Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 12:53, реферат
Благосостояние населения относится к достаточно сложным проявлениям
социально-экономической реальности, что объясняет интерес к этой проблеме не только экономической науки, но и других отраслей человеческого знания, например, философии и социологии, религии и этики.
Как явление общественной жизнедеятельности, благосостояние известно с
момента появления первых государственных образований и зарождения
различных форм участия государства в хозяйственной деятельности.
повышению благосостояния и развитию производства.
Кроме того, в работе «Экономическая теория благосостояния» А. Пигу ввел понятие «экономического благосостояния», которое измеряется «национальным дивидендом» - тем, что люди покупают на свои денежные доходы.
Анализируя экономические процессы конца 20-х - начала 30-х гг. XX в.,
Дж. М. Кейнс представил научное обоснование роли государства в экономической системе. Совершив, по сути, научную революцию, в работе «Общая теория занятости, процента и денег» Дж. М. Кейнс показал, что стихийность, нерегулируемость сбережений и инвестиций в условиях laissez-faire может привести к проблемам безработицы со всеми вытекающими социально-экономическими последствиями для индивидуального и общественного благосостояния. Раскрывая несостоятельность теоретических основ доктрины laissez-faire, Дж. М. Кейнс доказывал, что «регулирование объема текущих инвестиций оставлять в частных руках небезопасно» для благосостояния общества.
Дальнейшее исследование характера, направлений и объемов
государственной политики как необходимого элемента стабильности и роста
благосостояния общества оформилось в экономической науке в 50-70-х гг. XX в. как концепция «государства всеобщего благосостояния» (Г. Мюрдаль, Дж.Гэлбрейт и др.). По мнению авторов этой концепции, неотъемлемой частью общественного благосостояния являются услуги, субсидируемые обществом вне зависимости от деятельности стихийных рыночных факторов. Поэтому деятельность государства должна быть направлена на повышение благосостояния населения и обеспечение социальной гармонии, а основной целью государственной политики является рост благосостояния предельно большего числа индивидов.
Разрабатываемые в теории и на практике модели государства
благосостояния предполагали комплекс институтов, призванных осуществить вмешательство в социальную и экономическую жизнь для обеспечения полной занятости, высокого уровня доходов и стабильных цен, а также программы социальной помощи различным слоям населения. Представители данной концепции выступали за такой порядок распределения, который позволили бы расширить общественные услуги и обеспечить рост благосостояния. Они настаивали на улучшении системы образования и использовании имеющихся ресурсов для борьбы с голодом и бедностью. Вместе с тем обратной стороной практического воплощения «государства благосостояния» стали рост дефицита бюджета, инфляция, расточительность государственного аппарата, что свидетельствовало уже о «провалах» государства, а не рынка в формировании благосостояния.
Таким образом, экономика благосостояния представлена множеством
теоретических положений относительно содержания данной категории и условий формирования и роста благосостояния. С одной стороны, в науке
предпринимались попытки построить «чистую» экономическую теорию
благосостояния, свободную от любых суждений о справедливости распределения условий и результатов хозяйственной деятельности. С другой стороны, предлагалось обеспечить народное благосостояние путем реорганизации общественного устройства, построения справедливого «союза равных людей». В первом случае во главу угла ставилась экономическая эффективность даже ценой естественного отбора в обществе, во втором - исключительно социальная справедливость. Как показывает опыт развитых стран мира, каждая из которых строит собственное «государство всеобщего благосостояния», общество вынуждено искать компромисс между экономической эффективностью и социальной справедливостью, вырабатывать определенный рецепт согласования индивидуальных и общественных интересов, чтобы обеспечить благополучие не
только нынешнего, но и будущих поколений.
2. Измерение благосостояния
Методология оценки благосостояния населения является важным
аналитическим
инструментом государственной социально-
политики, так как позволяет устанавливать ориентиры политики государства на перспективу, осуществлять анализ текущего уровня социально-экономического развития страны и проводить межрегиональные сопоставления.
Оценка достигнутого страной уровня благосостояния осуществляется на
основе соответствующей
системы критериев и
Выделяют два методологических подхода к измерению достигнутого уровня благосостояния.
Первый подход, который можно определить как субъективный, исходит из
оценки благосостояния как степени субъективной удовлетворенности людей своей жизнью. В данном случае человек сам оценивает, насколько хороша или плоха его жизнь по тем или иным критериям, поэтому представление о благосостоянии каждого индивида можно получить только по результатам социологических исследований. В результате оценка благосостояния строится на основе мнения населения, высказанного по тем или иным сторонам жизни.
В основе второго подхода оценки благосостояния населения лежат
следующие принципы:
- объективность
оценки благосостояния
- возможность
сравнения показателей
периоде с аналогичными в прошлых периодах;
- сопоставимость
показателей благосостояния
регионов;
- их универсальность.
В данном случае благосостояние оценивается не по субъективной
удовлетворенности самим человеком, а по ряду объективных показателей другими людьми, имеющими для этого полную и достоверную информацию и необходимую квалификацию, то есть коллективом экспертов. Такой подход предполагает построение системы показателей или социально-экономических индикаторов, наиболее полно отражающей многомерность благосостояния населения, и определение нормативов или социальных стандартов, с которыми сопоставляются фактические условия формирования благосостояния населения.
Разработкой систем показателей, характеризующих благосостояние
населения, занимаются многие международные и региональные
межправительственные организации. Каждая из них разрабатывает показатели в соответствии со своими интересами и в пределах своей компетенции. Так, всемирная организация здравоохранения концентрирует внимание на вопросах, связанных с состоянием здоровья и доступом к услугам в области здравоохранения; ЮНЕСКО - на показателях образования; Международная организация труда - на характеристике трудовых отношений, занятости и безработицы и т.д.
По рекомендации ООН с 1978 г. в международной статистике жизненный
уровень населения
оценивается количеством и
жизненных благ (материальных и духовных), для чего используются следующие 12 групп показателей:
1. Демографические характеристики населения (рождаемость, смертность,
заболеваемость, продолжительность жизни).
2. Санитарно-гигиенические условия жизни.
3. Потребление продовольственных товаров.
4. Жилищные
условия и обеспеченность
длительного пользования (автомобиль, холодильник, телевизор и т.п.).
5. Образование и культура.
6. Условия труда и занятость.
7. Доходы и расходы населения.
8. Стоимость жизни и потребительские цены.
9. Транспортные средства.
10. Организация отдыха, физкультура и спорт.
11. Социальное обеспечение.
12. Свобода человека.
В современной российской практике измерения жизненного уровня
используется
методология, разработанная Федеральной
службой государственной
Исходные (частные) показатели можно сгруппировать в три группы (рис.1)
Рисунок 1 - Основные показатели уровня жизни населения, рассчитываемые
Федеральной
службой государственной
Первая группа
показателей характеризует
уровню среднедушевых денежных доходов, а также степень дифференциации населения по уровню доходов.
Распределение доходов в обществе иллюстрирует кривая Лоренца (рис.2)
0
20% 40%
60% 80%
100% Доля семей. %
Рисунок 2. Кривая Лоренца.
Если бы доходы распределялись равномерно, то есть 10% получателей
имели бы десятую часть доходов, 20% - пятую часть доходов, 50% - половину и т.д., то такое распределение имело бы вид диагонали квадрата со сторонами 0 и 100% (линия равномерного распределения).
Неравномерное распределение характеризуется линией фактического
распределения (кривой Лоренца), отстоящей от диагонали квадрата тем дальше, чем более неравномерно распределение и выше дифференциация.
Индекс Джини представляет собой величину отклонения фактического
распределения доходов в обществе от линии их равномерного распределения. Для равномерного распределения он равен нулю, а в условиях абсолютного неравенства равен единице.
Индекс Джини рассчитывается как отношение площади фигуры,
образованной линией абсолютного равенства и кривой Лоренца (рисунок 2.3), к площади треугольника ОАВ (1):
где KL - индекс Джини (коэффициент концентрации доходов Лоренца);
SA - площадь фигуры, ограниченной линией абсолютного равенства и
кривой Лоренца; SOAB - площадь треугольника ОАВ.
По классификации, предложенной ОЭСР, если индекс Джини составляет
0,200-0,220, то уровень неравенства в стране считается «очень низким», в
пределах 0,240-0,260 - «низким», 0,330-0,335 - «высоким» и более 0,336 - «очень высоким».
В основе второй группы показателей лежит величина прожиточного
минимума. Его величина определяется на основе Федерального закона «О
прожиточном минимуме в Российской Федерации» №134-Ф3 от 24 октября 1997 г. и «Методических рекомендаций по определению потребительской корзины для основной основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации». По указанной методике все статьи потребительского бюджета определяются прямым счетом на основе нормативов потребления и их фактической стоимости. Минимальные нормативы потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг согласно предложенной методике определяются с учетом научных рекомендаций по минимальным объемам потребления и перечню товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья и обеспечения жизнедеятельности человека; фактического объема потребления благ и услуг в малоимущих семьях;