Изменение роли человека в информационной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 13:08, курсовая работа

Описание работы

«Динамика развития любого общества определяется уровнем эффективности информационного обмена. С этой позиции, ввод в научный оборот категории "информационное общество" является не совсем корректным. Критериев определения информационного общество множество, но все они, по большому счету, сводятся к следующей мысли: общество становится информационным, когда информационные технологии и знания становятся главными факторами его развития.
Развитие человеческого общества полностью зависело от технологий работы с информацией и стоимости ее передачи с момента своего появления. Можно сказать, что именно развитие информационных технологий вызвало рост качества "нервной системы" человечества.

Работа содержит 1 файл

ЭИТ_Лаврухин.doc

— 317.00 Кб (Скачать)

      Человек, его способности всегда играли первостепенную роль в общественном производстве. Достижения человеческого разума, интеллектуализация производства на современном этапе привели к новому витку развития человеческого общества, создали более благоприятные условия для реализации возможностей человека в политической, экономической, социальной и культурной жизни. Повышение эффективности производства во все времена сопровождалось ростом благосостояния населения. На этой основе в развитых странах практически снята проблема удовлетворения первоочередных жизненных потребностей в продовольствии, одежде, жилье, медицинском обслуживании и т.п. Это привело к увеличению свободного времени, которое обеспечивает возможность более глубокого образования и саморазвития и соответственно способствует быстрому росту интеллектуального потенциала. Если для индустриального общества было характерно превалирование физического труда, в новой экономике возросла роль интеллектуального. Таким образом, возникновение новых условий производства предопределило развитие информационно–коммуникационных технологий, в которых информация выполняет системообразующую роль и создает новый тип продукции, чем являются сами общественные отношения.

      В современных условиях освоения высоких  технологий, достигших стадии практического использования и достаточной эффективности, влечет за собой изменения в организации труда, управления, требованиях к квалификации работников, системе образования. С  одной стороны это связано с возрастающей ролью информационных технологий и технического обеспечения фирм, а  с другой, новым пониманием производственной функции человека и коренным изменением системы управления. Появилась новая широкая сфера занятости, связанная с производством и эксплуатацией электронной техники, телекоммуникаций, сбором, обработкой, анализом информации, ее использованием во всех сферах политической, социальной и экономической жизни. Острой проблемой становится формирование системы подготовки кадров, обеспечивающей страны специалистами по всем направлениям развития информационных технологий. Переход к информационному обществу потребовал массовой подготовки населения к жизни в условиях широкого использования информационных и телекоммуникационных технологий, включая Интернет. Возникла необходимость оснащения всего общества, начиная с общеобразовательных школ, компьютерной техникой, средствами коммуникаций и соответствующих изменений программ обучения. Устаревание знаний, полученных в процессе среднего, среднего специального и высшего образования, стало слишком быстрым. В этой связи получила развитие система непрерывного образования.

      В информационном обществе, благодаря информационным и телекоммуникационным технологиям, происходит информатизация даже малых фирм. Сетевые  технологии позволяют высвободить человеческие ресурсы занятые рутинной работой по сбору данных и использовать их  на обслуживание и поддержку клиентов, проведение интеллектуального  анализа данных в различных предметных  областях. Информационные технологи значительно уменьшают транзакционные издержки поиска информации. При этом  данные издержки  трансформируются  в процессе использования информационных технологий,  так  как настройка информационной базы сложна только на начальной стадии ее  заполнения и использования, кроме того фирмы используют web–ресурсы, которые пополняются ежедневно такими же фирмами заинтересованными в сбыте своей продукции и получении сведений о поставщиках.  Второй  вид  транзакционных издержек,  связанных  с  ведением переговоров,  также уменьшается  за счет телекоммуникационных технологий, таких как интернет конференции, электронная почта и другие.

      Непрерывное образование и обучение становятся нормой жизни, а способность к постоянному приобретению новых знаний и умений рассматривается в современной экономике как самое важное качество рабочей силы. В экономике, основанной на знаниях и ведомой знаниями, стремление к познанию нового, творчество и гибкость являются наиболее значимыми характеристиками человеческих ресурсов. Предприниматели всё больше ценят в кадрах способность думать и учиться, искать нестандартные решения и адаптироваться к изменениям. Более того, обостряется конкуренция за таких людей, проводится их целенаправленный поиск, на который не жалеют средств. Крупные корпорации имеют специальные программы по привлечению и удержанию таких кадров. Используются различные системы мотивации труда и его оплаты, обеспечивается возможность повышения уровня знаний и приобретение наиболее дефицитных профессий.

      «"Академический капитализм" как сфера развития "новой экономики". Проблема формирования, совершенствования и реализации творческих способностей человека приобретает особую актуальность в условиях становления "новой экономики", главным ресурсом и фактором развития которой выступают постоянно обновляемые знания. Растущая значимость знаний и информационно–телекоммуникационных технологий в экономическом благосостоянии и обеспечении конкурентоспособности повышают требования к научно–образовательным организациям в части удовлетворения ими социальных потребностей и обусловливают существенную трансформацию их деятельности, организационных структур, освоение новых функций. Данные тенденции нашли отражение в современной концепции функционирования сферы науки и образования, получившей название "академический капитализм". "Академический капитализм" представляет собой "рыночную или подобную рыночной деятельность научно–образовательной организации, а также ее сотрудников по привлечению внешних денежных средств".

      Значение  высококвалифицированного труда возрастает, что поднимает проблему своевременного производства и передачи знаний, решить которую возможно путем опережающего развития общеобразовательной и профессиональной школы. Одну из важнейших ролей в этом процессе играют университеты как ключевой элемент системы профессионального образования. В данной связи не только наука, но и образовательная деятельность университета должна быть переведена на новые организационные рельсы. Реакция на тотальное вовлечение университетов развитых стран в "академический капитализм" заключается в трансформации университета в предприятие общественного сектора экономики и выработке общеуниверситетской предпринимательской культуры. Поиск истины в ходе исследования, передача и распространение ее в процессе обучения, формирование личности с высокой интеллектуальной культурой в течение периода обучения выступают основными задачами высшего учебного заведения, решение которых базируется на наличии его академической свободы. В условиях "новой экономики" университет является многопрофильной структурой, органично сочетающей в себе образовательную, научную и инновационную деятельность и вносящей реальный вклад в повышение региональной и национальной конкурентоспособности. С данной точки зрения предпринимательский университет выступает не коммерческой организацией, торгующей образовательными услугами и результатами исследований, а главным поставщиком квалифицированного человеческого капитала, научных и технологических решений, ключевым элементом инновационной системы в формирующейся экономике, основанной на знаниях. Институты высшего образования, как главные источники и распространители знаний, приобретают функции опорных структур "новой экономики". Восприятие институтов образования, как учреждений социальной или непроизводственной сферы, сменяется осознанием новой модели образования, понимаемой как основа развития сферы производства, создающая решающий элемент капитала» [3].

      Особое значение приобретает система научно–технических приоритетов, при выборе которых исходной базой должны быть технологические потребности, удовлетворение которых может способствовать оживлению экономики. Решение этой проблемы невозможно без государственной поддержки. Необходимыми этапами ее осуществления могут стать формирование государственных научных, научно–технических и инновационных программ, обеспечивающих осуществление выбранных приоритетов; ресурсное обеспечение ключевых приоритетов путем целевого выделения средств; создание венчурных и инновационных фондов. В условиях "экономики знаний" конкуренция мощи государств проявляется в конкуренции уровней знания.

      Растут  и государственные расходы на систему образования, а в рамках отдельных компаний и фирм все чаще организуется планомерная система непрерывного обучения всего персонала, который тем самым обретает четко обозначенные перспективы служебного продвижения и роста благосостояния. Расходы на подготовку кадров внутри фирмы рассматриваются администрацией не просто как издержки на воспроизводство рабочей силы, а как долгосрочные инвестиции, дающие отдачу и способствующие повышению эффективности деятельности предприятия. Показательно, что во всех развитых странах действует система надбавок за рост квалификации. В большинстве случаев повышение квалификации не приходится оплачивать самому: это делает фирма. В последнее время на Западе практикуется подход, согласно которому повышение квалификации рассматривается как одна из форм поощрения за эффективную работу. При этом доступ к наиболее дорогостоящим формам образования получает наиболее квалифицированный и хорошо работающий персонал.

      Демократизация  экономической жизни ведет к  тому, что от работника, формально не относящегося к категории менеджера, все больше требуется обладание способностями, ранее считавшимися исключительной прерогативой менеджеров или организаторов производства. Это ведёт к распределению ответственности, ранее сосредотачиваемой на верхнем этаже иерархии, по всей организации. Тем самым ослабляется сопротивление изменениям. Новая социально – экономическая организация, основанная на информационных технологиях, ведёт к децентрализации управления. В то же время, появляется возможность новых решений по обеспечению взаимодействия сегментированных видов труда на уровне рабочего места (коммуникации) и на межфирменном уровне.

 

      

Заключение

      В информационной экономике главная  роль принадлежит личности со всеми  вытекающими отсюда последствиями и для управления, и для стимулирования, и для образовательного процесса. Личность становится важнее организации, возникает новый тип работника, в связи, с чем в развитых странах происходит трансформация практически всех социальных, внутрифирменных, организационных и иных структур. Довольно явственно начинает просматриваться тенденция расслоения общества по уровню образования.

      В разнообразных формах все больше проявляется движение к новой  модели развития и использования человеческих ресурсов. Она предусматривает расширение функций работника и переход от работника узкой специализации к работнику – универсалу, способному осуществлять верификацию, оценку, творческий синтез информации, проникать в суть проблемы, осуществлять корректировку технологического процесса, то есть быть не только субъектом производственного освоения НТР, но и ее движущей силой.

      Инвестиции  в человеческие ресурсы в развитых странах мира выступают важнейшим  фактором экономического роста и  повышения конкурентоспособности, как на микро, так и на макро уровнях. При этом инвестиции в человека, в его интеллектуальный потенциал обладают безусловной выгодой, ибо дают длительный, ограниченный лишь биологическими параметрами времени, интегральный эффект. Главным условием достижения устойчивого развития экономики является накопление и сохранение человеческого капитала, проведение в жизнь стратегий, побуждающих людей совершенствовать свои навыки и умения на протяжении всей жизни посредством непрерывного обучения и профессиональной подготовки.

        «К важнейшим качествам работников в "новой экономике" относят:

  • Высокую способность и мотивацию к обучению.
  • Базовые навыки (умение работать с информацией, компьютерная грамотность).
  • Умение организовать коммуникацию (способность артикулировать идеи и слушать).
  • Адаптивность (творчество, формулирование и решение проблем);
  • Навыки самосовершенствования (мотивация, постановка целей, индивидуальное развитие).
  • Групповую эффективность (навыки межличностного общения, ведение переговоров и умение работать в команде).
  • Навыки оказания влияния на других (организационная эффективность и лидерство)». [2]

      Проблема  образовательной мобильности, то есть возможности для расширения своего образовательного опыта использовать разные ресурсы, в том числе заниматься одновременно в нескольких учебных заведениях разного типа по всему миру, погружаясь в разнообразные ситуации, также решается сегодня за счет использования новейших информационных технологий (в первую очередь, Интернет). Дистанционное обучение изначально предполагает наличие безусловной познавательной или образовательной потребности. Не будучи обязательным и предполагающим получение диплома, такое обучение поддерживается главным образом личной мотивацией обучающегося.

 

      

2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Введение

      В современных условиях выживает тот бизнес, который увеличивает свою эффективность и расширяется. Но расширение, так, же как и изменение, сопряжено с рядом неудобств. Одним из таких неудобств является передача данных между удалёнными филиалами фирмы или предприятия, при этом бывают ситуации, при которых передаваемая информация носит конфиденциальный характер, то есть попадание такой информации к «третьему кругу лиц» не желательно. Одним из решением данной проблемы является использование уже существующей или создание своей курьерской службы (в случае передачи конфиденциальных данных, которые нельзя передавать «обычным способом» по сети), которая могла бы передавать информацию как между филиалами фирмы. Но данный способ слишком затратный и порой долог (например, информации нужна в течение нескольких часов, а курьер может затратить день на поездку). Поэтому для разрешения подобного рода проблемы необходимо использовать современные программно–аппаратные решения для передачи информации. Что в свою очередь порождает ещё проблему, а именно: сохранение целостности и конфиденциальности данных передаваемых по сети. Но и на эту проблему современные технологии в области передачи информации по сети есть решение, и одно из них  использования технологии VPN.

Информация о работе Изменение роли человека в информационной экономике