Изменение учётной ставки как один из денежно-кредитных инструментов в ГРЭ

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 17:25, контрольная работа

Описание работы

Целью является ознакомление с понятием учётная ставка, воздействием учётной ставки на кредитно-денежную сферу государства.
При написании контрольной работы будут решены следующие задачи:
Ознакомление с понятием «кредитно-денежная политика государства», её
целями и инструментами.
Рассмотрение роли ЦБ в регулировании кредитно-денежных отношений.
Монетаристская политика государства в экономике, то есть политика «дешевых» и «дорогих» денег.
Воздействие изменений учётной ставки на экономику государства.
Границы эффективности изменения учётной ставки.
Динамика изменения учётной ставки в России.

Содержание

Введение……………………………………………………………..…3
1. Кредитно-денежная политика государства
1.1. Цели и инструменты кредитно-денежной политики.
Роль ЦБ в регулировании кредитно-денежных отношений……….....4
1.2. Политика «дешевых» и «дорогих» денег………………………….…..6
2. Изменение учётной ставки.
2.1. Воздействие изменений учётной ставки на экономику…………..…..8
2.2. Границы эффективности изменения учётной ставки………………10
3. Динамика изменения учётной ставки в России…………………12
Заключение……………………………………………………………16
Библиографический список………

Работа содержит 1 файл

К.Р. по гос. регулированию.docx

— 59.79 Кб (Скачать)

Изменение учётной ставки ЦБ в целом должно носить ясный, целенаправленный и логический характер, осуществляться плавно, без крутых скачков.

2.2.   Границы эффективности изменения учётной ставки.

Использование учётной ставки ЦБ как инструмента ГРЭ осуществляется не в отдельности, а в сочетании  с другими денежно-кредитными и  бюджетными средствами регулирования.

Несмотря на свою более  чем вековую историю, эффективность  применения такого инструмента ГРЭ  как изменение учётной ставки имеет ограниченный характер в силу следующих обстоятельств.

При использовании этого  механизма в государственном  регулировании экономики, государство  пытается оторвать уровень учётной  ставки от её естественной рыночной тенденции.

Это ему удаётся в пределах финансовых возможностей центрального банка кредитовать коммерческие банки под процент, не определённым способом и предложением, а устанавливаемый в соответствии с целями государственного регулирования экономики. Принципиально и надолго противодействовать рыночному механизму на рынке ссудного капитала центральные банки не могут. Возможны лишь его корректировка и временные изменения. Причина этого – ограниченность ресурсов центральных банков.

Зависимость экономики от заёмных средств изменяется в  связи с состоянием воспроизводственного цикла. В период оживления и подъёма  спрос на кредит обычно растёт и  увеличивается его доля в финансировании капиталовложений.

Банковский кредит и эмиссия  ценных бумаг играют неодинаковую роль в различных сферах экономики. Больше других от заёмных средств зависит торговля, жилищное строительство, сельское хозяйство.

Доля заёмного капитала в  финансировании малых и средних  фирм, как правило, выше, чем у  крупных компаний и транснациональных  корпораций.

Несмотря на постоянную и  всеобщую борьбу с обесцениванием денег, ХХ век прошёл под знаком неизлечимой  болезни – инфляции.

Высокие, особенно непрогнозируемые нормы инфляции подрывают механизм использования учётной ставки в качестве инструмента государственного регулирования экономики и функционирование денежно-кредитной системы вообще.

Ещё одним ограничением эффективности  регулирования официальной учётной  ставки является международная миграция капитала. Либерализация движения капитала между странами и полная свобода  его перемещения внутри интеграционных межгосударственных объединений противодействуют кредитной политики отдельного государства. Реакцией на это, в частности, стало  согласование действий центральных  банков по изменению учётной ставки в странах Европейского Союза.

Крупные и частично средние  компании в наши дни обычно носят международный характер. В связи с тем, что официальные учётные ставки в отдельных странах разные. Эти компании могут прибегнуть к займам в той стране, где процентная ставка ниже. Более того, существуют международные финансовые рынки, которые не подвержены национальному регулированию.

Несмотря на перечисленные  границы эффективности, изменение  учётной ставки центральным банком остаётся широко распространённым в  мире и постоянно применяемым  средством государственного регулирования  экономики, воздействие которого на покупку в кредит, деятельность мелких и средних компаний, фермеров, жилищное строительство особенно заметно.

В России Центральный банк также использует изменение учётной  ставки как инструмент государственного регулирования экономики. При кредитовании частных коммерческих банков он устанавливает  и периодически изменяет дисконт  при переучёте векселей и процент  на ломбардные кредиты, обеспечиваемые ценными бумагами.

 

 

 

 

3.  Динамика изменения учётной ставки в России.

С помощью ставки рефинансирования Центральный Банк Российской Федерации  осуществляет свою кредитно-денежную политику в России. Увеличивая или  снижая процентную ставку Банк России стимулирует или охлаждает экономическую деятельность, снижает инфляцию, увеличивает или уменьшает денежную массу в стране.

Экономика современной России реально столкнулась с инфляционными  проблемами в начале 90-х годы в  период экономической трансформации  от централизованно планируемой к рыночной экономике.

Теория денег и  проблема инфляции являются важным разделом макроэкономической науки. Известный американский экономист-монетарист М. Фридман справедливо отмечал в своей книге «Капитализм и свобода», что контроль над деньгами может явиться мощным средством контроля над экономикой.

В современной рыночной экономике  основным и наиболее эффективным  инструментом регулирования денежной массы и инфляционных процессов  является политика процентной ставки или ставки рефинансирования, под  которые Центральный банк или  аналогичное ему финансовое учреждение предоставляют кредиты коммерческим банкам.

Анализ изменения учетной  ставки в России  в период с 1990 по 2006 гг.         говорит о том, что реального воздействия на уровень инфляции и стимулирование экономического роста этот инструмент пока не оказывает.1

В 90-е годы в России уровень  учетной ставки оставался достаточно высоким по сравнению с мировой  практикой. 2

В частности, в среднем  за 1993 г. этот показатель колебался  от 80 до 180%.

По уровню учетной ставки среди других стран мира Россия в  тот период уступала лишь Бразилии, переживавшей глубокий финансовый кризис. В Бразилии ставки рефинансирования в течение всего 1993 г. превышали 3000%.

Начиная с июля 1993 г. процентная ставка Центрального банка России устанавливалась  на уровне не более чем на 7 процентных пунктов ниже межбанковской рыночной процентной ставки, а с конца 1994 г. эта норма была снижена до 5%.

Своего максимального  уровня процентная ставка в России достигла в апреле 1994 г. и составила 210%. Поскольку Бразилии в 1994 г. удалось  значительно снизить этот показатель, то Россия имела самую высокую  в мире ставку рефинансирования и, соответственно, процентную ставку по кредитам, векселям и депозитам.

К октябрю 1994 г. правительству  удалось понизить уровень процентной ставки до минимального на тот период размера в 130%. Однако, в том же месяце после резкого падения  курса рубля по отношению к  доллару США в "черный вторник" учетная ставка вновь была резко  повышена до 170%.

На протяжении  1995 г. уровень  учетной ставки Центрального банка  России колебался в пределах от 170 до 200%.

В результате проведения комплекса  мер по финансовой стабилизации к  началу 1996 г. правительству России удалось  вновь снизить учетную ставку до 120%, а к октябрю того же года 60%.

В 1997 г. продолжалось плавное  понижение уровня учетной ставки, которая к октябрю достигла своего минимального значения за весь период так называемы экономических реформ в России, и составила 21%.

В начале 1998 г.,  в связи  с нарастанием кризисных явлений  в финансовой сфере, правительства  вынуждено было опять пойти на повышение учетной ставки  до 50%.

Однако эта мера уже  не могла предотвратить финансовый коллапс, который произошел в  августе 1998 г. В результате учетная  ставка была вновь резко увеличена  до 150%. В середине 1999 г.  ставку удалось  снизить до 60%.

С середины 1999 г. наметилась устойчивая тенденция к постепенному понижению указанного показателя. За период с 1999 по 2006 г. ставка рефинансирования понизилась  до 11,5%.

С началом мирового кризиса  в 2008 году учётная ставка вновь стала  расти и к концу года составила 13%.

В 2009 году она менялась 10 раз (каждый раз снижалась) - итого  за 2009 год она снизилась с 13% до 8,75%.

С начала 2010 года официальная  учётная ставка менялась три раза и на данный момент составляет 8 % (была изменена 30 апреля 2010 г.).

Итак, можно подвести итог.

Наиболее высокая ставка рефинансирования была установлена  Центробанком в период с 15 октября 1993 г. по 28 апреля 1994 г и составляла 210 %. С 29 апреля 2010 года установлена самая  низкая за все существование Российской Федерации ставка рефинансирования в 8%. В течении 10 лет скорость изменения ставки рефинансирования Центрального Банка замедлялась, то - есть ставка рефинансирования становилась более стабильной. В период с 1993 по 2000 год ставка рефинансирования менялась в основном в течение года от 5 до 9 раз. В период с 2002 по 2007 годы ставка рефинансирования стабилизировалась и менялась в течение года только от 1 до 3 раз, причем только в сторону снижения.

А вот в 2008 году ставка рефинансирования начала стремительно расти, и особенно часто после начала мирового финансового  кризиса. За 2008 год ставка рефинансирования поменялась 6 раз, и все в сторону  роста, и это при том, что почти все центральные банки ведущих стран мира ставки пересматривали ставки в сторону понижения. Несмотря на сложный финансовый период, с 1 декабря 2008 года ставка рефинансирования, установленная в размере 13,00 %. (Указание ЦБ РФ от 28.11.2008 № 2135-У "О размере ставки рефинансирования Банка России") как бы замерла и не менялась до 23 апреля 2009 года.

На данном этапе развития экономики России, ЦБ использует изменение  учетной ставки для борьбы с инфляцией. Например, если нам сообщают что процентная ставка поднимается на 0,5 процентных пункта, то можно предположить что Центробанк опасается увеличения инфляции в стране и поэтому использует инструмент процентных ставок для ее сдерживания и скорее всего у Правительства осталось мало ресурсов для сдерживания роста потребительских цен.

Для инвестора интересна  именно динамика изменения учетной  ставки и ее влияние на экономику  в целом.

В России ставка рефинансирования до сих пор остается более индикатором, чем  регулятором уровня инфляции. Ставка рефинансирования не является инструментом денежно-кредитной политики и на прямую не влияет на стоимость заемных средств на межбанковском рынке.

В России ставка рефинансирования имеет несвойственные ей в рыночной экономике фискальные функции. В  соответствии с налоговым кодексом ставка Центрального Банка привязана  к  расчетам  штрафов и пени за налоговую недоимку.

По ней начисляются  проценты на налоговый кредит - отсрочку по расчетам с бюджетом, а также  проценты на долг государства перед  налогоплательщиками за излишне  взысканные с них суммы, пени за задержку зарплаты работника бюджетной сферы.

До нынешнего момента, официальная ставка рефинансирования, устанавливаемая Центральным банком России, не стала полноценным регулятором  кредитно-денежных отношений (каковой  она является в развитых экономиках).

В настоящее время Банк России пытается придерживаться политики соотношения ставки рефинансирования и темпов инфляции.

 

Заключение 

Государственное регулирование  при помощи денежно-кредитных инструментов – это количественное изменение предложения свободных денег и изменение «цены кредита»  – процента, определяющего спрос на заёмный капитал и масштабы притока вкладов, т. е. формирование кредитных средств.

Государственная экономическая  политика, ориентированная в первую очередь на использование денежно-кредитных  средств, называется монетаристской. Она  используется в экономически развитых странах.

Сегодня государства с  развитой экономикой взяли на себя роль регуляторов кредитно-денежных отношений. Они действуют через  свои Центральные (государственные) банки.

Одним из инструментов денежно-кредитной  сферы является изменение учётной  ставки. Её ещё называют ставкой  рефинансирования.

Учетная ставка — это процент по ссудам, которые предоставляет центральный банк коммерческим банкам. Этот процент включается в издержки, воздействует на хозяйственную активность в стране, состояние платёжного баланса, устойчивость валюты и служит индикатором направленности государственной экономической политики.

Центральный банк является кредитором всех финансовых институтов страны. В соответствии с целями ГРЭ центральный банк меняет ставки, изменяя таким образом соотношение спроса и предложения ссудного капитала. Колебания учётной ставки и спрос на кредиты находятся в обратной зависимости. В целях выравнивания экономического цикла государство  регулирует учётную ставку. Повышение учётной ставки делает кредит более дорогим, менее выгодным для заёмщика, снижает спрос и увеличивает предложение свободных денег, сокращая приток этих денег в реальный сектор экономики. При понижении ставки наблюдается обратная картина.

Однако, существуют границы эффективности изменения учётной ставки в целях государственного регулирования экономики. Государство в лице центрального банка пытается оторвать уровень учётной ставки от её естественной рыночной тенденции. Это ему удаётся в пределах финансовых возможностей центрального банка, которые не безграничны.

Высокие и непрогнозируемые нормы инфляции подрывают возможность  использовать учётную ставку в качестве инструмента ГРЭ.

В условиях либерализации  международного движения капитала краткосрочный  капитал (при неизменности прочих показателей) чутко реагирует на изменение  учётной ставки и массовым образом  притекает или уходит из страны, создавая серьёзные проблемы для платёжного баланса.

 Несмотря на перечисленные границы эффективности, изменение учётной ставки центральным банком остаётся широко распространённым в мире и постоянно применяемым средством ГРЭ. Использование учётной ставки ЦБ как инструмента ГРЭ осуществляется не в отдельности, а в сочетании с другими денежно-кредитными и бюджетными средствами регулирования.

Изменение учётной ставки ЦБ в целом должно носить ясный, целенаправленный и логический характер, осуществляться плавно, без крутых скачков.

Центральный Банк Российской Федерации также осуществляет свою кредитно-денежную политику в России с помощью изменения учётной ставки (в сочетании с другими инструментами). На данном этапе развития экономики России, ЦБ использует изменение учетной ставки для борьбы с инфляцией. В России ставка рефинансирования имеет несвойственные ей в рыночной экономике фискальные функции. Она до сих пор остается больше индикатором, чем регулятором уровня инфляции. Ставка рефинансирования не является инструментом денежно-кредитной политики и на прямую не влияет на стоимость заемных средств на межбанковском рынке. Она не стала полноценным регулятором кредитно-денежных отношений в стране.

Библиографический список

  1. Ходов Л.Г.  Государственное регулирование национальной экономики: Учебник / Л.Г.Ходов. – М.: Экономистъ, 2004. – 620 с.
  2. Самофалова Е.В.   Государственное регулирование национальной экономики: учебное пособие / Е.В. Самофалова, Э.Н. Кузьбожев, Ю.В. Вертакова; под ред. д-ра экон. Наук, проф. Э.Н. Кузьбожева. – М.: КНОРУС, 2005. – 272 с.
  3. Кушлин В.И.  Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник. Издание 2-е, перераб. и доп. / Кушлин В.И. – М.: Изд-во РАГС, 2005 – 828 с.
  4. Камаев В.Д.   Экономическая теория: Краткий курс: учебник / В.Д. Камаев, М.З. Ильчиков, Т.А. Борисовская. – 3-е изд. – М.: КНОРУС, 2008. – 384 с.
  5. Носова С.С.  Экономическая теория. Краткий курс: учеб. для студентов вузов / С.С.Носов. – М.: Гуманитар. Изд.центр ВЛАДОС, 2005. – 287 с.

Информация о работе Изменение учётной ставки как один из денежно-кредитных инструментов в ГРЭ