Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2012 в 17:57, курсовая работа
Целью настоящей работы является изучение истории развития предмета микроэкономики.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
• определить необходимость возникновения микроэкономики;
• рассмотреть предмет микроэкономики;
• изучить основные этапы развития микроэкономики.
Основой работы являются труды отечественных и зарубежных специалистов по данной тематике, а также материалы из печатных периодических изданий.
Введение 2
1. Предмет микроэкономики 4
6
2. Основные этапы развития микроэкономики 6
2.1. Истоки развития. Экономия 6
2.2. Меркантилизм — первая школа политической экономии 10
2.3. Классическая политическая экономия и физиократия 11
2.4. Марксизм 16
2.5. Маржинализм – формирование неоклассического направления экономической мысли 19
2.6. Кейнсианство 20
2.7. Новые направления неоклассики – монетаризм, новая классическая экономика 22
2.8. Институционально-социологическое направление 25
Заключение 27
Список литературы 28
Кафедра экономической теории
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Микроэкономика» на тему:
«История развития предмета микроэкономики»
Санкт-Петербург
2012
Содержание
Экономическая
наука изучает то, как общество,
сталкиваясь с центральной
В зависимости от уровня изучения процессов и явлений экономической жизни, в экономической науке можно выделить два больших раздела: микроэкономику и макроэкономику.
Микроэкономика
связана с деятельностью
Другим важным аспектом микроэкономики является взаимодействие субъектов экономики в процессе образования более крупных структур - рынков в отраслях промышленности. Изучая деятельность отдельных фирм и потребителей, микроэкономика вскрывает, как функционируют и развиваются отрасли промышленности и рынки, каким образом на их деятельность влияют политика правительства и экономические условия в других странах.
Микроэкономика дает представление о движении индивидуальных цен и имеет дело со сложной системой связей, именуемой рыночным механизмом. Она рассматривает проблемы затрат, результатов, полезности, стоимости и цены в том виде, в каком они формируются в непосредственном процессе производства, в актах обмена на рынке.
Микроэкономика для студентов, интересующихся тем, как работает хозяйственный механизм, - самый подходящий и наиболее интересный предмет. Ясное понимание того, что, такое микроэкономика, необходимо для принятия управленческих решений, разработки социальной политики, а в более общем плане - для понимания механизма функционирования современной экономики.
Целью настоящей работы является изучение истории развития предмета микроэкономики.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
Основой работы являются труды отечественных и зарубежных специалистов по данной тематике, а также материалы из печатных периодических изданий.
Экономическая теория, подобно любой другой науке, имеет свой специфический предмет исследования. В ходе развития экономической науки ее предмет эволюционировал. Представления о предмете экономической теории менялись в ходе углубления знаний о хозяйственной деятельности людей и по мере усложнения самой этой деятельности. В эпоху меркантилизма главный интерес ученых представляли деньги и способы их получения. Классическая школа сместила акценты в сторону производства, т.к. под богатством стали понимать материальные ценности. Последователи классиков в центр внимания поставили проблему распределения созданного продукта. С конца XIX в. и по настоящее время усилия ученых были сосредоточены на анализе человеческого поведения в отношении между данными целями и ограниченными средствами, имеющими альтернативные возможности применения (Л. Робинс).
Микроэкономика – составная часть экономической теории, изучающая экономические взаимоотношения между людьми и определяющая общие закономерности их хозяйственной деятельности.
Предметом микроэкономики является поведение индивидуального экономического субъекта рыночной экономики, функционирующего в условиях ограниченности ресурсов. При этом под индивидуальным экономическим субъектом понимается первичный элемент хозяйственной системы, самостоятельно осуществляющий определенные экономические функции. Такими звеньями являются предприятие, домашнее хозяйство, потребитель, инвестор, собственник земли, капитала или рабочей силы.
Поведение экономического субъекта – это процесс выработки, принятия и реализации решения о том, как ему использовать имеющиеся в его распоряжении ограниченные ресурсы с наибольшей для него пользой или выгодой. В микроэкономике принято считать, что экономические субъекты действуют рационально. Это значит, что основным мотивом их деятельности является максимизация материальной выгоды, измеренной в конкретном показателе. Для предприятия – это показатель прибыли, для покупателя – полезность потребительского набора, для инвестора – отдача от капиталовложений. Рациональными считаются все действия, которые приводят к уменьшению затрат ресурсов и к увеличению выгоды.
Основы микроэкономики создавались австрийской школой, основными представителями которой были К. Менгер, Ф. Визер, Э. Бем-Баверк. Значительный вклад в развитие микроэкономики внесли английские экономисты А. Маршалл, А. Пигу, Дж. Хикс, американский экономист Дж. Б. Кларк, итальянский экономист В. Парето, швейцарский экономист Л. Вальрас и др.
Предмет экономической теории как науки определился далеко не сразу, он является результатом длительного исторического развития.
Истоки экономической мысли уходят своими корнями в глубокую древность. Уже первобытные люди владели зачатками экономических знаний, имели определенные представления об отношениях, складывающихся между членами первобытной общины по поводу производства, распределения, обмена и потребления жизненных благ. Однако эти представления еще не выделились в самостоятельную область знаний и существовали в рамках нерасчлененного, синкретического общественного сознания, ведущей стороной которого была религия.
С возникновением первых классовых обществ на древнем Востоке в центре экономической мысли оказались проблемы организации и управления государственным (царско-храмовым) хозяйством, в результате чего появились специальные произведения ("Поучения гераклеопольского царя своему сыну Мерикару", "Артхашастра", "Гуаньцзы"), а также теории (учение Конфуция и др.), направленные на поддержание стабильности в государстве и обществе.
Однако взгляды древневосточных мыслителей оказали лишь косвенное влияние на становление экономической науки, которая родилась в лоне европейской цивилизации.
Гениальные попытки теоретически осмыслить экономическое устройство общества и определить источники его богатства были сделаны великими греками.
Экономическая теория первоначально возникла в античном обществе как экономия — наука о домоводстве, домашнем хозяйстве. Считается, что первым стал употреблять термин «экономия» ученик Сократа греческий мыслитель Ксенофонт (430–355 гг. до н. э.). Он составил руководство по управлению домашним хозяйством рабовладельца под названием «Экономикос» (от греч. ойкос — дом, номос — закон), что можно перевести как «домострой», т. е. искусство (законы) управления домашним хозяйством.
Воспользовавшись терминологией, предложенной Ксенофонтом, Аристотель (384—322 гг. до н. э) наполнил понятие «экономия» научным содержанием. По Аристотелю, экономия — это естественная хозяйственная деятельность, связанная с производством продуктов. Наряду с «экономией» он разглядел явление, названное им «хрематистикой» (греч. хрема — имущество, владение), т. е. искусство наживать денежное богатство. Экономия и хрематистика вместе составляют учение о богатстве. Если экономия связана с производством продуктов, то хрематистика — с движением денег, с вложением и накоплением капитала. Это была первая в истории науки попытка анализа капитала.
Для Аристотеля, как и Ксенофонта, идеалом оставалось натуральное хозяйство. Но в отличие от Ксенофонта Аристотель не только допускал товарно-денежные отношения, но и пытался их исследовать [5].
Определенные успехи в решении проблем организации и управления рабовладельческой виллой (типичным средних размеров хозяйством зажиточных граждан) были достигнуты римлянами.
Наивысшее развитие эти вопросы получили в трудах римских агрономов Катона ("О земледелии"), Варрона ("Сельское хозяйство"), Колумеллы ("О сельском хозяйстве") и в энциклопедическом сочинении Плиния Старшего ("Естественная история". Кн. XIV и XV).
Проблемы частной
собственности глубоко
Важной проблемой,
которую разрабатывала
В произведениях средневековых ученых-схоластов (преподавателей университетов), экономические проблемы также рассматривались в рамках учения о справедливости.
Различие заключалось лишь в том, что экономические вопросы в эпоху феодализма трактовали с позиций Священного писания в рамках канонического права. Христианское вероучение стало важным средством для преодоления характерного для античности презрительного отношения к труду.
Вопросы управления вотчинным хозяйством получили определенное развитие в произведениях монахов. Монастыри выступали как организаторы крупного, нередко хорошо налаженного сельскохозяйственного и ремесленного производства, что нашло отражение, например, в Сен-Жерменском полиптике b других произведениях этой эпохи.
В X—XIII вв. складывается особый социальный слой феодального общества — горожане. Экономические представления средневековых бюргеров отражены в цеховых уставах и городском праве.
Цеховые уставы осуществляли мелочную регламентацию производства каждого из членов корпорации. Ее целью было ограничение конкуренции как внутри самого цеха, так и со стороны деревенского и другого нецехового ремесла. Это способствовало стабилизации рынка, однако в то же время ограничивало капиталистические потенции цехового строя. Поэтому в дальнейшем цеховые уставы стали препятствовать экономическому развитию.
Укрепление городского строя, с одной стороны, и постепенный переход крестьян с барщины на натуральный, а позднее и денежный оброк, с другой, обострили противоречия между городом и деревней. Соотношение цен между городскими ремесленными и деревенскими сельскохозяйственными товарами отражало столкновение классовых интересов. Поэтому стала актуальной разработка учения о "справедливой цене", т. е. такой цене, которая, по мнению средневековых ученых-схоластов (Фома Аквинский, Иоанн Дуне Скотт, Уильям Оккам и др.), не только возмещала бы издержки производства и обращения, но и обеспечивала бы соответствующее каждому сословию существование. "Справедливая цена" поэтому рассматривается, например, Фомой Аквинским (1225/1226—1274) с точки зрения христианских норм морали. Библейские тексты широко использовались также для осуждения ростовщичества как противоестественного средства обогащения, как стяжательства, губящего человеческую душу. Начав с запрещения ростовщичества, католическая церковь постепенно сдавала одну позицию за другой и закончила тем, что к концу средневековья фактически легализовала его. Достаточно было представить процент как результат "труда", "расходов", "риска" или облечь в форму "товарищества", чтобы избежать осуждения церкви [16].
В условиях, когда христианство освящало существовавший феодальный строй, движение вперед было невозможно без реформы католической церкви. В борьбе с католицизмом теоретики Реформации (Мартин Лютер, Ульрих Цвингли, Жан Кальвин) использовали антисословную направленность первоначального христианства.
Важную роль при этом сыграли работы М. Лютера, разграничившего позднефеодальное стяжательство (накопление первоначального капитала любыми, в том числе и грязными, методами) и раннекапиталистическое предпринимательство (основанное на действии законов рынка, а не на методах феодального ограбления).
Ж. Кальвин идет дальше, развивая учение о божественном предопределении. Если ты правильно понял свое назначение, деятельности будет сопутствовать успех, который находит свое конечное выражение в росте денежного богатства. Идея равенства и справедливости в отношениях между людьми трансформировалась в идею эквивалентности обмена товаров, идея честного труда — в обоснование буржуазного предпринимательства и т. д. Мечты об устройстве будущего справедливого общества отразились в социальных утопиях позднего средневековья (Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.).
Информация о работе История развития предмета микроэкономики