Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 17:25, контрольная работа
Целью является ознакомление с понятием учётная ставка, воздействием учётной ставки на кредитно-денежную сферу государства.
При написании контрольной работы будут решены следующие задачи:
Ознакомление с понятием «кредитно-денежная политика государства», её
целями и инструментами.
Рассмотрение роли ЦБ в регулировании кредитно-денежных отношений.
Монетаристская политика государства в экономике, то есть политика «дешевых» и «дорогих» денег.
Воздействие изменений учётной ставки на экономику государства.
Границы эффективности изменения учётной ставки.
Динамика изменения учётной ставки в России.
Введение……………………………………………………………..…3
1. Кредитно-денежная политика государства
1.1. Цели и инструменты кредитно-денежной политики.
Роль ЦБ в регулировании кредитно-денежных отношений……….....4
1.2. Политика «дешевых» и «дорогих» денег………………………….…..6
2. Изменение учётной ставки.
2.1. Воздействие изменений учётной ставки на экономику…………..…..8
2.2. Границы эффективности изменения учётной ставки………………10
3. Динамика изменения учётной ставки в России…………………12
Заключение……………………………………………………………16
Библиографический список………
Изменение учётной ставки ЦБ в целом должно носить ясный, целенаправленный и логический характер, осуществляться плавно, без крутых скачков.
2.2. Границы эффективности изменения учётной ставки.
Использование учётной ставки
ЦБ как инструмента ГРЭ
Несмотря на свою более чем вековую историю, эффективность применения такого инструмента ГРЭ как изменение учётной ставки имеет ограниченный характер в силу следующих обстоятельств.
При использовании этого механизма в государственном регулировании экономики, государство пытается оторвать уровень учётной ставки от её естественной рыночной тенденции.
Это ему удаётся в пределах финансовых возможностей центрального банка кредитовать коммерческие банки под процент, не определённым способом и предложением, а устанавливаемый в соответствии с целями государственного регулирования экономики. Принципиально и надолго противодействовать рыночному механизму на рынке ссудного капитала центральные банки не могут. Возможны лишь его корректировка и временные изменения. Причина этого – ограниченность ресурсов центральных банков.
Зависимость экономики от заёмных средств изменяется в связи с состоянием воспроизводственного цикла. В период оживления и подъёма спрос на кредит обычно растёт и увеличивается его доля в финансировании капиталовложений.
Банковский кредит и эмиссия ценных бумаг играют неодинаковую роль в различных сферах экономики. Больше других от заёмных средств зависит торговля, жилищное строительство, сельское хозяйство.
Доля заёмного капитала в финансировании малых и средних фирм, как правило, выше, чем у крупных компаний и транснациональных корпораций.
Несмотря на постоянную и всеобщую борьбу с обесцениванием денег, ХХ век прошёл под знаком неизлечимой болезни – инфляции.
Высокие, особенно непрогнозируемые нормы инфляции подрывают механизм использования учётной ставки в качестве инструмента государственного регулирования экономики и функционирование денежно-кредитной системы вообще.
Ещё одним ограничением эффективности
регулирования официальной
Крупные и частично средние компании в наши дни обычно носят международный характер. В связи с тем, что официальные учётные ставки в отдельных странах разные. Эти компании могут прибегнуть к займам в той стране, где процентная ставка ниже. Более того, существуют международные финансовые рынки, которые не подвержены национальному регулированию.
Несмотря на перечисленные границы эффективности, изменение учётной ставки центральным банком остаётся широко распространённым в мире и постоянно применяемым средством государственного регулирования экономики, воздействие которого на покупку в кредит, деятельность мелких и средних компаний, фермеров, жилищное строительство особенно заметно.
В России Центральный банк также использует изменение учётной ставки как инструмент государственного регулирования экономики. При кредитовании частных коммерческих банков он устанавливает и периодически изменяет дисконт при переучёте векселей и процент на ломбардные кредиты, обеспечиваемые ценными бумагами.
3. Динамика изменения учётной ставки в России.
С помощью ставки рефинансирования Центральный Банк Российской Федерации осуществляет свою кредитно-денежную политику в России. Увеличивая или снижая процентную ставку Банк России стимулирует или охлаждает экономическую деятельность, снижает инфляцию, увеличивает или уменьшает денежную массу в стране.
Экономика современной России
реально столкнулась с
Теория денег и проблема инфляции являются важным разделом макроэкономической науки. Известный американский экономист-монетарист М. Фридман справедливо отмечал в своей книге «Капитализм и свобода», что контроль над деньгами может явиться мощным средством контроля над экономикой.
В современной рыночной экономике
основным и наиболее эффективным
инструментом регулирования денежной
массы и инфляционных процессов
является политика процентной ставки
или ставки рефинансирования, под
которые Центральный банк или
аналогичное ему финансовое учреждение
предоставляют кредиты
Анализ изменения учетной ставки в России в период с 1990 по 2006 гг. говорит о том, что реального воздействия на уровень инфляции и стимулирование экономического роста этот инструмент пока не оказывает.1
В 90-е годы в России уровень учетной ставки оставался достаточно высоким по сравнению с мировой практикой. 2
В частности, в среднем за 1993 г. этот показатель колебался от 80 до 180%.
По уровню учетной ставки среди других стран мира Россия в тот период уступала лишь Бразилии, переживавшей глубокий финансовый кризис. В Бразилии ставки рефинансирования в течение всего 1993 г. превышали 3000%.
Начиная с июля 1993 г. процентная ставка Центрального банка России устанавливалась на уровне не более чем на 7 процентных пунктов ниже межбанковской рыночной процентной ставки, а с конца 1994 г. эта норма была снижена до 5%.
Своего максимального уровня процентная ставка в России достигла в апреле 1994 г. и составила 210%. Поскольку Бразилии в 1994 г. удалось значительно снизить этот показатель, то Россия имела самую высокую в мире ставку рефинансирования и, соответственно, процентную ставку по кредитам, векселям и депозитам.
К октябрю 1994 г. правительству удалось понизить уровень процентной ставки до минимального на тот период размера в 130%. Однако, в том же месяце после резкого падения курса рубля по отношению к доллару США в "черный вторник" учетная ставка вновь была резко повышена до 170%.
На протяжении 1995 г. уровень учетной ставки Центрального банка России колебался в пределах от 170 до 200%.
В результате проведения комплекса мер по финансовой стабилизации к началу 1996 г. правительству России удалось вновь снизить учетную ставку до 120%, а к октябрю того же года 60%.
В 1997 г. продолжалось плавное понижение уровня учетной ставки, которая к октябрю достигла своего минимального значения за весь период так называемы экономических реформ в России, и составила 21%.
В начале 1998 г., в связи
с нарастанием кризисных
Однако эта мера уже не могла предотвратить финансовый коллапс, который произошел в августе 1998 г. В результате учетная ставка была вновь резко увеличена до 150%. В середине 1999 г. ставку удалось снизить до 60%.
С середины 1999 г. наметилась устойчивая тенденция к постепенному понижению указанного показателя. За период с 1999 по 2006 г. ставка рефинансирования понизилась до 11,5%.
С началом мирового кризиса в 2008 году учётная ставка вновь стала расти и к концу года составила 13%.
В 2009 году она менялась 10 раз (каждый раз снижалась) - итого за 2009 год она снизилась с 13% до 8,75%.
С начала 2010 года официальная учётная ставка менялась три раза и на данный момент составляет 8 % (была изменена 30 апреля 2010 г.).
Итак, можно подвести итог.
Наиболее высокая ставка рефинансирования была установлена Центробанком в период с 15 октября 1993 г. по 28 апреля 1994 г и составляла 210 %. С 29 апреля 2010 года установлена самая низкая за все существование Российской Федерации ставка рефинансирования в 8%. В течении 10 лет скорость изменения ставки рефинансирования Центрального Банка замедлялась, то - есть ставка рефинансирования становилась более стабильной. В период с 1993 по 2000 год ставка рефинансирования менялась в основном в течение года от 5 до 9 раз. В период с 2002 по 2007 годы ставка рефинансирования стабилизировалась и менялась в течение года только от 1 до 3 раз, причем только в сторону снижения.
А вот в 2008 году ставка рефинансирования начала стремительно расти, и особенно часто после начала мирового финансового кризиса. За 2008 год ставка рефинансирования поменялась 6 раз, и все в сторону роста, и это при том, что почти все центральные банки ведущих стран мира ставки пересматривали ставки в сторону понижения. Несмотря на сложный финансовый период, с 1 декабря 2008 года ставка рефинансирования, установленная в размере 13,00 %. (Указание ЦБ РФ от 28.11.2008 № 2135-У "О размере ставки рефинансирования Банка России") как бы замерла и не менялась до 23 апреля 2009 года.
На данном этапе развития экономики России, ЦБ использует изменение учетной ставки для борьбы с инфляцией. Например, если нам сообщают что процентная ставка поднимается на 0,5 процентных пункта, то можно предположить что Центробанк опасается увеличения инфляции в стране и поэтому использует инструмент процентных ставок для ее сдерживания и скорее всего у Правительства осталось мало ресурсов для сдерживания роста потребительских цен.
Для инвестора интересна именно динамика изменения учетной ставки и ее влияние на экономику в целом.
В России ставка рефинансирования до сих пор остается более индикатором, чем регулятором уровня инфляции. Ставка рефинансирования не является инструментом денежно-кредитной политики и на прямую не влияет на стоимость заемных средств на межбанковском рынке.
В России ставка рефинансирования имеет несвойственные ей в рыночной экономике фискальные функции. В соответствии с налоговым кодексом ставка Центрального Банка привязана к расчетам штрафов и пени за налоговую недоимку.
По ней начисляются проценты на налоговый кредит - отсрочку по расчетам с бюджетом, а также проценты на долг государства перед налогоплательщиками за излишне взысканные с них суммы, пени за задержку зарплаты работника бюджетной сферы.
До нынешнего момента,
официальная ставка рефинансирования,
устанавливаемая Центральным
В настоящее время Банк России пытается придерживаться политики соотношения ставки рефинансирования и темпов инфляции.
Заключение
Государственное регулирование при помощи денежно-кредитных инструментов – это количественное изменение предложения свободных денег и изменение «цены кредита» – процента, определяющего спрос на заёмный капитал и масштабы притока вкладов, т. е. формирование кредитных средств.
Государственная экономическая
политика, ориентированная в первую
очередь на использование денежно-
Сегодня государства с развитой экономикой взяли на себя роль регуляторов кредитно-денежных отношений. Они действуют через свои Центральные (государственные) банки.
Одним из инструментов денежно-кредитной сферы является изменение учётной ставки. Её ещё называют ставкой рефинансирования.
Учетная ставка — это процент по ссудам, которые предоставляет центральный банк коммерческим банкам. Этот процент включается в издержки, воздействует на хозяйственную активность в стране, состояние платёжного баланса, устойчивость валюты и служит индикатором направленности государственной экономической политики.
Центральный банк является кредитором всех финансовых институтов страны. В соответствии с целями ГРЭ центральный банк меняет ставки, изменяя таким образом соотношение спроса и предложения ссудного капитала. Колебания учётной ставки и спрос на кредиты находятся в обратной зависимости. В целях выравнивания экономического цикла государство регулирует учётную ставку. Повышение учётной ставки делает кредит более дорогим, менее выгодным для заёмщика, снижает спрос и увеличивает предложение свободных денег, сокращая приток этих денег в реальный сектор экономики. При понижении ставки наблюдается обратная картина.
Однако, существуют границы эффективности изменения учётной ставки в целях государственного регулирования экономики. Государство в лице центрального банка пытается оторвать уровень учётной ставки от её естественной рыночной тенденции. Это ему удаётся в пределах финансовых возможностей центрального банка, которые не безграничны.
Высокие и непрогнозируемые нормы инфляции подрывают возможность использовать учётную ставку в качестве инструмента ГРЭ.
В условиях либерализации международного движения капитала краткосрочный капитал (при неизменности прочих показателей) чутко реагирует на изменение учётной ставки и массовым образом притекает или уходит из страны, создавая серьёзные проблемы для платёжного баланса.
Несмотря на перечисленные границы эффективности, изменение учётной ставки центральным банком остаётся широко распространённым в мире и постоянно применяемым средством ГРЭ. Использование учётной ставки ЦБ как инструмента ГРЭ осуществляется не в отдельности, а в сочетании с другими денежно-кредитными и бюджетными средствами регулирования.
Изменение учётной ставки ЦБ в целом должно носить ясный, целенаправленный и логический характер, осуществляться плавно, без крутых скачков.
Центральный Банк Российской Федерации также осуществляет свою кредитно-денежную политику в России с помощью изменения учётной ставки (в сочетании с другими инструментами). На данном этапе развития экономики России, ЦБ использует изменение учетной ставки для борьбы с инфляцией. В России ставка рефинансирования имеет несвойственные ей в рыночной экономике фискальные функции. Она до сих пор остается больше индикатором, чем регулятором уровня инфляции. Ставка рефинансирования не является инструментом денежно-кредитной политики и на прямую не влияет на стоимость заемных средств на межбанковском рынке. Она не стала полноценным регулятором кредитно-денежных отношений в стране.
Библиографический список
Информация о работе Изменение учётной ставки как один из денежно-кредитных инструментов в ГРЭ