Выделим характерные типы регионов:
1. Инвестиционный потенциал умеренный,
но риск минимальный. Подобное
характерно для Белгородской
области и Татарстана. Это структурно
сбалансированные регионы. В этой
группе оказались обе российские
столицы - они сулят инвесторам
огромные возможности при минимальном
риске. Москва и Санкт-Петербург
очень сильно (в несколько раз)
оторвались от остальных регионов,
как по большинству видов риска,
так и почти по всем видам
потенциала (за исключением разве
что ресурсно-сырьевого). Регионов
с минимальным риском и низким
потенциалом (типа Монако или
Багам) в России нет вообще.
Это свидетельствует о том,
что регионы с незначительным
потенциалом при существующей
в России ситуации не в состоянии
создать устойчивые низко-рисковые
условия инвестирования.
2. Умеренный уровень инвестиционного
риска и потенциал ниже среднего.
К этому типу относятся почти
половина субъектов Федерации
(точнее, сорок один). Попадание в
эту группу обусловлено двумя
основными причинами. С одной
стороны, это снижение некогда
более солидного потенциала кризисных
промышленных регионов - Владимирской,
Ивановской, Тульской областей и
др. (такие регионы в основном
все еще сохраняют изрядный
инвестиционный потенциал). С другой
стороны, сюда относится часть
изначально экономически слабо развитых
регионов с достаточно низким инвестиционным
риском: Ненецкий и Коми-Пермяцкий АО,
Кабардино-Балкарская Республика, регионы
Северо - Запада.
3.Регионы с высоким инвестиционным
риском и значительным потенциалом.
Их оказалось всего три: Красноярский
край, Республика Саха (Якутия), Ямало-Ненецкий
АО. Они имеют высокие уровни
риска по всем без исключения
составляющим. Соответственно инвестирование
сюда сопряжено со значительными
объективными трудностями (труднодоступность,
высокий уровень загрязнения
окружающей среды в местах
концентрации хозяйственной деятельности
и т. п.), а также с рядом
субъективных факторов (например, специализацией
на добывающих отраслях промышленности).
Регионы, относящиеся к этому
типу, представлены как преимущественно
промышленно развитыми территориями
(Нижегородская, Пермская, Самарская,
Иркутская области и др.), так
и наиболее крупными промышленно-аграрными
(Краснодарский край, Волгоградская,
Саратовская, Ростовская области).
При условии существенного снижения
экологической, социальной, криминальной
и законодательной составляющих
инвестиционного риска, к ним
со временем вполне может присоединиться
и Красноярский край. Эти регионы
обладают всеми предпосылками для экономического
роста и должны образовать «каркас» новой
территориальной структуры хозяйства
страны. В приоритетном развитии этих
субъектов РФ как раз и должна заключаться
региональная социально-экономическая
и структурно-инвестиционная политика
нового российского правительства. Ее
успешная реализация позволит этим регионам
выступить в роли «локомотивов» экономики,
а в перспективе, возможно, стать интеграторами
активно обсуждаемого сейчас процесса
укрупнения субъектов Федерации.
4.Группа еще с более низким
потенциалом представлена преимущественно
автономиями и наиболее слабо
развитыми республиками, а также
отдельными территориально и экономически
изолированными регионами Дальнего Востока
(Сахалинская и Камчатская области).
5.Очень высокий риск при низком
потенциале. Неблагоприятная этнополитическая
ситуация, сложившаяся в Чечне,
Дагестане и Ингушетии, делает
эти районы пока мало привлекательными
для инвесторов.[5]
При анализе инвестиционного потенциала
региона следует отметить, что
он отличается значительной «консервативностью».
В последние годы его относительно
быстрое наращивание происходило
лишь в узкоспециализированных регионах
нефтегазодобычи. Вообще роль российских
крупных компаний в отраслях экономики
регионов России в целом довольно
значительна, и она определяется
теми активами, которыми бизнес-группы
владеют сейчас в различных регионах.
Приход крупного бизнеса в те или
иные отрасли региона привел, как
правило, к увеличению роли этих отраслей
в экономике регионов (иначе говоря,
к росту зависимости экономики
субъектов РФ от отраслей их специализации).
Это можно проследить на ряде ключевых
отраслей - нефтяной, угольной и других.
Инвесторы продолжают игнорировать потенциально
благоприятный инвестиционный климат,
созданный в ряде регионов страны.
Их активность не соответствует ни
достаточно весомому местному инвестиционному
потенциалу, ни относительно низкому
риску. Так, отечественные инвесторы
недостаточно учитывают довольно благоприятное
сочетание инвестиционного климата
и потенциала в Центральной России
(в Ивановской, Владимирской, Ярославской,
Тамбовской, Смоленской и Орловской
областях, а также в Псковской,
Мурманской областях и в Республике
Мордовия). Иностранные инвесторы
уделяют недостаточно внимания Оренбургской,
Астраханской, Курской, Пензенской, Костромской
областям, Чувашии, Адыгее, Мордовии, Ненецкому
АО.
Выявленные межрегиональные инвестиционные
диспропорции во многом обусловлены
общим дефицитом как отечественных,
так и иностранных инвестиционных
ресурсов, привлекаемых в Россию вследствие
ее общей высокой (а с 2007 года и
сверхвысокой) инвестиционной рисковостью
на фоне других стран мира. Существенным
фактором не до инвестирования является
также и слабая информированность об инвестиционном
климате того или иного региона. Постепенное
создание более благоприятных условий
для инвестирования существенно повышает
роль регионов в развитии инвестиционной
деятельности. Слабость государственной
поддержки инвестиций на федеральном
уровне тем более усиливает потребность
перенесения центра тяжести формирования
многих аспектов благоприятного инвестиционного
климата в регионы. Одним из методов поддержки
регионов России, является реализация
Федеральной адресной инвестиционной
программы (ФАЙЛ), которая включает финансирование
Федеральных целевых программ (ФЦП), часть
из которых напрямую относится к регионам.
Как правило, ФЦП направлены на социально-экономическое
развитие каких-то конкретных округов.
Наибольшим инвестиционным потенциалом
обладают Москва и Санкт-Петербург,
а также регионы, обладающие мощным
ресурсно-сырьевым потенциалом, то есть
большинство регионов-доноров. Хотелось
бы обратить внимание на укоренение в
современной региональной проблематике
такого понятия, как «имидж региона». Имидж
региона - это некоторый набор признаков
и характеристик, которые на эмоционально-психологическом
уровне ассоциируются у широкой общественности
с конкретной территорией. Необходимость
формирования собственного имиджа каждого
региона и усиление моментов узнаваемости
российских территорий очевидна. Потому
что, в конечном итоге, это способствует
привлечению внимания к региону, дает
возможность более эффективно лоббировать
свои интересы, улучшать инвестиционный
климат, получать дополнительные ресурсы
для развития региональной экономики,
становиться кадровым резервом федеральных
элит. Более того, продвижение имиджа регионов
-- перспективный путь преодоления трудностей
в формировании имиджа России в целом,
и об этом нельзя забывать .[6]
Заключение:
Привлечение национальных и иностранных
инвестиций является крайне важным для
современной российской экономики.
Наличие достаточных инвестиционных
ресурсов, в первую очередь, позволит
произвести модернизацию существующих
производственных фондов, а также
создать новые высокотехнологичные
предприятия, что положительно отразится
на экономическом росте страны.
Для улучшения инвестиционного
климата, и современного политического
и экономического состояния России
представляется возможным проведение
следующих мероприятий:
-обеспечение политической стабильности
и последовательности реформ в стране,
-проведение мероприятий по дальнейшему
сокращению инфляции, -
-налоговое стимулирование инвестиционной
деятельности,
-развитие фондового рынка и стимулирование
сохранения российского капитала в стране.
В заключение хочется отметить, что
инвестиции представляют собой сложный
механизм, способный в значительной
степени увеличить экономический
потенциал государства. Поэтому
успех, достигнутый в данной сфере,
во многом предопределит успешную реализацию
социально-экономических реформ и
экономическое развитие страны в
целом.
Список литературы:
1. М. Делягин, О. Тиньков Инвестиции
2007.- №10.- С.21-25
2. А.Гудков. Инвестиционная привлекательность
регионов. 2008.-№3
3.С.Ереванский. Инвестиции в Россию
2007-2011 год.
4. С.Письменный. Иностранные инвестиции
в стратегические месторождения.2008
5. http://dvms.mos.ru/directions/investments/
6. http://www.gks.ru/wps/