История развития и перспективы потребительского движения в Казахстане

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 13:27, реферат

Описание работы

Рассматривая историю развития обществ защиты прав потребителей в Казахстане и саму идею в исторической перспективе, нам необходимо знать, как оно зарождалось и какова перспектива его развития. Впервые потребительское движение зародилось в США, именно отсюда идут корни современного консюмеризма.

Работа содержит 1 файл

История развития и перспективы потребительского движения в Казахстане.doc

— 64.00 Кб (Скачать)

Постоянно ведется работа со СМИ как основным инструментом пропаганды потребительских знаний, во многих газетах и журналах существуют отдельные рубрики, есть собственные программы на радио и телевидение.

С целью повышения эффективности деятельности региональных организаций создается разветвленная сеть ресурсных центров для формирования заинтересованной среды, которые направлены на решение социально значимых проблем в области защиты прав потребителей. В связи с этим при финансовой поддержке Фонда Каунтерпарт Консорциум на базе Национальной Лиги потребителей Казахстана осуществляется проект "Ресурсный Центр". В рамках данного проекта был стандартный пакет документов для деятельности региональных обществ, который распространяется среди НПО с помощью электронной почты, в печатном виде и на дискетах.

Для эффективности деятельности обществ защиты прав потребителей важен высокий уровень грамотности сегодняшнего казахстанского потребителя, что еще раз подчеркивает необходимость обязательного потребительского образования в Республике Казахстан, лоббируемое Национальной Лигой Потребителей. Результатом этой работы было внедрение обязательное потребительского образования, инициированное и лоббируемое Национальной Лигой Потребителей, уже получило поддержку со стороны Министерства образования. Был доработан и издан учебник "основы потребительских знаний" для учащихся средних школ. В 2000 -м году, курс для студентов по основам потребительских знаний был прочитан в ВШП "Адилет" среди студентов юридической специальности. Это способствовало привлечению в сферу защиты прав потребителей высококвалифицированных специалистов. Продолжается работа над проектом внедрения потребительского образования в школах и Вузах Казахстана. Такая необходимость связна, во-первых, с повышением грамотности казахстанского потребителя, и во-вторых с востребованностью квалифицированных кадров в государственном органе по защите прав потребителей, также преподавателей школ и Вузов. В связи с недостаточностью квалифицированных кадров, на базе ОФ НЛПК при поддержке Фонда "Евразия" разрабатываются модули обучающих семинаров для преподавателей , методические пособия, буклеты и т.д. Все больше отдается предпочтение интерактивной методике обучения, нестандартным игровым формам, поскольку об этом успешно говорит международный опыт. Так, в традиционном российском Квне, организуемом международной конфедерацией обществ защиты прав потребителей по основам потребительских знаний между учащимися школ, дважды принимала участие и казахстанская команда "Кочевники".

С целью предотвращения конфликтов между потребителями и предпринимателями и повышения качества товаров, производимых отечественными производителями в нобходима выработка и распространение рекомендаций для товаропроизводителей и услугодателей, широкая пропаганда деятельности в средствах массовой информации для распространения знаний в области защиты прав потребителей и предания массового характера потребительскому движению.

Постоянно ведется работа, связанная с разработкой законопроектов нормативных правовых актов в области защиты прав потребителей, создание предпосылок для образования базовой законодательной основы, ориентированной на защиту прав и интересов потребителей, с ней связана и организация работы Центра независимой потребительской экспертизы товаров и услуг (разработка потребительских тестов и проведение независимой экспертизы товаров и услуг), формирование базы данных о юридических лицах и частных предпринимателях, допускающих нарушение законодательства в области защиты прав потребителей как основных составляющих эффективного механизма защиты прав потребителей. Прежде всего, организации потребителей активно лоббирует законопроект "О защите прав потребителей в РК", разрботанный специалистами ОФ НЛПК, который прошел соответствующую экспертизу в Международной конфедерации обществ защиты прав потребителей и Consumers International. Наша организация участвовала в разработке таких законодательных актов как Гражданский кодекс РК (положения, связанные с договорными отношениями и определение качества продукции), Гражданско-процессуальный Кодекс РК (нормы о подсудности, положения представителей и т.д.), уголовный Кодекс РК ( статьи 223, 224 - обман, обвес, обсчет потребителя), Административный Кодекс РК, Закон "О рекламе", Закон "О торговле", подзаконные нормативные акты.

Предыдущий работа в претензионной и судебной способствовал принятию решения по разъяснению законодательства "О защите прав потребителей". В связи с этим были изданы два Постановления пленума Верховного суда, инициированные непосредственно обращениями обществами защиты прав потребителей в связи с многочисленными противоречиями в применении законодательства о защите прав потребителей на практике. Так, в Постановлении пленум верховного Суда от 25 декабря 1995 года "О применении судами законодательства о возмещении морального вреда обобщались нормативные акты, регулирующие вопросы возмещения морального вреда", в том числе и Закон "О защите прав потребителей". Еще раз на высоком законодательном уровне говорилось о том, что при нарушении прав потребителей гражданин имеет право и на возмещение морального вреда, а соответствующие иски могут подавать общества защиты прав потребителей.

В постановлении пленума Верховного Суда от 25 июля 1996 года "О практике применения судами законодательства о защите прав потребителей" можно выделить следующие важны моменты: наряду с законом о защите прав потребителей в случае возникновения договорных отношений возможно применение норм Гражданского кодекса, освобождение от уплаты государственной пошлины при подачи иска обществами защиты прав потребителей, а также выбор подсудности по местонахождению истца (общества защиты прав потребителей) либо по месту применения вреда. Все эти нормы в той или иной мере способствовали внедрению упрощенной процедуры рассмотрения споров с участием потребителей.

В заключении хотелось бы отметить, что потребительское движение в Казахстане сравнительно молодое, но за время своего развития, потребительские организации смогли достичь многого. Взять, к примеру, хотя бы те факты, что в результате упорной борьбы Национальной лиги потребителей в январе 2001 года создан отдел по защите прав потребителей при Агентстве по регулированию естественных монополий, развитию предпринимательства и поддержке малого бизнеса, а с сентября 2001 года предмет "Основы потребительских знаний&quto; внедрен в качестве обязательного на юридические и экономические факультеты высших учебных заведений республики Казахстан. Но, не сотря на активность общественной защиты прав потребителей, без взаимодействия и помощи со стороны государства мы не можем построить полноценную и эффективную систему защиты прав потребителей и правовое демократическое общество.

В настоящее время в Казахстане есть несколько проблем, которые мешают построению цивилизованных отношений на рынке товаров и услуг, однако решение всех вышеуказанных проблем входит в стратегические планы Национальной лиги потребителей Казахстана, соответствует ее миссии и способствует построению правового демократического государства.

Президент Общественного фонда
"Национальная лига потребителей Казахстана"
Шамсутдинова Светлана

 



Информация о работе История развития и перспективы потребительского движения в Казахстане