполагали комплекс институтов, призванных осуществить вмешательство в  социальную и экономическую жизнь для обеспечения полной занятости, высокого уровня доходов и стабильных цен, а также программы социальной помощи различным слоям населения. Представители данной концепции выступали за такой порядок распределения, который позволили бы расширить общественные услуги и обеспечить рост благосостояния. Они настаивали на улучшении системы образования и использовании имеющихся ресурсов для борьбы с голодом и бедностью. Вместе с тем обратной стороной практического воплощения «государства благосостояния» стали рост дефицита бюджета, инфляция, расточительность государственного аппарата, что свидетельствовало уже о «провалах» государства, а не рынка в формировании благосостояния.

Таким образом, экономика благосостояния представлена множеством

теоретических положений относительно содержания данной категории и условий формирования и роста благосостояния. С одной стороны, в науке

предпринимались попытки построить «чистую» экономическую  теорию

благосостояния, свободную от любых суждений о  справедливости распределения условий и результатов хозяйственной деятельности. С другой стороны, предлагалось обеспечить народное благосостояние путем реорганизации общественного устройства, построения справедливого «союза равных людей». В первом случае во главу угла ставилась экономическая эффективность даже ценой естественного отбора в обществе, во втором - исключительно социальная справедливость. Как показывает опыт развитых стран мира, каждая из которых строит собственное «государство всеобщего благосостояния», общество  вынуждено искать компромисс между экономической эффективностью и социальной справедливостью, вырабатывать определенный рецепт согласования индивидуальных и общественных интересов, чтобы обеспечить благополучие не

только нынешнего, но и будущих поколений.

2. Измерение благосостояния

Методология оценки благосостояния населения является важным

аналитическим инструментом государственной социально-экономической

политики, так  как позволяет устанавливать  ориентиры политики государства  на перспективу, осуществлять анализ текущего уровня социально-экономического развития страны и проводить межрегиональные сопоставления.

   Оценка достигнутого страной уровня благосостояния осуществляется на

основе соответствующей  системы критериев и показателей. В научном понимании критерием является средство проверки и мерило оценки в данном случае уровня благосостояния или условий его формирования. Выделение критериев благосостояния служит основой для разработки соответствующих каждому критерию показателей. Комплексность структуры благосостояния определяет сложность сохдания адекватной системы критериев, трудности на пути построения какого-то одного обобщающего многомерного показателя, которые до сих пор не преодолены.

   Выделяют два методологических подхода к измерению достигнутого уровня благосостояния.

   Первый подход, который можно определить как субъективный, исходит из

оценки благосостояния как степени субъективной удовлетворенности  людей своей жизнью. В данном случае человек сам оценивает, насколько  хороша или плоха его жизнь  по тем или иным критериям, поэтому представление о благосостоянии каждого индивида можно получить только по результатам социологических исследований. В результате оценка благосостояния строится на основе мнения населения, высказанного по тем или иным сторонам жизни.

   В основе второго подхода оценки благосостояния населения лежат

следующие принципы:

- объективность  оценки благосостояния населения  как непосредственно, так и  в сравнении с установленными  нормативами;

- возможность  сравнения показателей благосостояния населения в текущем

периоде с аналогичными в прошлых периодах;

- сопоставимость  показателей благосостояния населения  различных стран и

регионов;

- их универсальность.

   В данном случае благосостояние оценивается не по субъективной

удовлетворенности самим человеком, а по ряду объективных показателей другими людьми, имеющими для этого полную и достоверную информацию и необходимую квалификацию, то есть коллективом экспертов. Такой подход предполагает построение системы показателей или социально-экономических индикаторов, наиболее полно отражающей многомерность благосостояния населения, и определение нормативов или социальных стандартов, с которыми сопоставляются фактические условия формирования благосостояния населения.

   Разработкой систем показателей, характеризующих благосостояние

населения, занимаются многие международные и региональные

межправительственные  организации. Каждая из них разрабатывает  показатели в соответствии со своими интересами и в пределах своей  компетенции. Так, всемирная организация  здравоохранения концентрирует внимание на вопросах, связанных с состоянием здоровья и доступом к услугам в области здравоохранения; ЮНЕСКО - на показателях образования; Международная организация труда - на характеристике трудовых отношений, занятости и безработицы и т.д.

   По рекомендации ООН с 1978 г. в международной статистике жизненный

уровень населения  оценивается количеством и качеством  потребляемых

жизненных благ (материальных и духовных), для чего используются следующие 12 групп показателей:

1. Демографические характеристики населения (рождаемость, смертность,

заболеваемость, продолжительность жизни).

2. Санитарно-гигиенические  условия жизни.

3. Потребление  продовольственных товаров.

4. Жилищные  условия и обеспеченность потребительскими  благами

длительного пользования (автомобиль, холодильник, телевизор и т.п.).

5. Образование  и культура.

6. Условия труда  и занятость.

7. Доходы и  расходы населения.

8. Стоимость  жизни и потребительские цены.

9. Транспортные  средства.

10. Организация  отдыха, физкультура и спорт.

11. Социальное  обеспечение.

12. Свобода человека.

   В современной российской практике измерения жизненного уровня

используется  методология, разработанная Федеральной  службой государственной статистики РФ5 7 . Показатели благосостояния рассчитываются статистическими органами России ежеквартально на основе обследования бюджетов домохозяйств, статистическая выборка которых охватывает около 50 000 домашних хозяйств.

   Исходные (частные) показатели можно сгруппировать в три группы (рис.1)

                         Рисунок 1 - Основные показатели уровня жизни населения, рассчитываемые

Федеральной службой государственной статистики России. 

Первая группа показателей характеризует распределение  населения по

уровню среднедушевых  денежных доходов, а также степень  дифференциации населения по уровню доходов.

   Распределение доходов в обществе иллюстрирует кривая Лоренца (рис.2)

                               0               20%           40%         60%         80%         100% Доля семей. % 

                                    Рисунок 2. Кривая Лоренца.

Если бы доходы распределялись равномерно, то есть 10% получателей

имели бы десятую  часть доходов, 20% - пятую часть  доходов, 50% - половину и т.д., то такое  распределение имело бы вид диагонали  квадрата со сторонами 0 и 100% (линия равномерного распределения).

   Неравномерное распределение характеризуется линией фактического

распределения (кривой Лоренца), отстоящей от диагонали  квадрата тем дальше, чем более  неравномерно распределение и выше дифференциация.

Индекс Джини  представляет собой величину отклонения фактического

распределения доходов в обществе от линии их равномерного распределения. Для равномерного распределения он равен нулю, а  в условиях абсолютного неравенства  равен единице.

   Индекс Джини рассчитывается как отношение площади фигуры,

образованной  линией абсолютного равенства и  кривой Лоренца (рисунок 2.3), к площади  треугольника ОАВ (1):

                                     K.L = SA / SOAB = SA / (SA + SB) (1),

где KL - индекс Джини (коэффициент концентрации доходов Лоренца);

SA - площадь фигуры, ограниченной линией абсолютного равенства и

кривой Лоренца; SOAB - площадь треугольника ОАВ.

   По классификации, предложенной ОЭСР, если индекс Джини составляет

0,200-0,220, то уровень  неравенства в стране считается «очень низким», в

пределах 0,240-0,260 - «низким», 0,330-0,335 - «высоким» и более 0,336 - «очень высоким».

   В основе второй группы показателей лежит величина прожиточного

минимума. Его  величина определяется на основе Федерального закона «О

прожиточном минимуме в Российской Федерации» №134-Ф3 от 24 октября 1997 г. и «Методических рекомендаций по определению потребительской  корзины для основной основных социально-демографических  групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации». По указанной методике все статьи потребительского бюджета определяются прямым счетом на основе нормативов потребления и их фактической стоимости. Минимальные нормативы потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг согласно предложенной методике определяются с учетом научных рекомендаций по минимальным объемам потребления и перечню товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья и обеспечения жизнедеятельности человека; фактического объема потребления благ и услуг в малоимущих семьях;

Информация о работе Измерение благосостояния населения