Изменение роли человека в информационной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 13:08, курсовая работа

Описание работы

«Динамика развития любого общества определяется уровнем эффективности информационного обмена. С этой позиции, ввод в научный оборот категории "информационное общество" является не совсем корректным. Критериев определения информационного общество множество, но все они, по большому счету, сводятся к следующей мысли: общество становится информационным, когда информационные технологии и знания становятся главными факторами его развития.
Развитие человеческого общества полностью зависело от технологий работы с информацией и стоимости ее передачи с момента своего появления. Можно сказать, что именно развитие информационных технологий вызвало рост качества "нервной системы" человечества.

Работа содержит 1 файл

ЭИТ_Лаврухин.doc

— 317.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«Сибирский  государственный аэрокосмический  университет

имени академика  М. Ф. Решетнева»

(СибГАУ) 

ИНСТИТУТ         Информатики и телекоммуникаций.

КАФЕДРА   Безопасность информационных технологий. 
 

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ           090105 «Комплексное обеспечение

информационной безопасности автоматизированных сиcтем.. 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 по дисциплине «Экономика информационных технологий» 
на тему: «Изменение роли человека в информационной               экономике»

Вариант 14 
 
 
 
 

    Выполнил:

    Студент группы КБ–81

    Лаврухин  В.А.

    № зач. кн. 66608

    Проверила:

    Ст. преподаватель  каф. БИТ

    Семашко А.В. 
     

    Оценка  «                                  »

    «_____»____________2012г.

 
   

Красноярск 2012 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

1 ИЗМЕНЕНИЕ РОЛИ  ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕММЕННОЙ  ЭКОНОМИКЕ

Введение

      «Динамика развития любого общества определяется уровнем эффективности информационного обмена. С этой позиции, ввод в научный оборот категории "информационное общество" является не совсем корректным. Критериев определения информационного общество множество, но все они, по большому счету, сводятся к следующей мысли: общество становится информационным, когда информационные технологии и знания становятся главными факторами его развития.

      Развитие человеческого общества полностью зависело от технологий работы с информацией и стоимости ее передачи с момента своего появления. Можно сказать, что именно развитие информационных технологий вызвало рост качества "нервной системы" человечества.

      Объединение отдельных человеческих особей в племя и увеличение производительности за счет разделения труда стало возможным, благодаря появлению системы передачи информации, которая обрела форму языка звуков и жестов. Те племена, которые использовали схожие системы передачи информации, могли взаимодействовать друг с другом, что позволяло налаживать определенные экономические и социальные связи. Стала появляться возможность накапливать и совершенствовать знания передавая их из поколения в поколение и быстро обучать детей, делая их более приспособленными к внешней среде.

      Появление развитой речи, а затем письменности, позволило на порядок повысить эффективность передачи информации и дало мощный толчок развитию человеческого общества, поскольку скорость диффузии инноваций резко увеличилась. Кроме того, резко выросли возможности управленческого аппарата, и повысилась эффективность торговли и управления производством. А самое главное, резко повысилась образованность населения». [1]

      Информационная  экономика –  явление новое. Стержень этого нового типа экономики образуют новейшие информационные технологии, роль которых просматривается в названии данного явления. По стремительности и масштабности распространения оно уникально: никакой другой тип производства и никакая другая технология не воцарялись в мире столь быстро, прочно и практически одновременно в целом ряде стран.

      «Источниками информационного типа экономического роста являются инновации и человеческий капитал. Аналогично тому, как информационная экономика выступает логическим следствием индустриальной, так и роль человека в условиях нового технологического способа производства логично становится иной – более емкой и значимой, менее зависимой от обстоятельств и других людей, и, следовательно, более самостоятельной и творческой. Важнейшим экономическим "свойством" человека становится его индивидуальность. Отсюда, место и роль человека в информационной экономике неизбежно трансформируются по сравнению с экономикой индустриальной.

      С развитием информационной экономики  самым существенным образом изменяются место и роль человека в условиях нового типа хозяйства. Анализ этих изменений подразумевает изучение целого комплекса взаимосвязанных вопросов: изменение требований к рабочей силе, преобразования в системе образования и профессиональной подготовки, трансформации управления и т. п.». [2]

 

      

1.2 Новая Экономика

      Мировая экономика начала XXI века характеризуется  становлением "новой экономики", в которой ключевое значение приобретают умственная сила людей и технологии, обеспечивающей многократное ее возрастание. Человечество приближается к переходу в инновационную фазу развития. Отличительной ее особенностью и фундаментальной основой является повышенное внимание к знаниям, как к непосредственной производительной силе и главному производственному ресурсу. Закономерна и актуальна проблематика эффективности использования накопленных человечеством знаний, стимулов и условий значительного расширения спроса на новые технологии, а также влияния "новой экономики" на социальную и экономическую действительность.

      «"Новая экономика" и ее ресурсный потенциал. Для обозначения изменений, происходящих в обществе последние десятилетия, в научной литературе используются два термина: "экономика знаний", или "новая экономика", и "информационная экономика"». [3]

      «Выделяют четыре подхода к определению понятия "новой экономики":

  1. Согласно первому подходу под "новой экономикой" понимается комплекс наукоемких отраслей, занятых производством и обслуживанием информационно–коммуникационного оборудования, созданием и распространением программных продуктов, развитием коммуникационных сетей, а также вся система формирования, хранения, распространения и получения информации, в значительной мере построенная в сети Интернет. При данном подходе к "новой экономике" относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии.
  2. Второй подход включает в понятие "новой экономики" организационные и институциональные новации в деятельности различных (в том числе и традиционных) отраслей экономики ряда развитых стран. Такое определение "новой экономики" представлено в концепции Совета экономических консультантов при Президенте США. Согласно ей американская экономика последнего десятилетия ХХ века в целом характеризуется как "новая экономика" в связи с экстраординарным приростом ее показателей, что стало результатом комбинированного эффекта от взаимодействия достижений в технологии, деловой практике и экономической политике.
  3. Приверженцы третьего подхода обращают внимание на финансовую составляющую "новой экономики". Данный подход определяет "новую экономику" как одну из вершин международной финансовой экономики, финансовой модели хозяйствования, символизирующую широкое использование инструментария информационно–технологических инноваций в валютно–финансовой системе.
  4. Четвертый подход рассматривает "новую экономику" как совокупность отраслей, характеризующихся более значительным удельным весом человеческого капитала по сравнению с материальными элементами. В этих отраслях технологическая реализация знаний играет решающую роль, а производство знаний является источником экономического роста». [3]

      Важнейшим производственным ресурсом общества является не информация, как относительно объективная сущность или набор данных о тех или иных производственных и технологических процессах, а знания – информация, усвоенная человеком и не существующая вне его сознания.

      «Критерием определения "новой экономики" является степень влияния фактора знаний на производительность труда и экономический рост. Ее основными отличительными чертами выступают:

  1. Знания как производственный фактор и основной ресурс. В "новой экономике" произведенный продукт, богатство становятся результатом применения знаний, которые одновременно являются и ресурсом, используемым для создания товаров и услуг, и элементом инфраструктуры (в виде системы образования, научных институтов и пр.). Соответственно, условия применения знаний включают в себя каналы, позволяющие перемещать знания из мест их создания в сферу производства. Быстрый экономический рост в "новой экономике" обеспечивается не наращиванием физических объемов выпуска постепенно модернизируемых продуктов и услуг, а увеличением добавленной стоимости производимых продуктов, зависящей от инноваций, альтернативных предпочтений потребителей и скорости реакции бизнеса на изменение этих предпочтений.
  2. Переход на новые технологии. Их основой выступают информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека. Внедрение информационных технологий характерно не только для производства, но и для непроизводственной сферы: образования, здравоохранения, финансов, торговли и др. Дистанционное образование, электронная передача денег, торговля через Интернет, консультации врачей, находящихся за тысячи километров от пациента, являются свидетельствами кардинальных преобразований непроизводственной сферы под воздействием информационных технологий.
  3. Дематериализация создаваемого продукта. В "новой экономике" изменяется структура продукта и его стоимости, происходит снижение доли и значимости материальной составляющей продукта и рост ценности вложенного в него интеллекта. Данная особенность находит отражение в оценке стоимости фирм и предприятий, которая рассчитывается на основе оценки имеющихся интеллектуальных активов.
  4. Изменение характера и структуры труда: от исполнительно–репродуктивного к интеллектуальному и инновационному, что приводит к трансформации привычного образа рабочего. Главным и дефицитным ресурсом становится творческий работник, способный генерировать новые идеи, создавать и внедрять современные технологии и продукты. Следствием данных тенденций являются значительные изменения на рынке труда, где происходит удешевление физического труда и растет стоимость труда интеллектуального. В "новой экономике" уровень образования влияет на экономический и социальный статус работника, его профессиональную карьеру.
  5. Глобальные масштабы "новой экономики". "Новая экономика" ведет, прежде всего, к ликвидации географических и национальных границ экономического пространства. Это явление связано с развитием общества нового типа, в котором знания превращаются в главный ресурс. Поэтому "новая экономика" является движущей силой одной из ключевых тенденций развития мировой экономики, а именно – прогрессирующей глобализации. Последнюю можно рассматривать как процесс формирования единого военно–политического, финансово– экономического и информационного пространства, функционирующего почти исключительно на основе высоких и компьютерных технологий. Экономика нового типа приводится в движение и одновременно является двигателем новых знаний и технологий, позволяющих осуществлять деятельность в масштабах всей планеты. Следовательно, "экономика знаний" является основной предпосылкой, фактором и источником развития глобализации». [3]

      Вышеперечисленные признаки позволяют определить "новую  экономику" как процесс становления и развития мирового хозяйства, носящий глобальный характер, при котором социальный прогресс и экономический рост достигаются путем использования нового фактора производства – постоянно обновляемых знаний. "Новая экономика" включает весь механизм производства знаний. Ее инфраструктура и ресурсный потенциал состоят из нескольких элементов и содержат в качестве своих элементов сферу образования, фундаментальную и прикладную науку, систему коммуникаций, патентную систему и др.

 

      

1.3 Человек в информационной экономике

      «В конце XX века в развитых странах получает широкое распространение концепция человеческого капитала. Введение в науку и практику нового термина "человеческий капитал" вызывает необходимость научного обоснования этой категории, установления ее взаимосвязи с традиционными понятиями» [2].

      «К основным элементам человеческого капитала, как правило, относят:

  • Капитал образования (знания – общие и специальные).
  • Капитал подготовки на производстве (квалификация, навыки, опыт).
  • Капитал здоровья.
  • Обладание экономически значимой информацией.
  • Капитал миграции (обеспечивает мобильность работников).
  • Мотивация экономической деятельности». [2]

      Главная отличительная особенность человеческих ресурсов состоит в их личностной специфике. В отличие от машин  и сырья люди наделены интеллектом, и их участие в производственном процессе носит осмысленный характер. В условиях ускорения технологических нововведений, обострения конкуренции, глобализации экономики именно знания, квалификация, творческие и предпринимательские способности работников рассматриваются как основной ресурс развития экономики и повышения эффективности и конкурентных преимуществ стратегического развития деловых организаций. Человек обладает творческими, предпринимательскими способностями, продуктивность которых не имеет видимых пределов. Именно поэтому в человеческих ресурсах скрыты наибольшие резервы для повышения эффективности функционирования организации. В современных условиях научно – технического прогресса возможен "моральный износ" человеческих ресурсов, но люди постоянно и осознанно стремятся к совершенствованию, повышению квалификации, обновлению знаний и профессиональных навыков.

Информация о работе Изменение роли человека в информационной экономике